бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Теория личности бесплатно рефераты

Этот комплекс обладает огромной энергией притяжения, как магнит. Он притягивает содержание из бессознательного, из темной Неве домой области. Эго притягивает впечатления извне, и когда они входят в связь с Эго, то осознаются. Эго - центр сознания, заботливо взращиваемый. Если Эго раскалывается, как это случается , при шизофрении, то исчезает возможность сознательного управления действиями, рушатся моральные критерии.

Личное бессознательное. Бессознательное у Фрейда сводится в основном к инфантильным тенденциям, которые вытесняются вследствие несовместимости друг и другом. Это психотравмирующие для личности события, которые кажутся забытыми , подавленными. В него входят те чувственные впечатления, которые вследствие недостаточной силы не могут быть осознаны. В отличие от Фрейда, бессознательное для Юнга - это комплексы, или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его личного опыта или из опыта его рода, т.е. наследственного опыта. Эти комплексы имеют очень сильное влияние на поведение человека. Однажды сформировавшись, комплекс может влиять на всю жизнь человека. Например, человек с комплексом власти будет строить свою жизнедеятельность таким образом, чтобы добиваться власти.

У бессознательного, по Юнгу, есть еще одна сторона: в его объем входит не только вытесненное содержание, но и весь тот психический материал, который не достигает пороговой отметки сознания.

Важнейшим достижением для психотерапии является то, что материал личного бессознательного доступен для осознания, и человек, осознавая деструктивную часть комплекса, может отказаться от него.

Коллективное бессознательное - это более глубокий слой в структуре личности, в котором скрыта вся память человечества. «В коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, которое возродилось в структуре мозга каждого индивида», писал - К.Г.Юнг. Существует расовое коллективное бессознательное, являющееся проявлением созидательной космической силы. Мифы и религия - уникальные источники информации о коллективных аспектах бессознательного. Если Фрейд считал, что мифы можно интерпретировать с точки зрения характерных конфликтов детского возраста, то Юнг видел в мифах, сформировавшихся в незапамятные времена, образ мира. В этом образе постепенно с течением времени выкристаллизовывались определенные черты, так называемые архетипы или доминанты. Это господствующие силы, боги, образы доминирующих законов человеческого бытия.

Архетипы - это врожденные идеи или воспоминания, предрасполагают воспринимать события и людей, участвующих в них, определенным образом. Под влиянием этих идей люди предъявляют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какое-либо событие.

Анимус и анима - воплощение женского начала в мужском бессознательном и мужского начала в женском бессознательном. Это психологическая бисексуальность есть отражение того биологического факта, что преобладающее количество мужских или женских генов является решающим фактором в определении пола. Меньшая часть генов не несет в себе сексуального качества. Она образует в человеке соответствующие проявления психики, в обычных условиях остающихся бессознательными. Юнг писал, что каждый мужчина носит в себе вечный образ женщины. Этот определенный женский образ бессознателен. Это наследственный фактор, запечатленный в живущей органической системе человека, отпечаток или архетип всего наследственного опыта, хранилище всех отпечатков когда-либо запечатленных женщин. Так как этот образ бессознателен, то он проектируется на предмет любви и является одной из главных причин для страстного увлечения или отвращения. Символы Анимы - Дева Мария, мать, женщина.

В своей исходной бессознательной форме Анимус является соединением спонтанных непреднамеренных взглядов, которые оказывают мощное влияние на эмоциональную жизнь женщины. Символы Анимуса - Иисус Христос, Бог, мужчина, отец.

Естественная функция Анимуса и Анимы - пребывать между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. Они функционируют, как мост или дверь, ведущие в коллективное бессознательное, в то время, как Персона является дверью в мир.

Персона. В переводе с латыни означает «маска» - это наше публичное лицо, то есть то, какими мы предстаем перед другими людьми. Персона обозначает то огромное количество социальных ролей, которые мы проигрываем в течение жизни. Персона как архетип необходим для того, чтобы устанавливать отношения с другими людьми в процессе жизнедеятельности. Она помогает человеку скрыть истинные чувства, намерения, производить хорошее впечатление. При чрезмерной активизации Персоны, человек оказывается поверхностным, неглубоким.

Тень. Вытесненная, подавленная животная сторона личности. Тень содержит наши темные фантазии, агрессивные и сексуальные импульсы, социально не приемлемые. Положительная функция тени в том, что при направлении энергии в конструктивном русле, обуздании разрушительной энергии, можно добиться успехов в творчестве, и жить в гармонии с собой и другими людьми.

Самость. Один из важнейших архетипов в концепции Юнга. Это самая сердцевина личности, вокруг которой объединены все остальные элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек испытывает внутреннюю гармонию, единство. Развитие самости - главное предназначение человека, основная цель человеческой жизни. Символ завершенности поисков и обретение самости является фигуры мандалы, круга, нимба святого. Достижение гармонии внутреннего мира обычно происходит в зрелом возрасте, когда наступает интеграция и гармония всех сознательных и бессознательных аспектов души.

ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Юнг внес большой вклад в исследование психологических типов личности. Его книга «Психологические типы» - плод его двадцатилетней работы. Юнг выделил восемь типологических групп. В основе классификации - две личностные установки: экстраверсия - интроверсия и вторая ось - четыре психических функции: мышление, ощущение, чувство, интуиция, каждая из которых может действовать экстравертным либо интровертным образом.

Экстраверсия-интроверсия.

Согласно теории Юнга, две установки экстраверсия и интроверсия существуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной, а другая вспомогательной. Термином «экстраверсия» Юнг обозначает определенную, признаваемую Фрейдом, тенденцию либидо, которая характеризуется открытостью, или даже уязвимостью субъекта по отношению к объекту. Это склонность в своих мыслях, чувствованиях и действиях подчиняться требованиям объекта, ориентироваться на него. Это склонность иметь друзей и знакомых, не очень тщательно выбирая их, и в конечном итоге сильной привязанностью к выделенной для себя фигуре, и, следовательно, мощной тенденцией демонстрировать себя самого. Психическая жизнь экстраверта разыгрывается снаружи, как реакция на окружающую среду.

Экстравертная установка в чистом виде проявляется у детей. Экстраверт характеризуется большой социальной активностью, выступая навстречу ситуации, в которой он находится. Он открыт внешнему миру, доверчив, без внутреннего напряжения обращается к незнакомым людям. Он активен в любой ситуации, не боится попасть впросак, у него нет проблем в общении.

В противоположность этому, интроверсия - это тенденция, которая характеризуется концентрацией интересов в самом субъекте: склонность мыслить чувствовать и действовать главным образом исходя из собственных интересов, намерений, целей, соображений. Интроверт всегда делает шаг назад перед ситуацией, тщательно продумывает прежде, чем что-то сделать, так как испытывает чувство стеснения, неуверенности. У него есть чувство недоверия, настороженности. Прежде, чем задать вопрос, он подумает, как его задать, какую он может вызвать реакцию окружающих. Он не будет стягивать на себя внимание, как это делает экстраверт, который находится в более выгодном положении, чем интроверт. Интроверты учатся быть экстравертами, так как большая часть профессий требует умения устанавливать психологические контакты с другими людьми, адаптироваться в социальной среде. В связи с этим интровертам приходится постоянно находиться в напряжении, и компенсация индивидуальных свойств идет за счет энергетических потерь. Затрачивая постоянно энергию на ситуации, которые для них являются сложными, они находятся в хроническом стрессе, поэтому количество психосоматических заболеваний у интровертов больше.

Психологические функции.

Юнг утверждал, что только с помощью концепции экстра-интроверсии невозможно объяснить все многообразие отношений людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции: мышление, ощущение, чувство и интуицию. Функции обеспечивают сознание возможностью получать ориентиры из области эктопсихики и эндопсихических факторов.

Эктопсихика - это система связей между содержанием сознания и фактами (данными), идущими из внешней среды. Это система ориентации, которая имеет дело с внешними фактами, получаемыми посредством органов чувств. К эктопсихической сфере относятся ощущения, мышление, чувства, интуиция.

Эндопсихика - это система связей между содержанием сознания и процессами, идущими в бессознательном: память, субъективные компоненты, аффекты, вторжения.

Юнг выделил две рациональные функции (мышление и чувство) и две иррациональные (ощущение и интуиция).

Ощущения - это иррациональная психическая функция, постигающая реальность с помощью органов чувств. Под ощущениями понимается то, что составляет результат осведомленности человека о внешних фактах, получаемых через функции сознания. Ощущения говорят человеку, что «нечто» есть, они не говорят ему, что это, но свидетельствуют, что это нечто присутствует.

Мышление - это рациональная психическая функция. Это умственный процесс интерпретации того, что воспринято. Оно говорит, ч т о есть присутствующая вещь, дает имя вещи.

Чувство - это психическая функция, которая информирует нас о ценности вещей. Оно говорит субъекту, ч т о тот или иной предмет стоит для него, какую ценность он представляет. Человеку трудно подумать о чем-то без чувственной реакции. Чувство, как и мышление - рациональная функция. Вместе с тем, это означает, что человек, у которого ведущая функция - мышление, - вытесненная функция -чувство.

Интуиция - иррациональная психическая функция, информирующая нас о возможностях, которые несет в себе настоящее. Интуиция достигается за счет бессознательного, т.е. вспышек озарения, инсайта неизвестного происхождения.

Экстравертированный мыслительный (логический) тип. Открытый, направленный вовне, как все экстравертированные типы. Особенность характера состоит в том, что он любит создавать формулы, правила, мыслительные конструкты, ориентируясь на объективную реальность, текущую действительность. Большое значение придает реальным фактам, которые привязаны к практике. Придуманные им схемы обычно не меняются, и ригидность является неприятной особенностью характера. У него сложно складываются отношения с другими людьми, ригидность и приверженность жестким схемам делают его очень конфликтным и труднопереносимым в личных отношениях. Поскольку вытесненная функция у него - эмоциональная (чувственная), для него свойственна неконтролируемость эмоций, вспышки гнева разрушительного характера. Плохо разбираясь в людях, он часто оказывается в ситуации, когда его подводят, и у него развивается подозрительность. Его отличает консервативность, ориентация на прошлое, а не на настоящее.

Экстравертированный чувствующий тип - обычно это добродушные люди, легко приобретают друзей. Оценивая ситуацию, они с легкостью жертвуют собой ради других, Чувство является ведущей функцией. Под чувствами Юнг понимает не саму эмоцию, а чувственную оценку. «Я чувствую, что это хорошо» или наоборот - плохо. Чувственные оценки отличаются общепринятостью. Он оценивает хорошо то, что одобряется большинством. В отличие от логического типа, ведет отбор людей на подсознательном уровне, является душой общества. Отрицательные качества в том, что он поверхностен, не способен к глубоким эмоциональным контактам. Такие люди чаще занимаются общественной работой, на дом у них не хватает времени. Женщины этого типа трудно входят в глубокие проблемы своих детей, могут дать советы общего характера. Если возникает что-то серьезное, здесь идет отбрасывание, непонимание, она может оперировать категорией долга. Вследствие того, что вытесненная фунция - логическая, этот тип легко подвергается индокринации, увлекаясь новомодными течениями. При этом часто возникает ощущение собственной недостаточности.

Экстравертированный сенсорный тип - ориентирован обычно на восприятие и ощущение того, что его окружает. Он воспринимает все таким, как есть, и в этом восприятии не участвует воображение. Сенсорный экстравертированный тип фокусируется на текущем моменте,и не любит вспоминать, что было в прошлом и думать о будущем. Он ориентирован на получение удовольствия - гедонистические мотивации: хорошая еда, красиво накрытый стол, изысканные вина, стремление красиво одеваться, производить впечатление. Для него характерно отсутствие интроспекции. Вытесненная функция - интуиция, и связи с этим вытесненная интуиция, прорываясь в сферу сознания, дает ложную интуицию. Могут появляться ошибочные интуитивные ощущения, что все потеряно, близится катастрофа. Это на какое - то время вызывает беспокойство, но затем внимание снова концентрируется на привычных ощущениях, доставляющих удовольствие.

Экставертированный интуитивный тип. Для этого типа свойственно схватывать какие-то явления, минуя осмысление. В отличие от сенсорного типа, интуитивный тип направлен за горизонт, в будущее. В привычной обстановке эти люди чувствуют себя плохо. Когда все стабилизируется и медленно меняется, этот тип ищет возможности все изменить. Он способен собирать вокруг себя людей, убеждать и увлекать их, оказывать социально активизирующее действие. Но при этом, зажигая и организуя других людей, он сам обычно не доводит начатое дело до конца, и бросает, как только дело налаживается. Тип сеятеля, но не пожинателя. Как правило, семейная ситуация ему быстро надоедает. Экстравертированные интуитивные люди встречаются очень редко, их обычно надолго запоминают. Подавленная функция - сенсорная. Поэтому могут возникать соматические галлюцинации: шевеление внутри тела, ощущение постороннего предмета в голове. Он выглядит отрешенным от реальности, но его идеи всегда звучат захватывающе и интригующе.

Интроверсия и четыре функции. связывается с объектами и данными внешнего мира, является ориентация на внутренние личностные факторы.

Мышление в интровертной установке обусловлено субъективным фактором. Фокусируется ли мыслительный процесс на конкретных или абстрактных объектах, его мотивация исходит изнутри. Интровертные мыслители, по определению не являются практически мыслящими, они склонны быть теоретиками (Кант, Шопенгауэр, Ницше, Дарвин). Обычно это создатели новых теорий, концепций, оторванные от реальности, являющиеся мало активными в социальном отношении. Как правило, их личная жизнь складывается неудачно, поскольку самым слабым местом у этого типа является подчиненная функция, т.е. экстравертное чувство. Их чувства часто бывают причудливыми и капризными. Иногда эти люди сами не знают, что они чувствуют, но иногда чувства оказываются неконтролируемыми и направленным на случайный объект. Они внушаемы , суггестивны по-детски доверчивы, наивны в личных вопросах, и часто бывают обманутыми. Но во всем, что касается их идей, они несгибаемы, неконформны, бескомромиссны.

Интровертированный чувствующий тип. Преобладание этого типа имеется главным образом среди женщин, для характеристики которых может быть применена пословица «Тихая вода глубока». Они молчаливы, эмоционально непонятны, не стремятся блистать и привлекать к себе внимания. Они всегда руководствуются своими субъективными чувствами, и их истинные мотивы оказываются скрытыми от окружающих. Внешне они выглядят индифферентыми, бесстрастными. По отношению к другому объекту проявляется холодное до пренебрежения отношение, и окружающие отказывают им во всякой эмоции. Но в реальности эмоции этого типа развиваются не экстенсивно, а вглубь.

Интровертированный ощущающий тип. Это тип людей, которые руководствуются не разумным рассуждением, он ориентируется на интенсивность субъективных ощущений, вызванных объективными раздражителями. Этот тип напоминает высокочувствительную фотографическую пленку Эмма Юнг описывает этот тип так: «Когда кто-то входит в комнату, такой тип замечает манеру, с которой он вошел, волосы, выражение лица, одежду, каждая деталь усваивается. Впечатление происходит от объекта к субъекту, все глубже и глубже. Внешне интровертный ощущающий тип бесстрастным, как кусок дерева». Свои субъективные ощущения от мира наиболее полно смогли выразить художники модернисты: кубисты, экспрессионисты и др.

Интровертированный интуитивный тип. Интровертная интуиция направлена на содержание бессознательного. Интровертный интуитив видит происходящее за гранью происходящего в реальности, устремляет туда свой взор, очаровывается теми внутренними образами, которые приносятся в его жизнь. У этого типа удивительная сверхъестественная способность предчувствовать будущее, предвидеть ситуации и возможности. Но поскольку интуиция направлена вовнутрь, такие способности обнаруживаются среди пророков, ясновидящих, шаманов, передающих веление бога своему племени. В обыденной жизни этот тип встречается как мистический мечтатель.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15