бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Теория личности бесплатно рефераты

Он постоянно пребывает в недоразумении, имея недостаточно хорошее мнение о самом себе. Этот тип склонен пренебрегать обычными физическими нуждами и часто бывает, что реальность для него совершенно не существует - эти люди просто затеряны в бесплодных фантазиях. Характерно, что интровертные интуитивы имеют смутное представление о подробностях реального мира. Они легко теряются в незнакомых городах, кладут свои вещи не на место, имеют привычку до конца доводить дело кое-как. Их поведение раздражает другие типы. Сами они остаются равнодушными, считая, что детали-не самое главное.

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

Анима( лат. душа) -бессознательная женская сторона личности мужчины. Персонифицируется в сновидениях образами женщин. Идентификация с Анимой делает мужчину сверхчувствительным, утратившим мужественность.

Анимус (лат. дух) - бессознательная мужская сторона личности женщин. Идентификация с Анимусом делает женщину жесткой и самоуверенной.

Архетипы - коллективные универсальные паттерны (модели), возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифов, легенд, сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.

Ассоциация - спонтанный поток взаимосвязанных мыслей и образов, вращающийся вокруг одной специфической идеи.

Интуиция - одна из четырех психических функций. Это иррациональная функция, информирующая нас о том, что несет в себе настоящее и будущее. Интуиция достигается за счет бессознательного, вспышки озарения, инсайта.

Коллективное бессознательное - самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших человеческих и человекообразных предков.

Комплекс - психические фрагменты, выделившиеся в отдельные констелляции образов и идей в результате психических травм или конфликтов. Комплексы влияют на поведение человека и сопровождаются аффектом, вне зависимости от того, сознает ли их присутствие в себе человек или нет.

Констелляция - сильная эмоциональная реакция на какую-либо ситуацию, в которой активирован комплекс.

Личное бессознательное - элемент структуры личности в теории Юнга. Личное бессознательное состоит из подавленных воспоминаний и забытых переживаний или материала, который не стал достаточно ярким, чтобы быть пережитым в сознании

Мышление - одна из четырех психических функций, используемых для психологической ориентации. Умственный процесс для интерпретации того, что воспринято.

Паттерн - функциональная единица, состоящая из различных частей, но действующая как единое целое.

Персона - ( лат. маска) - социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте. Развитое Эго взаимодействует с внешним миром с помощью гибко меняющейся Персоны. Идентификация с отдельной Персоной (учитель, врач, актер) мешает психологическому развитию.

Самость - архетип целостности, регулирующий центр личности. Юнг пишет о самости, что она включает не только сознательное, но и бессознательное психическое бытие. Самость-центр суммативной личности, подобно тому, как эго - центр сознания. Самость является целью нашей жизни, завершенное выражение того, что мы называем индивидуальностью. Самость переживается как трансличностная сила, превосходящая Эго, например Бог.

Тень - обозначает бессознательную противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в своем сознании; сумма всех личностных психических элементов, не допущенная к жизненному проявлению. Тень всегда выступает компенсаторно по отношению к сознанию.

Чувство - одно из черырех психических функций. Это рациональная функция, оценивающая значимость взаимоотношений и ситуаций. Следует отличать чувство от эмоции, соответствующей активированному комплексу.

Эго - центральный комплекс в области сознания. Сильное Эго может объективно связываться с активированными содержаниями бессознательного (то есть с другими комплексами), а не просто идентифицироваться с ними.

Экстраверт - интроверт - типы личностной ориентации. Экстраверту присуще обращение интересов вовне, в окружающий его социальный и природный мир, к другим людям, в то время, как интроверт в большей мере поглощен внутренними заботами, мыслями, чувствами собственного «Я»

Литература

Дарел Шарп. Типы личности: Юнговская типологическая модель. Пер. с англ.- Воронеж: НПО «Модэк», 1994 - 128с.

Психологический словарь. Под ред. В. П.Зинченко, Б. Г. Мещерякова.-2 е изд., перераб., доп.-М.: Педагогика - Пресс, 1996.-440с.

Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. Пер. с англ. И.Б. Гриншпун.- М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999.-592с., С 79-115.

Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. ( Основные положения, исследование и применение)- СПб.: Питер Пресс, 1997.- 608 с., С.197-213

Человек и его символы. Под ред. К.Г. Юнга. Пер. с англ. - СПб.: Б.С.К.,1996.- 454с., С.451-453

Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: теория и практика-Киев: СИНТО, 1995.-VII, 236с., С. 8-15, 209-226.

Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного /Пер. с нем.-М.: Канон, 1994.- 320с., С 253-281.

ГЛАВА 2.

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

ЭРИК ЭРИКСОН: ТЕОРИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ

Развитая Эриком Гомбургером Эриксоном психоаналитическая теория идентичности -другая ветвь дерева психоаналитического познания. Эриксон заявил о ней в 1956 году на английском языке, а в 1961 на немецком языке вышла книга «Детство и общество».

В отличие от классического психоанализа, он включил в теорию развития личности и окружающий человека мир. Он ввел понятие кризиса и развил теорию, из которой следует, что когда, критические точки развития индивидуальной жизни соответствуют развитию общества, то эти моменты могут стать для истории знаменательными. Понятие идентичности, введенное Эриксоном, до сих пор оказывает влияние на современный психоанализ.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Эрик Гомбургер Эриксон родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. После окончания школы Эриксон не получил формального высшего образования. Он учился в «гуманистической гимназии», после окончания гимназии, Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе. Годом позже он поступил в художественную школу, не окончив ее отправился в Мюнхен для обучения в Академии художеств. После двух лет обучения Эриксон опять путешествует.
В 1927 году Эриксон был приглашен в Вену преподавателем в маленькую экспериментальную школу, которой руководил Питер Блос - его школьный товарищ. Школа была основана Анной Фрейд для детей, чьи родители обучались психоанализу. Под руководством Анны Фрейд с 1927 по 1933 год Эриксон изучает психоанализ. Это становится его единственным формальным академическим образованием.
Во время обучения Эриксон женился на канадке Джоан Серсон, которая также посещала школу Анны Фрейд. В 1933 году Эриксон, его жена и двое сыновей отправились в Копенгаген, где Эриксон попытался получить гражданство и помочь созданию в этой стране центра обучения психоанализу. Когда стало ясно, что идея неосуществима, семья эмигрировала в Соединенные Штаты, где уже было основано психоаналитическое общество. Следующие два года Эриксон практиковал в Бостоне, специализируясь на лечении детей.
В 1936 году Эриксона приняли на должность преподавателя в медицинскую школу Йельского университета. В 1938 году он предпринял экспедиционную поездку в резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте с целью наблюдения за воспитанием детей у индейцев племени сиу. С этого момента начался интерес Эриксона к изучению влияния культуры на развитие ребенка как одного из доминирующих факторов в формировании личности. Эта тема будет интересовать его и в дальнейшем.
В 1939 году Эриксон отправился в Калифорнию, где подвел итоги своей аналитической работы с детьми и углубился в антропологию и историю. С 1942 года Эриксон - профессор психологии в Университете Беркли, штат Калифорния. С этого момента начался период глубоких клинических наблюдений; Эриксон становится главной фигурой в области психоанализа.
В 1950 году Эриксон опубликовал свою первую книгу «Детство и общество», благодаря которой получил мировое признание как представитель эго-психологии. В течение следующего десятилетия его труды и исследования вылились в теорию психосоциального развития.
Несмотря на уже немолодой возраст, Эриксон до своей смерти продолжал активно работать. Умер Эрик Эриксон в Харвиче, штат Массачусетс (США) в 1994 году в возрасте 92 лет.

Хотя Эриксон настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии, он решительно отошел от классического психоанализа. Во-первых - это решительный сдвиг акцента от Ид в сторону Эго. С позиции Эриксона, именно Эго и его адаптивные способности составляют основу поведения и функционирования человека. Эго является автономной системой и взаимодействует с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Эго-психология описывает людей как более рациональных, принимающих осознанные решения, сознательно решающих жизненные проблемы.

Во-вторых, Эриксон подчёркивает значимость исторических условий формирования Эго у ребёнка, а не родительского влияния, как считал Фрейд. Здесь он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам. Развитие Эго неизбежно и тесно связано с особенностями социальных предписаний и системой ценностей того общества, в котором живет человек.

В-третьих, теория Эриксона о развитии Эго охватывает все жизненное пространство индивидуума от младенчества до старости.

Стоит отметить, что существуют вопросы, по которым между Эриксоном и Фрейдом существует согласие. Например, оба сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон принимает фрейдовскую структурную модель личности (Ид, Эго, Супер-эго). Если в какой-то момент нашей повседневной жизни, писал он, мы остановимся и спросим себя, о чем мы только что мечтали, то нас ожидает ряд неожиданных открытий: мы с удивлением замечаем, что наши мысли и чувства совершают постоянные колебания то в ту, то в другую сторону от состояния относительного равновесия. Уклоняясь в одну сторону от этого состояния, наши мысли порождают ряд фантастических идей относительно того, что нам хотелось бы сделать; уклоняясь в другую сторону, мы внезапно оказываемся под властью мыслей о долге и обязанностях, мы думаем уже о том, что мы должны сделать, а не о том, что нам хотелось бы; третье положение, как бы «мертвую точку» между этими крайностями, вспомнить труднее. Здесь, где мы менее всего осознаем себя, по мнению Эриксона, мы более всего и являемся собою. Таким образом, когда мы хотим - это «Оно», когда мы должны - это «Сверх-Я», а «мертвая точка» - это «Я».

ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
Центральным положением в теории развития Эго является положение о том, что человек в течение всей жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом. Принцип гласит, что личность развивается ступенчато, двигаясь в направлении дальнейшего роста, осознанного расширения сознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия, причем процесс этот инициируется отчасти и самим обществом. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество способствует сохранению этой тенденции, поддержанию её темпа и последовательности развития.
Эриксон разделил жизнь человека на восемь стадий психосексуального развития Эго - на «восемь возрастов человека»). Эпигенетическая концепция базируется на представлении о том, что:
Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»);
Полноценная личность формируется только путем последовательного прохождения всех стадий;
Каждая стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индивидуума, когда возникает конфликт между достигнутым уровнем психического развития и новыми требованиями, которые предъявляет общество. Иначе, каждая стадия содержит в себе специфичную эволюционную задачу - проблему, которая предъявляется индивидууму обществом. Разрешение этой задачи является предпосылкой дальнейшего развития личности, т.е. перехода на следующую стадию. Решение задачи, согласно Эриксону, зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет. Решение каждой из этих задач, по Э. Эриксону, сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Развитие личности - результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития. Эта борьба на новой стадии развития подавляется решением новой, более актуальной задачи, но незавершенность дает о себе знать в периоды жизненных неудач.

Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Задача раннего возраста - борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность. Задача игрового возраста - развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания. В период обучения в школе встает новая задача - формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности. В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного «Я» («диффузия идентичности»). Задача конца юности и начала зрелости - поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества. Задача зрелого периода - борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного, цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.

Характерные модели поведения людей обусловлены тем, каким образом разрешается каждая из этих задач, т.е. как преодолевается (или не преодолевается) кризис. Каждый кризис содержит в себе и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешается удовлетворительно, то Эго обогащается новыми положительными качествами (например, базальное доверие, автономия, инициативность), и это гарантирует здоровое развитие личности. Напротив, если конфликт остается неразрешенным, или разрешается не должным образом, Эго наносится вред, в него встраивается негативный компонент (базальное недоверие, стыд и сомнение), что мешает полноценному развитию.

По мнению Э. Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти соображения Э. Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции - «групповой идентичности» и «эгоидентичности».

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий, причем, стадии 3. Фрейда не отвергаются Э. Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени.

СТАДИИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Стадия

Психосоциальный кризис

Приобретаемые качества

Возраст

Младенчество (орально-сенсорная)

Базальное (базисное) доверие или базальное недоверие

Надежда

0 - 1 год

Раннее детство (мышечно-анальная)

Автономия или стыд и сомнение

Сила воли

1 - 3 гола

Возраст игры (локомоторно-генитальная)

Инициативность или чувство вины

Цель

3 - 6 лет

Школьный возраст (латентная)

Трудолюбие или неполноценность

Компетентность

6 - 12 лет

Юность (подростковый возраст)

Эго-идентичность или ролевое смешение

Верность

12 - 19 лет

Ранняя зрелость

Интимность или изоляция

Любовь

Период ухаживания и ранние годы семейной жизни

Средняя зрелость

Творчество, продуктивность или застой

Забота

Зрелый

Поздняя зрелость

Эго-интеграция или отчаяние, разочарование в жизни

Мудрость

Пенсионный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15