Влияние свойств нервной системы на развитие характера человека
4. Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто даёт возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме может сократить время поиска альтернатив.
5. Сотрудничество. Данный стиль- признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем.
Для определения данных стратегий у субъекта использовалась методика Томаса - поведение в конфликтной ситуации.
На третьем этапе мы сопоставили данные первого и второго тестирования. Результаты подтвердили нашу гипотезу. Для наглядности приводим сводную таблицу по всем трем этапам нашего эксперимента.
|
холерики
|
флегматики
|
|
сотрудничество
|
|
5
|
|
соперничество
|
7
|
|
|
компромисс
|
|
3
|
|
уклонение
|
|
2
|
|
принуждение
|
3
|
|
|
|
Как видно из таблицы, холерики «ведомые» своим темпераментом, своей активностью и напористостью, предпочитают в ситуации конфликта или принуждение или соперничество. Флегматики же предпочитают более «мягкие стратегии» - сотрудничество, уклонение и компромисс. Таким образом «природа человека» т.е. темперамент проявляет себя в характере поведения человека.
Заключение
Среди множества черт характер индивида некоторые выступают как ведущие, другие как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств, при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые черты характера человека проявляется в самых различных видах его деятельности, придавая поведению целенаправленность, настойчивость, а человеку - стремление добиваться успехов. Индивидуальные различия в характерах людей касаются сочетания и степени развитости у человека различных приобретенных и наследованных свойств.
Поскольку таких черт у человека довольно много, не менее, чем несколько десятков, постольку индивидуальные различия в характерах людей бывают довольно значительными. Они зависят и от общества, в котором родился, жил и воспитывался данный человек, и от его семьи, и от того, где он учился, от коллективов, в которых он трудился, и от отдельных людей, с которыми он встречался и общался в течение жизни. Индивидуальные различия в характерах отмечаются уже в детстве к концу раннего возраста и далее постепенно увеличиваются.
Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержание жизни человека.
Поэтому следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Поэтому «чистые» типы темперамента встречаются относительно редко.
Главная задача нашего эксперимента состояла в том что бы проверить что существует связь между свойствами нервной системы и приобретенным поведением, стилем, манерой человека или, говоря более обобщено, характером человека.
По результатам эксперимента мы подтвердили данное положение. Результаты указывают, что холерики более склонны к активным, а в крайней форме - агрессивным стратегиям или стилям поведения. А флегматики к более пассивным и более мягким стилям поведения в конфликтной ситуации.
Список использованной литературы
1.Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). -- М.:ACADEMIA, 2003.
2. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Владос, 1999.
3.Клейберг Ю. А. Психология поведения. -- М.:2001.
4. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно- методическое пособие. М.: «Флинта». 1998.
5. Общая психология (курс лекций). Составитель Е.И.Рогов. М.: «Владос». - 1995.
6. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. проф. А.В.Петровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1976.
7. Общая психология. /Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалевой, А.А.Степановой, С.Н.Шабалиной. - 2-у изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1973.
8.Горянина "Психология общения". М., 1994.
9. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах (для студентов вузов). - М.: АСТ, Ростов - на Дону: Феникс. 1999.
10. Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. - М.: Проспект. 2000.
11. Субъект деятельности. Хрестоматия по общей психологии. Под ред. В. В. Петухова.--М.:2000.
12. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986.
13. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1980.
14.Куницына, Казаринова "Межличностное общение". С.-П., 1985.
15 Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981 год
16.Лаврененко "Психология и этика делового общения". М., 1988.
17.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера. Л., 1983
18.Поведение и характер подростков как психолого-педагогическая проблема «Учительская газета» №13-2002
19. Щедровицкий Г. П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности.-- В кн.: Обучение и развитие: Материалы к симпозиуму. М.: Просвещение, 1996,
20. Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования. М.: Знание, 1994.
Приложение
ТЕСТ ТОМАСА (ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ)
С помощью этого теста предлагаем вам определить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации. Всего таких стилей пять.
Сотрудничество - оптимально почти всегда.
Компромисс - вполне приемлемо в ряде случаев.
Избегание (уход) - в случае неспровоцированных партнером «пожаров».
Приспособление - возможно в тех случаях, когда партнер действительно прав.
Соперничество - наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.
Для того, чтобы определить, к какому способу вы склонны, нужно внимательно прочитав каждое из двойных высказываний а) и б), выбрать то из них, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете.
1 . а) иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса
б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны
2. а) я стараюсь найти компромиссное решение
б) я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных
3. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) я стараюсь найти компромиссное решение
б) я стараюсь не задеть чувств другого человека.
а) улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку другого
б) я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
а) я пытаюсь избежать неприятностей для себя
б) я стараюсь добиться своего.
7.а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно
б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
б) я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9.а) я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий
б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) я твердо стремлюсь добиться своего.
б) я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы
б) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. а) я зачастую избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры
б) я даю возможность другому в чем то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13. а) я предлагаю среднюю позицию
б) я настаиваю, чтобы все было сделано по - моему.
а) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах
б) я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
а) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения
б) я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. а) я стараюсь не задеть чувств друтого
б) я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) я стараюсь не задеть чувств другого
б) я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоит все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) я стараюсь отложить все спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) я пытаюсь медленно преодолеть все наши разногласия
б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому
б) я всегда склоняюсь к прямом}' обсуждению проблемы.
22. а) я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и позицией другого человека
б) я отстаиваю свою позицию.
23. а) я как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас
б) иногда я предоставляю возможность другому взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
а) если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу
б) я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
а) я пытаюсь убедить другого в своей правоте
б) ведя переговоры, я пытаюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) я обычно предлагаю среднюю позицию
б) я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) зачастую стремлюсь избежать споров
б) если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
б) улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) я предлагаю среднюю позицию
б) я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих обстоятельств.
30. а) я стараюсь не задеть чувств другого
б)я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
КЛЮЧ ОПРОСНИКА
№ п.п.
|
соперничество
|
сотрудничество
|
компромисс
|
избежание
|
приспособление
|
|
1
|
|
|
|
А
|
Б
|
|
2
|
|
Б
|
А
|
|
|
|
3
|
А
|
|
|
|
Б
|
|
4
|
|
|
А
|
|
Б
|
|
5
|
|
А
|
|
Б
|
|
|
6
|
Б
|
|
|
А
|
|
|
7
|
|
|
Б
|
А
|
|
|
8
|
А
|
Б
|
|
|
|
|
9
|
Б
|
|
|
А
|
|
|
10
|
А
|
|
Б
|
|
|
|
11
|
|
А
|
|
|
Б
|
|
12
|
|
|
Б
|
А
|
|
|
13
|
Б
|
|
А
|
|
|
|
14
|
Б
|
А
|
|
|
|
|
15
|
|
|
|
Б
|
А
|
|
16
|
Б
|
|
|
|
А
|
|
17
|
А
|
|
|
Б
|
|
|
18
|
|
|
Б
|
|
А
|
|
19
|
|
А
|
|
Б
|
|
|
20
|
|
А
|
Б
|
|
|
|
21
|
|
Б
|
|
|
А
|
|
22
|
Б
|
|
А
|
|
|
|
23
|
|
А
|
|
Б
|
|
|
24
|
|
|
Б
|
|
А
|
|
25
|
А
|
|
|
|
Б
|
|
26
|
|
Б
|
А
|
|
|
|
27
|
|
|
|
А
|
Б
|
|
28
|
А
|
Б
|
|
|
|
|
29
|
|
|
А
|
Б
|
|
|
30
|
|
Б
|
|
|
А
|
|
|
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА
Вы хотите узнать свой темперамент? Методика проста. Внимательно прочитав "паспорт" каждого из четырех основных видов темперамента, выпишите номера тех черт, которые, по вашей оценке, у вас или у того, чей темперамент вы решили определить, наиболее ярко проявляются. Можно с уверенностью сказать, что тот "паспорт", в котором таких выборов больше всего, и характеризует ваш темперамент. Выборы, отмеченные в
"паспортах" других темпераментов, скорее, говорят о проявлении у вас характерологических особенностей, волевых качеств, привычек поведения.
Если вы:
1. Неусидчивы, суетливы. 2. Невыдержанны, вспыльчивы. 3. Нетерпеливы. 4. Резки и прямолинейны в отношении с людьми. 5. Решительны и инициативны. 6. Упрямы. 7. Находчивы в споре. 8. Работаете рывками. 9. Склонны к риску. 10. Не злопамятны и не обидчивы. 11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью. 12. Неуравновешенны и склонны к горячности. 13. Нетерпимы к недостаткам. 14. Агрессивны. 15. Обладаете выразительной мимикой. 16. Способны быстро действовать и решать. 17. Неустанно стремитесь к новому. 18. Обладаете резкими порывистыми движениями. 19.' Настойчивы в достижении поставленной цели. 20. Склонны к резким сменам настроения, -- то вы ХОЛЕРИК.
Если в ы:
1. Веселы и жизнерадостны. 2. Энергичны и деловиты. 3. Часто не доводите начатое дело до конца. 4 Склонны переоценивать себя. 5. Способны быстро схватывать новое. 6. Неустойчивы в интересах и склонностях. 7. Легко переживаете неудачи и неприятности. 8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам. 9. С увлечением беретесь за любое новое дело. 10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать. 11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую. 12. Тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы. 13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми. 14. Выносливы и работоспособны. 15. Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой. 16. Сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке, обладаете всегда бодрым настроением. 17. Быстро засыпаете и пробуждаетесь. 18. Часто несобранны, проявляете поспешность в решениях. 19. Склонны иногда "скользить по поверхности", отвлекаться, -- то вы САНГВИНИК.
Если в ы:
1. Спокойны и хладнокровны. 2.Последовательны и обстоятельны в делах. 3. Осторожны и рассудительны. 4. Умеете ждать. 5. Молчаливы и не любите попусту болтать. 6. Обладаете спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. 7.
Сдержанны и терпеливы. 8. Доводите начатое дело до конца. 9. Не растрачиваете попусту сил. 10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе. 11. Легко сдерживаете порывы. 12. Мало восприимчивы к одобрению и порицанию. 13. Незлобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес. 14. Постоянны в своих отношениях и интересах. 15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое. 16. Ровны в отношениях со всеми. 17. Любите аккуратность и порядок во всем. 18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке. 19. Обладаете выдержкой. 20. Взявшись за выполнение задачи, стараетесь решить ее до конца, не переключаясь на другие дела, -- то вы, вне сомнения, ФЛЕГМАТИК.
Если вы:
1. Стеснительны и застенчивы. 2. Теряетесь в новой обстановке. 3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми. 4. Не верите в свои силы. 5. Легко переносите одиночество. 6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах. 7. Склонны уходить в себя. 8. Быстро утомляетесь. 9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота. 10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника. 11. Впечатлительны до слезливости. 12. Чрезвычайно впечатлительны к одобрению и порицанию. 13. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим. 14. Склонны к подозрительности, мнительности. 15. Болезненно чувствительны и легкоранимы. 16. Чрезмерно обидчивы. 17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями. 18. Малоактивны и робки. 19. Безропотно покорны. 20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих, -- то вы МЕЛАНХОЛИК.
Не забывайте, что это ваша собственная, а значит, субъективная оценка самого себя. Было бы неплохо, если ваш темперамент оценил кто-то другой и вы сравнили бы оценки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|