Влияние условий макро- и микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет
Выводы по главе 1
Основу для изучения этиологии нарушений в развитии ребенка, в частности речевых расстройств, составляют эволюционно-динамический подход (Давыдовский И.В.) и принцип диалектического единства (Хватцев М.Е.) биологического и социального в развитии речи, где окружающая ребенка социальная среда является не только условием, но и источником как развития речи, так и является причиной возникновения невротических речевых расстройств. Этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.
Определяющее значение в развитии здорового полноценного ребенка принадлежит условиям макросреды как в масштабе всей страны, в масштабе отдельно взятого региона, так и в пределах конкретного города.
Воспитание и развитие ребенка начинается в семье. Статья Закона РФ «Об образовании» гласит «…родители являются первыми воспитателями ребенка… и несут ответственность за его образование, развитие и оздоровление…». Именно с этой позиции семья - это микросреда, а условия, в которых она развивается и осуществляет воспитание детей, в значительной степени определяет характер и степень сформированности необходимых образований растущей личности ребенка.
На примере педагогической запущенности и задержке психического развития можно довольно четко увидеть саму суть неблагоприятного влияния условий макро- и микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет.
Глава 2. Экспериментальное изучение влияния условий микро- и макросреды на речевое развитие детей 5-7 лет
2.1 Организация экспериментального изучения влияния микро-факторов окружающей среды на речевое развитие детей 5-7 лет
Теоретический анализ проблемы влияния условий макро- и микросреды на речевое развитие детей в главе 1 настоящей дипломной работы позволил определить направления, содержание организации и проведения экспериментального изучения выделенной проблемы.
Экспериментальная часть дипломной работы представлена анкетой для родителей, состоящей из 15 блоков, которые позволяют дать оценку социальным факторам семейного воспитания.
Экспериментальное исследование проводилось в марте 2004-05 учебного года. В анкетировании приняло участие 60 семей воспитанников МДОУ ДСКВ №68, из них:
q 30 семей - старшая группа - возраст 5-5,6 лет - логопедическая группа
q 30 семей - подготовительная группа - возраст 5,10 - 6,4 лет.
Итак, результаты изучения социальных факторов семейного воспитания.
№
|
Вопросы анкеты
|
Обобщенные результаты
( % - кол-во семей)
|
|
1. Возраст родителей к рождению ребенка
|
|
1.2
|
Мать:
|
|
|
До 16 лет
|
0
|
|
|
16-18
|
3% - 2с
|
|
|
18-20
|
17% - 10с
|
|
|
21-30
|
62%-37с
|
|
|
31-40
|
11%-7с
|
|
|
старше
|
7%- 4с
|
|
1.2
|
Отец
|
|
|
До 16 лет
|
0
|
|
|
16-18
|
0
|
|
|
18-20
|
5%-3с
|
|
|
21-30
|
11%-7 с
|
|
|
31-40
|
55%-33с
|
|
|
старше
|
28%- 17с
|
|
2. Социальная характеристика семьи
|
|
|
Полная
|
55%-33с
|
|
|
Неполная
|
28%-17 с
|
|
|
Деструктивная
|
7%-4 с
|
|
|
Распадающаяся
|
10%-6с
|
|
|
Опекуны
|
0
|
|
3.Жилищные условия
|
|
|
Отдельная 1 комнатная квартира
|
23%-14с
|
|
|
Отдельная 2 комнатная квартира
|
25%-15с
|
|
|
Отдельная 3 комнатная квартира
|
11%-7с
|
|
|
Отдельная 4 комнатная квартира
|
3%-5с
|
|
|
Отдельная 5 комнатная квартира
|
1%-1с
|
|
|
Комната (ы) в общежитии
|
5%-3с
|
|
|
Комната (ы) в коммунальной квартире
|
10%-6с
|
|
|
Деревянное жилье
|
3%-2с
|
|
|
Проживают в «балке»
|
11%-7с
|
|
|
Проживают без посторонних родственников
|
93%-56с
|
|
|
Количество других взрослых, проживающих с семьей (дедушки, бабушки, родственники, другие лица)
|
7%-4 с
|
|
4.Среднемесячный доход
|
|
|
Выше среднего уровня
|
3%-2с
|
|
|
На среднем уровне
|
50%-30с
|
|
|
Без нужды
|
40%-24с
|
|
|
Частые финансовые затруднения
|
7%-4с
|
|
|
Постоянная нужда
|
0
|
|
5. Характер взаимоотношений между родителями
|
|
|
Взаимопонимание
|
86%-51 с
|
|
|
Доминирование отца
|
7%-4с
|
|
|
Доминирование матери
|
5%-3с
|
|
|
Конфликты, ссоры, драки
|
11%-7с
|
|
|
Напряженное отношение с частыми расхождениями во мнениях
|
3%-2с
|
|
|
Пренебрежение
|
0
|
|
|
Неприязнь
|
0
|
|
6. Проведение досуга членов родительской семьи
|
|
|
Преимущественно дома
|
50%-30с
|
|
|
Часто проводят оздоровительные мероприятия (бассейн, лыжи, походы, сауна и т.д.)
|
20%-12с
|
|
|
Часто посещают культурно-зрелищные мероприятия
|
87%-52с
|
|
|
Асоциальные контакты
|
0
|
|
7. Особенности воспитания в семье
|
|
7.1
|
Воспитание матерью
|
|
|
Гибкое
|
87%-52с
|
|
|
Гипоопека
|
3%-2с
|
|
|
Гиперопека
|
5%-3с
|
|
|
Потворствующая гиперопека
|
5%-3с
|
|
|
Эмоционально-отвергающее поведение
|
0
|
|
|
Жестокое отношение
|
0
|
|
7.2
|
Воспитание отцом
|
|
|
Гибкое
|
75%-45с
|
|
|
Гипоопека
|
3%-2с
|
|
|
Гиперопека
|
5%-3с
|
|
|
Эмоционально-отвергающее поведение
|
5%-3с
|
|
|
Жестокое отношение
|
0
|
|
8. Отношение ребенка к членам семьи
|
|
8.1
|
Отношение к матери
|
|
|
Ровная привязанность
|
51%-54с
|
|
|
Безразличие
|
0
|
|
|
Отвержение
|
0
|
|
|
Выраженный негативизм
|
0
|
|
|
Предпочтение
|
8%-5с
|
|
|
Страх
|
0
|
|
|
Пассивная подчиняемость
|
1.%-1с
|
|
8.2
|
Отношение к отцу
|
|
|
Ровная привязанность
|
85%-51с
|
|
|
Безразличие
|
5%-3с
|
|
|
Отвержение
|
0
|
|
|
Выраженный негативизм
|
0
|
|
|
Предпочтение
|
5%-3с
|
|
|
Страх
|
0
|
|
|
Пассивная подчиняемость
|
5%-3с
|
|
9. Образование родителей
|
|
9.1
|
Мать
|
|
|
Высшее
|
78%-47с
|
|
|
Среднее специальное
|
11%-7с
|
|
|
Среднее
|
11%-7с
|
|
|
Студентка
|
0
|
|
9.2
|
Отец
|
|
|
Высшее
|
50%-30с
|
|
|
Среднее специальное
|
28%-17с
|
|
|
Среднее
|
22%-13с
|
|
|
Студент
|
0
|
|
9.3
|
Родители педагоги, психологи, врачи
|
33%-20с
|
|
10. Количество детей в семье. Наличие братьев и сестер
|
|
10.1
|
Многодетная семья (сколько детей)
|
5%-3с
|
|
10.2
|
Один ребенок в семье
|
45%-27с
|
|
10.3
|
Имеют одного брата/сестру
|
28%-17с
|
|
10.4
|
Имеют двух старших братьев/сестер
|
22%-13с
|
|
10.5
|
Имеет одного младшего брата/сестру
|
11%-7с
|
|
10.6
|
Имеет двух младших братьев/сестер
|
13%-9с
|
|
11. Национальность
|
|
11.1
|
Русские
|
74.%-41с
|
|
11.2
|
Татары
|
11.%-7с
|
|
11.3
|
Башкиры
|
3.0%-2с
|
|
11.4
|
Украинцы
|
5.0% -3 с
|
|
11.5
|
Белорусы
|
1.0%
|
|
11.6
|
Марийцы
|
1.0%
|
|
11.7
|
Чуваши
|
1.0%
|
|
11.8
|
Мордвины
|
1.0%
|
|
11.9
|
Узбеки
|
1.0%
|
|
11.10
|
Ингуши
|
1.0%
|
|
11.11
|
Лезгины
|
1.0%
|
|
12. Наследственные заболевания
|
|
|
12.1
|
Мать
|
20%-7с
|
|
12.2
|
Отец
|
11%-4 с
|
|
13. Речевая среда
|
|
|
|
Общение в семье на одном (русском )языке
|
92%-55с
|
|
|
Общение в семье на двух ( русский и родной) языках
|
8%-5с
|
|
|
Общение в семье на трех и более языках
|
0
|
|
14. Протекание беременности и родов
|
|
|
14.1
|
Протекание беременности
|
|
|
|
Без осложнений
|
22%-13с
|
|
|
С осложнениями
|
78%-47с
|
|
14.2
|
Течение родов
|
|
|
|
Ребенок доношенный
|
78%--47с
|
|
|
Ребенок недоношенный
|
9%-5с
|
|
|
Операция кесарево сечение
|
13%-8с
|
|
|
Роды через естественные родовые пути
|
87%-52с
|
|
|
Родовая травма
|
100%-60с
|
|
|
Асфиксия
|
92%-55с
|
|
|
Другое
|
28%-17с
|
|
15. Заболевания первого года жизни
|
|
|
|
Частые простудные
|
92%-55с
|
|
|
Инфекционные
|
87%-52с
|
|
|
операции
|
11%-7с
|
|
16. Последующие заболевания
|
|
|
|
Частые простудные
|
92%-55с
|
|
|
Инфекционные
|
87%-52с
|
|
|
Аллергические
|
78%-47с
|
|
|
Другие
|
45%-27с
|
|
17. Речевое развитие ребенка
|
|
|
17.1
|
Звукопроизношение
|
|
|
|
Нарушено (1-2 группы звуков)
|
40%-24с
|
|
|
Нарушено ( 3 и более группы звуков)
|
40%-24с
|
|
|
Не нарушено
|
20%-12с
|
|
17.2
|
Фонематический слух
|
|
|
|
Нарушен
|
80%-48с
|
|
|
Не нарушен
|
20%-12с
|
|
17.3
|
Лексико-грамматический стой речи
|
|
|
|
Нарушен
|
80%-48с
|
|
|
Не нарушен
|
20%-12с
|
|
18. Всего детей 64 ребенка
(2 семьи- двойняшки)
|
|
|
15.1
|
Всего девочек
|
44%- 28
|
|
15.2
|
Всего мальчиков
|
56%- 36
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|