бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние личностных особенностей на способность человека к преодолевающему поведению бесплатно рефераты

Влияние личностных особенностей на способность человека к преодолевающему поведению

Курсовая работа

Влияние личностных особенностей на способность человека к преодолевающему поведению

Выполнила:

Cаматова Ильнара

Елабуга 2008 г.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические аспекты изучения способности человека к преодолевающему поведению

1.1 Сущность преодолевающего поведения. Подходы к изучению преодолевающего поведения

1.2 Анализ понятия «стресс» в научной литературе

1.3 Основные подходы к определению темперамента

Выводы по I главе

Глава II. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей на способность человека к преодолевающему поведению

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Выводы по II главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Современное общество характеризуется воздействием определенного числа стрессогенных факторов: усложнение современного производства, вызванного научно-технической революцией, постоянно увеличивающийся темп и ритм нашей жизни, постоянная насыщенность ее информацией, различного рода аварии и катастрофы, нестабильное социально-экономическое положение в стране, зачастую порождает у людей психическую напряженность и предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим преодолевающее поведение и эффективность деятельности в экстремальных условиях. Крайней формой проявления психической напряженности является стресс, который может препятствовать личностному развитию человека. Теоретические основы проблемы преодолевающего поведения только начинают разрабатываться, они тесно связаны с проблемой стресса. Преодолевающее поведение и стресс - два нераздельных для человека процесса.

Актуальность исследования обусловлена также и тем, что новая социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к тому, что миллионы людей оказались под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций. В таких условиях значительная часть общества оказалась неспособной успешно преодолевать стрессогенное влияние неблагоприятных факторов социальной среды и успешно адаптироваться к новым условиям. Это во многом связано со слабой сформированностью преодолевающего поведения, выбором неадекватных копинг-стратегий и слабостью психологических копинг-ресурсов у различных слоев населения. Выбор стратегии преодолевающего поведения во многом зависит от личностных особенностей человека.

Особое внимание также необходимо обратить на то, что экстремальные ситуации, возникающие в жизни, могут оказывать на человека не только неблагоприятное влияние. Такие ситуации могут пробуждать в нем потенциальные возможности, незаметные в обычных нестрессовых условиях.

Таким образом, влияние личностных особенностей человека на преодолевающее поведение является одной из актуальных и нерешенных проблем. Изучение данной проблемы далеко от завершения. Отсюда вытекает актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость.

Целью работы явилось исследование влияния личностных особенностей на способность человека к преодолевающему поведению.

Объект исследования - студенты Елабужского государственного педагогического университета.

Предмет исследования - личностные особенности и способность человека к преодолевающему поведению.

Гипотеза исследования - личностные особенности человека влияют на выбор стратегии преодолевающего поведения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обосновать теоретические аспекты изучения способности человека к преодолевающему поведению.

2. Проанализировать понятие «стресс» в научной литературе.

3. Дать характеристику основным подходам к определению «темперамента».

4. Провести эмпирическое исследование влияния личностных особенностей на преодолевающее поведение.

5. Проанализировать и интерпретировать полученные результаты.

Методы исследования:

1. Изучение литературы, систематизация научных знаний.

2. Тестирование.

3. Статистическая обработка данных.

Теоретическая значимость исследования состоит в оценке значимости различных социально-психологических, индивидуально- психологических и индивидуально-типологических качеств личности в детерминации преодолевающего поведения. На основе теоретического анализа литературных данных и результатов экспериментальных исследований обоснована концепция и психологические механизмы преодолевающего поведения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют повышению эффективности формирования преодолевающего поведения, а также в возможности использования полученных результатов для разработки рекомендаций и консультировании по формированию преодолевающего поведения.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучения способности личности к преодолевающему поведению Первая глава состоит из трех параграфов. Во второй главе изложены результаты эмпирического исследования влияния личностных особенностей на способность человека к преодолевающему поведению. В заключении представлены основные результаты работы.

Глава I. Теоретические аспекты изучения способности человека к преодолевающему поведению

1.1 Сущность преодолевающего поведения. Подходы к изучению преодолевающего поведения

На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, которые субъективно переживаются как трудные и нарушающие привычный ход жизни. Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, и восприятие своего места в нем. Преодолевающее поведение есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Под «копингом» подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или / и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышает ресурсы человека с ними справиться.

Проблема «копинга» (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине XX века. Одним из первых к проблеме копинг-поведения обратился А. Маслоу. Первоначально понятие «копинг-поведения» использовалось в психологии стресса, и было определено как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации. Р.М. Грановская и Н. Никольская отмечает, что понятие «копинга» по своему содержанию близко к понятию психологической защиты, и основным отличием защитных механизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых. Преодолевающее поведение характеризуется осознанной конструктивной активностью личности, включающее в себя произвольный выбор; цель такого поведения - пережить события, не уклоняясь от неприятностей. Психологическая же защита подразумевает отказ от решения проблемы и связанные с этим конкретные неосознаваемые действия ради сохранения комфортного состояния. [2]

Копинг-поведение возникает, когда человек попадает в кризисную ситуацию. Любая кризисная ситуация предполагает наличие некоего объективного обстоятельства и определенного отношения к нему человека в зависимости от степени его значимости, которая сопровождается эмоционально-поведенческими реакциями различного характера и степени интенсивности. [4]

В последнее время в психологии все больше внимания уделяется изучению преодолевающего поведения. Оно является одним из центральных аспектов современных теорий стресса. Преодоление (копинг) рассматривается как стабилизирующий фактор, который помогает людям поддерживать психосоциальную адаптацию во время стресса.

Психологическое предназначение преодолевающего поведения состоит в том, чтобы наилучшим образом адаптировать человека к различным ситуациям путем овладения, ослабления или смягчения этих требований и тем самым понизить стрессовое воздействие ситуации. Понятие преодоление охватывает широкий спектр человеческой активности, включая в себя все виды взаимодействия субъекта с внутренними и внешними условиями, т. е. характеризующими психологические особенности субъекта и специфику решаемой задачи. [26]

В зарубежной психологии работы, посвященные изучению феномена копинг-поведения, появляются со второй половины XX века. В работе немецких авторов используется термин «bewaltigung» (преодоление). Отечественные исследователи понятие «копинг-поведения» интерпретируют как совладающее поведение или психологическое преодоление. Копинг-поведение подразумевает индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно-средовыми ресурсами, которые во многом определяют поведение человека.

Понятие «копинг» интерпретируется по-разному в разных психологических школах.

Первый подход - неопсихоаналитический. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процесс совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такие механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальной действительности. Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессов, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.

Второй подход определяет копинг как качество личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. А Биллингс и Р. Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией.

1. Копинг, нацеленный на оценку, - преодоление стресса, включающее в себя попытку определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоценка и др.

2. Копинг, нацеленный на проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.

3. Копинг, нацеленный на эмоции, - преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать эффективное равновесие.

В третьем подходе копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. [3] В настоящее время широкое распространение получило два основных подхода к изучению преодоления, предложенные Лазарусом и Фолькманом: проблемно-ориентированный копинг (усилия направляются на решение возникшей проблемы) и эмоционально-ориентированный копинг (усилия направляются на изменение собственных установок в отношении ситуации). Проблемно-ориентированное преодолевающее поведение направленно на рациональное разрешение конфликта или кризиса с помощью конкретных действий. Проблемно-ориентированное преодоление включает такие формы поведения, как поиск информации, поэтапное решение проблемы, обращение за помощью и т. п.

Эмоционально-ориентированное преодолевающее поведение направлено на психологическую адаптацию (совладание) к неразрешимому или неразрешенному конфликту, а также к психологическим проблемам, возникающим в процессе проблемно-ориентированного разрешения конфликта. Преодолевающее поведение, особенно эмоционально-ориентированное, по своим целям и механизмам имеет много общего с психологическими защитами. Однако по сравнению с ними преодолевающее поведение более осознанно и в меньшей степени основано на искажении чувств или действительности. [26]

Р. Лазарус выделил три типа стратегий совладания с угрожающей ситуацией:

- механизмы защиты Эго;

- прямое действие - нападение или бегство, которое сопровождается гневом или страхом;

- совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует.

По мнению С. Фолькман и Р. Лазаруса, копинг выполняет две основные функции:

- регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции);

- управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).

Д. Галахер выдвинул гипотезу, что оценка события зависит от объема имеющихся у личности ресурсов, позволяющих справиться с этим событием. Если индивид оценивает ресурсы как недостаточные, неадекватные, то событие воспринимается как угроза. Обычно устойчивые к стрессу люди адекватно оценивают свои ресурсы и воспринимают стрессогенные события как изменения.

Выделяются два вида когнитивной активности - первичная и вторичная оценка.

Первичная оценка позволяет человеку решить является ли данная ситуация угрожающей, или ее можно отнести к ситуации изменения, которая не содержит в себе угрозы его благополучию. Она позволяет оценить силу стрессового воздействия, сопоставить возможность наносимого им вреда с индивидуальными возможностями.

Вторичная оценка дополняет первичную. Она определяет какими методами можно повлиять на негативные события и его исход, то есть процесс выбора механизмов и ресурсов преодоления стресса. С ее помощью человек решает, что он может сделать в данной ситуации.

За когнитивной оценкой ситуации следует выработка механизмов преодоления стресса.

Если у животных поведенческий ответ на неблагоприятные воздействия среды проявляется преимущественно избеганием, уходом от угрожающей ситуации, агрессией, то у человека при преодолении стресса включаются когнитивные мыслительные процессы принятия адаптационного решения (Лазарус).

Авторы выделили пять компонентов копинг-процесса.

1. Ориентация в проблеме, подключение когнитивного и мотивационного компонентов для общего ознакомления.

2. Определение и формулирование проблемы, ее описание в конкретных терминах и идентификация специфических целей.

3. Генерация альтернатив, разработка многочисленных возможных вариантов решения проблемы.

4. Выбор оптимального варианта решения проблемы.

5. Выполнение решения с последующей проверкой, подтверждением его эффективности. [3]

В качестве альтернативного подхода С. Хоббфол в 1994 г. Предложил совершенно новую модель поведения преодоления. Предложенные им поведенческие стратегии преодоления - являются более детальными и снимают основные ограничения проблемно-ориентированного и эмоционально-ориентированного подходов. Поведенческий подход позволяет более дифференцированно подойти к различиям в преодолении. Кроме того, он позволяет вносить коррекцию на уровне поведения и поэтому является более перспективным с точки зрения возможности психологического вмешательства в процесс преодоления негативных последствий страха. В отличии от других моделей преодолевающее поведение рассматривается им как стратегии (тенденции) поведения, а не как отдельные типы темперамента.

Предложенная модель имеет две основные оси:

- просоциальная-асоциальная;

- активная-пассивная;

И одну дополнительную ось:

- прямая-непрямая. [26]

Различные их сочетания позволяют выделить девять типов моделей поведения личности в стрессовых ситуациях: ассертивные (уверенные) действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные действия, агрессивные действия.

В зависимости от степени конструктивности выбираемой стратегии и соответствующей ей модели поведения совершаемые человеком действия могут способствовать или препятствовать успешности преодоления стрессов, а также оказывать влияние на сохранение его здоровья. Установлено, что «здоровое» преодоление характеризуется активностью и гибкостью. Для него характерно, во-первых, использование субъектом большого количества моделей преодолевающего поведения и, во-вторых, наличие более высоких показателей ассертивности, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, более низких показателей агрессивности и асоциальных действий. [26]

Таким образом, преодолевающее поведение направлено на то, чтобы найти социально приемлемый способ выражения отрицательных чувств и эмоций, связанных с конфликтом или кризисом; при этом реальность и значимость, самих чувств признается. Чаще всего найденный путь оказывается не прямым, а «обходным» или косвенным.

Страницы: 1, 2, 3, 4