Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников
Ритуал прощания может проводится в нескольких вариантах:
I. Вербальное и невербальное выражение позитивных чувств участников друг другу;
II. Через специальные упражнения и игры (ромашка, записки и сигнал).
Методика - репетиция поведения: участникам демонстрируется модель неэффективного и оптимального поведения в какой-либо ситуации межличностного общения, Затем происходит моделирование этого поведения с помощью ролевой игры в группе и апробация нового поведения через выполнение домашнего задания.
- Метод проигрывания ситуации взаимодействия с ребенком; анализ ситуации, поступков, действий родителей и детей, их коммуникаций в решении проблем» Метод основан на составлении реестра этих поступков и их классификация на положительные и отрицательные с последующей характеристикой поведения в одной и той же ситуации родителей, принимающих и не принимающих своего ребенка.
- Метод анализа коммуникаций «ребенок - родитель» при решении проблем ребенка. Подбираются примеры на различные варианты:
1. ребенок - родитель - проблема (проблема ребенка, родители - препятствие в ее решении);
2. родитель - ребенок - проблема (проблема родителя, родитель - препятствие к ее решению);
3. ребенок - проблема (проблема ребенка, это только его проблема);
4. родитель - проблема (проблема родителя, это только его проблема, ребенок не учитывается);
- Метод анализ ситуации «Как помочь ребенку решить проблему?»
Психолог в ходе анализа должен подвести родителя к правильному подходу: пассивное слушание (прояснение проблему); активное слушание (декодирование чувств ребенка); обучение ребенка анализу проблемы и поиску ее решения.
- Метод конгруэнтной коммуникации в системе отношений взаимодействия «ребенок - взрослый» базируется на идеях и принципах гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Дрейкус). Метод строится на следующих принципах организации эффективного общения: Во-первых, любой акт коммуникации должен быть направлен на укрепление степени самопринятия ребенка, поддержание позитивного образа «Я». Во-вторых, коммуникация должна строится как безоценочная, т.е. необходимо избегать прямых оценок личности и характера ребенка, ставить диагноз, «навешивать ярлыки», делать негативные прогнозы на будущее ребенка. В-третьих, основной акцент в конгруэнтной коммуникации падает на отражение эмоциональных компонентов активности и деятельности ребенка. В-четвертых, взрослый в коммуникативном акте должен стать инициатором предложения кооперации и сотрудничества с ребенком в разрешении проблемных ситуаций.
Реализация намеченных принципов требует использования ряда коммуникативных техник: техники эмпатического («активного») слушания, техники использования «Я-высказываний» и техники разрешения конфликтных ситуаций. Техника активного слушания включает невербальные и вербальные компоненты. К невербальным относятся:
- установление перцептивного контакта с ребенком - позиция лицом к лицу; визуальный контакт на уровне глаз; заинтересованность во взгляде взрослого;
- теплая улыбка взрослого;
- ласковая, мягкая интонация, умеренная громкость голоса и средняя скорость речи;
- дистанция в пространстве между ребенком и взрослым в пределах 50-70 см.
К невербальным компонентам коммуникации можно отнести невмешательство в активность и деятельность ребенка, молчаливое, заинтересованное слушание.
Вербальные формы выражения эмпатии включают повторение высказываний ребенка и перефразирование, предполагающее более полное и углубленное описание чувств и переживаний ребенка взрослым, по сравнению с исходным высказыванием.
Техника «Я - сообщения (высказывания)» основана на уровне языка и на уровне чувств, «Я - сообщение» - сообщение, когда человек напрямую говорит о том, что он чувствует без личностных оценок факта случившегося. Во-первых - сообщение о своих чувствах, Во-вторых - описание факта случившегося.
Полная структура «Я - высказывания» включает четыре компонента: описание чувств и эмоций взрослого характера поведения ребенка или ситуации, вызывающей эти чувства, описание причин возникновения аффективной реакции, указание возможным результатов и следствий продолжения поведения ребенка.
- Метод обсуждения и разыгрывания ситуаций «Идеальный родитель и ребенок» глазами родителя и ребенка. Навыки декодирования чувств ребенка, эффективного вербального общения отрабатываются в специальных тренировочных упражнениях. Например: упражнение «уговаривание» - уговорить ребенка что-нибудь сделать методом перефразирования. Роль ребенка выполняет кто-либо из взрослых участников тренинга. Его задача: отказаться любыми путями от предложений родителя, используя слово «если»…
- Метод групповой дискуссии позволяет вызвать индивидуальные стереотипы воспитания, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сензитивность к ребенку, его проблемам.
Темы для обсуждения, используемые в групповой работе с родителями:
1. «Роль родительских ожиданий» (что хотят родители от детей, какими они видят их в будущем).
2. Что должны дать родители детям, и что дети должны дать родителям (обсуждение цели и сути воспитания, Сводится ли воспитание к обучению или это общение?)
3. Неадекватные аффекты в отношениях с детьми (эмоциональные счеты к ребенку, границы требований и контроля за поведением ребенка).
4. «Как мы наказываем детей» (способы наказания: эффективные и неэффективные)
5. Стереотипы взаимодействия с детьми (вербальное и невербальное общение с ребенком)
6. Наши конфликты с детьми (причины и источники конфликта, способы их разрешения, обоюдно выигрышная позиция в конфликте)
7. «Знать и понимать ребенка или что означает правильный подход к ребенку» (Возрастные особенности нервной системы и поведения детей в период 5_ти летнего и 6_ти летнего возраста; чему учить, что требовать и чего не стоит делать в этом возрасте, Связь типа нервной системы ребенка (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик) и типа реагирования с характером предъявляемых взрослым требований или устанавливаемых целей воспитания). Т.о. ряд групповых дискуссий и практических упражнений может помочь родителям обнаружить источник их неверных убеждений, понять, что некоторые взгляды должны со временем меняться.
Таблица 1 - Тематический план занятий коррекционной программы
№ занятия
|
Цель
|
Краткое содержание
|
Упражнения
|
|
Первый этап - ориентированный (занятия)
|
|
№1
|
Знакомство:
- снижение эмоционального напряжения;
- создание положительного эмоционального настроения;
- инвентаризация проблем.
|
Знакомство с группой; формирование взаимного доверия.
Освоение правил функционирования группы.
Знакомство с принципом безоценочного принятия.
Инвентаризация проблем, которые возникают с детьми в процессе общения.
Обсуждение проблем по вопросам.
Упражнения.
Обмен впечатлениями
|
Игра «Знакомство - имя»
Упражнение «Идеальный родитель и ребенок»
|
|
№2
|
|
Представление об особенностях развития личности ребенка и причинах возникновения эффекта непослушания.
Способствовать осознанию собственных стереотипов в воспитании ребенка. Обсуждение проблем по вопросам.
Упражнение «Смена ролей».
Обсуждение и обмен чувствами.
|
Упражнение «Ассоциации»
Упражнение «Я рад(а)»
«Поводырь и слепец»
Упражнение «Смена ролей»
Упражнение «Дерево»
Упражнение «Восковая палочка»
|
|
Второй этап - объективирование трудностей
|
|
№3
|
- эмоциональное отреагирование родителями чувств и переживаний связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия с детьми;
- формирование продуктивного образа родителя и ребенка;
- обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях;
- тренаж эффективных речевых сообщений родителей, адресованных ребенку;
- диагностика внутриличностных и межличностных проблем
|
Обучение родителей навыкам расслабления, успокоения и саморегуляцию через выполнение серии упражнений.
Обучение умению слушать партнера по общению.
Осознание «дистанции» в воспитании ребенка.
Обобщение предыдущих упражнений.
Заполнение таблицы «Сам и вместе с ребенком»
|
Упражнение «Озеро покоя»
Упражнение «Снятие напряжения в 12 типах»
Упражнение «Мое самое спокойное место»
Упражнение «Вселенная»
Упражнение «Истинные и ложные утверждения» Упражнение «Ты - сообщения»
Упражнение «Позиция сверху и снизу»
Упражнение «Соперничество»
|
|
№4
|
- диагностика уровня восприятия чувств ребенка в коммуникации.
- обучение способам активного слушания.
- обучение навыку декодирования чувств ребенка
|
Разбор контрольных ситуаций взаимодействия с ребенком.
Правила поведения диалога по способу активного слушания.
Отработка навыка ведение «активного» диалога.
Заполнение таблицы «Восприятие чувств ребенка».
Обмен мнениями и чувствами о ходе занятия. После её заполнения проводится анализ уровня восприятия родителями чувств ребенка.
Ответы на вопросы родителей
|
Упражнение «Я прав»
Упражнение «Передача хлопков по кругу»
Упражнение «Восприятие чувств ребенка»
|
|
№5
|
- определение эффективности речевых сообщений родителей, адресованных детям;
- реконструкция коммуникаций между родителями и детьми;
- отработка навыка декодиро-вания чувств ребенка.
|
Психологическая разминка (напряжение - расслабление).
Обсуждение.
Знакомство с типами типичных способов коммуникации родителей с детьми.
Разрывание коммуникативных установок по схеме.
Работа с таблицей
|
Игра «Восковая палочка»
|
|
Третий этап - реконструктивно-формирующий
|
|
№6
|
- обучение способам выхода из конфликтных ситуаций;
- дальнейшее осознание собственных чувств и установок по отношению к ребенку;
- обучение вербальным и невербальным способам эффективного самовыражения;
- расширение сферы осознания чувств и переживаний и конгруэнтности поведения
|
Обучение способам «Я - сообщения». Тренажер конгруэнтных вербальных и невербальных сообщений
Правило «Я - сообщения» и «Ты - сообщения».
Тренинг эффективного вербального общения в коммуникации родитель - ребенок.
Заполнение таблицы «Я - сообщения».
Тренажер выражения конгруэнтных эмоций, чувств, поведения и «Я - сообщений».
Анализ ошибок.
Обмен чувствами.
|
Упражнение «Нестандартное приветствие»
Упражнение на развитие пантомимических способностей самовыражения.
|
|
№7
|
|
Знакомство с техникой конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Работа с убеждениями родителей.
Разыгрывание конфликтных ситуаций.
Знакомство с пятишаговой моделью конструктивного разрешения конфликта на примере конкретной ситуации.
Разыгрывание ситуации.
Обмен чувствами.
Вопросы родителей.
|
Упражнение «Я хочу сегодня.
|
|
№8
|
|
Диагностика общения родителей с детьми.
Приветствие: «Я рад(а) что сегодня…».
Дискуссия: методы и правила дисциплины, авторитетность и авторитарность родителей; какими по форме должны быть правила дисциплины.
Обмен впечатлениями.
|
Упражнение «Сильные стороны моего ребенка».
Упражнение «Когда мне легко и сложно общаться с ребенком, то я…».
|
|
Заключительный этап - обобщающе-закрепляющий. Обсуждение итогов занятий в кругу в форме беседы по вопросам.
|
|
|
В начале и в конце цикла занятий проводятся совместные занятия родителей с детьми (или совместные консультации).
Итогом коррекционной работы должно быть проведение совместных развлечений, игр для детей и их родителей, что вызывает интерес и желание взрослых и в дальнейшем принимать участие в подобных мероприятиях.
3. Эмпирическое исследование проблемы влияния детско-родительских отношений на межличностные отношения старших дошкольников
3.1 Организация исследования
Изучение детско-родительских отношений в семье дает ключ к пониманию того, как воздействуя на эти отношения, можно влиять на межличностные отношения старших дошкольников к сверстникам.
Гипотеза: предполагается, что есть связь между детско-родительскими отношениями в семьях и межличностными отношениями старших дошкольников; проведение специальных занятий с родителями и детьми способно улучшить межличностные отношения старших дошкольников.
Семейное воспитание, в частности тип детско-родительских взаимоотношений считается одним из ведущих факторов развития качеств личности. В связи с актуальностью темы, и для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель: исследование влияния детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников.
Таким образом, задачи исследования включают в себя изучение межличностных отношений старших дошкольников; изучение взаимоотношений между родителями и детьми; выявление особенностей взаимосвязи между обозначенными параметрами.
Для достижения поставленной цели было проведено эмпирическое исследование, в основу которого положены достоверные факты. Такое исследование проводится с использованием определенных методов сбора и анализа фактов. Следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании подобного типа мы просто наблюдаем, фиксируем, описываем, анализируем и делаем выводы из того, что происходит без нашего вмешательства.
3.2 Изучение детско-родительских и межличностных отношений старших дошкольников (на материале констатирующего эксперимента)
Констатирующий эксперимент, цель которого в определении детей с проблемными межличностными отношениями, проводился 25.01.2010 года в МДОУ «Детский сад №22 «Березка» г. Зеленогорска Красноярского края.
В качестве испытуемых отобрана подготовительная группа детей в возрасте 6-7 лет и их родителей, всего 50 человек (25 детей и 25 родителей).
С помощью констатирующего этапа происходит тестирование детей и их родителей. Обследование проводилось на основе методов детских межличностных взаимоотношений и детско-родительских отношений, перечисленных в предыдущей главе. Мы предлагаем методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников, особенности детско-родительских отношений. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективные [57. C.60]. К первым относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. При этом можно констатировать особенности поведения отдельных детей, их симпатии и антипатии и воссоздать картину взаимоотношений дошкольников. В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|