бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Теория психической коммуникации бесплатно рефераты

Дело в том, что биологические ритмы младенца, а главное “ощущение времени” совсем иные, чем у взрослых людей. Учитывая, что в период первого года жизни младенец физически вырастает вдвое, психическое развитие на первом году, особенно в первые 2 месяца жизни имеет более высокие ритмы развития по сравнению с последующими периодами развития. Если попытаться сопоставить единицу времени психического развития младенца с таким же результатом качества влияния на психику взрослого, то это соотношение наверное будет 1 к 10. Подтвердить это мы можем, глядя на естественную потребность в переработке и регенерации физической энергии, которая происходит во сне младенца. В первые месяцы жизни младенца период бодрствования и сна в основном соответствует периодам кормления, так как в норме, после кормления ребенок должен засыпать. Так в течение суток смена цикла бодрствования и сна сменяется примерно 6-8 раз, а в дальнейшем этот биологический ритм постепенно замедляется. И потребность в физической энергии становится независимым энергетическим показателем отличным от потребности в психической энергии.

Говоря о психической энергии, мы привыкли подразумевать либидо, но скорее, как это делал Фрейд, обозначая некоторый потенциал сексуального влечения, исходящего от зон эротического возбуждения. Юнгианское понимание либидо, как общей психической энергии было не так понятным, потому что, по Юнгу не совсем ясны источники этой психической энергии. Моя концепция либидо исходит из предпосылки, что источником психической энергии являются 3 фактора:

Внешние и внутренние сенсорные стимулы, возбуждающие психическую активность;

Когнитивные стимуляторы мышление не существует само по себе, оно является продуктом психической деятельности, которая зависит от источников когнитивного стимулирования и возбуждения - давление инстинктивных влечений и других импульсов бессознательного, внешние и внутренние сенсорные стимулы, потребности и мотивы, сновидения; бессознательный опыт объектных отношений, знаковая информация и др.

Собственно психическая энергия, исходящая от других объектов (психических).

Соответственно можно выделить два способа обмена психической энергией - непосредственный и опосредованный. Непосредственный относится к пассивным стимулам, таким как: звук, свет, запах, осязание и др.; они существуют сами по себе и практически не зависят от влияния человека. Опосредованный как раз целиком и полностью зависит от психического влияния человека.

Наиболее наглядно мы можем почувствовать влияние психической энергии в общении с другим человеком. Как известно общение происходит с задействованием разных сенсорных каналов при участии всех органов чувств. Влияние психического наиболее отчетливо можно наблюдать посредством визуального канала передачи информации, т.е. при контакте глаза в глаза.

При этом психические сообщения, передаваемые посредством контакта глаза в глаза, являются дополняющим фактором вербальной и невербальной коммуникации.

Особо значимой психическая коммуникация является в постнатальном периоде развития, когда у младенца еще не существует никаких других значимых способов коммуникации, так как способность осознавать знаковую информацию отсутствует. Ребенок находится в чисто психическом, беззнаковом коммуникативном пространстве. С одной стороны, он по-прежнему инкорпорирует весь сенсорный и внутренний мир, раздражения и стимуляции, образуя некое психофизическое ощущение собственного бытия, а с другой стороны, восприятию младенца открывается другая, полная психическим смыслом коммуникативная среда, в виде исходящего от материнского взгляда поля психического.

Это можно наблюдать буквально с первых мгновений или дней после рождения младенца, когда его взгляд каким-то образом также сосредотачивается на глазах матери, как и мать смотрит в глаза своего ребенка, пытаясь понять, что он чувствует, “мыслит” и т.п. Этот непосредственный психический контакт, наряду со всеми инстинктивными влечениями, является пожалуй одним из самых значимых для дальнейшего формирования психики.

Обожающий взгляд матери, как непосредственное выражение либидо, передает младенцу весь опыт отношений, а главное чувств, дающих младенцу первые представления о психическом смысле всего происходящего. Психическая коммуникация является своего рода единственным организующим, понятным языком, которым младенец пользуется для обеспечения себя, тем психическим опытом, которым обладает мать.

Безусловно не стоит забывать обо всех других формах сенсорной стимуляции, которые активно участвуют в коммуникативном процессе, особенно в объектных отношениях, но психическая коммуникация является одним из доминирующих факторов, делающих психику младенца психически полноценной, т.е. человеческой.

Вероятно, если бы можно было исключить речь матери и ее либидо, ребенок вырос бы с психикой животного. Если бы можно было исключить из коммуникации матери речь и невербальные компоненты, младенец бы понимал только психические сообщения, но был бы при этом человеком разумным.

Но так происходит, что коммуникация существует с задействованием всех сенсорных систем и со временем, когда психика приобретает способность к вербализации и словесному мышлению, психические сообщения отходят все более на второй, неосознаваемый план, формируя, таким образом, базовый коммуникативный стереотип.

Под коммуникативным стереотипом я пониманию обусловленность и фиксацию внимания человека на знаковых источниках информации, т.е. словах, эмоциях, мимики, жестах и т.п. Из чего был сделан вывод о соотношении психической коммуникации с первичным процессом и соответственно, коммуникации на уровне знаковых сообщений со вторичным процессом.

Продолжая тему психической коммуникации и психологии взгляда, я хочу высказать гипотезу о роли глаз в психической структуре человека. На мой взгляд, глаза являются наиболее ярким представителем коммуникативной структуры эго, хотя бы потому принципу, что посредством глаз человек получает и передает передача информации посредством глаз кажется сомнительной, так как, этот процесс неосознаваем и подавлен спецификой коммуникативного стереотипа. максимальное количество информации. Но, это верно в том случае, если визуальная система является доминирующим источником приема информации. В принципе, это хорошо описано в теории НЛП, за исключением того, что эта теория не проводит связи коммуникативных процессов со структурой эго.

На мой взгляд, достаточно странно, что вполне очевидный факт глобального значения коммуникации, как феномена психического функционирования упускается из виду исследователями психологии.

Почему-то принято считать коммуникацию просто рядовым психологическим процессом, отвечающим за межличностное общение и т.п. Но при этом, упускается, что в принципе вся наша жизнь есть процесс обмена информацией, и состоит из постоянной коммуникации и взаимодействия. Даже, когда человек спит, психическая активность продуцирует сновидческие состояния, специфическим образом, отражающие продолжение коммуникации только уже с внутренними объектами.

Я считаю коммуникацию не только основным психическим процессом необходимым для структурирования психики и ее развития, а также процессом, обеспечивающим само психическое функционирование. Говоря о данной специфике коммуникации, мы можем с полной уверенностью рассматривать коммуникацию в русле основных инстинктивных влечений, которое, на мой взгляд, является первичной основой, не только сопровождающей удовлетворение других инстинктивных влечений, но и обеспечивающее их фактическое существование.

Определение коммуникативного влечения как основы всех других форм психической деятельности я вижу из аналогии общего принципа существования любой жизни на земле. Этим общим принципом являются обменные процессы, а иными словами, процессы взаимодействия.

Таким образом, коммуникативное влечение обеспечивает:

психоэнергетическое “питание”, поддерживающее психическую активность и развитие;

поддержание смысловой объектной связи с внутренней и внешней реальностью;

социализацию и удовлетворение потребностей на более продуктивном и высшем уровне;

защиту и регуляцию психической деятельности, направленную на обеспечение безопасности в пользу принципа удовольствия.

О значимости коммуникативного влечения может указывать еще тот факт, что если мы обобщим большую часть функций эго, то в какой-то степени они все принадлежат частям одного целого коммуникативного процесса. Поэтому, говоря об эго, мы должны подразумевать, одну из важнейших ее функций - это обеспечение и поддержка коммуникации, как основы всех дальнейших психологических потребностей.

Еще раз повторюсь по поводу локализации Эго в структуре зрительного аппарата, т.е. в зоне глаз. Конечно, в прямом смысле, говорить о том, что эго - это человеческие глаза, нельзя. Но очень многое указывает о способности глаз отвечать за самые важные функции эго, такие как: тестирование реальности, обеспечение и поддержка коммуникации, защитная функция (распознавание опасности), организующая, формирование репрезентативного образа объекта (визуализация), память и др.

Теперь я хотел бы, вернуться к психической коммуникации и коснуться коммуникативной структуры эго и об участии в коммуникативном процессе глаз, как наиболее яркого эго репрезентанта.

Дело в том, что в структуре психической коммуникации, участвует такой процесс как визуализация. Я мог бы обозначить несколько свойств и функций этого процесса следующим образом:

визуализация - это процесс внутреннего диалога, на основе формирования репрезентативной картины внутренних переживаний, относящихся к объектным отношениям прошлого и тем, которые происходят на уровне актуальных психических переживаний, т.е. здесь и сейчас.

визуализация - это способ передачи психической информации, предполагающий в своей основе либидо и образы репрезентативного мира.

визуализация - это регрессивный процесс, в котором подобно сновидческому состоянию происходит регенерация психической энергии, за счет взаимодействия с потенциалом репрезентативного мира объектных отношений.

Наиболее ярким примером визуализации, как формы визуального диалога мы можем увидеть в структуре эмпатического общения, при котором исходящая от человека информация визуализируется. При этом человек не просто говорит о своих впечатлениях, связанных с какими-то событиями, прежде всего, он их визуализирует. При такой эмпатической связи, как правило, происходит близкий визуальный контакт. Он не обязательно постоянен между участниками коммуникации, но, как правило, взгляд пассивного участника, направлен всегда в область глаз визуализирующего человека. Это происходит вполне неосознанно, т.к. при этом глаза становятся не просто одной из выразительных частей лица, участвующей в эмоциональной и мимической сфере человека. В данном случае, глаза становятся носителем и выразителем (передатчиком) психической информации и тех беззнаковых сообщений, которые они включают.

Визуализация, как вид регрессивного психического функционирования наиболее часто встречается в течение дня, когда психической структуре необходимо возобновить некий потенциал психической энергии. При этом человек погружается во внутренний мир собственных переживаний и впечатлений, которые дают возможность удовлетворить психофизиологическую потребность в активном, энергетическом (психическом) контакте, который содержится в источнике прошлых объектных отношений.

Этот феномен интересен еще тем обстоятельством, что нередко можно заметить привлекательную составляющую такого психического состояния, в которое погружается человек. При условии либидного переноса, когда человек является объектно-привлекательным, можно наблюдать бессознательное подключение или идентификацию к его визуализированному состоянию. Так как, при этом, само по себе психическое состояние объекта, становится для другого источником психической энергии.

На психическом уровне, такой внешний несанкционированный контакт, довольно часто является причиной бессознательной тревоги, так как, односторонняя психическая коммуникация, исходящая от другого объекта, является отвлекающим фактором от непосредственной самопроизвольной регенерации внутреннего психического потенциала. А факт психического реагирования на внешний психический раздражитель, не содержащий в себе никаких других форм воздействия, кроме как психического (визуального), также указывает на скрытый (неочевидный) психоэнергетический потенциал межличностного взаимодействия.

Для того, чтобы лучше разораться в психической коммуникации я хотел бы сказать о структуре коммуникативного процесса и тех постоянных компонентов, которые он в себе образует. На мой взгляд, любая коммуникация состоит из коммуникативного алгоритма включающего такие компоненты коммуникации как:

Знаковая информация - речь, жесты, мимика, позы и т.п., в общем, все то, что является предметом конкретного значения и психологического смысла.

Беззнаковая информация - это непосредственно психический потенциал, включающий в себя, прежде всего, либидо и психические сообщения, передаваемые посредством визуального контакта.

Перенос - перенесение на объект значимых образов и отношений, связанных опытом прошлых объектных отношений.

Доминирующая идея - это неотъемлемая часть любых объектных отношений, определяющая для эго характер, смысл и значение самих объектных отношений.

Визуализация - это особая форма переноса, при котором либидо и другие психические содержания катектируют непосредственно с психической коммуникативной структурой эго объекта.

Данный алгоритм дает нам возможность рассмотреть участие компонентов коммуникации в структуре формальной и неформальной коммуникации.

Под формальной коммуникацией я предполагаю статусное эго функционирование, при котором объект воспринимается как носитель конкретного личностного и культурального статуса. Коммуникация на уровне статусного эго функционирования предполагает первостепенное задействование таких компонентов коммуникации как: перенос и доминирующая идея, определяющие дальнейшее участие знаковой и беззнаковой информации в коммуникации. Визуализация при формальной коммуникации практически не используется (во всяком случае, обоими участниками коммуникации).

Неформальная коммуникация предполагает доверительное эго функционирование, при котором контакт проходит на более близком и менее тревожном, в смысле нагрузки на защиты эго, уровне. При этом, активное участие также принимает доминирующая идея и перенос, обуславливающие знаковую информацию, но при этом визуализация и беззнаковая информация имеет большее значение и участие в коммуникации, чем при формальном общении.

Исходя из этих предпосылок, в теории трансфера надо учитывать роль таких компонентов как: доминирующая идея и визуализации. Поскольку доминирующая идея является постоянным ключом к бессознательному содержанию объектных отношений и их смысла для эго, а визуализация, отражает то психическое содержание доминирующей идеи, либидо и психических сообщений, которые в данный момент характеризуют психическую загруженность актуальными переживаниями. Другими словами, в переносе надо уметь различать те актуальные сообщения, которые содержаться в доминирующей идеи и визуализации, а не только связывать реакции контрпереноса с опытом прошлых объектных отношений пациента.

Визуализация в трансфере имеет особое значение, при работе с пациентом в технике глаза в глаза. При которой, каждый момент такого контакта может содержать разную смысловую нагрузку в зависимости от смены психического состояния и тех реальных переживаний, которые заполняют психическую сферу пациента в данный момент. К примеру, пациент может увидеть во взгляде аналитика скрытое психическое содержание, которое будет играть существенную роль в отношении пациента к терапевту в данный момент времени.

С одной стороны, конечно, это отношение может быть следствием параноидных идей и убеждений, и в какой-то степени быть созвучным с прошлыми объектными отношениями, но, с другой стороны, нельзя исключать значение психических содержаний, которыми обмениваются в трансфере пациент и аналитик. Если пациент не находится в глубоком регрессе, то, так или иначе, визуальный контакт может являться тем отражением порой скрытого психического диалога, который происходит в реальном времени и маскируется под мощной завесой знаковой коммуникации и особенностью коммуникативного стереотипа, как способа восприятия, акцентированного на знаковой информации.

Психология взгляда представляет собой сложный механизм межличностного общения. Как мы выяснили, в его структуре активно участвуют функции эго, представляя собой отдельную от структурного эго, подструктуру, которую можно понимать как - коммуникативная структура эго.

По моим представлениям коммуникативная структура эго включает в себя область “интимных границ эго”, которая локализуется на исходящих потоках взгляда, т.е. чуть спереди глаз. Основной функцией интимных границ эго, является защитная регуляция исходящего от объекта визуального контакта, для предотвращения несанкционированного, глубокого, невротического и др. нежелательного внешнего контакта с эго. Механизм работы интимных границ эго построен на алгоритме, состоящем из:

включения в контакт;

идентифицирования информации;

переработки информации;

управления контактом, путем формирования адекватного ответа.

Речь идет о том, что во время визуального контакта, взгляд объекта, как источник психического воздействия, проходит неотъемлемую защитную обработку, с тем, чтобы не допустить негативного психического воздействия от внешнего объекта.

Так случается даже тогда, когда объект тревоги не очевиден для самого человека. Это происходит в силу того, что интимные границы построены на безтелесных рецепторах, которые возможно активны в результате психоэнергетического потенциала исходящего от глаз, и само поле зрения служит пространством для работы интимных границ эго. Подтверждением данного феномена является способность интимных границ включать высшие формы непосредственного восприятия, в ответ на сильный визуальный раздражитель, который непосредственно не воспринимается человеком. Примером, может быть следующая ситуация - человек сидит и читает книгу, кто-то в стороне, смотрит ему прямо в глаза; этот контакт на прямую не воспринимается, но оказывается достаточно тревожным для эго, чтобы интимные границы задействовали высшие формы защиты. А именно, человек отвлекается от своего занятия и смотрит на объект тревоги, это естественно вызывает разрыв тревожного контакта, так как объект тревоги получает адекватное психическое сообщение - “ты мне мешаешь, или что ты на меня смотришь”! Хотя, в принципе, объект тревоги и по наитию чувствует, что он делает что-то, что беспокоит другого человека и может, вследствие паттерна поведения отвести взгляд в сторону.

Это один лишь из примеров типичных ситуаций, когда в защиту нашему психическому приходит эго, подтверждая свое коммуникативное происхождение и предназначение.

Интересной концепцией мне кажется понятие “точка контакта”, которое обозначает пространственное место пересечения или соединения взглядов. Точка контакта чисто динамическая концепция, поскольку она постоянно подвижна и вынуждена находиться в движении в зависимости от давления интимных границ и силы самого взгляда. Можно предположить, что чем сильнее эго, тем на более безопасном для эго расстоянии интимные границы будут удерживать точку контакта с другим человеком. Или это можно выразить, как связь силы эго и близости контакта непосредственно в зоне глаз объекта. Как правило, точка контакта стабильна или константна при статусном и невротическом эго функционировании, хотя и доверительное эго функционирование может обладать такой же динамикой визуального контакта. Главный критерий, определяющий положение точки контакта зависит от способности визуализировать эго репрезентацию и психические сообщения. В таком случае, контакт может быть достаточно интимным и фокусироваться в зоне глаз, но при статусном или невротическом эго функционировании, визуализация бессознательных психических содержаний будет значительно скуднее (в глазах меньше жизни), чем при содержательности взгляда в неформальной коммуникации.

Внимательный наблюдатель, как правило, может заметить насколько коммуникация и передаваемая знаковая информация соответствует тому смыслу психических содержаний, которые выражаются во взгляде. При неформальной коммуникации психическая раскрепощенность и относительная свобода от невротического напряжения делает поток психических сообщений более произвольным и более полным, нежили это можно наблюдать в стесненной, невротическим напряжением и давлением статусного эго функционирования, коммуникации.

Относительно статичное положение точки контакта соответствует поддержке дистанцирования, которое является следствием достижения удовлетворительного контакта для статусного или невротического эго функционирования и на этом уровне коммуникативная структура эго продолжает свое функционирование. При неформальной коммуникации точка контакта более подвижна, так как визуальный интерес периодически смещается от удовлетворительного конкактирования к визуализированному содержанию и мимическим проявлениям лица и глаз.

Сложность рассмотрения психической коммуникации и психологии взгляда заключается в том, что помимо чисто объектных характеристик, к которым человек проявляет интерес, глаза обладают смыслом психического отражения. Поэтому ощущение точки контакта может способствовать определять истинную картину психического отношения человека к человеку.

Я хотел бы кратко указать еще несколько особенностей психологии взгляда. В частности обозначить основные виды взгляда, участвующие в визуальном контакте. Я не буду говорить о наглядных характеристиках таких взглядов, которые отражают акцентуированность визуализируемых чувств. К примеру, страстный взгляд, грустный взгляд и т.п. Предметом моего исследования являются типы взглядов, содержащие динамические компоненты, оказывающие влияние на психическое функционирование и характер контакта в целом, таких типов взгляда 3:

“Согласующийся” или “конформный взгляд”;

“Дистанцированный взгляд”;

“Взгляд, нарушающий границы эго”.

Конформный взгляд - является производным доверительного эго функционирования, т.е. неформальной коммуникации, при которой контакт, как правило, конгруэнтный и проходит на достаточно близком, доверительном и не тревожном уровне коммуникации.

Дистанцированный взгляд относится к статусному эго функционированию, т.е. формальной коммуникации, при которой контакт, как правило, обезличен, в силу вынужденного соблюдения условий паритетных отношений. При этом, дистанцированный взгляд может также являться следствием невротического эго функционирования и сопровождаться мононеврозом Автор, предлагает рассматривать социальные неврозы по двум категориям: мононеврозы и параневрозы. Мононевроз - это невротическое состояние, которое возникает в результате каких-то противоречивых тенденций, установок, конфликтов самооценки и т.п., но при этом не связанных напрямую с объектом. То есть мононевроз возникает сам по себе, как следствие внутреннего конфликта. Параневроз, как раз зависит от объекта, и именно объект и параноидно-нарциссические тенденции, связанные с объектом, являются причиной возникновения параневроза. .

Взгляд, нарушающий границы, относится к неформальной коммуникации, но является производным невротического эго функционирования, связанного с параноидно-нарциссическими тенденциями навязчиво фиксировать внимание на реакциях контрпереноса, с целью отслеживания самооценки объектом. При этом собственное индуцирование тревоги и практически отсутствие визуализации нарушает интимные границы эго объекта таким образом, что интимные границы эго объекта не могут справиться с невротическим воздействием. В результате объект интернализует тревогу и невротик в контрпереносе получает тоже тревожное состояние, происходит взаимная невротизация и в качестве защиты эго использует изоляцию, т.е. отвод глаз. Поддерживать визуальный контакт в такой ситуации практически не удается, коммуникация разрушается.

Среди других визуальных эго-защит, кроме изоляции, я могу выделить:

Прерывание контакта - моргание, необходимое для идентифицирования в этот момент характера контакта и переработки получаемой информации для создания адекватного визуального ответа с учетом правил, устанавливаемых интимными границами эго.

Дистанцирование - включает несколько защитных стратегий в виде:

разфокусировки взгляда, для придания ему безликого содержания;

использования затемненных очков, также скрывающих содержательность взгляда;

подвижность контакта - взгляд, постоянно меняющий точку фокусировки, к примеру, от глаз к подбородку, или другой части лица, или от глаз к другим объектам;

Мнимый контакт - фокусировка взгляда на переносице или лбе, при которой кажется, что человек смотрит в глаза, но ощущается пустота, из-за отсутствия визуализации.

Итак, мы выяснили, что психическая коммуникация является одной из первых форм психического контакта, предполагающих единственный способ адекватной коммуникации на языке понятном внутренней природе самого психического.

Возвращаясь к раннему младенчеству, я хочу привести еще один пример, каким образом психическая коммуникация оказывается необходимой для формирования не только психических структур, но и таких интеллектуально чувственных категорий как интуиция.

Возможно, мало кто обращает внимание на то, что в процессе формирования запретов родители неосознанно погружают ребенка в тотальное пространство лжи. Как правило, они руководствуются принципом, что легче оградить ребенка от чего-то, нежели говорить и позволять ему делать и говорить все, как есть на самом деле, потому как ребенок этого просто не сможет понять. Так, к примеру, родители говорят, - “не трогай писю, а то придет собачка и ее откусит! Или в отношении к пирожному, которое они едят сами - “оно не вкусное, мы его едим потому, что мы взрослые, а детям его нельзя”! А на следующий день или через несколько часов они дают его, забывая про собственную неправду.

Со временем ребенок начинает понимать, что не всегда родители говорят то, что есть на самом деле. Тем более, его собственные ощущения, получаемые от дифференциации того, что говорят в отношении запретов родители, с теми психическими сообщениями, которые он видит в глазах родителей, убеждают его в этом отношении. Такое открытие становится возможным в период, когда еще ребенок активно использует психическую коммуникацию, как доступную форму контакта, но при этом уже формирует словесное мышление.

Понимание того, что родители говорят неправду, усиливает активность психической коммуникации, но и она не всегда становится достаточным источником информации для идентифицирования правды, так как срабатывает давление всемогущества родителей и безусловная искренность, с которой они могут врать. При чем эта лож, также может быть визуализирована. Это в свою очередь вводит ребенка в небольшую неопределенность. С одной стороны, на интеллектуальном и чувственном (психическом) уровне ребенок понимает, что обозначаемое родителями расходится с действительностью, а с другой стороны им надо верить, потому что они “все”…

Но со временем происходит следующая картина, интеллектуальные убеждения становятся все крепче, из-за многократного повторения не логичных действий, указывающих на неправду, это с одной стороны. А, с другой стороны, притупляется бдительность родителей в отношении собственной искренности и тогда ребенок начинает получать достоверную информацию на психическом уровне о содержании лжи.

Все это приводит к тому, что в отношении к реальности, на основе противоречий родительских установок-запретов и собственных ощущений, у ребенка начинают формироваться фантазии или идеи, как обстоит все на самом деле. Эти идеи, безусловно, подкрепляются “знаниями” и чувствами, получаемыми посредством психической коммуникации и фактически становятся основой будущего вспомогательного чувства ориентировки в мире, т.е. интуиции.

Теория психической коммуникации открывает аналитику возможность понимать не только скрытые от сознания содержания психического, но и скрытые от сознания содержания бессознательных восприятий и коммуникативных процессов, недоступных сознанию. Учитывая особенность психической коммуникации, аналитик может использовать этот канал передачи информации в помощь известным инструментам и техникам, используемым в аналитическом процессе, для понимания природы чувств пациента и собственных в частности.

От автора

Если у Вас будет желание прислать свои комментарии, мой адрес

storm@doctor.com.

Александр Шторм

Страницы: 1, 2