бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние социально-психологических факторов на выполнение функциональных обязанностей летчика бесплатно рефераты

Влияние социально-психологических факторов на выполнение функциональных обязанностей летчика

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЛЕТЧИКА

Курсовая работа

Военная психология. Социология.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ЛИЧНОСТЬ ЛЕТЧИКА

1. Социально-психологический климат летного экипажа.

2. Влияние особенностей личности летчика на климат

экипажа.

3. Воздействие социально-психологического климата на личность летчика.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ЛЕТЧИКА

1. Психологические факторы совместимости.

2. Психологическая совместимость и сработанность как

фактор эффективности труда.

3. Сплоченность, как один из факторов совместимости.

4. Конфликт как один из факторов несовместимости.

Глава 3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ЛИЧНОСТЬ ЛЕТЧИКА

1. Социально-психологический климат летного экипажа.

Состояние коллектива, которое характеризуется уровнем социального восприятия и степенью удовлетворенности его членов различными сторонами межличностного общения, принято называть социально-психологическим климатом. Благоприятный социально-психологический климат является условием удовлетворенности летчиков трудом и коллективом. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных командиров. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между командирами и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача командиров и военного психолога. Существенное влияние на социально-психологический климат указывают управленческая деятельность командира, его личностные качества и стиль руководства. Наиболее благоприятный климат устанавливается тогда, когда методы руководства положительно воспринимаются коллективом. Если требовательность руководителя вызывает групповую неудовлетворенность из-за недисциплинированности отдельных летчиков, процветания отдельных традиций, то такой тип социально-психологического климата называется отстающим. Бывает и так, что управление как бы не поспевает за развитием коллектива и личный состав предъявляет повышенные требования к самому руководителю, который не умеет обеспечить поддержание уставного порядка и дисциплины. В этом случае психологи определяют социально-психологический климат, как перспективный [16].

Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует от командиров и психологов в военной части понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознаны цели и задачи общества, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона - это психологический климат, те неформальные отношения, которые складываются между летчиками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень - статистический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние коллектива, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается коллектив. С этой точки зрения сформировать благоприятный климат в коллективах довольно трудно, но в тоже время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее. Контроль и коррекция свойств социально-психологического климата осуществляется членами коллектива эпизодически. Они чувствуют определенную стабильность своего положения, статуса в системе взаимоотношений. Поскольку состояние климата менее чувствительно к различным воздействиям и изменениям со стороны окружающей среды, поскольку оно оказывает определенное влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности, на работоспособность членов коллектива, на качество их труда.

Второй уровень - динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой летчиков в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием "психологическая атмосфера". В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменения же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро, чаще всего человек успевает адаптироваться к ним [5].

Единство содержания отношений и социально-психологических форм межличностных отношений предстает в виде взаимоотношений летчиков (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия и др.), а также в виде качеств личности общения летчиков в коллективе (общительность, замкнутость, застенчивость, скрытность, самостоятельность, ответственность, честность и др.). Взаимоотношения являются непосредственными отношениями между летчиками, в которых все виды общественных отношений сливаются в социально-психологические формы общения.

Коммуникативные взаимоотношения отражают активность психологических взаимосвязей членов коллектива, характеризуя личностную опосредованность процессов общения. Коммуникативные взаимоотношения складываются благодаря таким качествам личности, как общительность, непосредственность, искренность, открытость, простата и др.

В процессе общения, происходит взаимопознание летчиков, которое порождает когнитивные взаимоотношения. Они характеризуются пониманием или непониманием летчиков друг друга в процессах труда и общения. Здесь речь может идти о сочувствии, сопереживании, соучастии и других формах психологического взаимопознания [14].

Познание летчика летчиком всегда эмоционально окрашено. Эмоциональные взаимоотношения возникают в результате синтеза эстетических норм и отношений, существующих в обществе, с формами психологического воздействия друг на друга. На социально-психологическом уровне эмоциональные взаимоотношения отражают взаимную привлекательность членов коллектива. В структуре этих отношений выделяются физическая, психологическая и деловая привлекательность. Здесь проявляются чувства любви или ненависти, симпатии, безразличия, антипатии и др., которые связаны с характеристикой настроения как общего эмоционального фона деятельности коллектива. Положительный эмоциональный фон способствует волевому настрою коллектива.

Волевые взаимоотношения есть синтез общественно-политических и правовых отношений с психологическими взаимовлияниями. В них отражаются возможности волеизъявления личности в коллективе. Они характеризуются мерой автономности (или зависимости) индивидуальных действий, поступков и поведения личности. Волевые взаимоотношения формируются на основе таких качеств личности, как власть, самостоятельность, настойчивость и др. На их фоне проявляются другие качества - нерешительность, неуверенность.

На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.

Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:

Общественно-политическая ситуация в стране - ясность и четкость политических и экономических программ, доверие к правительству.

Экономическая ситуация в обществе - баланс между уровнями технического и социального развития.

Уровень жизни - баланс между заработной платой и уровнем цен.

Организация жизни - система бытового и медицинского обслуживания.

Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К микрофакторам относятся:

2. Объективные - комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов в военной части.

3. Субъективные (социально-психологические факторы):

а) формальная структура - характер официальных и организационных связей между членами коллектива, официальные роли и статусы членов коллектива;

б) неформальная структура - наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руководства, индивидуальные психологические особенности каждого члена коллектива, их психологическая совместимость.

У каждого летчика есть собственное внутреннее отношение к своему труду и товарищам по работе, собственная установка на труд и коллектив. Она определяется воспитанием, жизненным опытом, социальным окружением. Совокупность установок всех членов коллектива (установки на дружелюбие и сотрудничество или, напротив, враждебность, неприязнь, самоизоляцию) создает общую психологическую обстановку. Ни что так не мешает, как постоянное отсутствие настроения для работы и враждебность со стороны товарищей. Тогда начинает работать эффект "социальной ингибиции" и мотивация к труду резко падает. Это препятствует повышению трудовых показателей.

Благоприятный климат каждым летчиком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с товарищами по работе, командирами, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение летчика, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.

Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в коллективе с командирами, условиями и содержанием труда. Это, естественно, сказывается на настроении летчика, его работоспособности и активности, на его здоровье.

Судить о состоянии социально-психологического климата в коллективе можно по такому важному показателю, как удовлетворенность- неудовлетворенность.

Нужно знать: довольны или недовольны отдельные летчики своим статусом, заработной платой, содержанием своего труда, отношениями в коллективе. Необходимо иметь в виду, что субъективная удовлетворенность каждого летчика - это одна из целей командиров и психолога воинской части. Субъективная удовлетворенность - крайне специфическая вещь. Одни и те же условия вполне устраивают одного летчика и абсолютно не устраивают другого. На психологическом уровне удовлетворенность выражена соотношением субъективной оценки того, что личность отдает обществу и того, что она получает взамен. Удовлетворенность --неудовлетворенность летчика работой может быть вызвана разными обстоятельствами. Среди них наиболее существенными являются:

характер труда;

размер заработной платы;

престиж профессии;

перспективы повышения звания;

специфические особенности и условия работы: месторасположе-ние; коллектив, в котором много друзей; удобный режим работы; уважаемый и даже знаменитый командир и т.п.;

сопутствующие работе возможности интересных встреч, поездок.

Итак, изучение социально-психологического климата, по сути, представляет собой исследование социально-психологического общественного мнения летного коллектива по вопросам отношения к труду, содержанию работы, командирам и сослуживцам.

2. Влияние особенностей личности летчика на климат экипажа.

Военные летчики оказывают максимальное или минимальное, положительное или отрицательное воздействие на самочувствие окружающих в зависимости от их социально-психологических свойств.

К социально-психологическим свойствам личности летчика, оказывающим положительное влияние на формирование климата, можно отнести: принципиальность (единство слова и дела), определяющую последовательность поведения в соответствии с идейно-нравственными установками общества; ответственное отношение к делу, к людям, заботу об их благополучии; дисциплинированность в труде и общественной деятельности; активность в межличностных отношениях; общительность, или легкость установления контактов с другими летчиками и экипажами в целом, доброту и отзывчивость в сочетании с высокой культурой поведения, тактичность в обращении с сослуживцами.

Напротив, личность, в той или иной степени отклоняющаяся в своем развитии от принятых норм, оказывает отрицательное влияние на климат экипажа. Обычно таким летчикам свойственны: безыдейность, а отсюда непоследовательность в поведении; эгоизм, проявляющийся в корыстолюбии; бестактность в обращении (грубость, оскорбительный тон); карьеризм и зазнайство, неуважение интересов и достоинств других летчиков.

Социально-психологические свойства летчиков не изолированы от так называемых общепсихологических или индивидуально-психологических особенностей. Те и другие взаимодействуют в структуре целостного психического склада личности. Есть личности, которых считают обаятельными. Общение с ними доставляет большую радость. Про таких говорят, что они осветляют жизнь. К обаятельным относятся высоконравственные индивиды, характерными чертами которых являются доброжелательность, чуткость и внимательное отношение к окружающим. Но этого мало - у обаятельных личностей гармонично сочетается доброта с культурой общения. Они отличаются способностью к эмпатии, которая заключается в умении чувствовать состояние другого и сопереживать с ним. Во взаимной эмпатии индивиды как бы роднятся, сближаясь психологически друг с другом.

Отрицательное влияние на самочувствие летчиков и экипажа в целом оказывают лица невоспитанные, с низкой культурой поведения. Такие личности склонны к эгоизму, карьеризму, они завистливы, недоброжелательны, в обращении бестактны, грубы [5].

На самочувствие летчиков и на общий климат экипажа оказывают влияние и особенности психических процессов (интеллектуальных, эмоциональных и волевых), а также темперамента и характера членов экипажа. Большой ум, находчивость, изобретательность летчика в сочетании с коллективизмом способствуют повышению производительности труда в экипаже, оптимизации решений производственных вопросов, что благоприятно сказывается и на общем психологическом состоянии членов экипажа. Однако те же качества, но в сочетании с эгоизмом, самомнением и карьеризмом отрицательно влияют на экипаж и его членов. Если летчик, обладающий такими качествами, вольно или невольно выпячивает свои достоинства и принижает способности и достижения других, он создает у них плохое настроение.

Для формирования высокой совместимости в экипаже большое значение имеет то, насколько сочетаются личностные особенности всех членов экипажа и, особенно, командир с подчиненными. Существенно влияет на формирование совместимости такая особенность личности, как стремление к социальным контактам, внимание и сочувствие к другим лицам, активный интерес поделиться с ними мыслями и переживаниями, а также противоположные этим характеристикам свойства личности: замкнутость. Стремление к уединению и молчаливость. Взаимная чрезмерная общительность, граничащая с навязчивостью и бестактностью, безусловно, может явиться фактором провоцирующим легкое возникновение напряженности среди членов экипажа. Излишняя замкнутость командира и штурмана сопровождается повышенной чувствительностью к оценке окружающих, склонностью к чрезмерно глубоким и длительным переживаниям. Препятствует формированию высокой совместимости и сработанности также индивидуальные особенности личности как чрезмерная активность, эмоциональная возбудимость, несдержанность и неадекватность, высокий уровень притязаний. Целесообразно, чтобы выраженность таких черт личности, как социальная смелость, склонность к риску, самостоятельность, инициативность в решениях и поступках, а также сдержанность и самоуверенность у командира и штурмана была различной и даже противоположной. Например, если один стремиться рисковать и является вспыльчивым, то другой должен быть осторожным, сдержанным, уступчивым и самокритичным. Если одного вынужденные ожидания и задержки вылета сильно невротизируют и понижают его работоспособность , то другой аналогичное ожидание должен переносить спокойно, сохраняя постоянную готовность к вылету на протяжении длительного времени [10].

Страницы: 1, 2, 3