бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся бесплатно рефераты

Сумма рангов составляет:

23+28+22+33+29=135

Расчётная сумма:

n=9, с=5

Реально полученная и расчетная суммы совпадают, можно двигаться дальше.

Сформулируем гипотезы.

Но: Различия в баллах, которые испытуемые получили при ответе на вопросы, являются случайными.

Н1: Различия в баллах, которые испытуемые получили при ответе на вопросы, не являются случайными.

Определим эмпирическое значение L по формуле:

L=

Lэмп=(22.1)+(23.2)+(28.3)+(29.4)+(33.5)=433

Определим по таблице Lкр. для n=9, с=5

Lкр.=

Сравним Lкр и Lэмп

Lэмп > Lкр (р0,05)

Ответ: Но отклоняется. Принимается Н1.

Аналогично для II выборки - 12 человек (11 кл)

Таблица 2 Распределение баллов при ответе на вопросы ДДО

Номер и

темперамент испытуемого

Ч.-Ч.

Ч.-Т.

Ч.-П.

Ч.-З.

Ч.-Х.

баллы

ранг

баллы

ранг

баллы

ранг

баллы

ранг

баллы

ранг

1

Х

8

5

5

4

1

1

3

2,5

3

2,5

2

М

2

1

3

2,5

5

4

3

2,5

7

5

3

С

7

4

8

5

1

1

2

2,5

2

2,5

4

Х

5

4

7

5

2

1,5

4

3

2

1,5

5

С

7

5

3

2,5

1

1

3

2,5

6

4

6

Х

6

4,5

4

3

6

4,5

1

1

3

2

7

М

1

1

2

2

8

5

3

3

6

4

8

М

5

4

3

2

4

3

6

5

2

1

9

Ф

5

4

2

1

3

2,5

3

2,5

7

5

10

Х

4

3

5

4

2

2

8

5

1

1

11

С

4

3

5

4

2

1,5

7

5

2

1,5

12

Ф

8

5

6

4

2

2

4

3

0

1

Суммы

43,5

39

29

37,5

31

Сумма рангов составляет 180

Расчётная сумма:

Реально полученная и расчётная сумма совпадают.

Используем предыдущие гипотезы.

Определим эмпирическое значение L

Lэмп=(29.1)+(31.2)+(37,5.3)+(39.4)+(43,5.5)=577

5. Определим по таблице Lкр для n=12, с=5

Lэмп > Lкр (р0,05)

Ответ: Но отклоняется, Принимается Н1.

Вывод: Для обоих выборок различия в баллах, которые испытуемые получили при ответе на вопросы, не являются случайными. Следовательно, мы с достоверностью 0,05 можем утверждать о наличие связи между темпераментом испытуемого и выбираемой им профессии.

Чтобы определить характер этого влияния, построим графики выбора профессии испытуемыми с разным типом темперамента. (Приложение рис. 3)

Рассмотрев графики, можно сделать следующий вывод:

профессии типа Ч.-П. выбирают в основном меланхолики и флегматики, они же выбирают и профессии типа Ч.-З., Ч.-Х.

Сангвиники и холерики предпочитают в основном профессии типа Ч.-Ч., Ч.-Т., Ч.-З.

2. Для установления связи между типом темперамента и видом профессиональной деятельности (исполнитель-руководитель) воспользуемся коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.

Но т.к. Айзенк выделил два параметра темперамента: экстраверсию-интроверсию и эмоциональную устойчивость-неустойчивость, то устанавливать связь будем отдельно для каждого параметра.

Выборка состоит из 18 человек, т.к. у 3 испытуемых по шкале искренности показатели больше нормы.

Таблица 3 Баллы по шкале экстраверсия-интроверсия и баллы лидерской способности

Экстраверсия-интроверсия

Ранг

Лид. спос.

Ранг

d

d2

И1

20

13,5

41

17

- 3,5

12,25

И2

22

17

28

8

9

81

И3

2

2,5

29

9

- 6,5

42,25

И4

18

10

36

13

- 3

9

И5

20

13,5

34

11

2,5

6,25

И6

2

2,5

10

4

- 1,5

2,25

И7

4

4,5

38

15,5

- 11

121

И8

9

7

8

2,5

4,5

20,25

И9

20

13,5

36

13

0,5

0,25

И10

4

4,5

30

10

- 5,5

30,25

И11

18

10

4

1

9

81

И12

22

17

36

13

4

16

И13

20

13,5

38

15,5

- 2

4

И14

1

1

24

6

- 5

25

И15

7

6

8

2,5

3,5

12,25

И16

18

10

20

5

5

25

И17

22

17

42

18

- 1

1

И18

10

8

25

7

1

1

Сумма

490

Сформулируем гипотезы.

Но: Корреляция между баллами по шкале экстраверсия-интроверсия и баллами лидерской способности не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между баллами по шкале экстраверсия-интроверсия и баллами лидерской способности значимо отличается от нуля.

Поскольку в обоих сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, то коэффициент ранговой корреляции подсчитывается по формуле.

4.

5. Определим критические значения rs при N=18 по таблице.

6. Сравним rэмп и rкр

rэмп > rкр (р0,05)

0,48 > 0,47 (р0,05)

Ответ: Но отклоняется. Принимается Н1.

Таблица 4 Баллы по шкале эмоциональная устойчивость-неустойчивость и баллы лидерской способности

Экстраверсия-интроверсия

Ранг

Лид. спос.

Ранг

d

d2

И1

14

11

41

17

6

36

И2

11

8

28

8

0

0

И3

12

10

29

9

1

1

И4

8

3

36

13

- 10

100

И5

10

4

34

11

- 7

49

И6

22

16

10

4

14

196

И7

10

4

38

15,5

- 11,5

132,25

И8

11

8

8

2,5

5,5

30,25

И9

16

12

36

13

- 1

1

И10

22

16

30

10

6

36

И11

2

1

4

1

0

0

И12

18

13

36

13

0

0

И13

19

14

38

15,5

- 1,5

2,25

И14

22

16

24

6

10

100

И15

11

8

8

2,5

5,5

30,25

И16

24

18

20

5

13

169

И17

10

4

42

18

- 14

196

И18

7

2

25

7

- 5

25

Сумма

1077

Сформулируем гипотезы

Но: Корреляция между баллами по шкале эмоциональная устойчивость-неустойчивость и баллами лидерской способности не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между баллами по шкале эмоциональная устойчивость-неустойчивость и баллами лидерской способности значимо отличается от нуля.

2.

3. Та = 4,5

Тв = 3

6. Сравним rэмп и rкр

rэмп < rкр

0,122 < 0,47

0,122 < 0,60

Ответ: Но принимается.

Вывод: В первом случае корреляция отлична от нуля, во втором - близка к нулю. Это значит, что существует связь между экстравертами-интравертами и лидерами, но отсутствует связь между лидерскими способностями и эмоциональностью испытуемых.

Построим графики выбора вида профессиональной деятельности (руководитель-исполнитель) испытуемыми с разным типом темперамента (Приложение рис.4). На основе графиков сделаем вывод: выбирают руководящую деятельность испытуемые с сангвиническим и холерическим типом темперамента, тогда как флегматики и меланхолики избегают быть руководителем.

2.5 Рекомендации для педагогов и психологов по организации профриентационной работы

В результате теоретического анализа и экспериментальным путём мы доказали, что при выборе профессии важно учитывать психофизиологические особенности личности, в том числе и тип темперамента. Психологи и педагоги не должны забывать об этом при организации профориентационной работы.

Взрослый должен сообщить молодому человеку, что при выборе профессии можно действовать двумя способами:

Не выбирать профессии, к которым не подходят имеющиеся у него свойства темперамента.

Приспособить темперамент к требованиям профессии:

индивидуализация предъявляемых к человеку условий и способов работы;

предложение отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности;

формирование индивидуального стиля деятельности.

Чтобы помочь в этом подростку психолог должен использовать методы морально-эмоциональной поддержки:

группы общения (создание благоприятной атмосферы взаимодействия);

тренинги общения (позволяют освоить некоторые коммуникативные навыки поведения);

сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); позволяют лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением;

профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга (здесь психологам полезно посоветовать подросткам с разными типами темперамента «примерить» на себя одну и ту же «профессию);

«праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий.

Заключение

В работе рассматривались понятия «темперамент», «профориентация», «профессия», «профессия»; классификация профессий; психофизиологические качества личности.

Обобщая весь изложенный в первой главе материал, удалось прийти к следующим основным выводам.

Выбор профессии - важнейший этап в жизни любого человека. Неудачное профессиональное самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненных проблем. Помочь школьниками в правильном профессиональном выборе призвана профориентационная работа. Проблема выбора профессии была актуальна во все времена (и в России, и в СССР, и в РФ)

На современном этапе главная задача профориентации - формирование профессионального призвания.

В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация.

Профориентация - сложная система, имеющая свои этапы, цели, задачи, принципы, методы.

При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.

Профессия - это общественно полезная деятельность, предполагающая специальную подготовку, которая выполняется за определённое вознаграждение и которая даёт человеку определённый социальный и общественный статус.

Мир профессий многообразен: от 7 до 35 тыс. их наименований.

Каждая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально значимые качества личности». Сюда относятся и психофизиологические качества личности, которые фиксируются в аналитической профессиограмме. Среди них важное место занимает темперамент.

Темперамент - это те врождённые особенности человека, которые обусловливают особенности приспособления к окружающей среде.

Ещё Гиппократ выделил 4 типа темперамента: сангвиник (преобладает кровь), холерик (желчь), флегматик (слизь), меланхолик (чёрная желчь).

И.П.Павлов открыл физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы.

Необходимо учитывать роль темперамента в деятельности: в труде, в учёбе, в общении, в выборе профессии.

Дальнейшее исследование было направлено на обоснование предложения о том, что учащиеся с разным темперамента выбирают разные типы профессий и разные виды профессиональной деятельности.

В результате теоретического анализа литературы и экспериментальным путём было доказано, во-первых, влияние темперамента на выбор определённого типа профессии, а, во-вторых, влияние темперамента на выбор вида профессиональной деятельности (руководитель-исполнитель).

На основе полученных экспериментальных данных были сделаны выводы о том, что профессии типа «Ч.-П.» выбирают часто меланхолики и флегматики, они же выбирают профессии типа Ч.-З., Ч.-Х.

А сангвиники и холерики - профессии типа Ч.-Ч., Ч.-Т., Ч.-З.

Руководящую деятельность выбирают сангвиники и холерики, тогда как меланхолики и флегматики избегают быть руководителем.

Таковы основные выводы исследования.

Библиография

Аверин В.А. Психология личности. - С.-П. : Издательство Михайлова В, 2001.-191 с.

Андреева Г.М. Методы исследования межличностного восприятия. - М.: МГУ, 1984. - 141С.

Бачин В.А. Духовная культура личности. - М.: Политиздат, 1986. - 208С.

Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под ред. Бабосова, Минск: Народная Асвета, 1988. - 240С.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2003. - 186С.

Йовайма Л.А. Проблемы профориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 200С.

Калаев А.В. Новые технологии воспитания. - Казань: Дом печати, 1998. - 257С.

Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, - М.: Просвещение, 1980. - 205С.

Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - С.-П.: Речь, 2002. - 460С.

Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследования. - К.: 200. - 120С.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: УРАО, 1999. - 175С.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. - М.: Воронеж, 1997. - 258С.

Минскин Е.М. От игр к знаниям: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 305С.

Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2000. - 456С.

Немировский В.Г. Социология личности. - Красноярск, 1989. - 502С.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России. 200. - 448С.

Профориентация молодёжи. - М.: Высшая школа, 1978. - 305С.

Профориентация старших школьников в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 1972. - 340С.

Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М.: Просвещение, 1991. - 180С.

Психология: Учебник для технических вузов /Под ред. Дружинина В.Н. - С.-П.: Питер, 2000. - 525С.

Психологические тесты /Под ред. Карелина А.А.: В2т. - М.: Владос, 2002. - Т.2. - 248С.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-П.: Питер, 2000.-720С.

Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2000.-656С.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - С.-П.: Речь, 2003. - 350С.

Социальная служба школы: назначение, функции, проблемы, Вопросы социологии и социальной педагогики: сборник научных трудов. Вып.2 /под ред. проф. Ростовцева А.Н.

Сохань Л.В. Разумная организация жизни личности. - Киев, 1989. - 109С.

Столяренко Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. - Ростов-наДону: Феникс, 2003. - 448С.

Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера. - Киев, Избранные произведёния в 5 томах, т.5, 1980. - 418С.

Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. - М.: Полииздат, 1990. - 308С.

Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. - М.: Академия, 2002. - 128С.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - Москва-Рига, 1995. -302С.

Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. - М.: Владос. 2001. - 368С.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развития личности. - М.: Владос, 2001. - 512С.

Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности. К: Карпол, 2002. - 228С.

Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 320С.

Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. - М.: Юридическая литература, 1997. - 608С.

Лиферов А.П., Степанов Н.А. Образование будущего: глобальные проблемы - локальные решения. Методическое пособие. - Рязань, 1999. - 304С.

Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 408С.

Психологическая диагностика: Учебное пособие /Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. - М.: УРАО, 2000. - 304С.

Психологическое обследование младших школьников /Венгер А.Л., Цукерман Г.А. - М.: Владом-Пресс, 2001. -160С.

Психолого-педагогическая диагностика /Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. - М.: Академия, 2003. - 320С.

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. - М.: Владос, 2000. - Кн.1-608С.

Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Владос, 2000. - Кн.2. - 609С.

Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Владос, 2000. - Кн.3. - 608С.

Журнал. Воспитание школьников. Щуркова Н. Новые формы воспитательной работы, ;4, 5, 6 за 1994 г.

Журнал. Педагогика /Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей №4 за 1997 г.

Журнал. Педагогика /Гликман Н.З. Воспитание и образование, №2 за 1999 г.

Журнал. Педагогика /Коротков В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования №5 за 1997 г.

Журнал. Педагогика /Лихачев Б.М. Основные категории педагогики. №1 за 1999 г.

Журнал. Педагогика /Сурова Л.В. Куда нам плыть? №3 за 1998 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6