Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся
Сумма рангов составляет:
23+28+22+33+29=135
Расчётная сумма:
n=9, с=5
Реально полученная и расчетная суммы совпадают, можно двигаться дальше.
Сформулируем гипотезы.
Но: Различия в баллах, которые испытуемые получили при ответе на вопросы, являются случайными.
Н1: Различия в баллах, которые испытуемые получили при ответе на вопросы, не являются случайными.
Определим эмпирическое значение L по формуле:
L=
Lэмп=(22.1)+(23.2)+(28.3)+(29.4)+(33.5)=433
Определим по таблице Lкр. для n=9, с=5
Lкр.=
Сравним Lкр и Lэмп
Lэмп > Lкр (р0,05)
Ответ: Но отклоняется. Принимается Н1.
Аналогично для II выборки - 12 человек (11 кл)
Таблица 2 Распределение баллов при ответе на вопросы ДДО
Номер и
темперамент испытуемого
|
Ч.-Ч.
|
Ч.-Т.
|
Ч.-П.
|
Ч.-З.
|
Ч.-Х.
|
|
|
баллы
|
ранг
|
баллы
|
ранг
|
баллы
|
ранг
|
баллы
|
ранг
|
баллы
|
ранг
|
|
1
|
Х
|
8
|
5
|
5
|
4
|
1
|
1
|
3
|
2,5
|
3
|
2,5
|
|
2
|
М
|
2
|
1
|
3
|
2,5
|
5
|
4
|
3
|
2,5
|
7
|
5
|
|
3
|
С
|
7
|
4
|
8
|
5
|
1
|
1
|
2
|
2,5
|
2
|
2,5
|
|
4
|
Х
|
5
|
4
|
7
|
5
|
2
|
1,5
|
4
|
3
|
2
|
1,5
|
|
5
|
С
|
7
|
5
|
3
|
2,5
|
1
|
1
|
3
|
2,5
|
6
|
4
|
|
6
|
Х
|
6
|
4,5
|
4
|
3
|
6
|
4,5
|
1
|
1
|
3
|
2
|
|
7
|
М
|
1
|
1
|
2
|
2
|
8
|
5
|
3
|
3
|
6
|
4
|
|
8
|
М
|
5
|
4
|
3
|
2
|
4
|
3
|
6
|
5
|
2
|
1
|
|
9
|
Ф
|
5
|
4
|
2
|
1
|
3
|
2,5
|
3
|
2,5
|
7
|
5
|
|
10
|
Х
|
4
|
3
|
5
|
4
|
2
|
2
|
8
|
5
|
1
|
1
|
|
11
|
С
|
4
|
3
|
5
|
4
|
2
|
1,5
|
7
|
5
|
2
|
1,5
|
|
12
|
Ф
|
8
|
5
|
6
|
4
|
2
|
2
|
4
|
3
|
0
|
1
|
|
Суммы
|
|
43,5
|
|
39
|
|
29
|
|
37,5
|
|
31
|
|
|
Сумма рангов составляет 180
Расчётная сумма:
Реально полученная и расчётная сумма совпадают.
Используем предыдущие гипотезы.
Определим эмпирическое значение L
Lэмп=(29.1)+(31.2)+(37,5.3)+(39.4)+(43,5.5)=577
5. Определим по таблице Lкр для n=12, с=5
Lэмп > Lкр (р0,05)
Ответ: Но отклоняется, Принимается Н1.
Вывод: Для обоих выборок различия в баллах, которые испытуемые получили при ответе на вопросы, не являются случайными. Следовательно, мы с достоверностью 0,05 можем утверждать о наличие связи между темпераментом испытуемого и выбираемой им профессии.
Чтобы определить характер этого влияния, построим графики выбора профессии испытуемыми с разным типом темперамента. (Приложение рис. 3)
Рассмотрев графики, можно сделать следующий вывод:
профессии типа Ч.-П. выбирают в основном меланхолики и флегматики, они же выбирают и профессии типа Ч.-З., Ч.-Х.
Сангвиники и холерики предпочитают в основном профессии типа Ч.-Ч., Ч.-Т., Ч.-З.
2. Для установления связи между типом темперамента и видом профессиональной деятельности (исполнитель-руководитель) воспользуемся коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.
Но т.к. Айзенк выделил два параметра темперамента: экстраверсию-интроверсию и эмоциональную устойчивость-неустойчивость, то устанавливать связь будем отдельно для каждого параметра.
Выборка состоит из 18 человек, т.к. у 3 испытуемых по шкале искренности показатели больше нормы.
Таблица 3 Баллы по шкале экстраверсия-интроверсия и баллы лидерской способности
№
|
Экстраверсия-интроверсия
|
Ранг
|
Лид. спос.
|
Ранг
|
d
|
d2
|
|
И1
|
20
|
13,5
|
41
|
17
|
- 3,5
|
12,25
|
|
И2
|
22
|
17
|
28
|
8
|
9
|
81
|
|
И3
|
2
|
2,5
|
29
|
9
|
- 6,5
|
42,25
|
|
И4
|
18
|
10
|
36
|
13
|
- 3
|
9
|
|
И5
|
20
|
13,5
|
34
|
11
|
2,5
|
6,25
|
|
И6
|
2
|
2,5
|
10
|
4
|
- 1,5
|
2,25
|
|
И7
|
4
|
4,5
|
38
|
15,5
|
- 11
|
121
|
|
И8
|
9
|
7
|
8
|
2,5
|
4,5
|
20,25
|
|
И9
|
20
|
13,5
|
36
|
13
|
0,5
|
0,25
|
|
И10
|
4
|
4,5
|
30
|
10
|
- 5,5
|
30,25
|
|
И11
|
18
|
10
|
4
|
1
|
9
|
81
|
|
И12
|
22
|
17
|
36
|
13
|
4
|
16
|
|
И13
|
20
|
13,5
|
38
|
15,5
|
- 2
|
4
|
|
И14
|
1
|
1
|
24
|
6
|
- 5
|
25
|
|
И15
|
7
|
6
|
8
|
2,5
|
3,5
|
12,25
|
|
И16
|
18
|
10
|
20
|
5
|
5
|
25
|
|
И17
|
22
|
17
|
42
|
18
|
- 1
|
1
|
|
И18
|
10
|
8
|
25
|
7
|
1
|
1
|
|
Сумма
|
|
|
|
|
|
490
|
|
|
Сформулируем гипотезы.
Но: Корреляция между баллами по шкале экстраверсия-интроверсия и баллами лидерской способности не отличается от нуля.
Н1: Корреляция между баллами по шкале экстраверсия-интроверсия и баллами лидерской способности значимо отличается от нуля.
Поскольку в обоих сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, то коэффициент ранговой корреляции подсчитывается по формуле.
4.
5. Определим критические значения rs при N=18 по таблице.
6. Сравним rэмп и rкр
rэмп > rкр (р0,05)
0,48 > 0,47 (р0,05)
Ответ: Но отклоняется. Принимается Н1.
Таблица 4 Баллы по шкале эмоциональная устойчивость-неустойчивость и баллы лидерской способности
№
|
Экстраверсия-интроверсия
|
Ранг
|
Лид. спос.
|
Ранг
|
d
|
d2
|
|
И1
|
14
|
11
|
41
|
17
|
6
|
36
|
|
И2
|
11
|
8
|
28
|
8
|
0
|
0
|
|
И3
|
12
|
10
|
29
|
9
|
1
|
1
|
|
И4
|
8
|
3
|
36
|
13
|
- 10
|
100
|
|
И5
|
10
|
4
|
34
|
11
|
- 7
|
49
|
|
И6
|
22
|
16
|
10
|
4
|
14
|
196
|
|
И7
|
10
|
4
|
38
|
15,5
|
- 11,5
|
132,25
|
|
И8
|
11
|
8
|
8
|
2,5
|
5,5
|
30,25
|
|
И9
|
16
|
12
|
36
|
13
|
- 1
|
1
|
|
И10
|
22
|
16
|
30
|
10
|
6
|
36
|
|
И11
|
2
|
1
|
4
|
1
|
0
|
0
|
|
И12
|
18
|
13
|
36
|
13
|
0
|
0
|
|
И13
|
19
|
14
|
38
|
15,5
|
- 1,5
|
2,25
|
|
И14
|
22
|
16
|
24
|
6
|
10
|
100
|
|
И15
|
11
|
8
|
8
|
2,5
|
5,5
|
30,25
|
|
И16
|
24
|
18
|
20
|
5
|
13
|
169
|
|
И17
|
10
|
4
|
42
|
18
|
- 14
|
196
|
|
И18
|
7
|
2
|
25
|
7
|
- 5
|
25
|
|
Сумма
|
|
|
|
|
|
1077
|
|
|
Сформулируем гипотезы
Но: Корреляция между баллами по шкале эмоциональная устойчивость-неустойчивость и баллами лидерской способности не отличается от нуля.
Н1: Корреляция между баллами по шкале эмоциональная устойчивость-неустойчивость и баллами лидерской способности значимо отличается от нуля.
2.
3. Та = 4,5
Тв = 3
6. Сравним rэмп и rкр
rэмп < rкр
0,122 < 0,47
0,122 < 0,60
Ответ: Но принимается.
Вывод: В первом случае корреляция отлична от нуля, во втором - близка к нулю. Это значит, что существует связь между экстравертами-интравертами и лидерами, но отсутствует связь между лидерскими способностями и эмоциональностью испытуемых.
Построим графики выбора вида профессиональной деятельности (руководитель-исполнитель) испытуемыми с разным типом темперамента (Приложение рис.4). На основе графиков сделаем вывод: выбирают руководящую деятельность испытуемые с сангвиническим и холерическим типом темперамента, тогда как флегматики и меланхолики избегают быть руководителем.
2.5 Рекомендации для педагогов и психологов по организации профриентационной работы
В результате теоретического анализа и экспериментальным путём мы доказали, что при выборе профессии важно учитывать психофизиологические особенности личности, в том числе и тип темперамента. Психологи и педагоги не должны забывать об этом при организации профориентационной работы.
Взрослый должен сообщить молодому человеку, что при выборе профессии можно действовать двумя способами:
Не выбирать профессии, к которым не подходят имеющиеся у него свойства темперамента.
Приспособить темперамент к требованиям профессии:
индивидуализация предъявляемых к человеку условий и способов работы;
предложение отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности;
формирование индивидуального стиля деятельности.
Чтобы помочь в этом подростку психолог должен использовать методы морально-эмоциональной поддержки:
группы общения (создание благоприятной атмосферы взаимодействия);
тренинги общения (позволяют освоить некоторые коммуникативные навыки поведения);
сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); позволяют лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением;
профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга (здесь психологам полезно посоветовать подросткам с разными типами темперамента «примерить» на себя одну и ту же «профессию);
«праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий.
Заключение
В работе рассматривались понятия «темперамент», «профориентация», «профессия», «профессия»; классификация профессий; психофизиологические качества личности.
Обобщая весь изложенный в первой главе материал, удалось прийти к следующим основным выводам.
Выбор профессии - важнейший этап в жизни любого человека. Неудачное профессиональное самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненных проблем. Помочь школьниками в правильном профессиональном выборе призвана профориентационная работа. Проблема выбора профессии была актуальна во все времена (и в России, и в СССР, и в РФ)
На современном этапе главная задача профориентации - формирование профессионального призвания.
В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация.
Профориентация - сложная система, имеющая свои этапы, цели, задачи, принципы, методы.
При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.
Профессия - это общественно полезная деятельность, предполагающая специальную подготовку, которая выполняется за определённое вознаграждение и которая даёт человеку определённый социальный и общественный статус.
Мир профессий многообразен: от 7 до 35 тыс. их наименований.
Каждая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально значимые качества личности». Сюда относятся и психофизиологические качества личности, которые фиксируются в аналитической профессиограмме. Среди них важное место занимает темперамент.
Темперамент - это те врождённые особенности человека, которые обусловливают особенности приспособления к окружающей среде.
Ещё Гиппократ выделил 4 типа темперамента: сангвиник (преобладает кровь), холерик (желчь), флегматик (слизь), меланхолик (чёрная желчь).
И.П.Павлов открыл физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы.
Необходимо учитывать роль темперамента в деятельности: в труде, в учёбе, в общении, в выборе профессии.
Дальнейшее исследование было направлено на обоснование предложения о том, что учащиеся с разным темперамента выбирают разные типы профессий и разные виды профессиональной деятельности.
В результате теоретического анализа литературы и экспериментальным путём было доказано, во-первых, влияние темперамента на выбор определённого типа профессии, а, во-вторых, влияние темперамента на выбор вида профессиональной деятельности (руководитель-исполнитель).
На основе полученных экспериментальных данных были сделаны выводы о том, что профессии типа «Ч.-П.» выбирают часто меланхолики и флегматики, они же выбирают профессии типа Ч.-З., Ч.-Х.
А сангвиники и холерики - профессии типа Ч.-Ч., Ч.-Т., Ч.-З.
Руководящую деятельность выбирают сангвиники и холерики, тогда как меланхолики и флегматики избегают быть руководителем.
Таковы основные выводы исследования.
Библиография
Аверин В.А. Психология личности. - С.-П. : Издательство Михайлова В, 2001.-191 с.
Андреева Г.М. Методы исследования межличностного восприятия. - М.: МГУ, 1984. - 141С.
Бачин В.А. Духовная культура личности. - М.: Политиздат, 1986. - 208С.
Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под ред. Бабосова, Минск: Народная Асвета, 1988. - 240С.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2003. - 186С.
Йовайма Л.А. Проблемы профориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 200С.
Калаев А.В. Новые технологии воспитания. - Казань: Дом печати, 1998. - 257С.
Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, - М.: Просвещение, 1980. - 205С.
Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - С.-П.: Речь, 2002. - 460С.
Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследования. - К.: 200. - 120С.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: УРАО, 1999. - 175С.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. - М.: Воронеж, 1997. - 258С.
Минскин Е.М. От игр к знаниям: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 305С.
Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2000. - 456С.
Немировский В.Г. Социология личности. - Красноярск, 1989. - 502С.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России. 200. - 448С.
Профориентация молодёжи. - М.: Высшая школа, 1978. - 305С.
Профориентация старших школьников в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 1972. - 340С.
Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М.: Просвещение, 1991. - 180С.
Психология: Учебник для технических вузов /Под ред. Дружинина В.Н. - С.-П.: Питер, 2000. - 525С.
Психологические тесты /Под ред. Карелина А.А.: В2т. - М.: Владос, 2002. - Т.2. - 248С.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-П.: Питер, 2000.-720С.
Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2000.-656С.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - С.-П.: Речь, 2003. - 350С.
Социальная служба школы: назначение, функции, проблемы, Вопросы социологии и социальной педагогики: сборник научных трудов. Вып.2 /под ред. проф. Ростовцева А.Н.
Сохань Л.В. Разумная организация жизни личности. - Киев, 1989. - 109С.
Столяренко Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. - Ростов-наДону: Феникс, 2003. - 448С.
Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера. - Киев, Избранные произведёния в 5 томах, т.5, 1980. - 418С.
Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. - М.: Полииздат, 1990. - 308С.
Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. - М.: Академия, 2002. - 128С.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - Москва-Рига, 1995. -302С.
Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. - М.: Владос. 2001. - 368С.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развития личности. - М.: Владос, 2001. - 512С.
Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности. К: Карпол, 2002. - 228С.
Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 320С.
Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. - М.: Юридическая литература, 1997. - 608С.
Лиферов А.П., Степанов Н.А. Образование будущего: глобальные проблемы - локальные решения. Методическое пособие. - Рязань, 1999. - 304С.
Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 408С.
Психологическая диагностика: Учебное пособие /Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. - М.: УРАО, 2000. - 304С.
Психологическое обследование младших школьников /Венгер А.Л., Цукерман Г.А. - М.: Владом-Пресс, 2001. -160С.
Психолого-педагогическая диагностика /Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. - М.: Академия, 2003. - 320С.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. - М.: Владос, 2000. - Кн.1-608С.
Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Владос, 2000. - Кн.2. - 609С.
Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Владос, 2000. - Кн.3. - 608С.
Журнал. Воспитание школьников. Щуркова Н. Новые формы воспитательной работы, ;4, 5, 6 за 1994 г.
Журнал. Педагогика /Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей №4 за 1997 г.
Журнал. Педагогика /Гликман Н.З. Воспитание и образование, №2 за 1999 г.
Журнал. Педагогика /Коротков В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования №5 за 1997 г.
Журнал. Педагогика /Лихачев Б.М. Основные категории педагогики. №1 за 1999 г.
Журнал. Педагогика /Сурова Л.В. Куда нам плыть? №3 за 1998 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|