бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние свойств нервной системы на развитие характера человека бесплатно рефераты

4. Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто даёт возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме может сократить время поиска альтернатив.

5. Сотрудничество. Данный стиль- признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем.

Для определения данных стратегий у субъекта использовалась методика Томаса - поведение в конфликтной ситуации.

На третьем этапе мы сопоставили данные первого и второго тестирования. Результаты подтвердили нашу гипотезу. Для наглядности приводим сводную таблицу по всем трем этапам нашего эксперимента.

холерики

флегматики

сотрудничество

5

соперничество

7

компромисс

3

уклонение

2

принуждение

3

Как видно из таблицы, холерики «ведомые» своим темпераментом, своей активностью и напористостью, предпочитают в ситуации конфликта или принуждение или соперничество. Флегматики же предпочитают более «мягкие стратегии» - сотрудничество, уклонение и компромисс. Таким образом «природа человека» т.е. темперамент проявляет себя в характере поведения человека.

Заключение

Среди множества черт характер индивида некоторые выступают как ведущие, другие как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств, при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые черты характера человека проявляется в самых различных видах его деятельности, придавая поведению целенаправленность, настойчивость, а человеку - стремление добиваться успехов. Индивидуальные различия в характерах людей касаются сочетания и степени развитости у человека различных приобретенных и наследованных свойств.

Поскольку таких черт у человека довольно много, не менее, чем несколько десятков, постольку индивидуальные различия в характерах людей бывают довольно значительными. Они зависят и от общества, в котором родился, жил и воспитывался данный человек, и от его семьи, и от того, где он учился, от коллективов, в которых он трудился, и от отдельных людей, с которыми он встречался и общался в течение жизни. Индивидуальные различия в характерах отмечаются уже в детстве к концу раннего возраста и далее постепенно увеличиваются.

Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержание жизни человека.

Поэтому следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Поэтому «чистые» типы темперамента встречаются относительно редко.

Главная задача нашего эксперимента состояла в том что бы проверить что существует связь между свойствами нервной системы и приобретенным поведением, стилем, манерой человека или, говоря более обобщено, характером человека.

По результатам эксперимента мы подтвердили данное положение. Результаты указывают, что холерики более склонны к активным, а в крайней форме - агрессивным стратегиям или стилям поведения. А флегматики к более пассивным и более мягким стилям поведения в конфликтной ситуации.

Список использованной литературы

1.Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). -- М.:ACADEMIA, 2003.

2. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Владос, 1999.

3.Клейберг Ю. А. Психология поведения. -- М.:2001.

4. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно- методическое пособие. М.: «Флинта». 1998.

5. Общая психология (курс лекций). Составитель Е.И.Рогов. М.: «Владос». - 1995.

6. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. проф. А.В.Петровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1976.

7. Общая психология. /Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалевой, А.А.Степановой, С.Н.Шабалиной. - 2-у изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1973.

8.Горянина "Психология общения". М., 1994.

9. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах (для студентов вузов). - М.: АСТ, Ростов - на Дону: Феникс. 1999.

10. Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. - М.: Проспект. 2000.

11. Субъект деятельности. Хрестоматия по общей психологии. Под ред. В. В. Петухова.--М.:2000.

12. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986.

13. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1980.

14.Куницына, Казаринова "Межличностное общение". С.-П., 1985.

15 Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981 год

16.Лаврененко "Психология и этика делового общения". М., 1988.

17.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера. Л., 1983

18.Поведение и характер подростков как психолого-педагогическая проблема «Учительская газета» №13-2002

19. Щедровицкий Г. П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности.-- В кн.: Обучение и развитие: Материалы к симпозиуму. М.: Просвещение, 1996,

20. Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования. М.: Знание, 1994.

Приложение

ТЕСТ ТОМАСА (ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ)

С помощью этого теста предлагаем вам определить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации. Всего таких стилей пять.

Сотрудничество - оптимально почти всегда.

Компромисс - вполне приемлемо в ряде случаев.

Избегание (уход) - в случае неспровоцированных партнером «пожаров».

Приспособление - возможно в тех случаях, когда партнер действительно прав.

Соперничество - наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.

Для того, чтобы определить, к какому способу вы склонны, нужно внимательно прочитав каждое из двойных высказываний а) и б), выбрать то из них, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете.

1 . а) иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса

б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны

2. а) я стараюсь найти компромиссное решение

б) я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных

3. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) я стараюсь найти компромиссное решение

б) я стараюсь не задеть чувств другого человека.

а) улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку другого

б) я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

а) я пытаюсь избежать неприятностей для себя

б) я стараюсь добиться своего.

7.а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно

б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

б) я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9.а) я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий

б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) я твердо стремлюсь добиться своего.

б) я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

б) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) я зачастую избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры

б) я даю возможность другому в чем то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) я предлагаю среднюю позицию

б) я настаиваю, чтобы все было сделано по - моему.

а) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах

б) я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

а) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения

б) я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) я стараюсь не задеть чувств друтого

б) я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) я стараюсь не задеть чувств другого

б) я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоит все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) я стараюсь отложить все спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) я пытаюсь медленно преодолеть все наши разногласия

б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому

б) я всегда склоняюсь к прямом}' обсуждению проблемы.

22. а) я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и позицией другого человека

б) я отстаиваю свою позицию.

23. а) я как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас

б) иногда я предоставляю возможность другому взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

а) если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу

б) я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

а) я пытаюсь убедить другого в своей правоте

б) ведя переговоры, я пытаюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) я обычно предлагаю среднюю позицию

б) я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) зачастую стремлюсь избежать споров

б) если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

б) улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) я предлагаю среднюю позицию

б) я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих обстоятельств.

30. а) я стараюсь не задеть чувств другого

б)я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

КЛЮЧ ОПРОСНИКА

№ п.п.

соперничество

сотрудничество

компромисс

избежание

приспособление

1

А

Б

2

Б

А

3

А

Б

4

А

Б

5

А

Б

6

Б

А

7

Б

А

8

А

Б

9

Б

А

10

А

Б

11

А

Б

12

Б

А

13

Б

А

14

Б

А

15

Б

А

16

Б

А

17

А

Б

18

Б

А

19

А

Б

20

А

Б

21

Б

А

22

Б

А

23

А

Б

24

Б

А

25

А

Б

26

Б

А

27

А

Б

28

А

Б

29

А

Б

30

Б

А

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА

Вы хотите узнать свой темперамент? Методика проста. Внимательно прочитав "паспорт" каждого из четырех основных видов темперамента, выпишите номера тех черт, которые, по вашей оценке, у вас или у того, чей темперамент вы решили определить, наиболее ярко проявляются. Можно с уверенностью сказать, что тот "паспорт", в котором таких выборов больше всего, и характеризует ваш темперамент. Выборы, отмеченные в

"паспортах" других темпераментов, скорее, говорят о проявлении у вас характерологических особенностей, волевых качеств, привычек поведения.

Если вы:

1. Неусидчивы, суетливы. 2. Невыдержанны, вспыльчивы. 3. Нетерпеливы. 4. Резки и прямолинейны в отношении с людьми. 5. Решительны и инициативны. 6. Упрямы. 7. Находчивы в споре. 8. Работаете рывками. 9. Склонны к риску. 10. Не злопамятны и не обидчивы. 11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью. 12. Неуравновешенны и склонны к горячности. 13. Нетерпимы к недостаткам. 14. Агрессивны. 15. Обладаете выразительной мимикой. 16. Способны быстро действовать и решать. 17. Неустанно стремитесь к новому. 18. Обладаете резкими порывистыми движениями. 19.' Настойчивы в достижении поставленной цели. 20. Склонны к резким сменам настроения, -- то вы ХОЛЕРИК.

Если в ы:

1. Веселы и жизнерадостны. 2. Энергичны и деловиты. 3. Часто не доводите начатое дело до конца. 4 Склонны переоценивать себя. 5. Способны быстро схватывать новое. 6. Неустойчивы в интересах и склонностях. 7. Легко переживаете неудачи и неприятности. 8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам. 9. С увлечением беретесь за любое новое дело. 10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать. 11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую. 12. Тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы. 13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми. 14. Выносливы и работоспособны. 15. Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой. 16. Сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке, обладаете всегда бодрым настроением. 17. Быстро засыпаете и пробуждаетесь. 18. Часто несобранны, проявляете поспешность в решениях. 19. Склонны иногда "скользить по поверхности", отвлекаться, -- то вы САНГВИНИК.

Если в ы:

1. Спокойны и хладнокровны. 2.Последовательны и обстоятельны в делах. 3. Осторожны и рассудительны. 4. Умеете ждать. 5. Молчаливы и не любите попусту болтать. 6. Обладаете спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. 7.

Сдержанны и терпеливы. 8. Доводите начатое дело до конца. 9. Не растрачиваете попусту сил. 10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе. 11. Легко сдерживаете порывы. 12. Мало восприимчивы к одобрению и порицанию. 13. Незлобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес. 14. Постоянны в своих отношениях и интересах. 15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое. 16. Ровны в отношениях со всеми. 17. Любите аккуратность и порядок во всем. 18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке. 19. Обладаете выдержкой. 20. Взявшись за выполнение задачи, стараетесь решить ее до конца, не переключаясь на другие дела, -- то вы, вне сомнения, ФЛЕГМАТИК.

Если вы:

1. Стеснительны и застенчивы. 2. Теряетесь в новой обстановке. 3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми. 4. Не верите в свои силы. 5. Легко переносите одиночество. 6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах. 7. Склонны уходить в себя. 8. Быстро утомляетесь. 9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота. 10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника. 11. Впечатлительны до слезливости. 12. Чрезвычайно впечатлительны к одобрению и порицанию. 13. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим. 14. Склонны к подозрительности, мнительности. 15. Болезненно чувствительны и легкоранимы. 16. Чрезмерно обидчивы. 17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями. 18. Малоактивны и робки. 19. Безропотно покорны. 20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих, -- то вы МЕЛАНХОЛИК.

Не забывайте, что это ваша собственная, а значит, субъективная оценка самого себя. Было бы неплохо, если ваш темперамент оценил кто-то другой и вы сравнили бы оценки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5