бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности бесплатно рефераты

Низкий уровень притязаний зависит во многом от установки на неудачу, неясными планами на будущее. Люди с низким уровнем притязаний обычно ориентированы на подчинении и часто проявляют беспомощность, они плохо планируют свои действия в ближайшем времени и плохо соотносят их с перспективой.

Неадекватность уровня притязаний может приводить к дезадаптивному поведению, неэффективности какой-либо деятельности, к затруднениям в межличностных отношениях.

Результаты эмпирического исследования уровня притязаний студентов представлены в таблице 1

Таблица 1

Показатели уровня притязаний у студентов, n=50

Уровень притязаний

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

6

12

17

34

27

54

Результаты диагностики уровня притязаний показали, что лишь 12% (6 чел.) от общего количества испытуемых имеют высокий уровень притязаний. Данные студенты стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей.

34% студентов (17 чел) имеют умеренный уровень притязаний. Эти студенты стабильно и успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям.

Большинство студентов в выборке (54%, 27 чел.) имеют низкий уровень притязаний. Эти студенты выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.

Результаты эмпирического исследования уровня притязаний студентов наглядно отражены на рисунке 1

Рис. 1. Показатели выраженности уровня притязаний у студентов

Таким образом, по полученным результатам можно сделать вывод, что среди студентов больше всего тех, кто ставит перед собой легкодостижимые задачи, а, следовательно, у них нет стремления к самоактуализации, что в целом соответствует возрастным показателям испытуемых.

Следующей задачей исследования было изучение характера самоактуализации у студентов. Самоактуализация - это внутренняя активность человека, целью которой является выявление потенциальных возможностей, ценностей и смыслов. Личность является саморегулирующейся, динамичной системой, и это означает, что субъект постоянно развивается, приобретая новые личностные и индивидуальные психологические качества, обеспечивающие ему достаточно широкие возможности самоактуализации (Л.И.Божович, И.Головаха, И.С. Кон, Я.К. Макарова и др.).

В качестве критериев самоактуализации студентов можно выделить: осмысленность жизни, признание главными в ней ценности роста и развития; позитивное восприятие себя, других, выбранной профессии, рассмотрение её как возможности реализовать собственные интересы, задатки, ценности; креативность; открытость к жизни и готовность учиться.

Для исследования характера самоактуализации у студентов мы использовали адаптированный к России тест POI Эверетта Шострома - Самоактуализационный тест САТ (авторы Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Кроз М.В., М.В.Латинская). СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал.

При разработке теста САТ не были однозначно определены нормы для высокого, среднего и низкого уровня самоактуализации. Предельное значение параметров CAT - 80 Т-баллов и более (такое явление Э. Шостром назвал «псевдосамоактуализацией») - свидетельствует о слишком сильном влиянии на результат обследования фактора социальной желательности или о намерении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете. Практика использования CAT в различных исследованиях и психотерапевтической работе показала, что «диапазон самоактуализации» у него близок к POI (55-70 Т-баллов). Шкальные оценки в 40-45 Т-баллов и ниже характерны для больных неврозами, различных форм пограничных психических расстройств, диапазон 45-55 Т-баллов составляет психическую и статистическую норму.

Результаты исследования самоактуализации у студентов представлены в таблице 2

Таблица 2

Результаты исследования самоактуализации у студентов, n=50

Шкалы

Уровень

высокий

средний

низкий

кол-во чел

%

кол-во чел

%

кол-во чел

%

Ориентации во времени (ОВ)

5

10

25

50

20

40

Поддержки (Под)

6

12

28

56

16

32

Ценностной ориентации (ЦО)

8

16

24

48

20

40

Гибкости поведения (Г)

7

14

12

24

28

60

Сензитивности (Сз)

6

12

12

24

32

64

Спонтанности (Сп)

5

10

29

58

16

32

Самоуважения (Су)

28

56

15

30

7

14

Самопринятия (Спр)

6

12

29

58

15

30

Представлений о природе человека (П)

25

50

20

40

5

10

Синергии (Си)

5

10

31

62

14

28

Принятия агрессии (Аг)

6

12

26

52

18

36

Контактности (Ко)

5

10

20

40

25

50

Познавательных потребностей (Пп)

4

8

15

30

32

62

Креативности (Кр)

6

12

29

58

15

30

Для каждой шкалы по «сырым» баллам были вычислены средние арифметические и стандартные отклонения и осуществлен перевод в стандартные Т-баллы, результаты сведены в таблицу 3 (Приложение А) и представлены на рис. 2:

Рис. 2. Распределение Т-баллов по шкалам

Исследование самоактуализации выявило, что у студентов высокий балл по шкале Самоуважения (Су) и шкале Представлений о природе человека (П). Соответственно содержанию этих шкал, данные студенты способны оценить свои достоинства, положительные черты, уважают себя за них. Также для них характерна склонность воспринимать природу человека в целом как положительную.

Большинство студентов показало средние результаты в диапазоне 45-55 Т-баллов по следующим шкалам: Ориентации во времени (ОВ) - 47 Т-баллов, Поддержки (П) - 53 Т-балла, Ценностной ориентации (ЦО) -54 Т-балла, Спонтанности (Сп) - 51 Т-балл, Самопринятии (Спр) - 49 Т-балла, шкале Синергии (Си) - 49 Т-баллов, Принятии агрессии (Аг) - 54 Т-балла, Креативности (Кр) - 50 Т-баллов. Данные результаты являются показателями психической и статистической нормы испытуемых.

Низкие оценки испытуемые показали по шкале Гибкости поведения (Г) - 44 Т-балла, что говорит о неспособности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию; Сензитивности (Сз) - 43 Т-балла, что говорит о неразвитой рефлексии, способности к определению своих чувств, потребностей; Контактности (Ко) - 44 Т-балла, говорящие о неспособности к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми, к субъект-субъектному общению; Познавательных потребностей (Пп) - 38 Т-баллов, говорящие об отсутствии стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

Таким образом, по всем показателям самоактуализации большинство студентов имеют средние и низкие значения, подобные данные могут быть следствием того, что самоактуализация еще только начала развиваться у студентов, находящихся как раз в таком возрасте, когда этот процесс становится возможным. Результаты диагностики студентов представлены в таблице 4, Приложении Д

Последней задачей исследования является выявление взаимосвязи между самоактуализицией и уровнем притязаний. Для рассмотрения соотношения уровня притязаний и самоактуализации были выделены наиболее проявляемые уровни - высокий, средний, низкий. Теперь сопоставим результаты, полученные по двум методикам и представим их в виде таблицы 5.

Таблица 5

Результаты исследования характера самоактуализации у студентов с разным уровнем притязаний

Шкалы

Уровень самоактуализации

Уровень притязаний %

низкий

средний

высокий

1

2

3

4

5

Ориентации во времени (ОВ)

низкий

56

47

17

средний

44

53

33

высокий

0

0

50

Поддержки (Под)

низкий

52

41

17

средний

48

53

50

высокий

0

6

33

Ценностной ориентации (ЦО)

низкий

56

47

0

средний

44

53

50

высокий

0

0

50

Гибкости поведения (Г)

низкий

67

35

0

средний

33

59

67

высокий

0

6

33

Сензитивности (Сз)

низкий

63

41

17

средний

37

53

50

высокий

0

6

33

Спонтанности (Сп)

низкий

56

29

33

средний

44

71

50

высокий

0

0

17

Самоуважения (Су)

низкий

19

18

0

средний

74

76

17

высокий

7

6

83

Самопринятия (Спр)

низкий

56

41

17

средний

44

59

50

высокий

0

0

33

Синергии (Си)

низкий

52

24

0

средний

48

76

83

высокий

0

0

17

Принятия агрессии (Аг)

низкий

56

29

17

средний

44

71

50

высокий

0

0

33

Контактности (Ко)

низкий

74

41

0

средний

26

59

67

высокий

0

0

33

Познавательных потребностей (Пп)

низкий

78

47

0

средний

22

53

83

высокий

0

0

17

Креативности (Кр)

низкий

56

29

0

средний

44

65

83

высокий

0

6

17

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10