бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние темпов пубертата на психологические особенности подростка бесплатно рефераты

Влияние темпов пубертата на психологические особенности подростка

ГОУ Гимназия № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат

по психологии

Влияние темпов пубертата на психологические особенности подростка

Выполнила: ученица 10 «Б» класса

Зубкова М.Д.

Научный руководитель:

Савина О. О.

Москва

2009

Содержание

Введение

Глава I. Физиологические основы процессов взросления

1.1. Понятие подросткового возраста

1.1.1. Временные рамки пубертата

1.2. Физиология пубертата

1.2.1 Половое развитие девочек

1.2.2 Половое развитие мальчиков

  • 1.3. Нарушение физиологических процессов взросления
    • 1.3.1 Преждевременное половое развитие девочек
      • 1.3.2 Преждевременное половое развитие мальчиков
      • 1.3.3 Задержка полового развития у девочек
      • 1.3.4 Задержка полового развития у мальчиков
      • 1.3.5 Другие нарушения полового развития
  • Глава II. Психологические особенности подростков
    • 2.1. Оценка подросткового возраста с точки зрения психологии
    • 2.2. Самосознание подростка. Представление о себе, поиск собственного «Я».
    • 2.3. Подросток и семья
    • 2.4. Отношения подростков с ровесниками
      • 2.4.1 Гетеросоциальность
  • Глава III. Психологические особенности подростков с разными темпами пубертата.
    • 3.1. Психологические особенности юношей с разными темпами пубертата
    • 3.2. Психологические особенности девушек с разными темпами пубертата
  • Выводы
  • Заключение
  • Библиография

Введение

Актуальность. Состоит в том, что в период созревания очень важен для психологического становления личности: формируется внутренний мир человека, интеллектуальная сфера, изменяются способы контакта, общения с другими людьми, представление о своём месте в мире, своих способностях, задатках. Именно во время созревания человек осознаёт себя, как личность. Но не все дети взрослеют одинаково, у каждого свой темп развития, поэтому могут возникать разные проблемы в связи с разными темпами развития. Мы рассмотрим три варианта темпов биологического созревания: ранний, нормальный и поздний. В период взросления начинают изменяться требования и отношения других людей к подростку. Другие люди начинают считать его более взрослым, ответственным и т.д., а он может быть не готов к этим требованиям. С другой стороны, при быстром взрослении ребёнок, ожидая изменения отношения, может столкнуться с непониманием, как старших, так и ровесников. Изучив темпы развития, и выявив особенности каждого из них, можно помочь ребёнку справиться с трудностями формирования самосознания в подростковом периоде. Для нашей гимназии тема актуальна, так как возраст некоторых детей пятого класса как раз приходится на начало пубертата и им сложней вдвойне, на фоне начала такого непростого периода жизни, как взросление, они приходят в новую школу, в которой никого не знают. Педагогам необходимо помочь детям справиться с их трудностями и переживаниями и самим не провоцировать возможные проблемы детей с родителями, одноклассниками и другими педагогами.

Теоретическая разработанность. Изучением детей в период полового созревания занимались многие психологи и физиологи. Здесь следует назвать имена следующих учёных. «Дж. Стэнли Холл первый в США доктор философии в области психологии, основоположник научной школы по изучению ребёнка в Северной Америке, он первым начал изучать психологию подростков». [цит. по 11 c. 51] З. Фрейд, коснувшийся проблем юности в своей книге «Три очерка по теории сексуальности» [11]; Анна Фрейд, дочь З. Фрейда, интересовалась изучением юношеского возраста больше, чем её отец, и много работала над исследованием процесса подросткового развития и структуры психики в пубертатный период [11]; Э. Эриксон (1902-1994) модифицировал созданную Фрейдом теорию психосексуального развития в своей книге «Юность и идентичность» [11]; Роберт Хэвигхерст в своей книге «Задачи развития и образования» разрабатывал психосоциальную теорию развития в юности [11]; русский учёный И. С. Кон, изучавший основные психологические проблемы 14--18-летних школьников и учащихся ПТУ и систематизировавший их в книге «Психология ранней юности»; А. Гезелль, получивший известность благодаря наблюдениям за развитием человека от рождения до юношеского возраста, его самой известной книгой является «Юность: от 10 до 16 лет» [11] и многие другие учёные.

Объект: подростки 11-14 лет

Предмет: воздействие темпов пубертата на психологические особенности подростка.

Цель работы: Выявить влияние темпов развития на особенности осознания собственного "я" в период взросления.

Задачи:

· На основе изучения литературы, дать определения основным понятиям темы: пубертат (ранний и поздний), подростковый возраст и др.,

· определить физиологические процессы, лежащие в основе полового созревания,

· определить общие особенности подросткового возраста,

· выявить взаимосвязь основных вариантов биологического созревания (ранний, поздний, нормальный) с особенностями самосознания подростка и проблемами, трудностями взаимоотношений с окружающими людьми.

· проанализировать данные и подготовить вывод

Гипотеза: существует взаимосвязь и влияние биологического развития на особенности самосознания и отношений подростков: ранний и поздний пубертат в некоторых случаях может привести к проблемам в общении со сверстниками и взрослыми, непонимания со стороны окружающих, более критичному отношению к себе.

Глава I. Физиологические основы процессов взросления

1.1 Понятие подросткового возраста

Подростковый возраст - время изменений и в жизни и в организме человека. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются психологические новообразования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Подростковый возраст - это фаза-период онтогенеза (индивидуального развития), который является переходным этапом-стадией между детством - юностью - взрослостью. [16]

«Основной особенностью подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка организма - половое созревание. Половое развитие неотделимо от общего и происходит непрерывно, начиная с рождения. Однако в подростковом возрасте оно резко ускоряется и в течение сравнительно короткого периода времени наступает половая зрелость» [цит. по 14, с. 76]

В медицинской литературе периодизация подросткового возраста проводится с позиций физического и полового созревания. Весь этап взросления здесь определяется как пубертатный (лат. pubertas -- половая зрелость), и его обычно подразделяют на три периода:

· препубертатный -- подготовительный период;

· собственно пубертатный период -- бурная внутренняя
перестройка с наступлением половой зрелости (способность к
размножению);

· постпубертатный -- достижение окончательной биологической зрелости. [12]

Пубертат является индивидуальным и может варьировать в некоторых пределах в зависимости от расовых, географических и иных условий. Условно принято считать возраст от 13 до 17 лет. Рассмотрим подробнее временные рамки пубертата и зависимость времени начала пубертата от различных факторов.

1.1.1 Временные рамки пубертата

Время начала подросткового возраста варьирует и больше зависит от костного возраста (физиологического), чем от хронологического, а также определяется наследственными и средовыми факторами.

Имеются различия в хронологических рамках взросления в зависимости от пола: подростковый возраст определяется как 13-16 лет для мальчиков и 12-15 лет--для девочек; юношеский возраст у юношей начинается с 17 лет и заканчивается в 22-23 года, а у девушек он начинается с 16 лет и заканчивается в 19-20 лет [12]

Так же, в книге «Педология» Блонского П. П. упоминается, что «в жарком климате дети созревают при прочих равных условиях раньше, чем в холодном. Но у креолок на Антильских островах половая зрелость наступает в то же время, как и у француженок, тогда как в Африке на той же широте у многих негритянских племён она наступает в 10-11 лет. У родившихся и выросших в Москве татарских детей половая зрелость наступает раньше, чем у русских московских детей». [цит. по 3, с 240]

Ещё одним фактором, влияющим на возраст созревания, являются условия жизни. Подростки, живущие в хороших условиях, развиваются гораздо раньше, чем их ровесники, живущие в тяжёлых условиях (недостаточное питание, тяжёлая работа и т.п.), а так же подростки-спортсмены, имеющие высокую физическую нагрузку. [3]

На территории России с 1950 года началось массовое ускорение темпов полового созревания новых поколений. Современные дети стали достигать полного своего физического роста и полового созревания в среднем на 1,5-2 года раньше, чем предыдущие поколения. Что же касается верхней границы взросления, приобретения социального статуса, то здесь положение изменилось в худшую сторону -- удлинились сроки обучения и приобретения профессии, и это сдвигает начало самостоятельной трудовой деятельности к более старшим возрастным границам.

Недавние исследования учёных института клинической эндокринологии так же показали, что в современном мире возраст наступления пубертата значительно изменился: так, за прошедшее столетие возраст менархе (первой менструации) в Европе снизился почти на пять лет - с 17,6 до 13, 2 лет. Данный факт объясняется как стабильными социально-экономическими условиями, так и улучшением здоровья и качества жизни в исследуемых популяциях. Абсолютное большинство девочек вступает в период полового развития в возрасте от 8 до 13 лет, мальчиков - несколько позже, в 9-14 лет. В популяции девушек московского региона возраст наступления менархе составил 12,7 ± 1,1 лет. [2]

Таким образом, получается, что установление определённых сроков подросткового возраста для всех детей имеет весьма сомнительное значение: действительные для одной группы, они абсолютно не подходят для другой группы подростков. Однако, в книге «Рабочая книга школьного психолога» И. В. Дубровина и др. даются усреднённые временные рамки подросткового возраста в нашей стране, он охватывает период примерно с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах средней школы. [1]

Итак, временные рамки взросления не имеют точные границы, они зависят от:

· Наследственности

· Пола

· Внешних природных факторов

· Национальности и места жительства

· Образа жизни

· Общего состояния здоровья и качества жизни

Как было уже отмечено, подростковый возраст прежде всего возраст полового созревания, который имеет свою физиологию. Её мы и рассмотрим в следующем параграфе.

1.2 Физиология пубертата

Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за которыми интенсифицируется деятельность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания.

Что вызывает деятельность половых желез? По этому вопросу есть множество гипотез, самой правдоподобной из которых по мнению П. П. Блонского, автора книги «Педология», является гипотеза Белова: железы внутренней секреции (в том числе и половые) связаны в своей деятельности друг с другом, следовательно оказывают друг на друга взаимное влияние. В раннем детстве огромную роль играет зобная железа (thymus). Функционирование этой железы, как можно предполагать на основании многих фактов, влечёт за собой пониженную деятельность мозгового придатка (Hypophsis, маленькая железа длиной около 1,3 см и весом менее 0,5 г., расположенного внутри черепа у основания головного мозга). Но пониженная деятельность последней (стало быть, он ещё слабо развит и слабо функционирует) вызывает пониженную деятельность зобной железы. Таким образом, последняя начинает атрофироваться. Явления роста, типичные для раннего детства, прекращаются. Но понижение деятельности зобной железы вызывает повышенную деятельность мозгового придатка. В свою очередь повышенная деятельность мозгового придатка возбуждает деятельность половых желез, которая понижает деятельность мозгового придатка. [3]

Из этой гипотезы можно вывести, что в начале взросления подросток - существо с повышенной деятельностью мозгового придатка (преимущественно передних долей его). Половые железы ещё только развиваются. «Мозговой придаток влияет на кожу - она беднеет жиром и грубеет, на волосы на голове - они делаются более густыми и жёсткими (однако, на половое оволосение мозговой придаток не влияет), изменяет обмен веществ в сторону ассимиляции (усвоения, построения) азотистых продуктов и диссимиляции (разрушения, выведения) углеводородов. Вследствие этого усиливается белковое питание организма, а, следовательно, и рост» [цит. по 3, с 241] Однако, «рост скелета опережает рост мышечной массы, что приводит к нарушениям осанки, некоторой непропорциональности и неуклюжести тела». [цит по 14, с 77]

Со временем возникает всё более стабильная взаимосвязь между центральной нервной системой, эндокринными центрами и половыми железами. Половые железы становятся всё более развитыми. В крови возрастает уровень половых гормонов. Под их влиянием у подростков развиваются вторичные половые признаки, увеличивается интерес к противоположному полу, усиливается половое влечение [14]

Это были общие положения физиологии пубертата, однако развитие мальчиков и девочек существенно отличается друг от друга.

1.2.1 Половое развитие девочек

До пубертатного периода форма тела мальчиков и девочек почти не отличается. Первым признаком полового созревания девочек восьми-девяти лет является ускорение развития таза - увеличение его размера и округление. Почти одновременно начинается развитие молочных желез и увеличение размера и веса яичников. Через некоторое время начинается половое оволосение и оволосение в подмышечной области.

Следующим событием во взрослении девочки является менархе - первая менструация. Она наступает у девочек примерно в 13 лет [14], в популяции девушек московского региона возраст наступления менархе составляет 12,7 ± 1,1 лет. [2].

Предельным возрастом наступления менархе является 9-18 лет. [11] У девочек плотного телосложение менархе, как правило наступает раньше чем у девочек худощавого телосложения [14] В течение 0,5-1,5 лет после менархе менструации могут быть нерегулярными, через 1-2 мес. Регулярные менструации у некоторых девушек устанавливаются только через1,5-2 года после первой менструации. [4]

«У большинства девушек менструальный цикл (время с первого дня менструации по первый день следующей) составляет 28 дней. Однако, нормальными считаются так же сроки от 21 до 30-32 дней. Важно лишь, чтобы ритм был постоянный. В среднем одна менструация длится 3-5 дней, но может быть и 1-2 или 5-7 дней». [цит по 14, с 78]

Окончательное прекращение роста у девочек происходит через два года после менархе, в среднем в 15 лет. В возрасте 15 лет наблюдается стабилизация массы тела, замедляются темпы набора массы тела. С 15 лет происходят активация и синхронизация деятельности репродуктивной системы как в центральном (гипофиз), так и в периферическом (яичники) звене. Заканчивается формирование функции репродуктивной системы с переходом к овуляторным (циклам, при которых происходит овуляция - выход яйцеклетки (женской половой клетки в фаллопиеву трубу) менструальным циклам. [4]

1.2.2 Половое развитие мальчиков

Половое созревание мальчиков происходит в течение довольно продолжительного периода - в течение 5-7 лет. Процесс разделяют на 5 стадий:

· Первая стадия - препубертатный период (6-10 лет). В это время происходит препубертатное увеличение яичек. [7]

· Вторая стадия - период повышенной активности гипофиза (10 -13 лет) Выделяются гормоны, которые стимулируют железы внутренней секреции, в том числе яичек. Наблюдается увеличение яичек, минимальное оволосение лобка. [7]

· Третья стадия - период нарастания активности яичек (12-14 лет); в это время активность яичек возрастает, причём происходит это не сразу после увеличения выработки гипофизом гормонов стимулирующих их деятельность, а постепенно. Наблюдается дальнейшее увеличение яичек и начало увеличения полового члена. [7]

· Четвёртая стадия - период наибольшей активности яичек (13 - 16 лет). В это время яички функционируют с наибольшей интенсивностью и на относительно неизменном уровне. Происходит интенсивный рост полового члена, подмышечное и половое оволосение. Начинаются поллюции (от лат. pollutio -- марание, пачканье -- естественное, непроизвольное, происходящее чаще всего во сне извержение семенной жидкости). «В этот период у мальчиков наблюдается заметное увеличение и изменение форм гортани, особенно значительно изменяется щитовидный хрящ, образуя гортанный выступ - кадык, адамово яблоко вследствие этого наблюдается мутация голоса, тембр голоса понижается примерно на одну октаву». [14, c 79]

· Пятая стадия - период окончательного формирования организма (15 - 19 лет). Происходит окончательное развитие половых органов и вторичных половых признаков. [7]

Окончательное прекращение роста у мальчиков происходит в среднем в 17 лет. В этом возрасте наблюдается стабилизация массы тела, замедляются темпы набора массы тела. [4]

Физиологическое взросление сложный процесс, затрагивающий работу почти всех систем органов. Иногда в это время случаются сбои и происходят нарушения процессов взросления.

1.3. Нарушение физиологических процессов взросления

1.3.1 Преждевременное половое развитие девочек

Половое развитие определяется как преждевременное при появлении вторичных половых признаков до 8 лет. [5]

Преждевременное половое взросление разделяется на истинное, ложное и неполное.

Истинное преждевременное половое развитие обусловлено ранней активацией гипоталамуса, что приводит к избыточной секреции половых гормонов, так же может быть вызвано опухолями и другими заболеваниями ЦНС, нарушающие равновесие между стимуляцией и торможением секреции гормонов, свойственных препубертатному периоду. Важнейшие особенности истинного преждевременного полового развития:

· Всегда изосексуальное (развитие вторичных половых признаков своего пола).

· Всегда полное, т. е. включает телархе (увеличение молочных желез), адренархе (лобковое и подмышечное оволосение) и ускорение роста.

· Всегда завершенное (преждевременно наступает менархе).

Более чем в 90% случаев преждевременное половое развитие у девочек -- истинное. [9]

Ложное преждевременное половое развитие обусловлено автономной избыточной секрецией эстрогенов в надпочечниках или яичниках либо приемом эстрогенов или гонадотропных гормонов. Ложное преждевременное половое развитие, так же как и истинное, сопровождается ускорением роста. В отличие от истинного преждевременного полового развития, ложное преждевременное половое развитие всегда незавершенное (преждевременное менархе не наступает) и может быть как изосексуальным, так и гетеросексуальным (развитие вторичных половых признаков противоположного пола).

Неполное преждевременное половое развитие

· Изолированное преждевременное телархе.

· Изолированное преждевременное адренархе

· Изолированное преждевременное менархе [15]

Неполное преждевременное половое развитие может быть обусловлено как избытком гонадотропных гормонов, так и избытком половых гормонов и обычно не сопровождается ускорением роста. [9]

Страницы: 1, 2