бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние личности учителя на формирование личностных качеств бесплатно рефераты

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем.

Если учебная деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены с учетом мотивационной сферы, а значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию - к становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности. Правильно организованное воспитание неотделимо от естественного течения жизнедеятельности человека. Вот почему говорят, что хорошее воспитание там, где его не видно.

Учитель как партнер общения должен быть всегда готов к принятию позиции ребенка, пониманию его интересов, мотивов, ценностей, действий. Он должен уметь играть с ребенком, входить в игру сам, переживая удовлетворение от нее. Показателен в этом плане опыт работы Т. А. Амонашвили с шестилетками, в которой учитель "растворяется" в общении с детьми как взрослый, он становится "своим" для ребят. Его не боятся, ему доверяют, с ним советуются, у него и с его помощью учатся, его уважают действительно.

Прежде всего, должно быть подчеркнуто, что условия работы учителя, его личность, несомненно, оказывают влияние на учеников. Слабый, выработавшийся, не сильный духом, неустойчивый учитель делает учеников не сильными духом, усталыми, неустойчивыми, не эффективными в обучении, неспокойными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика./ Ю.К. Бабанский - М., "Мысль", 1998

2. Баранов С. П. Сущность процесса обучения./ С. П. Баранов - М., "Просвещение", 1991

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович - М., "Просвещение", 1998

4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ "Стефа", 2000

5. Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок // Вопросы психологии, 1992. - № 1

6. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. / П.Ф. Каптерев - М. "Педагогика", 1992

7. Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. / В.А. Караковский - М., "Просвещение"1992.

8. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. / А.Г. Ковалев - М., "Айрис-пресс", 1993

9. Крутецкий В.В. Психология обучения и воспитания школьников. / В.В. Крутецкий - М.: Просвещение, 1996

10. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. / Н.В. Кузьмина - Л.: Изд-по ЛГУ, 2000

11. Легенький Г. И. Цель и способы воспитания./ Г.И. Легенький - М., "Просвещение"1990

12. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст./ Н.С. Лейтес - М., "Педагогика", 1991

13. Липкина Л. Я. О нравственной жизни школьника./ Л.Я. Липкина - М., "Айрис-пресс", 1998

14. Литвин С.Д. Психологические закономерности формирования педагогических способностей. / С. Д. Литвин - М., "Просвещение", 1997

15. Маркова А.К., Никонова А.Я. Особенности индивидуального стиля деятельности учителя //Вопросы психологии. - 1997. - №5

16. Моргун В.Ф. Ориентация молодежи на педагогическую профессию./ В.Ф. Моргун - Полтава: Изд-во Полтавск. гос. пед. ин-та, 1987

17. Морозкина Т.В. Формирование внутренней ответственности./ Т.В. Морозкина - М., "Педагогика", 1994

18. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии.-1998. - №1

19. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности./ В.Э. Чудновский - М., "Просвещение", 2001

20. Шевардин Н. И. Социальная психология в образовании./ Н.И. Шевардин - М., "Дрофа", 1995

21. Шилова М. Н. Учителю о воспитанности школьников./ М.Н. Шилова - М., "Педагогика", 1997

Приложение 1

ОПРОСНИК

1. Умеет нравиться

2. Производит впечатление на окружающих

3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством достоинства

6. Независимый

7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

15. Способен проявлять недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

19. Охотно подчиняется

20. Покладистый

21. Благодарный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

26. Стремится ужиться с другими

27. Доброжелательный

28. Внимательный и ласковый Отзывчивый к призывам о помощи

29. Деликатный

30. Ободряющий

31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызывать восхищение

34. Пользуется у других уважением

35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

39. Деловитый, практичный

40. Соперничающий

41. Стойкий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный

43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

46. Скептичен

47. На него трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Неуверенный в себе

57. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

55. Охотно принимает советы

56.Доверчив и стремится радовать других.

57. Всегда любезен в обхождении

58. .Дорожит мнением окружающих

59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

63. Любит заботиться о других

64. Щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значительности

67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

71. Думает только о себе

72. Хитрый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Расчетливый

75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77.0злоблён

78. Жалобщик

79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонен к самообвинению

82. Застенчивый

83. Безыницивтивный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

8б. Любит подчиняться

87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко поддается влиянию друзей

90. Готов довериться любому

91. Благорасположен ко всем без разбора

92. Всем симпатизирует

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремиться помочь каждому

97. Стремящийся к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

99. Распоряжается другими

100. Деспотичен

101. Относится к окружающим с чувством превосходства

102. Тщеславный

103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злой, жестокий

107. Часто гневлив

108. Бесчувственный, равнодушный

109. Злопамятный

110. Проникнут духом противоречия

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Соглашатель

115. Услужливый

116. Мягкотелый

117. Почти никому не возражает

118. Навязчивый

119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремиться снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

123. Всегда со всеми дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Старается утешить каждого

127. Заботится о других в ущерб себе

128. Портит людей чрезмерной добротой

Приложение 2

КЛЮЧ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

2 4

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Приложение 3

Интерпретация результатов по методике ДМО Л.М. Собчик

Властный-лидирующий

При умеренно выраженных баллах (до 8) выявляет уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя, При высоких показателях - нетерпим к критике, переоценка собственных возможностей (до 12 б.), дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма (выше 12 б.).

Независимый-доминирующий

Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе (при высоких баллах, 12-16).

Прямолинейный-агрессивный

В зависимости от степени выраженности показателей этот октант выявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержаннсть и вспыльчивость (высокие баллы).

Недоверчивый-скептический

Реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов) перерастает в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношений к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольством окружающими и подозрительностью.

Покорно-застенчивый

Отражает такие особенности межличностных отношений, как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах - полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.

Зависимый - послушный

При умеренных баллах - потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях - сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.

Сотрудничающий-конвенциальный

Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность в проявлении данного стиля межличностного отношения проявляется компромистным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

Ответственно-великодушный

Проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.

Приложение 4

Результаты по методике ДМО Л.М. Собчик

Интерпретация

Куделич Л.Г.

Репникова А.Л.

1

Властный-лидирующий

12

4

2

Независимый-доминирующий

9

6

3

Прямолинейный-агрессивный

10

3

4

Недоверчивый-скептический

7

8

5

Покорно-застенчивый

8

7

6

Зависимый - послушный

6

9

7

Сотрудничающий-конвенциальный

8

12

8

Ответственно-великодушный

4

10

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5