Влияние оценки группы на самооценку подростков
Рис. 3. Классификация положения человека в системе личных взаимоотношений.
m- среднее число выборов, вычисляется по формуле: m = R / N *0.1, где R- общее число сделанных выборов, а N- число членов группы;
а ” -квадратическое отклонение, которое вычисляется по статистической формуле;
St - статус ученика, вычисляется по формуле: St = Ek / N - 1.
Статус ученика (St) равен сумме полученных им выборов (Еk), деленной на количество членов группы(N), без 1.
В целом статус определяется числом полученных им выборов, в зависимости от количества детей в коллективе и количетсва разрешенных выборов (в нашем случае - 25 человек, по 3 возможности выбора у каждого). Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 - “лидеры”: 5 и более выборов,
2 - “предпочитаемые”: 3-4 выбора,
3 - “пренебрегаемые”: 1-2 выбора,
4 - “отверженные”: 0 выборов.
2.2.4. Методика изучения самооценки качеств личности (Т. Дембо-С. Рубинштейн).
Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования. В нашем случае для каждого испытуемого выбирались те пять качеств, которые он оценил ниже всего в шкале "реальное Я" в тесте С.А. Будасси.
Рис. 4. Шкалы для выявления уровня самооценки по методике Дембо-Рубинштейна.
Материалом для исследования служит ряд шкал высотой 100 мм, условно обозначающих проявление различных качеств личности (рис. 4. Цифры 1 - 5 заменяются оцениваемыми параметрами, выбираемыми для каждого школьника индивидуально).
Инструкция: необходимо обозначить свое место на каждой из шкал, так как Вы оцениваете себя или свое положение в той или иной области. Вверху, где находится знак "+" - максимальная успешность, внизу где знак "-" - минимальная успешность.
Проводился следующий инструктаж (на примере качества "здоровье"): "Представьте, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья: внизу - самые больные люди, вверху - самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Покажите, где Ваше место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".
Высота самооценки определялась с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале равняется 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывался средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" - со средним баллом 4-5; "Низкой" - со средним баллом 0-2.5.
2.3. Результаты исследований.
2.3.1. Результаты тестирования по методике Будасси.
Тест по методике Будасси дал следующие результаты (рис. 5).
№
|
Фамилия
|
У d2
|
r
|
|
1
|
Антонова
|
694
|
0.5
|
|
2
|
Буранова
|
621
|
0.5
|
|
3
|
Витовская
|
1232
|
0.9
|
|
4
|
Волкова
|
938
|
0.7
|
|
5
|
Гитова
|
663
|
0.5
|
|
6
|
Головин
|
0
|
0
|
|
7
|
Горбань
|
1006
|
0.8
|
|
8
|
Замулина
|
827
|
0.6
|
|
9
|
Каргапольцев
|
399
|
0.3
|
|
10
|
Карпухина
|
1114
|
0.8
|
|
11
|
Кузнецов
|
891
|
0.7
|
|
12
|
Курганова
|
267
|
0.2
|
|
13
|
Макушев
|
69
|
0.1
|
|
14
|
Михайличенко
|
520
|
0.4
|
|
15
|
Монастырева
|
405
|
0.3
|
|
16
|
Мишина
|
142
|
0.1
|
|
17
|
Обмоина
|
938
|
0.7
|
|
18
|
Пономаренко
|
826
|
0.6
|
|
19
|
Пушкарева
|
532
|
0.4
|
|
20
|
Сергеев
|
780
|
0.6
|
|
21
|
Терлецкий
|
671
|
0.5
|
|
22
|
Цемко
|
286
|
0.2
|
|
23
|
Чеботарева
|
1098
|
0.8
|
|
24
|
Шутова
|
204
|
0.2
|
|
25
|
Яковлев
|
218
|
0.2
|
|
|
Рис. 5. Коэффициент корреляции рангов для определения адекватности самооценки по методике Будасси.
Коэффициент корреляции рангов считался исходя из d2 по формуле, приведенной в описанной методике. Для 20 выборов эта формула выглядела следующим образом: r = 0,00075* У d 2 .
2.3.2. Обработка данных социометрического эксперимента.
Обработка результатов социометрического изучения осуществляем следующим образом: в заготовленных социометрических таблицах (Приложение 1), мы фиксировали выборы школьников. Потом осуществляли подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находили взаимные выборы, которые подсчитывали и записывали. Общая схема социометрических статусов приведена на рис. 6.
Звезды
|
Предпочитаемые
|
Принятые
|
Непринятые
|
Пренебрегаемые
|
|
11
|
8
|
2;4;5;7
|
1
|
6
|
|
17
|
20
|
10;12;13
|
3
|
|
|
|
|
16;18;19
|
9
|
|
|
|
|
21;23;24
|
22
|
|
|
|
|
25
|
|
|
|
8%
|
8%
|
56%
|
16%
|
4%
|
|
|
Рис. 6. Социометрический статус детей в системе межличностных отношений (цифры обозначают номер ребенка).
Анализ статусной структуры, полученной по результатам исследования, показывает, что выборы между людьми в обеих группах распределяется неравномерно, следовательно, мы можем констатировать факт дифференциации изучаемых групп на группы людей занимающих разное место в системе личных взаимодействий.
2.3.3.Обработка данных по методике Т. Дембо - С. Рубинштейн (определение самооценки качеств личности).
Результаты проведения данной методики после объявления результатов социометрии представлены в сопоставлении с данными по предыдущим опытам на рис. 8.
2.3.4. Сопоставительный анализ полученных результатов.
При сопоставлении полученных показателей мы получили следующую картину соотнесения статуса объекта и уровня его самооценки (рис. 7).
Рис. 7. Общегрупповое сопоставление показателей статуса и самооценки.
Для получения более детальной количественной характеристики скоррелируем между собой полученные показатели.
При этом мы используем формулу вычисления ранговой корреляции:
r=1 - 6*Еd^2 / n(n-1)
Коэффициент при Еd^2 равен 0,00038. Корреляция составила 0,91.
Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем самооценки, мы получили следующие результаты:
из общего количества детей первого статуса 78% детей имеют высокий уровень самооценки и 22% имеют средний уровень самооценки;
из всех детей находящихся в статусе предпочитаемых 100% детей имеют средний уровень самооценки;
100% детей, относящихся к статусной категории пренебрегаемых имеют средний уровень самооценки;
из всех детей, находящихся в последней статусной категории (отверженные) - 80% имеют низкий уровень самооценки и 20% детей имеют средний уровень самооценки.
При анализе изменения уровня самооценки в ходе эксперимента были получены следующие данные (рис. 8).
№
|
Уровень самооценки до проведения социометрии (методика Будасси)
|
Социометрический статус
|
Уровень самооценки после проведения социометрии (методика Дембо-Рубинштейна)
|
|
1
|
0.5
|
0,08 «непринятый»
|
0.4
|
|
2
|
0.5
|
0,16 «принятый»
|
0.5
|
|
3
|
0.9
|
0,08 «непринятый»
|
0.8
|
|
4
|
0.7
|
0,16 «принятый»
|
0.7
|
|
5
|
0.5
|
0,24 «принятый»
|
0.6
|
|
6
|
0
|
0 «пренебрегаемый»
|
0
|
|
7
|
0.8
|
0,24 «принятый»
|
0.8
|
|
8
|
0.6
|
0,32 «предпочитаемый»
|
0.7
|
|
9
|
0.3
|
0,08 «непринятый»
|
0.3
|
|
10
|
0.8
|
0,12 «принятый»
|
0.6
|
|
11
|
0.7
|
0,72 «звезда»
|
0.9
|
|
12
|
0.2
|
0,24 «принятый»
|
0.3
|
|
13
|
0.1
|
0,2 «принятый»
|
0.2
|
|
14
|
0.4
|
0,28 «принятый»
|
0.4
|
|
15
|
0.3
|
0,2 «принятый»
|
0.3
|
|
16
|
0.1
|
0,12 «принятый»
|
0.2
|
|
17
|
0.7
|
0,72 «звезда»
|
0.7
|
|
18
|
0.6
|
0,16 «принятый»
|
0.5
|
|
19
|
0.4
|
0,2 «принятый»
|
0.4
|
|
20
|
0.6
|
0,56 «предпочитаемый»
|
0.8
|
|
21
|
0.5
|
0,28 «принятый»
|
0.5
|
|
22
|
0.2
|
0,08 «непринятый»
|
0
|
|
23
|
0.8
|
0,12 «принятый»
|
0.7
|
|
24
|
0.2
|
0,16 «принятый»
|
0.5
|
|
25
|
0.2
|
0,12 «принятый»
|
0.2
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|