Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности
Низкий уровень притязаний зависит во многом от установки на неудачу, неясными планами на будущее. Люди с низким уровнем притязаний обычно ориентированы на подчинении и часто проявляют беспомощность, они плохо планируют свои действия в ближайшем времени и плохо соотносят их с перспективой.
Неадекватность уровня притязаний может приводить к дезадаптивному поведению, неэффективности какой-либо деятельности, к затруднениям в межличностных отношениях.
Результаты эмпирического исследования уровня притязаний студентов представлены в таблице 1
Таблица 1
Показатели уровня притязаний у студентов, n=50
Уровень притязаний
|
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
|
Кол-во чел
|
%
|
Кол-во чел
|
%
|
Кол-во чел
|
%
|
|
6
|
12
|
17
|
34
|
27
|
54
|
|
|
Результаты диагностики уровня притязаний показали, что лишь 12% (6 чел.) от общего количества испытуемых имеют высокий уровень притязаний. Данные студенты стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей.
34% студентов (17 чел) имеют умеренный уровень притязаний. Эти студенты стабильно и успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям.
Большинство студентов в выборке (54%, 27 чел.) имеют низкий уровень притязаний. Эти студенты выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.
Результаты эмпирического исследования уровня притязаний студентов наглядно отражены на рисунке 1
Рис. 1. Показатели выраженности уровня притязаний у студентов
Таким образом, по полученным результатам можно сделать вывод, что среди студентов больше всего тех, кто ставит перед собой легкодостижимые задачи, а, следовательно, у них нет стремления к самоактуализации, что в целом соответствует возрастным показателям испытуемых.
Следующей задачей исследования было изучение характера самоактуализации у студентов. Самоактуализация - это внутренняя активность человека, целью которой является выявление потенциальных возможностей, ценностей и смыслов. Личность является саморегулирующейся, динамичной системой, и это означает, что субъект постоянно развивается, приобретая новые личностные и индивидуальные психологические качества, обеспечивающие ему достаточно широкие возможности самоактуализации (Л.И.Божович, И.Головаха, И.С. Кон, Я.К. Макарова и др.).
В качестве критериев самоактуализации студентов можно выделить: осмысленность жизни, признание главными в ней ценности роста и развития; позитивное восприятие себя, других, выбранной профессии, рассмотрение её как возможности реализовать собственные интересы, задатки, ценности; креативность; открытость к жизни и готовность учиться.
Для исследования характера самоактуализации у студентов мы использовали адаптированный к России тест POI Эверетта Шострома - Самоактуализационный тест САТ (авторы Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Кроз М.В., М.В.Латинская). СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал.
При разработке теста САТ не были однозначно определены нормы для высокого, среднего и низкого уровня самоактуализации. Предельное значение параметров CAT - 80 Т-баллов и более (такое явление Э. Шостром назвал «псевдосамоактуализацией») - свидетельствует о слишком сильном влиянии на результат обследования фактора социальной желательности или о намерении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете. Практика использования CAT в различных исследованиях и психотерапевтической работе показала, что «диапазон самоактуализации» у него близок к POI (55-70 Т-баллов). Шкальные оценки в 40-45 Т-баллов и ниже характерны для больных неврозами, различных форм пограничных психических расстройств, диапазон 45-55 Т-баллов составляет психическую и статистическую норму.
Результаты исследования самоактуализации у студентов представлены в таблице 2
Таблица 2
Результаты исследования самоактуализации у студентов, n=50
Шкалы
|
Уровень
|
|
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
|
|
кол-во чел
|
%
|
кол-во чел
|
%
|
кол-во чел
|
%
|
|
Ориентации во времени (ОВ)
|
5
|
10
|
25
|
50
|
20
|
40
|
|
Поддержки (Под)
|
6
|
12
|
28
|
56
|
16
|
32
|
|
Ценностной ориентации (ЦО)
|
8
|
16
|
24
|
48
|
20
|
40
|
|
Гибкости поведения (Г)
|
7
|
14
|
12
|
24
|
28
|
60
|
|
Сензитивности (Сз)
|
6
|
12
|
12
|
24
|
32
|
64
|
|
Спонтанности (Сп)
|
5
|
10
|
29
|
58
|
16
|
32
|
|
Самоуважения (Су)
|
28
|
56
|
15
|
30
|
7
|
14
|
|
Самопринятия (Спр)
|
6
|
12
|
29
|
58
|
15
|
30
|
|
Представлений о природе человека (П)
|
25
|
50
|
20
|
40
|
5
|
10
|
|
Синергии (Си)
|
5
|
10
|
31
|
62
|
14
|
28
|
|
Принятия агрессии (Аг)
|
6
|
12
|
26
|
52
|
18
|
36
|
|
Контактности (Ко)
|
5
|
10
|
20
|
40
|
25
|
50
|
|
Познавательных потребностей (Пп)
|
4
|
8
|
15
|
30
|
32
|
62
|
|
Креативности (Кр)
|
6
|
12
|
29
|
58
|
15
|
30
|
|
|
Для каждой шкалы по «сырым» баллам были вычислены средние арифметические и стандартные отклонения и осуществлен перевод в стандартные Т-баллы, результаты сведены в таблицу 3 (Приложение А) и представлены на рис. 2:
Рис. 2. Распределение Т-баллов по шкалам
Исследование самоактуализации выявило, что у студентов высокий балл по шкале Самоуважения (Су) и шкале Представлений о природе человека (П). Соответственно содержанию этих шкал, данные студенты способны оценить свои достоинства, положительные черты, уважают себя за них. Также для них характерна склонность воспринимать природу человека в целом как положительную.
Большинство студентов показало средние результаты в диапазоне 45-55 Т-баллов по следующим шкалам: Ориентации во времени (ОВ) - 47 Т-баллов, Поддержки (П) - 53 Т-балла, Ценностной ориентации (ЦО) -54 Т-балла, Спонтанности (Сп) - 51 Т-балл, Самопринятии (Спр) - 49 Т-балла, шкале Синергии (Си) - 49 Т-баллов, Принятии агрессии (Аг) - 54 Т-балла, Креативности (Кр) - 50 Т-баллов. Данные результаты являются показателями психической и статистической нормы испытуемых.
Низкие оценки испытуемые показали по шкале Гибкости поведения (Г) - 44 Т-балла, что говорит о неспособности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию; Сензитивности (Сз) - 43 Т-балла, что говорит о неразвитой рефлексии, способности к определению своих чувств, потребностей; Контактности (Ко) - 44 Т-балла, говорящие о неспособности к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми, к субъект-субъектному общению; Познавательных потребностей (Пп) - 38 Т-баллов, говорящие об отсутствии стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
Таким образом, по всем показателям самоактуализации большинство студентов имеют средние и низкие значения, подобные данные могут быть следствием того, что самоактуализация еще только начала развиваться у студентов, находящихся как раз в таком возрасте, когда этот процесс становится возможным. Результаты диагностики студентов представлены в таблице 4, Приложении Д
Последней задачей исследования является выявление взаимосвязи между самоактуализицией и уровнем притязаний. Для рассмотрения соотношения уровня притязаний и самоактуализации были выделены наиболее проявляемые уровни - высокий, средний, низкий. Теперь сопоставим результаты, полученные по двум методикам и представим их в виде таблицы 5.
Таблица 5
Результаты исследования характера самоактуализации у студентов с разным уровнем притязаний
Шкалы
|
Уровень самоактуализации
|
Уровень притязаний %
|
|
|
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Ориентации во времени (ОВ)
|
низкий
|
56
|
47
|
17
|
|
|
средний
|
44
|
53
|
33
|
|
|
высокий
|
0
|
0
|
50
|
|
Поддержки (Под)
|
низкий
|
52
|
41
|
17
|
|
|
средний
|
48
|
53
|
50
|
|
|
высокий
|
0
|
6
|
33
|
|
Ценностной ориентации (ЦО)
|
низкий
|
56
|
47
|
0
|
|
|
средний
|
44
|
53
|
50
|
|
|
высокий
|
0
|
0
|
50
|
|
Гибкости поведения (Г)
|
низкий
|
67
|
35
|
0
|
|
|
средний
|
33
|
59
|
67
|
|
|
высокий
|
0
|
6
|
33
|
|
Сензитивности (Сз)
|
низкий
|
63
|
41
|
17
|
|
|
средний
|
37
|
53
|
50
|
|
|
высокий
|
0
|
6
|
33
|
|
Спонтанности (Сп)
|
низкий
|
56
|
29
|
33
|
|
|
средний
|
44
|
71
|
50
|
|
|
высокий
|
0
|
0
|
17
|
|
Самоуважения (Су)
|
низкий
|
19
|
18
|
0
|
|
|
средний
|
74
|
76
|
17
|
|
|
высокий
|
7
|
6
|
83
|
|
Самопринятия (Спр)
|
низкий
|
56
|
41
|
17
|
|
|
средний
|
44
|
59
|
50
|
|
|
высокий
|
0
|
0
|
33
|
|
Синергии (Си)
|
низкий
|
52
|
24
|
0
|
|
|
средний
|
48
|
76
|
83
|
|
|
высокий
|
0
|
0
|
17
|
|
Принятия агрессии (Аг)
|
низкий
|
56
|
29
|
17
|
|
|
средний
|
44
|
71
|
50
|
|
|
высокий
|
0
|
0
|
33
|
|
Контактности (Ко)
|
низкий
|
74
|
41
|
0
|
|
|
средний
|
26
|
59
|
67
|
|
|
высокий
|
0
|
0
|
33
|
|
Познавательных потребностей (Пп)
|
низкий
|
78
|
47
|
0
|
|
|
средний
|
22
|
53
|
83
|
|
|
высокий
|
0
|
0
|
17
|
|
Креативности (Кр)
|
низкий
|
56
|
29
|
0
|
|
|
средний
|
44
|
65
|
83
|
|
|
высокий
|
0
|
6
|
17
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|