бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние некоторых компонентов личности и эмоционального выгорания на продуктивность профессиональной трудовой деятельности бесплатно рефераты

Влияние некоторых компонентов личности и эмоционального выгорания на продуктивность профессиональной трудовой деятельности

22

Влияние некоторых компонентов личности и эмоционального выгорания на

продуктивность

профессиональной трудовой деятельности

План

1. Введение.

2. Личностные особенности: особенности проявления в профессиональной трудовой

деятельности.

3. Эмоциональное выгорание: виды, причины, последствия.

4. Специфика профессиональной трудовой деятельности.

5. Методы повышения эффективности профессиональной трудовой деятельности.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

1. ????????.

Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки, в том числе психологов (Б.Г. Ананьев, 1977; Е.А. Климов, 1996; А.К. Маркова, 1996; А.И. Папкин, 1996, 1998; К.К. Платонов, 1970; А.М. Столяренко, 1987, 1990; Л.Б. Филонов, 1981 и другие). Вопросом, занимающим особое место, является проблема профессиональной деформации специалиста.

Вопрос, связанный с профессиональным становлением, и личностным развитием, обсуждается в работах отечественных и зарубежных авторов - Б.Г. Ананьева (1977), С.Б. Братуся (1980), Л.С. Выготского (1984), Е.А. Климова (1996), И.С. Кона (1979), Л.Ф. Обуховой (1996), А.И. Папкина (1996), Л.Б. Филонова (1981,1992), З.Фрейда (1989), Э.Эриксона (1996) и других. Отмечается, что характеристики личности специалиста могут в той или иной мере обуславливать его профессиональное становление. В свою очередь выполнение профессиональной деятельности вызывает определенные личностные изменения, в том числе развитие профессиональной деформации.

Изучение публикаций по теме показало, что профессиональная деформация может обнаруживаться как минимум в двух сферах личности - ее психических процессах, состояниях, свойствах и ее социально-психологических чертах, проявляющихся в поведении. Возникновение профессиональной деформации может начаться как с преобразований социально-психологического характера, таки с преобразований психических функций.

Как утверждает А.К. Маркова (1996), профессиональная деформация начинается с негативных изменений в профессиональной деятельности и в поведении. Подтверждают ее мысль и другие авторы, однозначно связывая обсуждаемое явление с негативными изменениями социально-психологической структуры личности (Г.Г. Романович, В.И. Батюк, 1998). Например, подразумеваются стереотипы поведения (Р.М. Грановская, 1988), профессиональные привычки, стиль общения (Л.Н. Корнеева, 1991) и навыки (В.Л. Васильев, 1976), которые затрудняют успешное осуществление профессиональной деятельности. Проявлениями профессиональной деформации при этом могут быть формальное отношение к выполнению функциональных обязанностей (Г.Г. Романович, В.И. Батюк, 1988), перенос большей доли специфических профессиональных действий, стереотипов и установок на поведение вне работы (Р.М. Грановская, 1988; Л.Н. Корнеева, 1991) и другие. По мнению других авторов, обсуждаемое явление вызывает нежелательное преобразования и собственно психических характеристик индивида (Д.П. Котов, Г.Г. Шиханцов, 1976). Речь идет о психических процессах, состояниях, свойствах, качествах, и структуре личности, включая ее сознательные и подсознательные компоненты (В.И. Белослудцев, И.И. Соколов, 1995; В.С. Медведев, 1996; В.А. Лазарева, 1987). Эти преобразования влекут за собой изменения в отрицательную сторону профессиональных возможностей личности и ее склонностей (В.Л. Васильев, 1976; А.В. Буданов, 1992).

Профессиональной деформации более подвержены представители тех профессий, которые работают с людьми - врачи, педагоги, психологи (С.П. Безносов, 1987). В исследовании С.В. Кондратьевой показано, что по мере роста стажа работы у некоторых учителей формируется излишняя обобщенность в восприятии учеников. Такие учителя рассматривают конкретного ученика только как типичного представителя, абстрагируясь от индивидуальных особенностей, снижая тем самым эффективность воздействия на него (Г.М. Грановская, 1988). Профессиональная деформация проявляется у врачей в профессиональном жаргоне, возникающем в результате экономии времени. Так, сдавая дела перед уходом в отпуск, один врач сказал другому: »Сейчас на отделении три почки, два желудка и один желчный пузырь». Способствуя скорости общения с коллегами, жаргон в то же время плохо действует на больных, которым не нравится, когда личность больного считают лишь придатком к больному органу (Г.М. Грановская, 1988). Профессиональная деформация психологов проявляется в потере способности удивляться. За время своей работы практический психолог встречает тысячи различных житейских ситуаций, общается с огромным количеством самых разных людей. Нормальной реакцией является овладением этим потоком информации: ограничение восприятия, построение типологий и др. Это накладывает отпечаток, как на профессиональную деятельность, так и на личную жизнь специалиста. Встречая что-либо новое на своем жизненном пути, человек редко удивляется этому, поскольку это для него не является новым, с этим, или подобным этому, он уже встречался. Жизнь он наблюдает сквозь координатную сетку классификаций (Д.Т. Трунов 1998).

2. Личностные особенности: особенности проявления в профессиональной трудовой деятельности.

Для психологии труда особое значение имеет исследование закономерностей формирования и проявления личности в профессиональной деятельности. Анализ профессиональной деятельности как сложной системы взаимодействия субъекта и объекта предполагает выявление изменений, происходящих в субъекте при изменении объекта и условий деятельности. С одной стороны, изменения профессиональной деятельности вызываются развитием самого общества. Так, возникновение новых материалов, изменение орудий и средств труда, дифференциация и интеграция трудовых функций приводят к изменению профессиональной деятельности и появлению новых видов профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня «живут» лишь от 5 до 15 лет, а потом либо исчезают, либо изменяются до неузнаваемости. С другой стороны, изменения индивидуальной деятельности как результата освоения средств и собственно объекта труда связаны с формированием профессиональной компетентности и качеств, обусловливающих успешность деятельности, т. е. с развитием человека-профессионала или профессиональным развитием.

Таким образом, проблему профессионального развития можно рассматривать как одну из центральных и наиболее актуальных проблем современной психологии труда. Об этом свидетельствует не только разработка новой отрасли психологии - акмеологии, изучающей закономерности, механизмы и феноменологию развития человека (в том числе и профессионального) на ступени его зрелости при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, но и разнообразие направлений научно-теоретической и практической работы. Существует большое количество концепций профессионального развития, рассматривающих сам процесс становления профессионала, выделяющих стадии этого процесса, анализирующих специфику отдельных этапов профессионального развития (например, выбор профессии), изучающих специфические особенности формирования различных компонентов психологической структуры деятельности и многое другое /Андронов, 1984, 1991; Зеер, 1987; Климов, 1996; Ковалев, Сырникова, 1985; Кудрявцев, 1988; Маркова 1996; Митина, 1998 и др./.

Однако несмотря на все многообразие концепций, большинство из них рассматривают профессиональное развитие как процесс прохождения человеком в профессии определенных этапов, на каждом из которых происходит формирование различных психических новообразований, обеспечивающих успешное выполнение трудовых функций и подготавливающих субъекта к переходу на другую (чаще всего более «высокую») стадию развития. В качестве показателей развития человека-профессионала выступают в основном формирование профессионального опыта (знаний, умений, навыков), развитие и совершенствование профессионально-важных качеств (ПВК).

В психологии профессионально важные качества понимаются как необходимые для успешной профессиональной деятельности и достаточные для ее прогноза. Наличие ПВК определяется как профессиональная пригодность, а их совершенствование и развитие как условие становления профессионала.

Отечественная психология располагает обширным эмпирическим материалом по проблеме профессионального отбора для различных видов труда (Агеев, Базаров, Скворцов, 1986; Иванова, 1992; Калашников, 1996; Клищевская, Солнцева, 1999; Макаренко, 1987; Суворов, 1973 и др.). Многочисленные исследования посвящены анализу значения отдельных индивидуально-личностных особенностей (ИЛО) для успешной реализации деятельности. Однако некоторые авторы указывают на несостоятельность такого подхода и утверждают, что профессиональная способность, обусловливающая успешность деятельности, не сводится к перечню качеств, из которых она слагается, а представляет целостность, синтез (В.Н. Мясищев), комплекс (Б.М. Теп-лов), функциональный орган (А.Н. Леонтьев). Изучение целостности (как связанности) предполагает использование структурного подхода, при котором производится анализ не только ее элементов, но и взаимосвязей между ними, благодаря которым эта целостность только и возникает. Так, например, Л.А. Ясюкова /Ясюкова, 1990/ в качестве показателя профессиональной способности рассматривает наличие значительного количества синергично взаимосвязанных элементов, интегрированных в единый личностный комплекс, а ее отсутствие наблюдается тогда, когда регистрируются корреляционные взаимосвязи только между отдельными свойствами. При тесных положительных взаимосвязях большинства личностных качеств возможен процесс их взаимоусиливания, что благоприятствует совершенствованию необходимых навыков, успешному профессиональному становлению и воспринимается как наличие способностей.

Таким образом, некоторые авторы /см. Шкаликов, 1982; Ясюкова, 1990/ полагают, что успешность деятельности обеспечивается комплексом ИЛО, который формируется в процессе профессионального развития и свидетельствует о наличии профессиональной способности.

Нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие три группы испытуемых 1) студенты 2-го курса Российского государственного медицинского университета (РГМУ) в количестве 38 человек 2) студенты 5-го курса РГМУ в количестве 55 человек 3) врачи-профессионалы (хирурги, офтальмологи, ортопеды, акушеры-гинекологи, терапевты), имеющие высокие показатели квалификации, в количестве 69 человек. Данная группа представлена только успешными врачами. Эффективность деятельности определялась формальными (звание, зарплата) и реальными (сложность, вид и уровень выполняемых профессиональных действий) показателями квалификации.

Одной из задач данного исследования было выявление зависимости успешности профессиональной врачебной деятельности от комплекса взаимосвязанных ИЛО (экстраверсии, нейротизма и психотизма), формирующегося в процессе профессионального развития. Степень выраженности экстраверсии, нейротизма и психотизма определялась с помощью стандартного опросника PEN (Г. и С. Айзенк) личностных особенностей.

Г. Айзенк в своих работах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические расстройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Изучение работ К. Юнга, Р. Вудвортса, И. П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психологов, психиатров и физиологов позволило предположить существование трех базисных измерений личности: нейротизма, экстра- интроверсии и психотизма. Кратко остановимся на описании этих личностных измерений (в том виде, как они представлены в последних публикациях Г. Айзенка).

Нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от "нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности". Нейротизм не тождественен неврозу, однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в ситуациях неблагоприятных, напр. стрессовых, может развиться невроз. "Нейротическая личность" характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам.

Заимствуя у К. Юнга понятия экстраверсии и интроверсии, Г. Айзенк наполняет их иным содержанием. У К. Юнга это различные типы по направленности либидо, для Г. Айзенка -- комплексы скоррелированных между собой черт. Характеризуя типичного экстраверта, Г. Айзенк отмечает его общительность, широкий круг знакомств, импульсивность, оптимистичность, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Напротив, типичный интроверт -- это спокойный, застенчивый, интроспективный человек, который отдален от всех, кроме близких людей. Он планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.

Выбор представленных качеств обусловлен спецификой изучения профессиональной врачебной деятельности. Теоретический и эмпирический анализ деятельности врача позволил в качестве необходимых для успешной реализации профессиональных функций рассматривать такие ИЛО как умение устанавливать контакт с людьми, умение контролировать свои чувства и эмоции, решительность, оптимизм, осмотрительность, активность, уверенность в себе, морально-этическое отношение к жизни, что соответствует амбивалентному уровню экстраверсии по Г. Айзенку. Наряду с этим врач должен обладать низкой конфликтностью, адекватными эмоциональными проявлениями, низким уровнем агрессивности и враждебности, отсутствием асоциального поведения, устойчивостью к стрессовым ситуациям, низким уровнем тревожности, хладнокровием, умением быстро принимать сложные решения, т. е. низким уровнем психотизма и нейротизма. Немаловажными личностными качествами для врача являются: ответственность, стремление к постоянному саморазвитию, терпимость, профессиональное мужество, умение сопереживать, сочувствовать, встать на позицию другого, желание помочь / Клищевская, Солнцева, 1999; Клищевская, 1999/.

Поскольку многие из перечисленных свойств являются проявлениями более сложных ИЛО, то для эмпирического исследования были выбраны интегральные качества, включающие в себя практически все представленные особенности личности профессионала: экстраверсия, обусловливающая особенности личностной регуляции; нейротизм, характеризующий особенности эмоциональной сферы, и психотизм, определяющий специфику поведенческой организации. Таким образом, экстраверсия, нейротизм и психотизм рассматривались как необходимые качества, обеспечивающие успешность профессиональной врачебной деятельности.

Однако следует отметить, что профессионально-важные качества определяются не только как необходимые для успешной реализации деятельности (т.е. обеспечивающие эффективность), но и как достаточные для ее прогноза (т.е. такие индивидуально-личностные особенности членов данной профессиональной общности, по которым они схожи между собой и отличаются от непрофессионалов). Соотношение необходимых и достаточных признаков описывается как включение множества достаточных признаков во множество необходимых: если признак достаточен, то и необходим; если является необходимым, то не обязательно достаточным. Именно поэтому стратегическим приемом определения ПВК является сравнение профессионалов и непрофессионалов по выбранному качеству. Если наблюдается значимое различие, то проверяемое качество определяется как достаточное для прогнозирования успешности профессиональной деятельности, а следовательно, и профессионально важное / Клищевская, Солнцева, 1999/.

Для определения психотизма, нейротизма и экстраверсии как ПВК была проведена их проверка на достаточность, т. е. определение (с помощью t-критерия Стьюдента) наличия различий выраженности данных качеств у групп профессионалов и непрофессионалов. Было выявлено наличие значимых различий степени выраженности экстраверсии (t = 0,963, уровень значимости р < 0,25), нейротизма (t = 2,96, уровень значимости р < 0,0025) и психотизма (t = 2,345, уровень значимости р < 0,025) у двух представленных групп, что дало возможность определить данные качества как профессионально важные.

В проведенном эмпирическом исследовании были получены результаты, которые свидетельствуют о том, что в ходе профессионализации происходит дезинтеграция таких ИЛО, как экстравереия, психотизм и нейротизм. Так, на втором курсе наблюдается наличие целостного комплекса данных ИЛО, т.е. взаимосвязь экстраверсии и нейротизма (r = -0, 496, уровень значимости р < 0,025); экстраверсии и психотизма (r = 0,67 , уровень значимости р < 0,0025) и нейротизма и психотизма (r = -0,375 , уровень значимости р < 0,1). На пятом курсе экстраверсия утрачивает взаимосвязь с нейротизмом (r = -0,016, коэффициент корреляции статистически незначимый), а у врачей-профессионалов экстраверсия теряет связь как с нейротизмом (r = - 0,14, коэффициент корреляции статистически незначимый, так и с психотизмом (r =0,09, коэффициент корреляции статистически незначимый). 

Страницы: 1, 2