бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста бесплатно рефераты

Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста

~ 1 ~

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ 2
  • ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы влияния родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста 5
    • 1.1 Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии 5
    • 1.2 Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 11
    • 1.3 Факторы, влияющие на нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста 14
    • 1.4 Понятие «родительский контроль»: формы, уровни, функции, основные проявления 16
    • 1.5 Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста 30
  • ГЛАВА 2. Практическое исследование влияния уровня родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста 35
    • 2.1 Программа исследования 35
    • 2.2 Анализ и интерпритация результатов исследования 37
    • Выводы 46
  • Заключение 48
  • Список литературы 51

ВВЕДЕНИЕ

Семья - первый коллектив, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и поручения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. (Николаенко В.М., Залесов Г.М., Сермяжко Е.И. и др.) Семья формирует личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Родители используют те методы и средства воспитания, которые помогают внедрить в сознание ребенка определенную систему норм, приобщить его к определенным ценностям. (Суоми И.П.) Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и родительским контролем. Тем самым родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию тех или черт характера, качеств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные требования и ожидания родителей, стараются быть как можно лучше, удовлетворяя эти требования.

Однако родители далеко не всегда осознают, как они влияют на развитие ребенка, на формирование его личности, на развитие его способностей.

Исходя из вышесказанного, мы посчитали нужным исследовать влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ явились дети старшего дошкольного возраста и их родители.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в данном случае выступили:

тип и уровень родительского контроля;

эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, наша ГИПОТЕЗА состоит из двух частей:

1. уровень и тип родительский контроль влияет на нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста;

2. уровень родительского контроля оказывает большее влияние на развитие когнитивного компонента, чем на эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, а тип контроля, в большей мере, влияет на развитие эмоционального компонента, чем на когнитивный и поведенческий компоненты нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста.

Мы считаем необходимым решение следующих ЗАДАЧ:

изучение педагогической и психологической литературы по данной теме;

составление программы исследования, направленной на осуществление цели курсовой работы, и ее реализация;

сбор эмпирических данных, количественный и качественный анализ полученных данных, их интерпретация и формулировка выводов;

составление рекомендаций для родителей с целью повышения степени эмоциональной близости в отношениях с детьми и оптимизации влияния контроля на нравственное развитие детей.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА: ДОУ № 107. Количество детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в эксперименте - 40 человек, количество родителей - 40 человек.

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы влияния родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста

1.1 Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Нравственность - совокупность норм, определяющих поведение человека.

Нравственность - это ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни; это система принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. [33]

Нравственность - это характеристика психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им) (Знаков, 1993, с. 35).

Нравственность является важным способом социальной регуляции, выступает как общественная форма отношений между людьми, как то, что остается в межчеловеческих отношениях, если вычесть из них предметно обусловленное содержание. (Слепухина Г.В.)

В западной психологии (К. Гиллиган, Л. Колберг, М. Блэтт, Э. Хиггинс и др.) наиболее значимыми в области исследования нравственного развития являются работы, выполненные в рамках когнитивной психологии. Традиционный когнитивный подход акцентирует внимание на когнитивных аспектах морального сознания; моральное мышление, моральные суждения выступают здесь мерилом нравственного развития. [11]

Одно из направлений данного подхода определяется К. Гиллиганом как нормативный когнитивный подход. В рамках этого направления выделились два основополагающих принципа-ценности, которые используются при принятии решения, - принцип справедливости (Л. Колберг) и принцип заботы (К. Гиллиган).

Существенный вклад в изучение нравственного развития ребенка внес Л. Колберг, разработавший когнитивно-эволюционный подход к нравственному развитию детей. В основе теории Л. Колберга лежит идея Ж. Пиаже о существовании тесной взаимосвязи между стадиями умственного развития и этапами нравственного становления ребенка. В системе Л. Колберга выделено шесть эволюционных ступеней, сгруппированных в три моральных уровня:

Уровень 1. Доконвенциональная мораль (преднравственный уровень с 4 до 10 лет). Поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не принимается в расчет [11]:

Стадия 1. Ориентация на наказание и покорность - суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок.

Стадия 2. Наивно-определяющий гедонизм, т. е. направленность на достижение наслаждения - суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.

Уровень 2. Конвенциональная мораль (с 10 до 13 лет). Человек придерживается условной роли, ориентируясь на принципы других людей:

Стадия 3. Мораль сохранения добрых взаимоотношений - суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.

Стадия 4. Мораль поддержания авторитета - суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами.

Уровень 3. Постконвенциональная мораль высоких нравственных принципов (с 13 лет). Истинная нравственность, по Колбергу, достигается только на этом уровне развития. Человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности:

Стадия 5. Мораль ориентации на общественный договор - оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека.

Стадия 6. Мораль индивидуальных принципов совести - поступок классифицируется как правильный, если он продиктован совестью (независимо от его законности или мнения других людей).

Л. Колберг и его последователи сделали ряд важных выводов, касающихся нравственного развития детей.

1. Развитие нравственных суждений детей поддается воздействию со стороны взрослых, в том числе педагогов. Движение от одной ступени к другой, более высокой, естественным путем происходит в течение нескольких лет, но этот процесс может быть ускорен.

2. При благоприятных условиях нравственное развитие детей принимает необратимый характер, т. е. моральная деградация становится невозможной.

3. Эффективный нравственный рост детей обеспечивается рядом обстоятельств:

1) наличием ситуаций морального выбора,

2) сменой социальных ролей,

3) использованием на практике приобретенных морально-этических знаний и нравственных убеждений.

В основе другого подхода к периодизации морального развития лежит эмпатийная ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека. Определяя его как эмпатийный подход, К. Гиллиган во главу угла выдвигает принцип заботы о других людях, основанный на сочувствии и сопереживании. [11]

Центральным понятием интегративной теории морального развития Э. Хиггинса является понятие ответственности, представление о которой и определяет содержание альтруистического поведения. Автор выделяет четыре стадии развития представлений об ответственности, которые включают, как когнитивный, так и эмоциональный компоненты и совмещают принципы заботы и справедливости.

При рассмотрении проблемы нравственного развития личности особый интерес представляют взгляды отечественных психологов (Л.С. Выготский, В.М. Мясищев, Л.И. Божович, Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.) [11]

Л.С. Выготский утверждает, что результат нравственного развития еще до его начала существует в окружающей социальной среде в виде некоторой идеальной формы. В соответствие с этим социальная среда понимается не только как условие нравственного развития личности, но и как его источник, а само нравственное развитие осуществляется в процессе усвоения этих образцов. Оно предполагает последовательное усвоение образцов, представленных в нравственных нормах, принципах, идеалах, традициях, в соответствующем поведении конкретных людей, их качествах, в персонажах литературных произведений и т.д.

Важной теоретической основой разработки психологических аспектов нравственного развития личности выступает теория отношений В.М. Мясищева. Согласно данной теории, личность, включенная в систему общественных отношений, объективированных в виде господствующих в ее окружении отношений к природе, общественной и личной собственности, к людям, труду, постепенно усваивает их, и они становятся собственными отношениями личности к той действительности, с которой она взаимодействует.

Рассматривая проблему нравственного формирования личности, Л.И. Божович доказывает, что оно не является изолированным процессом, а связано с социальным и психическим развитием. По мнению автора, существуют две точки зрения на процесс формирования нравственных норм поведения, который понимается, во-первых, как результат интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения и их превращения во внутренние психические процессы; во-вторых, как последовательное (закономерное) превращение одних качественно своеобразных форм нравственного развития в другие, более совершенные. [3]

Механизм становления личностных ценностей рассматривается через понятие интериоризации личностью социальных ценностей. Д.А. Леонтьев отмечает, что не все социальные ценности, осознаваемые и даже принимаемые человеком в качестве таковых, реально становятся его личностными ценностями. Необходимым условием такой трансформации является практическое включение субъекта в коллективную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности. Промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида группы.

В качестве показателей нравственной зрелости отечественными психологами выделяются:

- готовность самостоятельно решать ситуацию нравственного выбора, принимать ответственность за свое решение;

- устойчивость нравственных качеств, что проявляется в возможности переноса сформированных в определенных жизненных ситуациях нравственных взглядов, отношений и способов поведения в новые, ранее не имевшие места в жизни человека, ситуации;

- проявление сдержанности в ситуациях, когда человек негативно реагирует на нравственно значимые для него события;

- возникновение нравственного конфликта как следствия осознания нравственной несостоятельности отдельных взглядов, поступков, действий.

Таким образом, взгляды на проблему нравственного развития отечественных психологов опираются на представление о том, что оно не является изолированным процессом, а органично включено в целостное психическое и социальное развитие личности.

Нравственному сознанию, как и сознанию в целом, присущ ряд общих функций: познавательная, оценочная, регулятивная и другие. [11] Познавательная функция предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, помогают сформировать модель нравственного поведения. Оценочная функция оценивает с позиции добра и зла освоения человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества. Регулятивная функция регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, норм-ограничений, а также норм-образцов.

Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» -- нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии. Следование нравственным принципам -- это самоцель, т. е. высшая, «финальная» цель, и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. [11]

Дошкольный возраст характеризуется как возраст, в котором происходит «утеря непосредственности», возраст интенсивного освоения детьми культурных норм, различных культурно-опосредствованных способов деятельности и поведения (Выготский Л.С., 1984; Леонтьев А.Н., 1983; Эльконин Д.Б., 2004), которые становятся своеобразной системой мер, эталонов, ценностей (Запорожец А.В., 1986). Вместе с тем регуляция деятельности и поведения культурно-выработанными нормами, правилами и требованиями зависит не только от того, знает ли их ребенок, но и от того, как ребенок к ним относится (Запорожец А.В., 1986; Леонтьев А.Н., 1983; Смирнова Е.О., 1998; Субботский Е.В., 1983 и др.).

1.2 Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.[19]

В этом возрасте закладываются основы будущей личности:

ь формируется устойчивая структура мотивов;

ь зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым";потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5