Влияние социальных факторов на становление личности ребенка
Как результат видно что в основном преобладает средняя самооценка т.е. адекватная.
2.3. Исследование влияния социальных факторов на становление личности ребенка
Цель наблюдения: определение уровня социализации детей, исследование воздействия игровой деятельности на становление личности ребенка.
Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 5--6 лет проводились в игре в «больницу», в естественных условиях, протоколирование проводилось методом записи происходящего.
Игра происходила следующим образом:
Сабина М. (5 лет 4 мес.): «У меня живот заболел».
Наташа Н. (5 лет 5 мес.): «Что случилось? Надо обратиться в больницу, давайте поймаем такси».
Данил С. (5 лет 7 мес.): «Я схожу за машиной (ловит «машину»)».
Максим К. (5 лет 5 мес.) сидит за рулем: «Куда надо ехать?»
Данил: «В больницу. У дочки живот заболел».
Все дети выходят, садятся в «машину» и едут в «больницу».
Галя С. (5 лет 5 мес.): «А кто будет врачом?»
Настя М. (5 лет 6 мес.) подходит к детям: «Я буду врачом» (побежала в «больницу»).
Данил: «Все, приехали».
Дети выходят из машины и идут в «больницу».
Настя: «Заходите, заходите. На что жалуетесь?»
Сабина: «У меня живот болит».
Настя: «Давайте посмотрим (щупает живот). Давайте я вас послушаю. Дышите, не дышите. А теперь нужно померить температуру» (подает градусник).
Сабина измеряет температуру.
Ира: «Доктор, что с ней?»
Настя достает градусник и смотрит температуру: «Не волнуйтесь, ничего страшного. Просто она съела что-то грязное, сейчас я выпишу вам рецепт. Будете принимать детский панадол» (выписывает рецепт и подает).
Ира: «Спасибо».
Сабина: «До свидания».
Сюжетно-ролевая игра позволила малышам (Сабина М., Наташа Н., Данил С., Галя С., Настя М.) понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.
Воплощение замысла в игре происходит путем решения игровых задач. Усложняется способ их решения. Дети начинают сами договариваться перед началом игры об распределении ролей.
Содержание выступает отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план
Сюжеты развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды. Источником сюжета выступают личные наблюдения, рассказы взрослых.
Закрепляются новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится белее длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, так как им легко удается взаимодействие в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла и т.д.)
Дети самостоятельно выбирают предметы заместители. Совершенствуются способы действия с предметами. Хорошо освоены предметно-игровые действия, свободно играют с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им словесные обозначения
Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила соответствии со взятой на себя ролью. Следят за правил игры другими детьми
В ходе проведенного наблюдения ясно видно, что дети уже не нуждаются в обращении со взрослым в процессе игры, как и в участии в игре самого взрослого.
2.4. Социометрическое исследование группы детей
Цель исследования: прояснение межличностных отношений, определение социальных статусов детей
Критерий: С кем бы ты хотел играть?
Группа клиентов: Группа А
Максимальное число выборов, которое может быть сделано клиентом: 4
Отрицательные выборы разрешены: Да
Описание:
Сабина М.
Наташа Н.
Данил С.
Максим К.
Галя С.
Графическое сопровождение (см. Приложение 2; 3).
Справка по индексам
Плотность - Индекс характеризует плотность структуры взаимосвязей группы.
Сплоченность - Индекс характеризует силу (степень) взаимного притяжения клиентов в группе.
Устойчивость - Индекс характеризует, какая минимальная часть группы должна покинуть ее, чтобы эта группа распалась на подгруппы, несвязанные между собой.
Напряженность - Индекс характеризует степень неудовлетворенности клиентов эмоциональными отношениями в группе.
Вес - Индекс характеризует, какая часть группы считает i-го клиента значимым при данном критерии.
Эмоциональная экспансивность - Индекс характеризует, какая часть группы является значимой для i - го клиента группы при данном критерии.
Удовлетворенность - Индекс характеризует, какая часть выборов, сделанных i - м клиентом группы, является взаимной.
Статус - Индекс характеризует, насколько притягательным является i - й клиент группы для выбора.
Таблица 2
Таблица выборов
Клиенты, которые выбирают
|
Сабина М.:
|
Наташа Н.
|
Данил С.
|
Максим К.
|
Галя С.
|
|
Сабина М.:
|
|
+
|
+
|
-
|
-
|
|
Наташа Н.
|
-
|
|
-
|
-
|
+
|
|
Данил С.
|
+
|
-
|
|
-
|
+
|
|
Максим К.
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
|
Галя С.
|
-
|
+
|
-
|
-
|
|
|
|
Таблица 3
Групповые индексы группы клиентов для положительных выборов
Плотность
|
Сплоченность
|
Устойчивость
|
Напряженность
|
|
0,35
|
0,4
|
1,33
|
0,3
|
|
|
Таблица 4
Групповые индексы группы клиентов для отрицательных выборов
Плотность
|
Сплоченность
|
Устойчивость
|
Напряженность
|
|
0,65
|
0,4
|
2,33
|
0,3
|
|
|
Таблица 5
Индивидуальные индексы клиентов для положительных выборов
Клиент
|
Вес
|
Эмоциональная экспансивность
|
Удовлетворенность
|
Статус
|
|
Сабина М.:
|
0,25
|
0,5
|
0,5
|
1
|
|
Наташа Н.
|
0,5
|
0,25
|
1
|
1
|
|
Данил С.
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
1
|
|
Максим К.
|
0
|
0,25
|
0
|
1
|
|
Галя С.
|
0,5
|
0,25
|
1
|
1
|
|
|
Таблица 6
Индивидуальные индексы клиентов для отрицательных выборов
Клиент
|
Вес
|
Эмоциональная экспансивность
|
Удовлетворенность
|
Статус
|
|
Сабина М.:
|
0,75
|
0,5
|
1
|
1
|
|
Наташа Н.
|
0,5
|
0,75
|
0,667
|
1
|
|
Данил С.
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
1
|
|
Максим К.
|
1
|
0,75
|
1
|
1
|
|
Галя С.
|
0,5
|
0,75
|
0,667
|
1
|
|
|
Таблица 7
Клиенты, упорядоченные по числу входящих положительных выборов
Клиент
|
Количество выборов
|
|
Наташа Н.
|
2
|
|
Данил С.
|
2
|
|
Галя С.
|
2
|
|
Сабина М.:
|
1
|
|
Максим К.
|
0
|
|
|
Таблица 8
Клиенты, упорядоченные по числу входящих отрицательных выборов
Клиент
|
Количество выборов
|
|
Максим К.
|
4
|
|
Сабина М.:
|
3
|
|
Наташа Н.
|
2
|
|
Данил С.
|
2
|
|
Галя С.
|
2
|
|
|
Таблица 9
Клиенты, упорядоченные по числу выходящих положительных выборов
Клиент
|
Количество выборов
|
|
Сабина М.:
|
2
|
|
Данил С.
|
2
|
|
Наташа Н.
|
1
|
|
Максим К.
|
1
|
|
Галя С.
|
1
|
|
|
Таблица 10
Клиенты, упорядоченные по числу выходящих отрицательных выборов
Клиент
|
Количество выборов
|
|
Наташа Н.
|
3
|
|
Максим К.
|
3
|
|
Галя С.
|
3
|
|
Сабина М.:
|
2
|
|
Данил С.
|
2
|
|
|
Таблица 11
Клиенты, упорядоченные по числу взаимных положительных выборов
Клиент
|
Количество выборов
|
|
Сабина М.:
|
1
|
|
Наташа Н.
|
1
|
|
Данил С.
|
1
|
|
Галя С.
|
1
|
|
Максим К.
|
0
|
|
|
Таблица 12
Клиенты, упорядоченные по числу взаимных отрицательных выборов
Клиент
|
Количество выборов
|
|
Максим К.
|
3
|
|
Сабина М.:
|
2
|
|
Наташа Н.
|
2
|
|
Галя С.
|
2
|
|
Данил С.
|
1
|
|
|
Таблица 13
Клиенты, упорядоченные по числу входящих положительных и отрицательных выборов
Клиент
|
Количество выборов
|
|
Сабина М.:
|
4
|
|
Наташа Н.
|
4
|
|
Данил С.
|
4
|
|
Максим К.
|
4
|
|
Галя С.
|
4
|
|
|
Таблица 14
Клиенты, упорядоченные по числу выходящих положительных и отрицательных выборов
Клиент
|
Количество выборов
|
|
Сабина М.:
|
4
|
|
Наташа Н.
|
4
|
|
Данил С.
|
4
|
|
Максим К.
|
4
|
|
Галя С.
|
4
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|
|