Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников
На основании полученных данных можно составить представление об уровне взаимоотношений подростков в контрольном классе по тем же основаниям, по которым проводился анализ взаимоотношений подростков в контрольном классе.
К категории, условно обозначенную как «отверженные» и соответственно их статус в классе низкий относятся 63 % подростков (100 % : 30 чел. х 19 чел. = 63 %)
К категории, условно обозначенную как «приближенные » и имеющие удовлетворительный статус в классе относятся 22 % (100 % : 30 чел. х 7 чел. = 22% )
К категории, условно обозначенную как «звезды» и имеющие наиболее высокий статус в классе относится 7 % подростков (100 % : 30 чел. х 4 чел. = 15% ).
Таким образом, социометрия позволила выявить следующие особенности данного коллектива подростков. В данном классе большее количество подростков, относящихся к категории «звезды». Это подростки, обозначенные номерами 2, 5, 9, 30.
Количество «приближенных подростков» равно их количеству в экспериментальном классе, меньшее количество подростков, относящихся и к категории отверженные. В целом данный класс более структурирован, однако уровень взаимоотношений подростков в данном классе находится на низком уровне.
При этом можно отметить, что и в этом классе подростки, ориентированные на терминальные ценности являются лидерами.
Результаты исследования, полученные в контрольном и экспериментальном классах отражены на рисунке (см. рис. 2.2).
Рис. 2.2. - Социальный статус подростков в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе экспериментальной работы
Таким образом, констатирующий этап экспериментальной работы показывает, что уровень развития эстетики поведения зависит от ценностных ориентаций подростков, напрямую связан с уровнем взаимоотношений в классе - подростки, ориентированные на терминальные ценности, обладающие более высоким развитием морально-нравственной сферы, являются уважаемыми и авторитетными членами классного коллектива, их социальный статус в коллективе выше, нежели у подростков, имеющих ориентацию на инструментальные ценности.
2.2 Разработка и внедрение социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков в экспериментальном классе
Подростковый возраст - время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этом возрасте возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, собеседника посредством включения подростков в деятельность по освоению культурных ценностей. Именно в период обучения в школе происходит формирование личности, которая учится жить в мире и согласии с окружающими людьми и с самим собой. Поэтому проблема поведения в обществе является актуальной для современных школьников. Это тем более важно, что в наше время зачастую нравственное развитие отстает от интеллектуального. Дети и взрослые страдают от эмоциональной неустойчивости, от неумения понимать окружающих, правильно выстраивать взаимоотношения.
В содержание образования входят знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие учебно-познавательную и производительную деятельность, а также готовность человека к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному. Этот компонент содержания образования особенно важен для современного общества: потенциальный член общества должен уметь самостоятельно оценивать себя и свои поступки, поступки других людей, принимать самостоятельные решения, касающиеся не только собственной деятельности и судьбы, но в определенной степени - и других людей.
Научить подростков нравственно-эстетическим отношениям между собой, дать навыки нравственно-эстетического поведения, учить строить добрые отношения с окружающими людьми: сверстниками, родителями, соседями, учителями - цель предлагаемой ниже программы.
Цели занятий:
· Познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
· Развитие коммуникативных способностей школьников и навыков позитивного общения.
Основные задачи:
· познакомить учащихся с этикетными правилами и нормами поведения в общественных местах;
· сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
· сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
· формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Формы и методы организации работы: уроки - лекции, дискуссия, тренинговые упражнения.
Содержание социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков приведены ниже (см. табл. 2.5)
Таблица 2.5
Тематический план социально-педагогической работы по формированию норм эстетического поведения и общения у подростков
№ п\п
|
Блок 1. Навыки этикета
|
Содержание работы
|
|
1
|
Из истории этикета.
|
Урок - лекция
|
|
2
|
Правила этикета при представлении. Церемонии.
|
Урок - лекция
|
|
3
|
Духовная поддержка. Этикетные выражения.
|
Урок - лекция Демонстрация слайдов
|
|
4
|
Поездка в гости и прием приезжих гостей.
|
Демонстрация слайдов
|
|
5
|
Дуэли и современные способы реакций на оскорбление.
|
Диспут
|
|
6
|
Твой стиль поведения.
|
Классный час (см. Приложение 2)
|
|
Блок 2 . Навыки позитивного общения
|
|
1
|
Осознание себя. Внимание к поведению других. Умение вести разговор.
|
1. Ритуал приветствия
2. Изучение правил поведения в группе
3. Упр. “Ласковое слово”
4. Упр. “Приятно сказать”
5. Упр. “Общий язык”
|
|
2
|
Умение слушать. Люди, значимые для меня. Работа с чувствами.
|
1.Ритуал приветствия
2. Повторение правил поведения в группе
3. Упр. “Слушаем молча”
4. Упр. “Значимые люди”
5. Упр. “Список чувств”
6. Упр. “Интонация”
7. Подведение итогов
|
|
3
|
Осознание проблем в отношениях с людьми
|
1.Ритуал приветствия
2. Повторение правил поведения в группе
3. Упр. “Мои проблемы”
4. Упр. “Какая рука горячее”
5. Упр. “Свое пространство”
6. Упр. “Не дыши в затылок”
7. Упр. “Разговор в парах на разных дистанциях”
|
|
4
|
Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.
|
1. Ритуал приветствия
2. Повторение правил поведения в группе.
3. Упр. “Мотивы наших поступков”
4. Упр. “Чувства без слов”
5. Упр. “Благодарность без слов”
|
|
5
|
Чувство благодарности другим
|
1. Ритуал приветствия
2. Повторение правил поведения в группе
3. Упр. “Особые дары”
4. Упр. “Благодарность без слов”
|
|
6
|
Подведение итогов
|
Урок - дискуссия по правилам поведения и общения
|
|
|
Таким образом, предлагаемая нами программа является сжатой по времени (всего 12 занятий), но вместе с тем она позволяет комплексно воздействовать на нравственно-эстетическую строну развития личности, знакомя подростков с правилами этикета и формирую у них навыки позитивного общения.
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы
На контрольном этапе экспериментальной работы проводилась повторная диагностика подростков экспериментального и контрольного классов с целью выявления динамики в развитии эстетики их поведения, изменений в ценностных ориентациях, взаимоотношений в классном коллективе.
Результаты диагностики ценностных ориентаций подростков экспериментального и контрольного классов с использованием методики М. Рокича приведены в таблице (см. табл. 2.6).
Таблица 2.6
Результаты исследования ценностных ориентаций подростков с использованием методики М. Рокича в экспериментальном и контрольном классах на контрольном этапе экспериментальной работы
Ценности
|
Количество учащихся
|
|
|
Экспериментальный класс
|
Контрольный класс
|
|
Инструментальные
|
22 человека
|
26 человек
|
|
Терминальные
|
8 человек
|
4 человек
|
|
|
Полученные результаты показывают, что в экспериментальном классе после формирующего этапа экспериментальной работы 75 % подростков ориентируются на инструментальные ценности (100 % : 30 чел. х 22 чел. = 75 %) и только 7 % (100 % : 30 чел. х 8 чел. = 25 %) подростков ориентируются на терминальные ценности.
Таким образом, можно утверждать, что в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика в развитии морально - нравственной сферы подростков, что благотворно влияет и на формирование норм эстетического поведения
В контрольном классе показатели развития эстетики поведения, ценностных ориентаций и уровня развития морально - нравственной сферы остались на прежнем уровне. В классе 85 % подростков ориентируются на инструментальные ценности (100 % : 30 чел. х 26 чел. = 85 %) и только 15 %(100 % : 30 чел. х 4 чел. = 15 %) подростков ориентируются на терминальные ценности.
Динамика развития структуры ценностных ориентаций подростков экспериментального и контрольного классов на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы представлена на рисунке (см. рис. 2.3)
Рисунок 2.3 Структура ценностных ориентаций подростков в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы
Позитивная динамика в развитии норм эстетики поведения, изменений в структуре ценностных ориентаций подростков экспериментальной группы привели и к изменению состояния взаимоотношений между подростками в данном классе, что отражено в таблице (см. табл. 2.7)
Таблица 2.7
Результаты изучения взаимоотношений подростков экспериментального и контрольного классов с помощью методики социометрии на контрольном этапе эксперимента
Социальный статус
|
Количество учащихся
|
|
|
Экспериментальный класс
|
Контрольный класс
|
|
«Звезды»
|
7
|
4
|
|
«Приближенные»
|
17
|
7
|
|
«Отверженные»
|
6
|
19
|
|
|
Как видно из данных таблицы, если в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика во взаимоотношениях подростков, то в контрольном классе данные показатели остались на прежнем уровне.
На основании полученных данных можно составить представление об уровне взаимоотношений подростков в экспериментальном классе на контрольном этапе экспериментальной работы
К категории, условно обозначенную как «отверженные» и соответственно их статус в классе низкий относятся 20 % подростков (100 % : 30 чел. х 6 чел. = 20 %)
К категории, условно обозначенную как «приближенные » и имеющие удовлетворительный статус в классе относятся 55 % (100 % : 30 чел. х 17 чел. = 55% )
К категории, условно обозначенную как «звезды» и имеющие наиболее высокий статус в классе относится 25 % подростков (100 % : 30 чел. х 8 чел. = 25% ).
Результаты исследования, полученные в контрольном и экспериментальном классах, отражены на рисунке (см. рис. 2.4.).
Рис. 2.4. Социальный статус подростков в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы
Таким образом, после проведения формирующего этапа экспериментальной работы в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика в уровне взаимоотношений подростков.
Социальный статус вырос у большинства подростков, увеличилось количество подростков с высоким и средним социальным статусом, значительно снизилось количество подростков с низким социальным статусом.
При этом уровень развития исследуемых показателей в контрольном классе остался на прежнем уровне
Таких результатов нам удалось достичь благодаря целенаправленной работе по формированию эстетических навыков поведения подростков, что повлияло на изменение их ценностных ориентаций и повысило уровень социальных взаимоотношений между подростками, психолого-социальный климат в данном классе.
Исходя из вышесказанного можно говорить о том, что современные социально-педагогические технологии, комплексный подход к проблеме эстетического воспитания, основанный на принципах личностно-ориентированной педагогики, могут в значительной степени повысить эффективность межличностного общения в коллективе подростков старшего школьного возраста
Выводы
Таким образом, данное исследование ставило своей целью теоретический анализ проблемы влияния эстетических норм на межличностные отношения старших подростков, разработку социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков экспериментальную проверку гипотезы о том, что современные социально-педагогические технологии, комплексный подход к проблеме эстетического воспитания, основанный на принципах личностно-ориентированной педагогики, могут в значительной степени повысить эффективность межличностного общения в коллективе подростков старшего школьного возраста.
В первой части данной работы нами рассматривалась социально-педагогическая проблема формирование эстетики поведения и общения у подростков, нормализации отношений в подростковой среде.
В данном раздела работы, на основе анализа литературных первоисточников, нами было установлено, что эстетическое воспитание -- это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы воспитания.
Эстетическое воспитание формирует у подрастающего поколения эстетические вкусы и идеалы, эстетическое отношение человека к действительности и к искусству, развивает потребность строить жизнь по законам красоты.
Эстетическое воспитание учащихся, правдиво и ярко отражая те или иные явления действительности, способствует глубокому их познанию, расширению круга представлений, формированию познавательных интересов. В то же время сам учебный процесс заключает большие возможности и для эстетического развития школьников.
Социально-педагогический подход к проблеме эстетического воспитания требует понимания социальных и педагогических принципов и содержательной сущности воспитания, которая базируется на смыслозначимых ценностных основаниях человеческой жизни и жизни общества. Отсюда первоочередная задача современного социального педагога - создание эстетического поля жизнедеятельности образовательного учреждения, что требует продуманной системы эстетического воспитания подростков, разработки его социально-педагогических оснований.
В этой связи нами было отмечено, что подросток, поведение которого оценивается эстетической категорией «безобразное» едва ли сможет занять достойное место в коллективе сверстников.
Неумение построить взаимоотношения со сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являются причиной нарушения общения со сверстниками.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|