бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние мотивации на результаты спортивной деятельности младших школьников бесплатно рефераты

Влияние мотивации на результаты спортивной деятельности младших школьников

ВВЕДЕНИЕ

В научно - методической литературе широко рассматриваются вопросы спортивной мотивации, как одной из факторов успешного овладения и повышения мастерства в спортивной деятельности.

Однако существует незначительное количество трудов посвященных изучению мотивационной сферы, определяющую удовлетворенность избранной деятельности в такой специфической области как физическая культура и спорт, в связи с чем актуальность данного исследования является очевидной.

Формирование мотивов связано с воздействием внешних и внутренних факторов. Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение школьника, придают его поступкам значимость и направленность. Личностные убеждения связаны с социальными побудителями активности человека.

Мотивационная сфера школьника является основным компонентом а процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к учебе, поэтому так важно формировать у учащегося мотивы, необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что ряд исследователей указывают на то, что традиционная система физического воспитания становится менее эффективной в современных социальных условиях и требует незамедлительных мер по обновлению ее структуры и содержания.

Объект исследования - мотивация младших школьников.

Предмет исследования - влияние мотивации на результаты спортивной деятельности младших школьников.

Цель исследования: изучение уровня влияния мотивации на достижения результатов в спортивной деятельности учащихся начальной школы и факторов, влияющих на ее формирование.

Гипотеза исследования - высокий уровень мотивации положительно влияет на результаты спортивной деятельности младших школьников.

Задачи исследования:

1.Теоретический анализ литературы по теме исследования.

2.Определить актуальность исследования, цель и задачи.

3.Подобрать методики для эмпирического изучения влияния мотивации на результаты спортивной деятельности у младших школьников.

4. Анализ полученных данных с целью определения влияния высокого уровня мотивации на улучшение результатов спортивной деятельности у младших школьников.

5.Разработка рекомендаций в данном направлении.

Методы и методики исследования:

- беседа;

- анкетирование;

- опрос;

- изучение спортивной мотивации;

- анализ возрастных особенностей школьников.

- диагностика психологического климата в группе Реан А.Л. (Методика «Человечек»);

- диагностика мотивации посещения занятий Орловой Л.Г.;

- методика оценки уровня спортивной мотивации младших школьников Лускановой Н.Г.;

- методика «Изучение потребности в достижениях» Ю.М. Орлова.

Практическая значимость исследования: результаты исследования помогут определить уровень мотивации к спортивной деятельности у учащихся, определить мотивы посещения занятий, также помогут подобрать наилучший набор упражнений для эффективных тренировок.

Эмпирическая база исследования: спортивные классы начальной школы СДЮСШОР №2. Количество испытуемых - 60 человек.

Теоретической базой исследования являлись концептуальные работы таких ученых, как: Ананьев Б.Г., Железняк Ю.Д., Петров П.К., Крутецкий В. А., Леонтьев А.Н., Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б., Матюхина М. В., Хекхаузен Х., В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, А.А. Ипатов и другие.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Общий объем работы составляет 70 страницы, из них 61 страница основного текста, в который входят 4 таблицы и четыре диаграммы, 4 страницы - список литературы, 5 страниц - приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебно-спортивной деятельности

Мотивация как система действий, отвечающих за побуждение деятельности, просит понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такового понятия выделяют отдельный мотив, потребность либо желание как «единицу» мотивации. Слово мотив по своему происхождению - «приводящий в движение»[7,59].

Побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация мыслится как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность.

Мотивация объясняет целенаправленность действия. В этом случае мы имеем дело с проблемой мотивации как общей целенаправленности деятельности и в особых случаях с проблемой мотивационного конфликта между различными целями.

Мотивация - это осознанная причина активности человека, направленная на достижение определенной цели. Для лучшего понимания процессов, лежащих в основе мотивации, соотносится понятие мотивации с потребностями, побуждениями и целью деятельности вообще и спортивной деятельности в частности.

Мотивация- это осознанная причина активности. В основе причины лежит потребность, которая определяется как нужда человека в том, чего ему, как правило, недостает. Эта нужда (потребность) и является первопричиной активности человека. Потребность порождает побуждение (стремление) к поиску возможностей ее удовлетворения. Любая потребность может реализоваться лишь в процессе определенной деятельности, которая приводит к реализации потребностей, т.е. к конечной цели. Потребность часто бывает скрыта целью. Если взять спортивную деятельность, то в ней целью, является результат, показываемый занимающимся на соревнованиях. Этот результат выражается в метрах, секундах, очках (т.е. цель проявляется конкретно, реально, осязаемо).

По источнику мотивации, делятся на внешнюю и внутреннюю мотивацию. Есть два понимания этих определений:

· внешняя мотивация - её источником является внешний мир; предметная, и, до этого всего, социальная среда. У Леонтьева, «внешние - лишь знаемые мотивы»[30], т.е. «я знаю о необходимости действовать в определенном направлении, побуждаться определенным конкретным действием». Это - внешняя, т.е. не присвоенная мотивация. А когда она присваивается, то становится внутренней, своей для субъекта. Леонтьев её называет - «реально действующие мотивы»[30, 176].

· внутренняя мотивация (школа Левина): - предметно-специфична, характерная для данной ситуации. Внешняя мотивация - неспецифичная, выходящая за рамки предмета (заработная плата, премия, социальный престиж).

Существуют следующие законы мотивации:

· Закон хорошей мотивации Йеркса-Додсона: «С усилением общей активации повышается качество выполнения действий, но до определенного предела. Если мотивация очень высока, выполнение ухудшится».

· Закон: «С увеличением трудности задания интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, обязана приближаться к пороговой величине». Это значит, что в случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации. Разумеется, что при легкой задаче лишняя мотивация не вызывает нарушений поведения (закон силы, у Торндайка). Но такая возможность возникает при тяжелых задачах.

Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим мотивам следует отнести желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще, т.е. ему пока безразлично, чем именно заниматься. К конкретным мотивам -- желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим -- легкая атлетика[9].

Мотивы посещения уроков физической культуры могут иметь разную причинную обусловленность. Школьники, которым нравятся уроки физкультуры, посещают их с целью физического развития и укрепления здоровья, т. е, кого уроки не удовлетворяют, вынуждены ходить на них ради отметки, чтобы избежать возможных неприятностей из-за прогулов.

Мотивы, связанные с процессом деятельности, -- это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы и т.д.).

Мотивы, связанные с результатом деятельности, вызваны удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении и ее социальных нужд.

Формирование мотивов связано с воздействием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы -- это условия, в которых оказывается субъект деятельности. Внутренние факторы -- это желания, влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности. Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение школьника, придают его поступкам значимость и направленность. Личностные убеждения связаны с социальными побудителями активности человека.

Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к занятиям, поэтому так важно формировать у учащегося мотивы, необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий. При этом следует создавать соответствующие внешние условия для деятельности школьников[15].

Проблемы мотивов и мотивации широко освещались в работах таких ученых как К.К Платонов, А.Н Леонтьев, В.К Вилюнас, В.И Ковалев, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов и др. Мотивы школьника, относящиеся к урокам физической культуры, можно представить в виде последовательности, основанной на выделении главных причин его учебной деятельности, поскольку реализация любой деятельности, в том числе и учебной, соотносится с предварительным появлением потребностей, целей.

Рассматривая педагогическую деятельность, проблемы мотивов касались Н.В. Кузьмина, А.А Реан, В.А Якунин Н.В. Бордовская, С. И Розум и др. За рубежом мотивы и мотивация рассматриваются в трудах А. Маслоу, Р.С Уэйнберга, Д. Гоулд Джемса, Дьюи, З. Фрейда, К.Юнга и других ученых. В них проанализировано состояние проблемы формирования мотивов, структуры мотивации личности, мотивы и мотивация рассмотрены в различных областях жизнедеятельности человека.

1.2 Психолого-физиологические особенности младших школьников

«Младший школьный возраст», пишет Крутецкий, «соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Психологическая готовность рассматривается и с субъективной стороны. Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его также достаточно развита -- легко и прочно запоминает то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой мнемическую задачу. Он уже знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. эмпирически овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Относительно хорошо развита у ребенка наглядно образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания... Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она в известной степени грамматически правильна, выразительна...» [26,456].

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.

Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования - окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани.

Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

У младших школьников не сразу формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение - труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение - не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся - его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста - тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка - значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся - ярко выраженная эмоциональность восприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6