бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние групповых методов психологического воздействия на успешную социализацию подростков бесплатно рефераты

Телесно-ориентированная терапия

Большинство из нас стесняется своего физического «я», относительно не сознавая, как физическое функционирование пересекается с личностными особенностями. Прикосновение, в частности, чуждо многим людям, выросшим в условиях западных культур. Телесная терапия включает физический параметр в групповой опыт и помогает восстановить равновесие подходам, делающим акцент на когнитивные, рациональные методы. Она используется как оригинальный метод или в дополнение к вербально-ориентированным групповым подходам. Все виду телесной терапии восходят к В. Райху, который описал, как защитное поведение выражается в напряжении мышц (мышечная броня) и стесненном дыхании. Основные понятия телесной терапии (по А. Лоуэну): энергия--хронические блокировки ее спонтанного течения отражаются в телесной позе, движении, физическом строении; мышечная броня; почва под ногами как характеристика устойчивости, связанной с уверенностью, раскрепощеностью, свободным течением энергии. Виды используемых процедур: дыхательные и голосовые упражнения для поощрения течения энергии и высвобождения чувств; напряженные позы для диагностики проблем подвижности; двигательные упражнения, поощряющие освобождение примитивных чувств; массаж для снятия напряжения.

Танцевальная терапия

Берет свое начало от творческого танца, но в отличие от него использует неструктурированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства. Целями танцевальной терапии являются: расширение сферы осознания собственного тела; расширение и совершенствование социальных умений; исследование чувств участников; создание глубокого группового опыта. Фундаментальными для танцевальной терапии являются взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, самовыражение личности. Руководитель группы танцевальной терапии выступает как партнер по танцу, режиссер и катализатор событий, их выражение через движение. Он создает безопасную окружающую среду для исследования себя и других, работает над отражением спонтанных движений членов группы, расширением их репертуара движений. Танцевальная терапия применяет структурированные упражнения на расслабление, дыхание, размещение, управление и движение в пространстве. На большинство подходов танцевальной терапии повлияла психоаналитическая теория

Терапия искусством

Она опиралась на идею Фрейда о том, что внутреннее «я» может быть выражено при помощи спонтанного рисования, лепки, живописи. Терапия искусством может служить способом освобождения от конфликтов и переживаний; ускорителем терапевтического процесса; вспомогательным средством для диагностической работы; средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности, расширения способов самовыражения и сублимации непрямого удовлетворения антисоциальных импульсов. Руководители групп терапии искусством поощряют свободные ассоциации членов групп, их попытки самостоятельно понять значение собственных работ. Некоторые упражнения заключаются в совместной групповой работе. Руководители групп гуманистической ориентации подчеркивают значимость процесса творческой работы и не придают большого значения конечному результату. Они стимулируют членов группы доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы. В настоящее время терапия искусством широко используется как самостоятельно, так и в комплексе с другими методами и постепенно отдаляется от своей психоаналитической первоосновы

Тренинг умений

Поведенческая модель обучения была создана в лабораторных условиях и ведет свое происхождение от метода условных рефлексов Павлова и оперантного обуславливания Скиннера. В прошлом поведенческие группы больше полагались на индивидуальные методы, используемые в группе, но за последнее время созданы другие, использующие потенциальные возможности группы для достижения поведенческих изменений у отдельных участников. Группы тренинга умений используют такие бихевиористские понятия, как сосредоточенность на наблюдаемом поведении и учебная модель решения проблем, основанная на усвоении важных для развития участников жизненных умений. Пример процедур, типичных для тренинга умений, дает группа тренинга уверенности в себе. Они включают в себя оценку сильных и слабых сторон уверенности, определение параметров уверенного поведения и репетицию поведения, в которой осуществляется ролевое проигрывание трудных ситуаций. Процедура репетиции поведения состоит из моделирования, инструктажа и подкрепления. Для снижения чрезмерной тревоги часто используют приемы релаксации и десенсибилизации, а также когнитивное переструктурирование, которое включает исследование иррациональных убеждений и систематическое замещение их рациональными представлениями. Также обычной методикой для групп тренинга умений является домашняя работа (дневники, поведенческие задания).

Одним из преимуществ поведенчески ориентированных групп является постоянное использование текущих исследовательских оценок. Существуют доказательства, что группы тренинга уверенности в себе ведут к большей свободе человека, повышению его самооценки, что связано с увеличением поведенческого потенциала членов группы.

В настоящее время вышеперечисленные методы и техники все чаще используются в работе со здоровыми людьми, желающими расширить свой опыт познания себя, других людей, взаимодействия с ними. Особенно неоценим такой опыт в юношеском возрасте, в период, наиболее благоприятный для личностного развития. И естественно, что перед специалистом встает задача интеграции заимствуемых из разных подходов средств (и, возможно, изобретаемых самостоятельно) в некую целостность, кстати, необязательно непротиворечивую. Этим достигается наиболее эффективный подход к конкретным задачам и проблемам, которые приходится решать. Ведь человек предстает перед психологом в целостности поведенческих, эмоциональных, когнитивных и телесных проявлений, а это предъявляет особые требования к профессиональной компетенции практика, так как он по этой причине не может порой ограничиться строгими рамками одного подхода. Эта большая синтетическая работа может выполняться стихийно, на эмпирическом уровне. Однако, наверное лучше для дела, если она рефлексируется специалистом-психологом, что позволяет более эффективно осуществлять практическую работу, планировать ожидаемые изменения и прогнозировать результат оказываемого воздействия. Поэтому мы так подробно остановились на классификации и характеристике разнообразных форм и методов группового активного социально-психологического обучения и развития. Высокая эффективность групповых методов основывается на общих социально-психологических механизмах воздействия группы на личность, которые будут рассмотрены далее.

2.3 Юношеский возраст: характеристика основных аспектов, их учет в работе психолога с молодежью

Важнейшими слагаемыми психологической помощи являются, с одной стороны, использование адекватных приемов, форм и методов, с другой - всесторонний учет особенностей возрастного этапа. Поэтому, говоря о специфике работы психолога с лицами юношеского возраста, необходимо знать основные аспекты взросления в этот период, и прежде всего очертить его границы.

В работах Ш. Бюлер юношеский возраст представлен как заключительная часть пубертатного периода - периода физического и психического созревания. Если обратиться к отечественной теории психологии развития, то можно выделить следующее.

Взросление описывается как процесс смены стабильных и критических периодов; медленного, плавного, эволюционного течения развития и бурного, стремительного, революционного. Важно рассматривать возрастной кризис не как нечто негативное, мешающее спокойной жизни, а как необходимую движущую силу развития, проявляющуюся в несоответствии между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации.

Еще Л.С. Выготский отмечал существование кризиса 17 лет, знаменующего выход человека в самостоятельную жизнь. Основной критерий развития - центральное новообразование переходного возраста - социальное сознание, перенесенное во внутренний план. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание.

Социальная ситуация развития - исходный материал для всех динамических изменений. Л.И. Божович в ее структуре выделяет как внешние социальные условия - выход в самостоятельную жизнь, так и внутренний процесс развития, определяющий становление личности, - поиск своего места в жизни. Центральное новообразование личности - рождение жизненной перспективы, а основная потребность - потребность в самоопределении.

Под ведущей деятельностью понимается реализация задач развития на определенном возрастном этапе. Д.Б. Эльконин отмечал, что ведущей деятельностью в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная: молодой человек "ищет себя" в избранной им профессиональной сфере. Причем, если в ранней юности наблюдается скачок в развитии операционной сферы (овладение навыками, умениями, приобретение профессиональных знаний), то в более поздние сроки происходит развитие мотивационной сферы (постижение основных смыслов человеческой деятельности, освоение целей и норм взаимоотношений).

Вместе с тем, развитие человека не ограничивается школьным возрастом и не завершается с переходом в некое "взрослое", стабильное состояние. В идеале, это восхождение длится всю жизнь, и задача психолога - поддерживать в человеке это стремление к движению и помогать ему преодолевать препятствия на этом пути. Ибо, согласно взглядам Э. Штерна, человек остается молодым, пока он к чему-то стремится, пока он имеет перед собой цель, пока он знает, что за стадией, которой он достиг, есть другая - высшая… В качестве наследия от юности, каждый человек должен перенести в период зрелости вечные стремления и искания и в этом смысле оставаться вечно молодым.

В связи с этим автору представляется интересной периодизация развития В.И. Слободчикова по следующим причинам:

1) Охватывает жизнь человека на всем ее протяжении.

2) Основано на закономерностях психического развития человека.

3) Понятие возраста имеет не только натуральный (биологический) и не столько формальный (социальный) смысл, а скорее регулятивный - это «линия времени», на которой оформляется психическое развитие.

4) Учитывает удлинение периода социализации, профессионального и личностного самоопределения молодежи в современных условиях.

5) Учитывает индивидуальные особенности развития благодаря относительной подвижности возрастных рамок.

6) Предлагает полный набор категорий, описывающих процесс развития:

а) Объект развития - сообщность, событие людей.

б) Структура объекта развития - связи и отношения с другими людьми (сверстниками, взрослыми). В связях проявляется единство людей, отношения - это то, что их разделяет и составляет предмет деятельности.

в) Предпосылки и условия развития - индивидуальные и социальные факторы.

г) Динамика развития: источники - процессы обособления и отождествления; психологические механизмы - подражание и рефлексия; движущая сила развития - смена стабильных и критических периодов (стадий и кризисов).

д) Направление развития - к самостоятельности, независимости, автономности, способности к индивидуальному поведению.

е) Форма осуществления - совместная деятельность.

ж) Результат - формирование способностей индивида, его функциональных органов и систем.

Юность, по мнению В.И. Слободчикова, охватывает период с 13.5 по 18 лет. Следующий период - молодость - длится с 19 по 28 лет. В этих рамках располагается кризис юности, который может проходить в период с 17 по 21 год. Кризис юности описывается как своеобразный "кризис рождения", знаменующий переход на иную, качественно новую ступень развития субъективности - переход от персонализации к индивидуализации, от осознания своего "я" - к осознанию своего места в мире. Моментом этого перехода условно обозначается совершеннолетие - 18 лет.

Кроме того, мы отметили, что кризис юности - это еще и переход от юности к молодости; от утверждения и реализации самобытности своего "я" в среде сверстников - к становлению событийности в самостоятельной жизни, рождению жизненной перспективы; от стадии освоения в социуме - к стадии принятия на себя новых обязанностей, ролей, ответственности за свою жизнь.

Переживания юношеского кризиса связаны с обнаружением того, что в содержании собственного "я" ничего собственного нет, а есть только присвоенное из внешней культуры; что в пределах собственной жизни собственного смысла нет, есть лишь окружающие чужие смыслы. Таким образом, мы приходим к выводу об актуальной потребности молодежи в нравственном самоопределении, ориентации в системе жизненных целей и ценностей. Социализация и профессиональная работа способствуют преодолению кризиса адаптации. И задача практического психолога, работающего с лицами юношеского возраста, - помочь сориентироваться в этом водовороте, помочь рождению Индивидуальности. А для этого необходимо знать основные аспекты взросления в этот период.

Современная психология рассматривает развитие на всех возрастных ступенях как выполнение определенных задач. Эта концепция сменила учение о фазах и ступенях возраста. Можно выделить следующие задачи развития в юношеском возрасте:

1) Принятие своей внешности и эффективное использование своего тела: необходимо осознать его особенности и научиться осмысленно управлять им во время спортивных занятий, на досуге, в работе и в повседневной жизни, а также понимать и учитывать свои телесные потребности.

2) Усвоение мужской или женской роли: индивидуальный выбор структуры полового поведения и образа своей роли.

3) Установление новых, зрелых отношений с ровесниками обоих полов.

4) Завоевание независимости от родителей и других взрослых.

5) Подготовка к профессиональной карьере: обучение, направленное на овладение профессией.

6) Подготовку к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности, необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей.

7) Формирование социально ответственного поведения, подготовка к участию в деятельности на пользу общества и усвоению политической и общественной ответственности гражданина.

8) Построение системы ценностей, этических ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию самостоятельной структуры ценностей как руководства к деятельности [5, с.54].

Кризис юности характеризуется тем, что на пути к решению этих задач встают определенные проблемы. Особенности работы психолога с лицами юношеского возраста обусловлены этими проблемами, типичными для данного возрастного этапа, и, прежде всего, потребностью юноши стать внутренне взрослым человеком, самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности, свое назначение в жизни. Среди основных причин, обуславливающих трудности и противоречия развития психической сферы и требующих вмешательства психолога, необходимо выделить следующие:

1) Психофизиологические проблемы: незавершенность физического развития по всем параметрам; ощущение своей физической непривлекательности хотя бы по одному из параметров; неустойчивость эмоциональной сферы; особенности высшей нервной деятельности; высокий уровень ситуативной тревожности.

2) Индивидуально-личностные проблемы: задержка развития абстрактного мышления; отсутствие навыков и приемов смысловой памяти; маленький объем оперативной памяти, неразвитость основных компонентов внимания; нереалистичность воображения в сравнении с реальностью; высокий уровень личностной тревожности; чрезмерное преобладание первой или второй сигнальной системы; несформированность волевой сферы.

3) Личностные проблемы: недостаточный уровень самостоятельности; неадекватность самооценки и уровня притязаний; несформированность мировоззрения, нравственных принципов; отсутствие конкретных жизненных целей и устремлений; остаточный подростковый негативизм; неудовлетворенность собой.

4) Проблемы межличностных взаимоотношений (общение в семье; с друзьями, сверстниками; с взрослыми, руководством): несформированность навыков общения; неадекватное понимание отношений любви, дружбы; деформированное понятие о справедливости, эгоизм; критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний; неприятие позиции взрослых, отсутствие их авторитета, уважения к ним; неадекватные претензии на статус и роли в различных группах; демонстративность, максимализм.

5) проблемы социальной адаптации: смысл жизни, жизненные планы; политическая активность, интерес к общественной жизни страны; отношение к труду и реальные возможности в овладении профессией; профессиональные интересы, мотивы выбора профессии; совпадение учебных и профессиональных интересов; стремление к социальному одобрению.

Диагностика любой проблемы, волнующей юношу, должна строиться с учетом двух факторов: с одной стороны, это место, которое она занимает в целостной картине возрастного развития, а с другой - ее влияние на личность. Сочетание этих подходов позволяет более адекватно строить стратегию психологической помощи.

Очевидно, что для осуществления возрастных задач и решения возникающих проблем необходимо опираться на стороны личности, сенситивные к воздействию таким образом, чтобы оно послужило движущей силой развития. Не стоит забывать, что любой возрастной кризис - это не только острое состояние неудовлетворенности, но и поисковая активность, направленная на выход из этого состояния. Задача помогающего взрослого - по меньшей мере, не мешать этим проявлениям самостоятельности, а по большому счету - предоставить как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку в этом трудном деле, помогая преодолевать трудности и опасности этого пути. Самой большой неудачей может стать прекращение саморазвития, когда человек становится игрушкой ролевых ожиданий социума или пассивным усвоителем социальных норм, чувств, мыслей, способов жизни того, что может стать как основой складывающейся личности, так и рамками, ограничивающими ее развитие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5