бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние СМИ на интересы медработников бесплатно рефераты

Влияние СМИ на интересы медработников

17

Федеральное агентство по образовании.

Государственное учреждение высшего профессионального образования

Пермский государственный университет

Березниковский филиал

Кафедра психологии

Курсовая работа студентки 4 курса

заочного отделения

по специальности «Психология»

Миннахметовой М.Г.

научный руководитель

преподаватель кафедры психологии

Гришина А.Е.

г. Березники 2004 г.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретическая часть

1.1. Описание интересов, виды интересов, их взаимодействие

1.2. Особенности профессиональных интересов у медработников

1.3. Описание СМИ

1.4. Влияние СМИ на интересы

Глава II. Экспериментальная часть

2.1. Описание выборки

2.2. Описание методов исследования

2.3. Полученные результаты и их интерпретация

- Описание результатов анкетирования

- Описание результатов тестирования

- Методика по определению структуры интересов

- Методика Йоваши

Выводы

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения интересов медработников актуальна в связи с социально-экономическими и социально-политическими изменениями в нашей стране. Финансовый кризис привел к снижению престижности такой профессии как врач. Наряду с этим возрастает уровень требований к профессиональной деятельности врача.

По мнению Рубинштейна С.Л. [18,с.525-526] успешность профессиональной деятельности зависит от направленности личности. Одной из ведущих характеристик личности является ее направленность. В свою очередь наиболее ярко характеризует направленность личности ее интересы. Направленность личности социально обусловлена и ее формирование происходит в процессе воспитания. Неотъемлемой частью социализации в последнее время стали средства массовой информации. Зависимость интересов различных слоев населения от СМИ изучали Зиллман Н.Г.

[21,с.62], Ирон Н.А.[21, с.323], Лассвел К.И.[21, с.160], Бусселле Р.Г[21, с.335], Товлес М.Т [21, с.335] и другие. Об эмоциональной стороне восприятия СМИ писал Зиллман Н.Г.[21, с.62], о том, какое влияние оказывают СМИ на мораль и нравственность людей писали Лассвел К.И.[21,с.160] и Тюхманн Б.Б.[21, с.161]; о влиянии СМИ на агрессивность писали Гроссман Н.А.[21, с.305] и Хьюсман К.А[21, с.305]; проблемами сексуального насилия занимались Греенберг М.Л.[21, с.335], Бусселле Р.Г.[21, с.335] и Товлес М.Т.[21, с.335].

Но вопрос о влиянии СМИ на медработников недостаточно исследован.

Проблема:

Изучить особенности интересов

Объект исследования:

Интересы медработников

Предмет исследования:

Условия формирования интересов медработников.

Цель исследования:

Описать влияние СМИ на интересы медработников.

Гипотеза

Количество проведенного времени у телевизора влияет на интересы

медработников.

Задачи исследования:

1. Выявить и описать состояние проблемы в научной литературе.

2. Описать особенности СМИ.

3. Обобщить условия формирования интересов

4. Рассмотреть и описать диагностические методы, используемые для изучения интересов.

5. Провести экспериментальное изучение интересов медработников.

6. Выявить особенности интересов у медработников, затрачивающих

на просмотр телевизионных передач значительное количество времени.

Глава I. Теоретическая часть

1.1. Определение интересов и их характеристика

Существует несколько подходов в определении понятия «интерес». Интерес - мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. В условиях формирования познавательной деятельности содержание интереса может все более обогащаться. [8,стр.140].

По С.Л. Рубинштейну [8, стр.525], интерес в психологическом смысле слова является специфической направленностью личности, которая лишь опосредованно обусловлена осознанием ее общественных интересов.

Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. [9,11,13, 25].

По Л.М. Фридману [20, стр.140], интерес - потребность личности в определенных предметах и видах деятельности, как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанных целей, выступает в качестве мотива к деятельности.

Характеристика интересов.

Широта интереса.

По С.Ю,Циркину [22, с.25] оценка широты или узости интереса человека определяется их содержательностью и значением для развития личности.

Устойчивость интереса.

Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодо-ление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не вызывает, но выполнение которой является условием осуществления интересующей человека деятельности.[16,22].

Отличительные особенности интереса.

Интерес - это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес - тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете.[15, стр.525-526].

По А.Г. Маклакову [12, стр.512], одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

С.Ю. Циркин [22, стр.25] считает, что удовлетворение интереса может приводить: 1) к его угасанию и 2) к его дальнейшему развитию в виде возникновения новых интересов более высокого уровня. Тем самым интерес выступает в качестве побудительного механизма познания.

Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания во внимании к объекту интереса.[9,12,18].

С.В.Голубев [7, стр.66] предлагает следующую классификацию интересов и соответствующую систему их взаимодействия в структуре личности. Он выдвигает 3 основания различий:

1) по целям и характеру предполагаемого результата - на материальные (практические) и духовные (идеальные);

2) по степени общности, широте охвата социальной реальности - на интересы общего характера и частного характера;

3) по продолжительности и актуальности для индивида - на временные и постоянные.

Интересы классифицируются по содержанию, т.е. по их предметной отнесенности, по широте предметного содержания; по глубине, т.е по их укореннености в системе потребностных отношений личности; по их устойчивости, по силе; по длительности.[8, с.140-141].

По С.Л. Рубинштейну , в интересе к тому или иному объекту обычно различают непосредственный и опосредованный интерес. Непосредственный интерес вызывается привлекательностью объекта, а опосредованный интерес направлен к объекту как к средству достижения целей деятельности.[18, стр.526-527].

По В.Г. Асееву [2, с.9] осознание объективного интереса может создавать мнение, что интерес является субъективным фактором, особенно тогда, когда он осознан.

Осознанный интерес выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная цель.[11, с.107].

Возникновение и развитие интереса.

Интерес возникает на основе познавательного влечения (желания) к той или иной области действительности.[8,18].

Переход интереса в склонность.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей. [12, стр.512.]

Взаимодействие интересов.

Пристальное внимание проблеме взаимодействия интересов в ракурсе возможности их реализации уделено в работе Бернацкого В.О. «Само взаимодействие интересов есть условие и принципиальный способ их реализации. В этом заключена цель и задача любого отдельного общественного формирования, а процесс реализации - это завершающий этап взаимодействия интересов».[3, с.76].

1.2.Особенности интересов у медработников

По С.Л. Рубинштейну [18,с.534], значение выбираемой профессии и профессионализации в целом определяется субъективной оценкой той роли, которую они призваны сыграть в индивидуальной жизни личности.

Профессиональное развитие личности - это формирование у человека возможностей (прежде всего способностей) и мотивов, оптимально соответствующих требованиям деятельности, ее целям, содержанию и условиям реализации. [24, стр.13]. Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей.[40,с.25].

По А.В. Брушлинскому [4, с.20] мотивы деятельности не являются изначально полностью сложившимися, они тоже формируются по ходу психического как процесса. Д.Е. Супер [30, с.736] разбил профессиональный путь человека на 5 этапов, акцентируя внимание на выяснении индивидуумом своих склонностей и способностей: этап роста, этап исследования, этап упрочения карьеры, этап сохранения достигнутого и этап спада. Профессиональная мотивация это элемент профессионального самосознания субъекта труда. Анализ деятельности врача позволяет выделить мотивационный компонент, который представляет собой сложную систему отношений личности: от интереса к медицине к потребностям, от потребностей к мотивам развития, от мотивов к сложной мотивационной сфере, которая является сущностной характеристикой профессионализма врача. [10,25,32,37].

Производительная мотивация обусловливает заинтересованное отношение к деятельности, активную направленность на социально-значимые объекты.[15, с.37-39]. Машин В.А. выделяет две формы психологической регуляции профессионального становления: индивидная и личностная. Для индивидной формы характерно стремление к поддержанию соответствия между человеком и требованиями той деятельности, которую он выполняет. Личностная регуляция определяется ломкой старых способов и средств деятельности. [39, с.144-149].

Врачебная деятельность относится к сложным видам труда, требующего от субъекта разносторонней образованности, непрерывности процесса профессионализации, выполнения различных структурированных видов деятельности, операций и манипуляций, предъявляющих к субъекту специфические требования.[33,34,35,36].

Профессионально-личностные кризисы развития врача являются предметом многих психологических исследований.[38, с.21-29].

1.3. Описание СМИ

Средства массовой информации - массовая коммуникация. Массовая коммуникация это распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.[6, с.699].

Использование СМИ.

Радио в большей степени, чем телевидение, адресовано аудитории, относящейся к конкретной возрастной категории и имеющей определенные интересы (например, существуют станции, передающие музыку различных жанров, в частности классическую, эстрадную, ретро и т.д.). Дети, не достигшие подросткового возраста, мало слушают радио, но оно является одним из основных элементов подростковой и молодежной культуры. Во всем мире радио является наиболее доступным СМИ. Особенно большое значение оно играет в отсталых обществах, поскольку не требует овладения грамотой и по сравнению с телевизорами радиоприемники стоят относительно недорого и могут хорошо работать на батарейках. В отличие от телевидения и печатных СМИ выпуск радиопрограмм, особенно в разговорном и музыкальном формате, требует сравнительно небольших затрат. Подобные разговорные передачи могут, как облагораживать слушателей, так и взывать к низменным чувствам.

Газеты в большей степени, чем телевидение или журналы, отличаются локальной направленностью, являясь основным источником местных новостей, рекламы, сплетен. Наиболее читаемыми являются спортивные разделы газет, а к самым заядлым читателям относятся, как правило, те группы населения, которые реже смотрят телевизор: это люди старшего возраста, лучше образованные и имеющие более высокий социально-экономический статус. Читатели газет бывают обычно заняты разнообразными видами деятельности и хотят быть в курсе событий. Они чаще, чем не читающая публика, смотрят также программы телевизионных новостей. По Н.А. Богарту [21, с.28] и К.И. Стону[21, с.28] те, кто следит за новостями, обычно пользуются обоими источниками; люди, не читающие газеты, не смотрят и программы теленовостей.

Журналы сочетают в себе характерные для газет долговечность и возможность более глубокого освещения материала с визуальной привлекательностью телевидения. Читателями журналов являются в основном взрослые люди, но существуют и детские журналы и журналы для подростков, которые помогают развивать у детей привычку к чтению и работе с печатными источниками информации.

Реклама это разновидность информации, которая является одним из важнейших путей получения знаний о мире и о производимых в нем продуктах. Реклама рассчитана на подсознательное восприятие людей, благодаря которой создается образ новой реальности, которая затем становится для потребителя образом окружающего мира. (например, реальность, полная опасностей, в которой человеку необходимо приобретать дверные замки и оружие; реальность людей, которые озабочены социальным статусом и которых человек должен постоянно впечатлять своей одеждой и собственностью).

Телевидению посвящено большинство исследований массовой коммуникации. Основной причиной этого является то количество времени, которое мы затрачиваем на просмотр телепередач.

По Н.А. Кубею [21, с.25] в среднем на просмотр телевизора тратится более 7 часов в сутки (свыше 8 часов - в домах, где имеется кабельное телевидение), причем среднестатистический взрослый или ребенок смотрят телевизор от 2 до 3 часов ежедневно; из повседневных видов деятельности больше времени человек тратит только на работу и сон.

По К.И. Кондри [21, с.25] наиболее заядлыми телезрителями являются пожилые люди. Другие группы населения, проводящие много времени у телеэкрана - это женщины и малообеспеченные люди.

Телевидение отражает и описывает мир, который окружает нас. Практически всю информацию мы получаем при помощи телевидения: новости, которые влияют на нашу оценку происходящих в мире событий; нравственные ценности и их влияние на общество; спортивные новости; сцены насилия на экранах телевизоров; освещение политических дебатов между кандидатами; сексуальная информация и многое другое.

Другие СМИ. Не существует единого мнения в отношении того, какие иные СМИ следует относить к массовой коммуникации. Границы здесь становятся все более расплывчатыми. И кино, и видео, и факсы, и Интернет обладают отдельными, но не всеми характеристиками массмедиа. По Н.К. Джоветту [21, с.29] и В.В. Линтону [21, с.29] кинофильмы играют в общественной культуре роль аналогичную массовой коммуникации, особенно в настоящее время, когда технология видео позволяет смотреть фильмы в телевизионном формате. Возможности Интернета, а также факсов, обеспечивающих широкое распространение материала, позволяют этим системам действовать в качестве традиционных печатных и электронных СМИ.

Страницы: 1, 2, 3