бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние условий макро- и микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет бесплатно рефераты

Выводы по главе 1

Основу для изучения этиологии нарушений в развитии ребенка, в частности речевых расстройств, составляют эволюционно-динамический подход (Давыдовский И.В.) и принцип диалектического единства (Хватцев М.Е.) биологического и социального в развитии речи, где окружающая ребенка социальная среда является не только условием, но и источником как развития речи, так и является причиной возникновения невротических речевых расстройств. Этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.

Определяющее значение в развитии здорового полноценного ребенка принадлежит условиям макросреды как в масштабе всей страны, в масштабе отдельно взятого региона, так и в пределах конкретного города.

Воспитание и развитие ребенка начинается в семье. Статья Закона РФ «Об образовании» гласит «…родители являются первыми воспитателями ребенка… и несут ответственность за его образование, развитие и оздоровление…». Именно с этой позиции семья - это микросреда, а условия, в которых она развивается и осуществляет воспитание детей, в значительной степени определяет характер и степень сформированности необходимых образований растущей личности ребенка.

На примере педагогической запущенности и задержке психического развития можно довольно четко увидеть саму суть неблагоприятного влияния условий макро- и микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет.

Глава 2. Экспериментальное изучение влияния условий микро- и макросреды на речевое развитие детей 5-7 лет

2.1 Организация экспериментального изучения влияния микро-факторов окружающей среды на речевое развитие детей 5-7 лет

Теоретический анализ проблемы влияния условий макро- и микросреды на речевое развитие детей в главе 1 настоящей дипломной работы позволил определить направления, содержание организации и проведения экспериментального изучения выделенной проблемы.

Экспериментальная часть дипломной работы представлена анкетой для родителей, состоящей из 15 блоков, которые позволяют дать оценку социальным факторам семейного воспитания.

Экспериментальное исследование проводилось в марте 2004-05 учебного года. В анкетировании приняло участие 60 семей воспитанников МДОУ ДСКВ №68, из них:

q 30 семей - старшая группа - возраст 5-5,6 лет - логопедическая группа

q 30 семей - подготовительная группа - возраст 5,10 - 6,4 лет.

Итак, результаты изучения социальных факторов семейного воспитания.

Вопросы анкеты

Обобщенные результаты

( % - кол-во семей)

1. Возраст родителей к рождению ребенка

1.2

Мать:

До 16 лет

0

16-18

3% - 2с

18-20

17% - 10с

21-30

62%-37с

31-40

11%-7с

старше

7%- 4с

1.2

Отец

До 16 лет

0

16-18

0

18-20

5%-3с

21-30

11%-7 с

31-40

55%-33с

старше

28%- 17с

2. Социальная характеристика семьи

Полная

55%-33с

Неполная

28%-17 с

Деструктивная

7%-4 с

Распадающаяся

10%-6с

Опекуны

0

3.Жилищные условия

Отдельная 1 комнатная квартира

23%-14с

Отдельная 2 комнатная квартира

25%-15с

Отдельная 3 комнатная квартира

11%-7с

Отдельная 4 комнатная квартира

3%-5с

Отдельная 5 комнатная квартира

1%-1с

Комната (ы) в общежитии

5%-3с

Комната (ы) в коммунальной квартире

10%-6с

Деревянное жилье

3%-2с

Проживают в «балке»

11%-7с

Проживают без посторонних родственников

93%-56с

Количество других взрослых, проживающих с семьей (дедушки, бабушки, родственники, другие лица)

7%-4 с

4.Среднемесячный доход

Выше среднего уровня

3%-2с

На среднем уровне

50%-30с

Без нужды

40%-24с

Частые финансовые затруднения

7%-4с

Постоянная нужда

0

5. Характер взаимоотношений между родителями

Взаимопонимание

86%-51 с

Доминирование отца

7%-4с

Доминирование матери

5%-3с

Конфликты, ссоры, драки

11%-7с

Напряженное отношение с частыми расхождениями во мнениях

3%-2с

Пренебрежение

0

Неприязнь

0

6. Проведение досуга членов родительской семьи

Преимущественно дома

50%-30с

Часто проводят оздоровительные мероприятия (бассейн, лыжи, походы, сауна и т.д.)

20%-12с

Часто посещают культурно-зрелищные мероприятия

87%-52с

Асоциальные контакты

0

7. Особенности воспитания в семье

7.1

Воспитание матерью

Гибкое

87%-52с

Гипоопека

3%-2с

Гиперопека

5%-3с

Потворствующая гиперопека

5%-3с

Эмоционально-отвергающее поведение

0

Жестокое отношение

0

7.2

Воспитание отцом

Гибкое

75%-45с

Гипоопека

3%-2с

Гиперопека

5%-3с

Эмоционально-отвергающее поведение

5%-3с

Жестокое отношение

0

8. Отношение ребенка к членам семьи

8.1

Отношение к матери

Ровная привязанность

51%-54с

Безразличие

0

Отвержение

0

Выраженный негативизм

0

Предпочтение

8%-5с

Страх

0

Пассивная подчиняемость

1.%-1с

8.2

Отношение к отцу

Ровная привязанность

85%-51с

Безразличие

5%-3с

Отвержение

0

Выраженный негативизм

0

Предпочтение

5%-3с

Страх

0

Пассивная подчиняемость

5%-3с

9. Образование родителей

9.1

Мать

Высшее

78%-47с

Среднее специальное

11%-7с

Среднее

11%-7с

Студентка

0

9.2

Отец

Высшее

50%-30с

Среднее специальное

28%-17с

Среднее

22%-13с

Студент

0

9.3

Родители педагоги, психологи, врачи

33%-20с

10. Количество детей в семье. Наличие братьев и сестер

10.1

Многодетная семья (сколько детей)

5%-3с

10.2

Один ребенок в семье

45%-27с

10.3

Имеют одного брата/сестру

28%-17с

10.4

Имеют двух старших братьев/сестер

22%-13с

10.5

Имеет одного младшего брата/сестру

11%-7с

10.6

Имеет двух младших братьев/сестер

13%-9с

11. Национальность

11.1

Русские

74.%-41с

11.2

Татары

11.%-7с

11.3

Башкиры

3.0%-2с

11.4

Украинцы

5.0% -3 с

11.5

Белорусы

1.0%

11.6

Марийцы

1.0%

11.7

Чуваши

1.0%

11.8

Мордвины

1.0%

11.9

Узбеки

1.0%

11.10

Ингуши

1.0%

11.11

Лезгины

1.0%

12. Наследственные заболевания

12.1

Мать

20%-7с

12.2

Отец

11%-4 с

13. Речевая среда

Общение в семье на одном (русском )языке

92%-55с

Общение в семье на двух ( русский и родной) языках

8%-5с

Общение в семье на трех и более языках

0

14. Протекание беременности и родов

14.1

Протекание беременности

Без осложнений

22%-13с

С осложнениями

78%-47с

14.2

Течение родов

Ребенок доношенный

78%--47с

Ребенок недоношенный

9%-5с

Операция кесарево сечение

13%-8с

Роды через естественные родовые пути

87%-52с

Родовая травма

100%-60с

Асфиксия

92%-55с

Другое

28%-17с

15. Заболевания первого года жизни

Частые простудные

92%-55с

Инфекционные

87%-52с

операции

11%-7с

16. Последующие заболевания

Частые простудные

92%-55с

Инфекционные

87%-52с

Аллергические

78%-47с

Другие

45%-27с

17. Речевое развитие ребенка

17.1

Звукопроизношение

Нарушено (1-2 группы звуков)

40%-24с

Нарушено ( 3 и более группы звуков)

40%-24с

Не нарушено

20%-12с

17.2

Фонематический слух

Нарушен

80%-48с

Не нарушен

20%-12с

17.3

Лексико-грамматический стой речи

Нарушен

80%-48с

Не нарушен

20%-12с

18. Всего детей 64 ребенка

(2 семьи- двойняшки)

15.1

Всего девочек

44%- 28

15.2

Всего мальчиков

56%- 36

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6