Влияние психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка старшего дошкольного возраста
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Рис. 5 - Набор фигур к методике «Запомни рисунки»
МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Методика «Времена года»
Эта методика предназначена для детей в возрасте от 5 до 6 лет. Ребенку показывают рис. 6 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка 6. За отведенное на выполнение этого задания время - 2 мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Оценка результатов
10 баллов
|
- за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
|
|
8-9 баллов
|
- ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
|
|
6-7 баллов
|
- ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
|
|
4-5 баллов
|
- ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
|
|
0-3 балла
|
- ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
|
|
|
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
6-7 баллов - средний.
4-5 баллов - низкий.
0-3 балла - очень низкий.
Рис. 6 - Картинки к методике «Времена года»
Методика «Что здесь лишнее?»
Эта методика предназначена для детей от 5 до 6 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (рис. 7), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10 баллов
|
- ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
|
|
8-9 баллов
|
- ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
|
|
6-7 баллов
|
- ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
|
|
4-5 баллов
|
- ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
|
|
2-3 балла
|
- ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
|
|
0-1 балл
|
- ребенок за 3 мин не справился с заданием.
|
|
|
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Рис. 7 - Картинки к методике «Что здесь лишнее?»
МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
Методика «Вырежи фигуры»
Данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги, нарисованные на ней фигуры. На рис. 8 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов. Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем).
Оценка результатов
В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания
10 баллов
|
- все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.
|
|
8-9 баллов
|
- все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм
|
|
6-7 баллов
|
- все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.
|
|
4-5 баллов
|
- все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.
|
|
2-3 балла
|
- все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм
|
|
0-1 балл
|
- ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.
|
|
|
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.
Рис. 8 - Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежи фигуры»
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ
Методика «Расскажи по картинке»
Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Ребенок получает картинки, изображенные на рис. 9. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел картинку. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.
Рис. 9 - Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке»
После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.
Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (таблица 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций
Таблица 5 - Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»
10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий№ п/п
|
Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования
|
Частота употребления
|
|
1
|
Существительные
|
|
|
2
|
Глаголы
|
|
|
3
|
Прилагательные в обычной форме
|
|
|
4
|
Прилагательные в сравнительной степени
|
|
|
5
|
Прилагательные в превосходной степени
|
|
|
6
|
Наречия
|
|
|
7
|
Местоимения
|
|
|
8
|
Союзы
|
|
|
9
|
Предлоги
|
|
|
10
|
Сложные предложения и конструкции
|
|
|
|
Оценка результатов
10 баллов
|
- в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи
|
|
8-9 баллов
|
- в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи
|
|
6-7 баллов
|
- в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи
|
|
4-5 баллов
|
- в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи
|
|
2-3 балла
|
- в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи
|
|
0-1 балл
|
- в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу
|
|
|
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Результаты психодиагностики
Код ребенка
|
Психические процессы
|
Итог
|
|
|
Восприятие
|
Внимание
|
Память
|
Образное мышление
|
Наглядно-действенное мышление
|
Речь
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
|
|
1
|
2
|
|
|
|
|
01
|
6
|
4
|
5
|
6
|
7
|
6
|
7
|
7
|
7
|
55
|
|
02
|
5
|
5
|
4
|
4
|
5
|
5
|
5
|
4
|
4
|
41
|
|
03
|
3
|
2
|
3
|
3
|
4
|
4
|
3
|
4
|
3
|
29
|
|
04
|
9
|
8
|
7
|
8
|
8
|
9
|
8
|
7
|
6
|
70
|
|
05
|
7
|
5
|
5
|
6
|
6
|
7
|
5
|
5
|
5
|
51
|
|
06
|
7
|
8
|
7
|
8
|
7
|
8
|
7
|
8
|
7
|
67
|
|
07
|
5
|
3
|
4
|
4
|
5
|
6
|
5
|
6
|
5
|
43
|
|
08
|
3
|
3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4
|
4
|
4
|
28
|
|
09
|
10
|
8
|
8
|
8
|
8
|
10
|
9
|
8
|
8
|
77
|
|
10
|
8
|
7
|
7
|
7
|
6
|
8
|
7
|
8
|
7
|
65
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|