бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние агрессивных видов спорта на личность спортсмена бесплатно рефераты

2.1 Выраженность конфликтности и агрессивности у спортсменов и неспортсменов

Агрессия-это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Под агрессивностью рассматривается сложное свойство личности, проявляющееся в готовности человека решать конфликтные ситуации с помощью агрессивных действий.

Современный спорт в силу своих специфических особенностей предъявляет разнообразные и высокие требования к психическим качествам подростка, так как психоэмоциональная подготовка спортсмена не менее важна, чем тренировка физических качеств. Агрессивность спортсменов обусловлена стремлением к самоутверждению и соперничеству. Таким образом, агрессивность подростков, занимающихся спортом, является стимулом к победам в спорте. При этом следует учесть, что длительные занятия спортом могут привести к трансформации спортивной агрессии в некие жизненные установки, которые могут отразиться на социальной адаптации подростков в обществе.

По мнению А. Баса и А. Дарки, агрессивные и враждебные реакции могут иметь следующие формы: физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. В их исследованиях отмечается тенденция нарастания отдельных видов агрессии по мере взросления подростков: физической, вербальной агрессии, негативизма. У мальчиков и девочек проявления агрессивных реакций носят различный характер. Например, у мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессивности, тогда как у девочек наблюдается ее рост. Те же самые изменения происходят с вербальной агрессивностью. Однако негативизм значительно сильнее у мальчиков, чем у девочек.

Мы провели изучение уровня агрессивности у 2 групп подростков: занимающихся спортом и не занимающихся спортом. Мы предполагали, что проявления агрессивности у разных выборок могут иметь похожий уровень, но в то же время исходили из того, что у спортсменов уровень агрессивности может быть выше, чем у неспортсменов. Здесь мы исходили из мнения М. Месснера и Д. Сабо, которые пришли к выводу, что спорт формирует агрессивность у спортсменов. Методику А. Баса и А. Дарки (модифицированный вариант из 40 вопросов) выполнили 60 подростков с 12 до 17 лет: из них 30-спортсмены, 30 - неспортсмены (примечание: жирным шрифтом выделены данные спортсменов)

2.2 Выраженность конфликтности и агрессивности у мальчиков и девочек

Таблица 2.

группы

физическая

косвенная

Раздражительность

негативизм

обидчивость

подозрительность

вербальная

чувство вины

мальчики

3,9/3,4

2,6/1,4

2,9/2,1

3,6/3,0

2,6/2,5

2,7/2,7

3,5/2,9

2,6/3,7

девочки

3,8/2,7

2,2/2,3

2,8/2,6

2,8/2,9

1,9/2,0

1,6/2,2

3,1/2,7

2,9/3,4

Общий рез-т

3,8/3,1

2,4/1,8

2,8/2,3

3,2/3,0

2,2/2,3

2,1/2,5

3,3/2,8

2,8/3,6

Как видно из таблицы, результаты исследования не подтвердили наше предположение о том, что агрессия больше выражена у спортсменов, чем у тех подростков, которые не занимаются им. Спорт, по мнению К. Лоренца, является удобной формой для реализации накопленных агрессивных влечений, кроме того, спорт требует соблюдения определенной корректности, которое связано с проявлением самоконтроля как осознанной и одновременно инстинктивной реакции в борьбе. Иначе говоря, у спортсменов есть возможность "сбрасывать" накопившийся груз агрессии в ритуализированной форме борьбы. Подростки же, не занимающиеся спортом, не имеют такой возможности, потому находят иные формы коррекции своего агрессивного поведения, либо просто "живут с этим грузом". Возможно, полученные результаты имеют тенденцию проявления только у данной выборки подростков.

Проявления разных форм агрессии существенно отличаются у мальчиков и девочек. Так, больше развиты у девочек такие формы агрессивного поведения, как косвенная агрессия и раздражительность. Показатели остальных форм агрессии выше у мальчиков. У мальчиков - неспортсменов (кроме чувства вины) уровень агрессии выше по всем другим показателям в отличие от девочек. Так что можно говорить о большем проявлении агрессии у мальчиков, независимо от того, заняты они спортом или нет. Полученные результаты свидетельствуют скорей всего о большей сформированности навыков произвольной саморегуляции проявлений агрессивных форм поведения у спортсменов и выраженности импульсивных форм у неспортсменов. Таким образом, можно говорить о позитивном влиянии занятий спортом на поведение подростков. Результаты исследования не дают оснований для заключения о большей агрессивности спортсменов.

Фактор занятий агрессивными видами спорта и влияние на тип поведения.

Проблема взаимосвязи агрессии и спорта вызывала интерес психологов во все времена. Особое место в полемике занимают спортивные единоборства, которые в наши дни пользуются особой популярностью в молодежной среде. Существует два подхода: - занятия боевыми видами спорта формируют у спортсмена уверенность в себе и способность контролировать свои эмоции или занятия ведут к постепенному росту подсознательной, а потом и сознательной агрессии, причем агрессия приобретается путём наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется действиями, тем вероятнее её проявление. Испытывая агрессию как ситуативное состояние, подросток производит действия, направленные на нанесение ущерба себе либо другим. На уровне личностных свойств агрессия проявляется как агрессивность, т.е. готовности к агрессии. В процессе социализации личности агрессия в норме освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации, т.е. является доброкачественно-адаптивной. В целом для развития личности подростка опасна деструктивно-дезадаптивная агрессия, которая возникает, когда подросток испытывает трудности адаптации к средовым условиям, что обусловлено не только психофизиологическими факторами, но и неблагоприятными семейными, социальными условиями, массовой культурой, недостатком воспитания, некоторыми чертами характера. Изучение, своевременная диагностика, предупреждение и коррекция повышенного уровня агрессии подростков является одной из острых и актуальных задач практического психолога, работающего в различных сферах (образование, спорт, производство, психологическое консультирование и т.д.). Одним из путей решения данного вопроса является вовлечение подростка в активную деятельность, так как занятия спортом способствуют психической устойчивости.

Проведенные мною исследования показали: что, на основании проведенного опроса спортсменов, как проявляются у них некоторые социальные и моральные, покорности, соблюдения определенных прав и заботы сильного покровителя. Потребность в доминировании. Согласно опросу спортсменов было выделено в этой группе потребность агрессивности, автономии и проявлении своей личности, а также потребности подвига. Потребность в познании. Здесь находятся потребности связанные с развитием потенциальных возможностей самоактивизации и самореализации. Согласно психическим потребностям человека в условиях обычной (не спортивной) жизни. Используя работы известного психолога А. Маслоу, мы выделили четыре группы потребностей, которые объединяют основные духовные потребности человека.

1. Потребность в безопасности. В нее включены потребность в заботе и поддержке, покровительстве, свободе от страха, беспокойства и хаоса, а также потребность порядка, стремления в рамках познавательной потребности необходимы, чтобы удерживать покой и равновесие.

2. Потребность в развлечении. Сюда включаются потребности объединения, дружбы. Эти группы и входящие в них потребности (всего 17) были использованы для анкетирования боксеров с целью выявления содержания их важнейших духовных потребностей. Кроме того, была применена шкала Р-Т-1 Кранбаджи и Михалик в авторизованном переводе З. Плужняк для определения чувства смысла жизни. Исследования проводились на группе 30 бывших боксеров из клубов Нижней Силезии в возрасте от 22 до 44 лет. Стаж спортсменов составлял от 3-х до 20 лет. Анкета содержала 120 вопросов, учитывающих описанные выше потребности. После обработки результатов анкетирования были получены следующие данные об оценке испытуемыми боксерами потребностей, входящих в каждую из четырех перечисленных групп (1, 2,. 3,4). По 1 группе потребностей. Рассматривая реализацию потребности в безопасности, автор установил, что бокс существенным образом увеличил у исследуемых чувство безопасности вне ринга. Из 30 анкетированных только 7 считали, что бокс не имел влияния на формирование этой потребности, а остальные констатировали, что соперничество на ринге в значительной степени ограничило их страх перед проблемами, которые возникают в жизни. Следует особо отметить связь между физической и психической сферами. Получая "интуитивное" знание о физических возможностях тела (касающиеся связи движения с пространством и временем) и приобретая уверенность в себе, боксер с большой уверенностью, оптимизмом и тем самым с большей точностью, не ухудшаемой страхами и опасениями, осуществляет решение всевозможных жизненных задач. Значительного внимания заслуживают потребности в порядке и согласии. Все респонденты единодушно подчеркивали существенное влияние бокса и его организационно-упорядочивающей стороны на проявление этих потребностей, что проявляется в стремлении к поддержанию согласия и гармонии во всех внеринговых ситуациях. К этой же группе относятся потребности в подчинении, а также в избегании осуждения со стороны других людей. В результате анкетирования 22 испытуемых указали, что опасаются осуждения со стороны других, потому что после тех опасностей, которые возникали при встрече с противником на ринге, сейчас никто не в состоянии вызвать в них беспокойство. Эти ответы свидетельствуют, что занятие боксом повышает уровень гражданского мужества, а также влияет на формирование независимости и самостоятельности, что дополнительно свидетельствует о критическом и одновременно продуманном отношении всякого рода поручениям, рекомендациям, наказам и распоряжениям. По 2-й группе. Анализ потребности в доминировании, связанной с реализацией потребности в агрессии показывает, что бокс сильно ограничивает уровень агрессивных реакций или агрессивного поведения вне спортивного зала. Значимыми и убедительными являются ответы 24 исследованных, которые утверждают, что их боксерская подготовка как можно больше должна повышать уровень агрессии на ринге, что, по их мнению, одновременно является фактором, уменьшающим агрессию в личной жизни. Автор считает, что бокс в условиях современной действительности, содержащий множество стрессов и, так называемых трудных ситуаций, является источником разрядки от чрезмерных напряжений и, что весьма ценно, для сохранения гомеостаза человеческого организма. Интересные данные получены в итоге анализа связи личности с обществом и потребности в подвиге, связанной с потребностью в доминировании, а также с потребностью в творчестве. Так, 26 респондентов утверждали, что большое удовлетворение доставляет им возможность демонстрации профессионализма и подвига в каждой области (не только на ринге), а бокс сам по себе, вызывал у них эту потребность, которая была перенесена на другие сферы деятельности. По 3-й группе. Рассматривая потребность в творчестве 20 испытуемых считали, что бокс в психолого-тактическом аспекте розыгрыша боя развил у них в значительной степени, как чувство интуиции, так и находчивость в подборе определенных вариантов поведения. Согласно результатам анкетирования, эти черты имеют огромное значение в личной жизни, неоднократно являясь условием созидательного отношения к себе и к окружающей действительности. Вышесказанное мнение подтверждается результатами тестирования исследуемых с помощью "Шкалы P-T-I", определяющей ощущение смысла жизни. Опрошенные единодушно указали, что в определенной степени нашли смысл жизни, и на это оказала влияние боксерская подготовка, которая дает необходимый жизненный опыт, особенно для приобретения уверенности в себе, умения предусматривать определенные ситуации боя и жизни.100% респондентов написали, что при возможности начать снова жизненный путь и имея право выбора, они опять избрали бы ту же самую дорогу, что является доказательством насколько сильна была их мотивация для занятий этим видом спорта. По 4 группе. Результаты исследования потребности в объединении, связанной с потребностью в развлечении; свидетельствует, что такие качества как солидаризация, объединение, сплоченность, связь, взаимная помощь, навязывание широких контактов, общие забавы - сильно выделяются боксерами, и потребности обладать ими тесно связаны с потребностями в любви и уважении. В заключении автор подчеркивает, что оценка итогов проведенной работы еще раз показывает, что бокс имеет во многих случаях положительное влияние на развитие потребностей, которые очень нужны для общества (например, потребности в объединении или в безопасности) и для более широкого объективного изучения этой проблемы следовало бы провести исследования зондажного характера на более многочисленной группе спортсменов.

2.4 Фрустрация (преобладание агрессивных реакций у спортсменов), по уровню стремления к социальному одобрению, по показателям агрессии, чувства вины и обиды, по уровню психотизма

В данной главе описано проведенное нами исследование игры в хоккей. В котором изучается связь результативности хоккейных команд с их проявлением агрессии. Результаты в порядке возрастания важности (на наш взгляд) и приводятся здесь со своего рода аналитикой.

1. При небольшим преимуществе агрессия более свойственна команде, которая ведёт в счёте.

По данному пункту у меня нет никаких комментариев.

2. Команда, проигрывающая 3 и более шайбы, ведёт себя более агрессивно.

Существенный перевес в счёте - хороший задел, который оберегается с минимальным риском. Выигрывающей команде нет особенного смысла фолить, здесь в большинстве случаев достаточно и аккуратной обороны, корректного поведения и старательного остужения пыла противника. В хоккее это длительное перекатывание из зоны в зону, в футболе - удержания мяча в центре поля, неторопливые поперечные пасы, откидки вратарю.

Вот и получается, что существенно проигрывающая команда играет более агрессивно уже потому, что неагрессивно ведёт себя оппонент. Стратегия выигрывающей команды очевидна - не давать ни малейшему шансу противнику. Ведь даже сокращение разрыва способно полностью перевернуть игру и без пяти минут победителя сбросить с пьедестала. Но об этом подробнее в следующем пункте.

3. Если проигрывающая 3 и более шайбы начинает себя вести более агрессивно, у неё резко увеличиваются шансы на ничью и даже победу.

Нет, шансы не начинают вдруг превышать сотню процентов, но зависимость была установлена. Вспомните недавний матч россиян с чехами, когда своевременное применение Овечкиным приёма против Яромира Ягра позволило забрать шайбу и забить победный гол. А теперь вернёмся в несколько более ближнее прошлое - в матч российских хоккеистов с канадскими. Одной из причин, по которой "наши" проиграли, стало как раз отсутствие агрессии после 4-й пропущенной шайбы. Ведь ничего не изменилось. Были сделаны попытки перекомпоновать пятёрки (на мой взгляд, весьма грамотно), поменять вратаря, но было упущено другое: команда просто не смогла завестись. В ней не нашлось никого, кто бы смог своим примером повести за собой, биться, сражаться. Не слежу за хоккеем, но ещё недавно в нашей сборной были такие игроки, которые своей неустрашимостью, упёртостью и нежеланием сдаваться могли бы завести команду, повысить её боевой настрой. Вспомните того же Каспарайтиса, которого назвали "недружелюбным приведением". Российский тренерский штаб, на мой взгляд, допустил две принципиальные ошибки: а. не взял в сборную никого, кто бы мог бы повысить общий уровень спортивной агрессии хоккеистов, "напихал" бы своим коллегам прямо на матче, своим примером показав, как нужно бороться б. не смог самостоятельно, в "прямом эфире" поднять уровень агрессии самостоятельно На двух последних ЧМ проблемные ситуации решались индивидуальным мастерством игроков. Безусловно, это очень хорошо, когда в нашей сборной играют 3 лучших игрока НХЛ по системе гол+пас ушедшего сезона (если я ничего не перепутал), но ограничивать свой ассортимент инструментов достижения результата, на мой взгляд, было нецелесообразно. История знает множество случаев, когда проигрывающая команда, сокращавшая разрыв в счёте, резко активизировалась, чтобы в итоге довести дело до ничьей или даже до победы. Прекрасно помню финал Лиги Чемпионов, когда сбавивший обороты и начавший играть по счёту (см. пункты 2) Милан "вдруг" пропустил три гола от Ливерпуля и в итоге проиграл, не реализовав 3 пенальти из 5. Рафа Бенитес в том матче смог сделать две вещи: перестроил команду и "завёл" в первую очередь тех, кто своим рвением и борьбой воодушевили остальных (по-моему, там больше всех начали пахать Стиви Джи, Шмицер и Хаби Алонсо, не уверен). Карло Анчелотти не нашёл в себе возможности завести команду (и, кстати, судя по игре Челси, не нашёл до сих пор) и проиграл.

4. Зависимость между агрессией в начале игры и положительными результатами матча

Исследователи так же установили, что более агрессивное начало матча даёт команде больше шансов для победы, нежели пассивное и выжидательное. Очевидно, что более агрессивная команда психологически может "задавить" противника, если это происходит в самом начале матча, это способно формированию у него комплекса неудачника: "Ничего не получается, потому и сейчас не получится". Ведь даже если затронуть таким образом только пару игроков, для победы может быть достаточно и одной их ошибки. Вспомните первые минуты игры российских хоккеистов (икайте, касатики, икайте) с канадскими или американских с финнами. Уже в самом начале проигравших морально задавили. Первый момент у ворот Миллера возник минуте на 15-й, когда скандинавы проигрывали со счётом 6-0. Я хорошо помню игру канадцев на двух прошлых ЧМ, смотрел и на ОИ. Они очень агрессивно "вкатываются" в игру, а на третий тайм сил и эмоций оставалось меньше. На этих ОИ, конечно, канадцы силы распределяли равномернее, но после второго тайма была у меня мысль, что "наши" - то могут попробовать и отыграть. Побегать, побиться, а вдруг... Но нет, уже первые две минуты катания на поле было ясно, что чуда не произойдёт.

5. Команда, агрессивно вкатывающая в сезон, показывает в целом лучшие результаты при прочих равных

Причины подобного явления опять же следует искать в психологии. В начале долгого сезона, какие бы сборы не проводились, пик формы ещё маячит где-то впереди, а игровые связи налажены не до конца, тут не до "пасов, не глядя". В таких случаях успехи обычно проще всего реализовываются через реализацию индивидуальных умений и общую агрессивность в игре. Это хорошо сезон за сезоном можно наблюдать в английской Премьер-лиге, когда год за годом кандидаты на вылет "вдруг" начинают набирать не только свои, но и чужие очки, по итогам первой трети чемпионата оказываясь чуть ли не в зоне Лиги Чемпионов (да-да, я про тот же Сандерленд в текущем году), а потом обваливаются к тем позициям, которые и заслуживают. У таких команд порой просто и не бывает иного выбора стратегии, ведь, если не брать очки вначале, потом их уже сложно будет набирать за счёт более низкого уровня игроков и худшей сыгранности. Вообще, добирать в агрессии всегда сложнее, чем удерживать её на определённом уровне. Это, на наш взгляд, сыграло злую роль в случае с Эвертоном в текущем сезоне: команда начала весьма пассивно, акцентируясь на тактической составляющей, в результате чего долго находилась рядом с зоной вылета. Пятый пункт, кстати, обусловил высокое текущее место Тоттенхэма и (в меньшей степени) Арсенала и серьёзное отставание Ливерпуля, и его вылет из Лиги Чемпионов. Падение уровня игры последнего не было скомпенсировано повышением уровня агрессии игры в целом. Впрочем, здесь стоит отметить, что последнее и не вписывается в стратегию дальнейшего развития Ливерпуля, который, насколько я понимаю, будет по манере игры приближаться к испанскому, быстрому и ажурному футболу.

Заключение

Во многих видах спорта, особенно в тех, где допускается непосредственный физический контакт, различные формы контролируемой физической агрессивности просто необходимы. Можно предположить, что отвечая на вопросы личностных тестов, спортсмены, занимающиеся этими видами спорта, проявят различную степень агрессивности*. Данные исследований свидетельствуют о том, что спортсмены высокого класса не только более агрессивны, но и склонны более свободно выражать свои агрессивные тенденции, чем представители так называемой нормальной выборки. Уровень агрессивности, скрытой или явной, существенно изменяется в периоды до, во время и после спортивной деятельности. Вероятно, что существующие сейчас методы оценки уровня агрессивности могут дать лишь общее и поверхностное представление о возможных реакциях спортсмена в ситуациях, провоцирующих различный уровень выраженной или контролируемой агрессивности. Более того, полагают, что происхождение агрессивных тенденций и соответствующего поведения, наблюдаемых у иных спортсменов и подростков, можно проследить в их ранних детских впечатлениях и опыте. Затем под влиянием своевременных санкций и наказания за непосредственное проявление агрессивности поведение индивида модифицируется. Поэтому для того, чтобы адекватно оценить агрессивные тенденции спортсмена, его потребность и стремление непосредственно выразить свою агрессивность, необходимо проводить как беседы, так и тщательный анализ его поведения в соревновательной обстановке. Бланковые тесты, предназначенные для оценки агрессивности, служат только для определения большей или меньшей вероятности проявлений различных уровней агрессивности в условиях спортивной деятельности.

Однако, результаты наших исследований позволили сделать следующие выводы:

1. Первая гипотеза звучала так: "Личность спортсмена будет отличаться от личности студента большей склонностью к агрессивности". Мы провели изучение уровня агрессивности у 2 групп подростков: занимающихся спортом и не занимающихся спортом. Мы предполагали, что проявления агрессивности у разных выборок могут иметь похожий уровень, но в то же время исходили из того, что у спортсменов уровень агрессивности может быть выше, чем у неспортсменов. Здесь мы исходили из мнения М. Месснера и Д. Сабо, которые пришли к выводу, что спорт формирует агрессивность у спортсменов. Методику А. Баса и А. Дарки (модифицированный вариант из 40 вопросов) выполнили 60 подростков с 12 до 17 лет: из них 30-спортсмены, 30 - неспортсмены.

Как видно из таблицы, результаты исследования не подтвердили наше предположение о том, что агрессия больше выражена у спортсменов, чем у тех подростков, которые не занимаются им. Гипотеза опровергнута.

2. Гипотеза 2: "Скорее всего, различия будут заметны в поведении при фрустрации (преобладание агрессивных реакций у спортсменов), по уровню стремления к социальному одобрению, по показателям агрессии, чувства вины и обиды, по уровню психотизма, структур самосознания и таким качествам личности как закрытость и самообвинение". Мы изучили проявление агрессии хоккеистов на разных этапах игры, и полностью доказали выдвинутую гипотезу.

3. В третьей гипотезе говорилось о факторе занятий агрессивными видами спорта оказывает эффект на агрессивный тип поведения, закрытость и самообвинение, негативизм и социальную желательность поведения.

Согласно опросу спортсменов была выделена потребность агрессивности, автономии и проявлении своей личности, а также потребности подвига. Бокс сильно ограничивает уровень агрессивных реакций или агрессивного поведения вне спортивного зала. Значимыми и убедительными являются ответы 24 исследованных, которые утверждают, что их боксерская подготовка как можно больше должна повышать уровень агрессии на ринге, что, по их мнению, одновременно является фактором, уменьшающим агрессию в личной жизни. В заключении подчеркиваю, что оценка итогов проведенной работы еще раз показывает, что бокс имеет во многих случаях положительное влияние на развитие потребностей, которые очень нужны для общества (например, потребности в объединении или в безопасности). И для более широкого объективного изучения этой проблемы следовало бы провести исследования зондажного характера на более многочисленной группе спортсменов. Интересные данные получены в итоге анализа связи личности с обществом и потребности в подвиге, связанной с потребностью в доминировании, а также с потребностью в творчестве. Гипотеза доказана.

Список использованной литературы

1. Белова Е.С. Конфликтные ситуации диалогических взаимодействий // Конфликт в конструктивной психологии. - Красноярск - 1990. с.863

2. Бротченко С.Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии. - Красноярск - 1990. с.356

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - С-Пб - "Питер" - 2000 С.352.

4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта // Учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения - М. Издательский центр "Академия", 2000 - С.288.

5. Гостев А.А., Соснин В.А., Степанов Е.И. На путях становления отечественной конфликтологии // Психологический журнал. - 1996 - Т.17, №2.

6. Диагностика межличностных отношений, или конфликтный ли вы человек. Методика Т. Лири // Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / Сост.Р. Римская, С. Римский. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - С.294-309.

7. Диагностика состояния агрессии (Опросник Басса-Дарки) // Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. - М.: Изд-во "АСТ", 1997. - С.90-100.

8. Дорфман А.Я. От метаиндивидуальности к метаиндивидуальному миру. // Психологический журнал - 1995-Т.16; №2. С.94-102.

9. Дорфман Л.Я. Полисестемная организация метаиндивидуального мира // Психологический журнал. 1997 - Т.18 №2 - С. 192.

10. Коняева А.П. Конструктивный конфликт как средство актуализации гуманистических ценностей // Конфликт в конструктивной психологии - Красноярск - 1990., с.508

11. Куценко Г.В. Психологические защиты и когнитивные стили в системе саморегуляции личности // Конфликт в конструктивной психологии. - Красноярск. - 1990. с. 205

12. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М. - "Смысл" - 1993.

13. Лоренц К. Для чего нужна агрессия. - М. - 1997.

14. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М. - Педагогика - 1986.

15. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды / Под ред. Климова Е.А. - М. - 1996.

16. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности // "Мецниереба", Тбилиси. 1989 - С.308.

17. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М.: Смысл, 1993. - С.32.

18. Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии - 1991 - №1.

19. Попов А.Л. Психология спорта. М. 1999 - С.289.

20. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - 1996. - Т.17, №5.

21. Романина Е.В. Психологические особенности проявления индивидуально-типического в группах экстра- и интропунитивных испытуемых. // Психологический журнал - 1990 - Т.11; № 5. С.79-85.

22. Столяренко А.Е. Основы психологии М. 1999 - С.675.

Страницы: 1, 2, 3