бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Вербальные и невербальные средства общения бесплатно рефераты

Так появилась первая промежуточная перспектива -- начали заниматься легкой атлетикой, чтобы лучше играть в футбол.

Через несколько месяцев появилась вторая промежуточная перспектива -- необходимость заниматься гимнастикой, у футболистов не хватало ловкости. Наконец, все стали зани-маться лыжами, чтобы выработать выносливость, необходи-мую настоящему футболисту. Через два года футбол был забыт совершенно, и на занятиях стал изучаться только программ-ный материал. Причем совершенно безболезненно, и вышло так, что по инициативе самих школьников.

Однако этот прием следует применять эпизодически и, как правило, когда у преподавателя еще нет прочного контакта с коллективом. В противном случае есть опасность, что школь-ники привыкнут выполнять только то, что увлекательно и ин-тересно.

Инсценировка. В этом приеме школьник самостоятельно прорабатывает рекомендованный педагогом материал и гото-вит выступление перед товарищами или разыгрывает сценку, показывающую, как выглядит нарушение моральных норм и, в сравнении, образцовое поведение в обществе.

Классный руководитель зооветеринарного техникума Л. Ким после неудачной попытки изменить поведение вспыльчи-вого и грубого И. Кунчева путем беседы провела классный час на тему «Путешествие в страну вежливости». Демонстриро-вать, как нужно и как нельзя вести себя в обществе, в числе других предложили и Ивану. Он любил обращать на себя вни-мание и охотно взялся подготовить роль. Группа хохотала над неловким, неумелым, не знающим правил вежливого поведе-ния героем Кунчева и аплодировала, когда он изящно демон-стрировал правила этикета.

Тщательно подготовленная инсценировка принесла плоды. Юноша стал следить за своим поведением. Преподава-тели и учащиеся отметили, что он стал аккуратнее одеваться, внимательнее относиться к товарищам, перестал грубить стар-шим, хотя отдельные рецидивы еще имели место.

Инсценировка -- один из эффективнейших приемов. Чув-ства, возникающие у подростка в созданной педагогом психо-логической ситуации, подталкивают его на осмысление и пра-вильную оценку, а значит и перестройку своего поведения. Процесс идет особенно интенсивно, когда учащийся не только осознает аморальность своего поступка, но поставлен, как в рассказанных случаях, в такое положение, когда своей игрой, выступлением учит правильно вести себя других.

Переключение. С целью установления высокой дисципли-ны на занятиях и правильных взаимоотношений со школьни-ками необходима высокая требовательность педагога, ни в коем случае не переходящая в педантизм. В случае нарушений дисциплины, нежелания выполнять задание старшего часто целесообразно отвлечь ученика, переключить его внимание и деятельность на новое занятие, другую работу и, таким обра-зом, побороть негативизм, добиться нормальных взаимоотно-шений с учащимися или учебной группой.

В Московском политехникуме связи им. В.Н. Подбельско-го группа A-II записывала задание по математике. Демонстра-тивно отказался работать учащийся К. -- Я не записал предыдущий урок. Потом перепишу все сразу. Предложение преподавателя С. С. Морозкиной пропустить страницу и пи-сать дальше осталось без внимания. Мало того, К. достал кроссворд и стал решать его, отвлекая вопросами товарищей.

Как часто в таких случаях преподаватель повышает голос, создает нервозную обстановку в группе, страдает сам, нанося урон своему здоровью, теряя время на уроке. Но в данном слу-чае педагог поступила иначе. Светлана Степановна, зная, что К. прекрасный график и охотно работает у доски, попросила его показать группе графическое решение задачи. Подросток с удовольствием занялся любимым делом. Группа продолжила работу.

Педагогическое подключение. Опытный педагог часто опи-рается на помощь активистов из своего класса, лучших вы-пускников школы, известных достижениями в труде родите-лей учащихся, героев художественной литературы и т.п. Вос-питывает занимающихся на их положительном примере.

Применяя педагогическое подключение, надо помнить, что пример рассказанный действеннее, чем прочитанный. Эмоциональная передача при-ближает героя к ребятам, делает его пример ярче, усиливает желание вести себя так же, как он. В воспитательной работе всегда целесообразно опираться на группы старших ребят, по-могающих педагогу руководить своими младшими товарища-ми. В этом случае с помощью педагогического подключения мы убиваем сразу двух зайцев: «Лучший способ вылечиться, -- говорят психологи, -- начать самому кого-нибудь лечить». Учащиеся охотно шефствуют над отстающими в учебе, над но-вичками -- это позволяет им чувствовать себя взрослыми. Они невольно подтягиваются, стремясь быть примером для опекаемых.

Применять педагогическое подключение следует осторож-но, деликатно. Используя прием, следует избегать сравнения подростков с их более сильными товарищами. Нельзя забывать об индивидуальных различиях воспитуемых. Мы ставим одно-го из них в пример, подключаем к нему более слабого товари-ща, а у него хорошая математическая подготовка, склонность к точным наукам. Догнать его очень трудно, а иногда и невоз-можно тому, у кого гуманитарный склад ума, перегруженность работой, домашними делами. В этом случае мы можем подо-рвать веру учащегося в собственные силы, жестоко обидеть его.

Эффективный прием интерактивного общения -- осужде-ние поступка в коллективе. Вынесение на обсуждение актива класса (группы), а в отдельных случаях и на общее собрание неблаговидных поступков членов коллектива -- эпизодически применяемая мера воздействия к наруши-телям дисциплины, грубиянам, неуспевающим учащимся.

Но для того, чтобы обсуждение провинившегося принесло пользу и ему, и остальным, собрание надо хорошо подгото-вить: договориться с активом о так называемых забойных вы-ступлениях; помочь подготовить и принять правильное реше-ние; сделать выводы из случившегося.

К сожалению, к этому приему педагоги часто прибегают, не задумываясь над тем, что он один из самых сложных и труд-ных по организации. Очень тонко подметил А, Крон в романе «Дом и корабль», что нет ничего могущественнее, чем челове-ческий коллектив, и ничего гнуснее, чем человеческое стадо. Коллектив всегда умнее и чище отдельного человека. Стадо всегда не только глупее, но и подлее. Учащиеся при неумелом руководстве могут жестоко, беспощадно обойтись со своим то-варищем. В этом случае обсуждаемый будет противопоставлен коллективу. А прием превратится из меры воспитания в сред-ство расправы.

Общественное мнение, направляемое неверно, дает уча-щимся почувствовать свою коллективную власть, нередко вос-питывает жестокость по отношению к товарищам. Так, напри-мер, случается, Когда педагог призывает объявить молодому человеку бойкот. Гуманный принцип «Один за всех, все за одного» заменяется в этом случае безжалостным «Все против одного».

Применяя прием, необходимо помнить, что школьники очень болезненно переносят потерю авторитета у товарищей.

3.Приемы перцептивного общения

Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Один из самых действенных приемов перцептивного об-щения -- прием парадокса, когда хладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют «не заметить» шалость ребят, рассчитанную на возмущение преподавателя. Возник-шая ситуация используется педагогом, чтобы нарушителей и дезорганизаторов показать в смешном свете. Применяя этот прием, очень важно не растеряться в трудный момент, не пойти на поводу у школьников, не закричать, а остроумно ис-пользовать создавшееся положение, противопоставив озорст-ву или грубости иронию, а иногда и сарказм.

Практика знает немало случаев, когда, умело воздейст-вуя этим приемом на учащихся, педагог добивался успехов в работе.

Когда учительница вошла в 3-й класс 537-й московской школы, стул ее оказался привязанным к столу. -- Ах, какие молодцы, ребята! Сколько мы говорили о том, что надо беречь школьную мебель и сегодня вы не на словах, а наделе поступи-ли правильно. Вот только мне сесть неудобно. С этой стороны отвяжите, пожалуйста, стул. Несколько мальчиков наперегон-ки бросились отвязывать стул.

Педагогический опыт, еще раз подтверждаемый приведен-ными примерами, говорит, что не следует резко и бестактно пресекать нарушения дисциплины, особенно попытки школь-ников разыграть учителя, посмеяться на уроке, пошалить., Нельзя становиться на одну ступеньку с нарушителями дис-циплины, с «обидчиками» учителя, забывать о выдержке, до-стоинстве педагога. Окрики, постоянные одергивания вносят в работу раздражительный тон, изматывают и учителей, и уча-щихся.

Парадокс дает желаемый результат потому, что намеченная нарушителями программа действий потерпела крах. Вырабо-тать же новую некогда, да и желание пропадает. Дети отходчи-вы, и, смотришь, уже смеются над положением, в которое по-пали. У них развито критическое отношение к мыслям и по-ступкам других-людей. В первую очередь подвергается сомнению авторитет родителей, педагогов. Этому возрасту свойственна повышенная эмоциональность, частая и резкая смена настроений. Только что группа, затаив дыхание, ждала, как поведет себя педагог -- и вот нарушители дисциплины сами стали объектом насмешек. А смех товарищей страшен для подростков, которые, как правило, боятся стать посмешищем, потерять доверие товарищей -- без коллектива, без друзей жить в этом возрасте особенно трудно.

Прием эффективен и потому, что у молодых людей возра-стает стремление к самоутверждению.

Близок к «парадоксу» прием незамеченного оскорбления. Когда тот не обижается на неумный поступок, грубую шутку, проявление невоспитанности -- он «не понимает», что его хо-тели задеть, обидеть. Увидев, что первокурсники, смеясь, передают друг другу листок бумаги, директор одной из желез-нодорожных школ Московской железной дороги отобрал его и, обнаружив удачную карикатуру на себя, рассмеялся.

-- Это рисовал настоящий художник, -- сказал педагог, -- давайте-ка наладим с его помощью выпуск стенной газеты.

Да, это большое искусство все видеть, все замечать, но не на все возмущенно реагировать. Иначе большая часть рабочего времени педагога уйдет на выявление виновников происшест-вий, разрешение конфликтов, наведение порядка.

Итак, умение вовремя сдержаться, заставить себя посту-пить достойно возрасту и званию педагога часто не только по-могает успешно разрешить конфликт, но и способствует ук-реплению авторитета педагога, появлению чувства глубокой благодарности к нему.

К сожалению, в настоящее время деловая направленность большинства преподавателей значительно выше, чем их на-правленность на взаимоотношения с учащимися, особенно с «трудными». Сами же «трудные» учащиеся видят возможность улучшения отношений со своими преподавателями в проявле-нии последними большей терпимости и сдержанности. Ме-лочная же опека, строгий контроль, педантизм в отношениях с воспитанниками, лишение их минимальной свободы обостря-ют конфликты, провоцируют учащихся на грубость, прогулы, а иногда и уход из учебного заведения.

Опора на авторитет педагога. Чтобы успешно влиять на воспитуемых, педагог должен показать им, что он по праву, благо-даря блестящему знанию предмета, эрудиции, жизненному опыту поставлен во главе коллектива.

Если в учебном заведении распоряжения, просьбы препо-давателя безоговорочно выполняются всеми учащимися, в том числе и учащимися групп (классов), в которых данный педагог не работает, можно говорить о высокой дисциплине в коллек-тиве. Но в своих группах (классах), там где он преподает, авто-ритет преподавателя зависит только от него самого. Именно поэтому важно систематически, назойливо, тактично демон-стрировать учащимся свои знания, кругозор, способности, умения.

Преподаватель Сонгурова Т.А. из Сургута заменила ушед-шего на пенсию коллегу, опытного, знающего специалиста. Учащиеся, в основном юноши, откровенно выражали сомне-ние в компетентности молодого физика. Особенно трудно было работать со старшими ребятами. Помог случай. Однажды один из преподавателей попросил у Татьяны Анатольевны по-мощи, не заводился недавно купленный автомобиль. Довольно быстро специалист устранила неисправность в электрообо-рудовании. Довольный автомобилист поинтересовался, как у нее обстоят дела в группах, где и он работал. Татьяна Анато-льевна откровенно рассказала, что похвастать нечем, работать очень трудно. Опытный педагог предложил: -- Я войду к Вам в класс и попрошу помочь исправить неполадки в электрообору-довании автомобиля, он не заводится.

Так и сделали. Услышав просьбу, преподаватель попросила учащихся подождать десять минут и вслед за владельцем ма-шины вышла во двор. А вся группа высыпала вслед за ними. Буквально раскрыв рты молодые люди смотрели, как, быстро найдя неисправность, преподаватель ловко устранила ее. Кол-лега рассыпался в благодарностях. После этого случая отноше-ние к преподавателю резко изменилось.

Несколько лет преподаватель работает с учащимися. Рано или поздно начинают действовать законы адаптации, педагог надоедает воспитанникам. Чтобы этого не случи-лось, необходимо быть бесконечно интересным в общении, разнообразным в работе, быть личностью в полном Смысле этого слова.

Прозрачный намек. Даже в случаях, когда грубо нарушается дисциплина, можно (не повышая голоса, не демонстрируявоз-мущение) привести факт, сходный по смыслу с проступком. Расчет на то, что воспитуемый самостоятельно установит ана-логию со своим поведением и в дальнейшем будет вести себя иначе.

Ожидание меры воздействия. Делать замечание, объявлять о наказании целесообразно не сразу после совершения проступ-ка, а через некоторое время. Провинившегося вызывают на определенный час с тем, чтобы дать ему успокоиться и обдумать свое поведение. Чем бы ни занимался молодой человек в оставшееся до встречи с педагогом время, он будет думать о предстоящем разговоре, представлять себе, что он услышит от старшего, и готовить ответы на каждое замечание. Часто, когда провинившийся с виноватым лицом приходит к учителю, до-статочно спросить: дал ли он объективную оценку случивше-муся. И, услышав положительный ответ, сказать: «Хорошо, идите».

Такой прием эффективен, потому что неизвестность для человека всегда неприятна. Ожидание наказания нередко тя-желее самого наказания.

Авансирование доверием, похвалой. Применяя прием, хва-лят, оказывают доверие тому, кто его еще не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежание, дис-циплинированность. Иногда можно авансировать похвалой, поощрением ученика, который к вниманию, теплому слову старшего не привык и живет в очень тяжелых условиях. Осо-бенно часто авансировать похвалой следует так называемых «трудных» учащихся, вставших на путь исправления, совер-шивших положительный поступок.

Один из приемов перцептивного общения -- незаслужен-ное одобрение. Провинившийся, не выделяющийся чем-либо в лучшую сторону, получает похвалу за прошлые успехи или как член группы, заслужившей одобрение старших, хотя его вклад в коллективный успех ничтожно мал или вообще отсутствует,

Незаслуженное одобрение часто используют не только опытные педагоги, но и политические, хозяйственные руково-дители.

Особенно эффективен рассматриваемый прием в работе с посредственно успевающими школьниками и студентами, пассивно относящимися к общественной работе учащимися. На них, как правило, редко обращают внимание товарищи, старшие, и именно поэтому они особенно восприимчивы к одобрению и похвале.

Моральная поддержка или укрепление веры учащегося в соб-ственные силы. Неоднократно отмечаются успехи подростка в техническом творчестве, натуралистической работе, фотоделе, волейболе и т.п. И ему предлагается испытать свои силы, выру-чить учебную группу, поддержать марку учебного заведения. Или выбирается кто-нибудь из «неспособных» (разумеется, ему это не говорится) и, например, мастер просит его показать товарищам, как надо держать инструмент, заготовку, каким должно быть положение корпуса, движение руки, т.е. тот эле-мент, который у него хорошо получается.

Другой иллюстрацией этого приема может служить про-сьба к неуспевающему оказать помощь преподавателю в обуче-нии новичков или младших, назначение «трудного» школьни-ка старшим группы или капитаном команды, помощником преподавателя, если у него к этому есть склонность

Анализ осознания себя через другого включает две стороны -- иденти-фикацию и рефлексию.

Идентификация -- это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его харак-теристикам самого субьекта. Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение внутреннем состоянии партнёра по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Таким образом, идентификация выступает в качестве одного из механизмом познания и понимания другого человека.

Экспериментально установлена тесная связь между иденти-фикацией и другим, близким по содержанию явлением -- эмпатией Эмпатия также определяется как особый способ понима-ния другого человека. Однако здесь имеется в виду не рацио-нальное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентифика-ции: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на мес-то другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения -- не обязательно означает отож-дествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному.

Страницы: 1, 2, 3