Тревожность как фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи
Как видно низкий и слишком высокий уровни мотивации к избеганию неудачи изменяются незначительно. Показатели среднего уровня имеют тенденцию к снижению (кроме I курса, который совпадает с уровнем 10 класса). Умеренно высокий уровень мотивации к избеганию неудачи - повышается.
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
Группа
испытуемых
|
Уровень мотивации к избеганию неудачи
|
|
|
Излишняя осторожность
|
Склонность к осторожности
|
Средний
|
Склонность к риску
|
Излишняя склонность к риску
|
|
6 класс
|
4%
|
16%
|
50%
|
16%
|
14%
|
|
10 класс
|
0%
|
8%
|
46%
|
31%
|
15%
|
|
I курс
|
3%
|
3%
|
48%
|
33%
|
13%
|
|
IV курс
|
4%
|
0%
|
68%
|
21%
|
5%
|
|
|
Результаты исследования показали, что испытуемым как подросткового так и юношеского возраста не свойственен низкий уровень готовности к риску. Более того склонность к осторожности снижается. Преобладающим является средний уровень готовности к риску, который особенно резко возрастает в позднем юношеском возрасте. Уровень склонности к риску и излишней осторожности к риску гораздо выше, чем низкий уровень и сравним со средним уровнем (10 кл., I к, но в 6 кл. и на IV к - ниже, чем средний уровень). Кроме того, излишняя склонность к риску снижается и имеет особенность «усредняться», особенно на IV курсе.
Группа
испытуемых
|
Преобладающая мотивация
|
|
|
Мотивация на неудачу
|
Невыраженный мотивационный полюс
|
Мотивация на успех
|
|
|
|
Ближе к
неудаче
|
Ближе к
успеху
|
|
|
6 класс
|
12%
|
19%
|
31%
|
38%
|
|
10 класс
|
4%
|
13%
|
38%
|
45%
|
|
I курс
|
13%
|
17%
|
33%
|
37%
|
|
IV курс
|
8%
|
12%
|
36%
|
44%
|
|
|
“Мотивация успеха и боязнь неудачи” (А.А. Реан).
Как показали результаты исследования преобладающей является мотивация достижения успеха. Однако ярко представлен и невыраженный мотивационный полюс (около 50% во всех возрастах). Очевидно и то, что в раннем подростковом и раннем юношеском возрастах мотивация избегания неудачи проявляет себя более заметно, нежели в другие возрастные периоды. Тенденция на возрастание мотивации достижения успеха более очевидна в позднем подростковом и позднем юношеском возрастах.
Суммируя все приведенные выше данные испытуемых можно разделить на три основные группы:
1. Яркая выраженность мотивации достижения успеха.
2. Яркая выраженность мотивации избегания неудачи.
3. Невыраженный мотивационный полюс.
Об особенностях третьей группы необходимо сказать отдельно. В эту группу были включены испытуемые со следующими показателями:
А - высокие и сверхвысокие показатели мотивации достижения успеха при высоких и сверхвысоких показателях мотивации избегания неудачи;
Б - средние показатели мотивации достижения успеха при средних показателях мотивации избегания неудачи;
В - низкие показатели мотивации достижения успеха при низких показателях мотивации избегания неудачи.
В группу 1 и 2 соответственно были включены испытуемые, у которых между мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудачи наблюдалась значительная корреляция в сторону преобладания мотивации достижения успеха у 1-ой группы и доминирования мотивации избегания неудачи у 2-ой группы.
Результаты исследования 6 «А» класса (26 человек):
1 группа - 32%
2 группа - 23%
3 группа - 45%
А - 25%
Б - 16%
В - 4%
Результаты исследования 10 «Б» класса (24 человек):
1 группа - 38%
2 группа - 21%
3 группа - 41%
А - 21%
Б - 16%
В - 4%
Результаты исследования I курса (30 человек):
1 группа - 43%
2 группа - 21%
3 группа - 36%
А - 9,5%
Б - 9,5%
В - 7%
Результаты исследования IV курса (25 человек):
1 группа - 48%
2 группа - 20%
3 группа - 32%
А - 10%
Б - 22%
В - 0%
Возрастная динамика готовности к риску:
6 класс
|
|
|
|
10 класс
|
|
|
|
Высокая готовность
|
-
|
30%
|
|
Высокая готовность
|
-
|
46%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
50%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
46%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
20%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
8%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I курс
|
|
|
|
IV курс
|
|
|
|
Высокая готовность
|
-
|
46%
|
|
Высокая готовность
|
-
|
26%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
46%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
68%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
6%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
4%
|
|
|
Возрастная динамика готовности к риску при выраженной мотивации достижения успеха.
6 класс
|
|
|
|
10 класс
|
|
|
|
Высокая готовность
|
-
|
37%
|
|
Высокая готовность
|
-
|
67%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
63%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
33%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
0%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
0%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I курс
|
|
|
|
IV курс
|
|
|
|
Высокая готовность
|
-
|
38%
|
|
Высокая готовность
|
-
|
50%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
62%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
50%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
0%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
0%
|
|
|
Возрастная динамика готовности к риску при выраженной мотивации избегания неудачи.
6 класс
|
|
|
|
10 класс
|
|
|
|
Высокая готовность
|
-
|
0%
|
|
Высокая готовность
|
-
|
60%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
67%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
40%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
33%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
0%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I курс
|
|
|
|
IV курс
|
|
|
|
Высокая готовность
|
-
|
50%
|
|
Высокая готовность
|
-
|
20%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
50%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
60%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
0%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
20%
|
|
|
Возрастная динамика готовности к риску при невыраженном мотивационном полюсе.
6 класс
|
|
|
|
10 класс
|
|
|
|
Высокая готовность
|
-
|
42%
|
|
Высокая готовность
|
-
|
20%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
33%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
60%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
25%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
20%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I курс
|
|
|
|
IV курс
|
|
|
|
Высокая готовность
|
-
|
55%
|
|
Высокая готовность
|
-
|
12%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
27%
|
|
Средняя готовность
|
-
|
88%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
18%
|
|
Низкая готовность
|
-
|
0%
|
|
|
Очевидно, испытуемым с выраженной мотивацией достижения успеха более свойственен средний уровень готовности к риску. Данный показатель довольно стабилен (кроме 10 класса). Присутствует почти в равной степени и высокая степень готовности к риску, но проявляет она себя скачкообразно. Низкий уровень готовности к риску у испытуемых с выраженной мотивацией достижения успеха не выявлен.
У испытуемых с выраженной мотивацией избегания неудачи кроме среднего и высокого уровня готовности к риску присутствует и низкий. Показатели по всем 3-м уровням скачкообразны, нестабильны. Как и в предыдущем случае, особую картину представляет собой поздний подростковый возраст, который проявляет явную склонность к высокому уровню готовности к риску.
При невыраженном мотивационном полюсе показатели крайне неустойчивы. Присутствуют все три уровня готовности к риску. Однако только низкий уровень стремится к относительной стабильности (исключая данные IV курса). Определенная схожесть показателей наблюдается у испытуемых 6 класса и I курса (преобладание высокого уровня готовности к риску), 10 класса и IV курса (выраженное преобладание среднего уровня готовности к риску).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|