бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Теория личности бесплатно рефераты

Потребности безопасности включают в себя потребности в стабильности условий жизнедеятельности, уверенности в завтрашнем дне, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в избежании страха, хаоса, болезней. Они влияют на поведение людей, что выражается в предпочтении стабильной работы с хорошим заработком, открытии сберегательных счетов, приобретении страховки, чтобы обеспечить себя на случай болезни, безработицы или в старости;

Потребности привязанности и любви. Маслоу выделял два вида любви взрослых: дефицитарная, или Д-любовь, основанная на дефицитарной потребности - любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секса или общества того, с кем мы не чувствуем себя одинокими, то есть это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Бытийная или Б-любовь - она не собственническая, не назойливая, без желания использовать или изменить другого человека, это любовь «бытия» другого, несмотря на его несовершенства. Но она поощряет в другом человеке его позитивные представления о себе и позволяет ему расти и совершенствоваться;

Потребность в самоуважении и уважении другими. Самоуважение включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя престиж, признание, репутацию, статус, принятие, то есть нам важно знать, что то, что мы делаем признается и оценивается значимыми другими;

Потребность в развитии личности и самореализации. Побуждение в реализации наших потенциалов естественно и необходимо, но все же только малая часть людей достигают ее. В части случаев люди не видят своего потенциала и не понимают пользы самосовершенствования. Некоторые склонны сомневаться или даже бояться своих способностей. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы, он характеризуется страхом успеха. В других случаях социальное и культурное окружение подавляют тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения. Примером тому является культурный стереотип мужественности, когда такие человеческие качества, как сочувствие, доброта, мягкость у мужчин осуждаются или высмеиваются, так как рассматриваются как «немужественные». И последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - это негативное влияние, исходящее из потребности в безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Таким образом, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и его тенденцию возврату к поиску безопасности и защиты.

Первые два типа потребностей в своей иерархии Маслоу назвал первичными (врожденными), остальные - вторичными (приобретенными). При этом процесс повышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. И неважно, насколько высоко продвинулся человек в этой иерархии, если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока они не будут в достаточной степени удовлетворены. Следует также заметить, что потребности никогда не могут быть удовлетворены по принципу «все или ничего». Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности в следующей степени: 85% - физиологические, 70% - в безопасности, 50% - в любви и привязанности, 40% - в уважении, 10% - в самоактуализации. К тому же люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться по этой лестнице, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

МОТИВАЦИИ

Маслоу предложил теорию человеческой мотивации, в которой различал две категории мотивов: дефицитарные мотивы или Д-мотивы и мотивы роста или «бытийные» Б-мотивы. Первые включают в себя базовые потребности - это потребности в пище, безопасности, привязанности, самоуважении и т.п. Наше поведение часто направлено на удовлетворение этих базовых потребностей, иначе возникает состояние фрустрации, напряжения. Мотивы роста определяются наличием у человека метапотребностей - потребностей в справедливости, доброте, красоте единстве и т.п. Они обогащают, расширяют жизненный опыт и, в отличие от дефицитарных мотивов, не снимают напряжение, а увеличивают его посредством нового волнующего и разнообразного опыта. Базовые потребности в большинстве случаев сильнее метапотребностей и организованы иерархически. Метапотребности не имеют иерархии, они одинаково сильны и могут легко замещаться одна другой. Метапотребности также инстинктивны или врожденны, как и базовые и, когда они не удовлетворяются, человек заболевает.

МЕТАПАТОЛОГИИ

Маслоу считал, что, когда люди не удовлетворяет свои метапотребности, у них развиваются психические отклонения, которые он назвал метапатологиями. К ним он относил апатию, отчуждение, депрессию, цинизм. Он предположил также, что некоторые формы поведения, связанные с накопительством, ориентацией на потребление, также свидетельствуют о наличии метапатологий, которые проявляются в таких симптомах, как неспособность кого-то глубоко любить, в стремлении жить сегодняшним днем, нежелании видеть что-либо ценное и достойное в жизни, неумении ценить настойчивость в поисках личного совершенствования, неэтичном поведении. Маслоу размышлял о том, что метопатологии могут быть ответственными за искажение ценностного развития. Он чувствовал, что многие люди путают правильное и неправильное, например, не осуждая пьянство, наркотики, войну. Это происходит потому, что они лишены метапотребностей совершенствования, доброты, честности и справедливости, а это приводит к оскудению социальных чувств, неуважению к правам других и равнодушию к таким этическим ценностям, как благородство и сострадание

ИЗУЧЕНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Маслоу полагал, что если психология будет изучать исключительно ущербных невротичных людей, то она обречена быть «искалеченной» психологией. Чтобы создать более полную и всеобъемлющую науку о человеке, психологи также обязаны изучать людей, в полной мере реализовавших свой потенциал. В своем неформальном исследовании Маслоу обрисовал людей, которых он считал самоактуализирующимися. Это были люди, которые по всем общепринятым стандартам достигли полной зрелости. Хотя он вынужден был признать, что самоактуализирующихся людей немного, он обнаружил их среди исторических персонажей таких как Линкольн, Джефферсон, Уолт Уитмен, Торо, Бетховен. Некоторые были живы во время исследования - Элеонор Рузвельт, Эйнштейн. В группу исследованных вошли также друзья и знакомые ученого, студенты колледжа. Всего было обследовано 48 человек, отнесенных к самоактуализирующимся личностям. Маслоу поставил перед собой цель найти и описать в обследованных черты, которые отличают их от большинства людей. Этими отличительными чертами оказались: 1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней; 2) принятие себя, других людей и природы такими, какие они есть; 3) спонтанность, естественность поведения; 4) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, проблему; 5) отстраненность, потребность в уединении; 6) автономность, самостоятельность суждений; 7) новизна, свежесть восприятия, открытость новому опыту; 8) различение целей и средств, зла и добра («не всякое средство хорошо для достижения цели»); 9) наличие глубоких духовных или мистических переживаний; 10) большие творческие ресурсы; 11) готовность к решению новых проблем, к подлинному пониманию своих возможностей; 12) чувство юмора не агрессивно, а философично; 13) близкие отношения с некоторыми особенно любимыми людьми не поверхностны, а глубоки и эмоциональны; 14) ценности и отношения демократичны.
Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании каких-либо произведений. Родитель, спортсмен, студент, рабочий - все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают. Специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Самоактуализирующиеся люди, по словам Маслоу, «так или иначе посвящают себя поиску того, что я назвал ценностями Бытия, поиску главных, вечных, лежащих в основании всего ценностей, которые не могут быть подчинены никаким другим, более важным. Их около четырнадцати этих высших ценностей, ценностей Бытия, в их числе Истина, Красота и Добродетель...». По определению Маслоу, самоактуализирующийся человек - это психически здоровый человек, сумевший полностью раскрыть свой потенциал.
ОЦЕНКА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Хотя, Маслоу представил широкую и убедительную концепцию мотивов человека, именно самоактуализация привлекла его интерес и завладела воображением. Пытаясь дать точное описание тех личностей, которые наиболее полно проявили свои способности, он пытался помочь людям увидеть важность самоактуализации. И неудивительно, что попытки, направленные на эмпирическое подтверждение гуманистического направления в теории личности, сконцентрировались почти исключительно на самоактуализации. В 1964 году Shostrom разработал «Опросник личностной ориентации» (Personal Orientation Inventory ,POI), который дал возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией. POI - это опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденного выбора. Из каждой пары респондент должен выбрать то, которое лучше его характеризует. Опросник состоит из двух основных шкал и десяти субшкал. Первая основная шкала измеряет то, в какой степени человек является направленным на себя, а не на других в поисках ценностей и смысла жизни. Очевидно, никто не может функционировать эффективно в обществе без чувства направленности на других, но тем не менее от самоактуализирующихся людей следует ожидать большей направленности на себя, чем от людей, которые самоактуализируются в меньшей степени. Вторая шкала называется компетентность во времени. Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем. Субшкалы включают в себя ценности самоактуализации, экзистенциальность, эмоциональную реактивность, спонтанность, заботу о своих интересах, самоприятие, природу человека, синергизм, приятие агрессии и способность к близким отношениям. Тест с успехом используется, для измерения позитивного уровня психического здоровья человека, позволяет оценить его уровень самоактуализации.
«ПИКОВЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ»
Маслоу исследовал природу того, что он называл «пиковые переживания». Отчеты были получены в ответ на просьбу подумать о своих самых замечательных переживаниях в жизни. Было обнаружено, что самоактуализирующиеся люди часто переживают мгновения благоговейного трепета, экстаза. Так бывает, что они настолько погружаются в определенную деятельность, что теряют чувство времени и пространства. Как правило, люди, подверженные пиковым переживаниям, чувствуют большую интеграцию, единство с миром, владение собой, спонтанность, более восприимчивы и т.д. Для измерения наклонности к пиковым переживаниям наиболее часто используется «Шкала пиковых переживаний» Mathas. В исследованиях с использованием этой шкалы, состоящей из 70 пунктов, были получены данные в поддержку взглядов Маслоу. Например, люди, получившие высокие показатели по шкале, сообщали о случаях трансцендентных, мистических переживаний и ощущении большого счастья. Высокие показатели также соответствовали образу жизни, ориентированному на «бытийные» ценности, какие как истина, красота и справедливость.
УТОПИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - ЭУПСИХЕЯ
Маслоу полагал, что человек может сделать выбор из двух стилей жизни дефицитарного или бытийного. Дефицитарная (Д-жизнь) - это в основном стремление удовлетворить существующий дефицит или требования окружения, характеризуется рутиной и однообразием, стремлением заниматься вещами несложными, но приятными. Такой стиль жизни имеют большинство людей в современном обществе: с 9 утра до 6 вечера работают на фабрике или в офисе, вечером приходят домой, ужинают, укладывают детей спать и весь вечер сидят перед телевизором. Маслоу сказал бы, что люди, которые живут так, скучны, пусты и живы только наполовину. Ничто не вдохновляет их, счастье для них состоит только в том, что они испытывают ощущение безопасности и удовлетворения. Совершенно другой является бытийная или мета-жизнь (Б-жизнь) - это усилие или рывок, когда человек использует все свои возможности и способности в полную силу, оказывается более собранным, непосредственным, творческим и открытым для переживаний. Такие моменты редки в жизни среднего человека, но это наиболее счастливые и волнующие эпизоды человеческого существования, эпизоды величайшей зрелости, индивидуальности и наполненности. Маслоу считал, что общество, в котором живет человек, может как способствовать, так и препятствовать его стремлению к метажизни. К сожалению, общество, в котором живем мы, по мнению Маслоу, только подавляет человека, а не способствует удовлетворению его высших потребностей, его стремления к самосовершенствоанию и самоактуализации. Маслоу мечтал об утопическом обществе, которое могла бы основать на пустынном острове тысяча здоровых семей, приехавших туда с целью самим определить свою судьбу. Он назвал это утопическое сообщество Эупсихея. Оно должно быть организовано на идеях анархизма, т.е. правительство не должно ограничивать свободу индивида, людям позволяли бы самим делать какой угодно выбор. В Эупсихеи был бы полный синергизм, или работа вместе. Общество ценило бы простоту и бескорыстие, с уважением относилось к потребностям и метапотребностям своих членов. Жители Эупсихеи были бы честны, добры, бескорыстны и великодушны друг к другу.
Гуманистически ориентированные труды Маслоу нашли поддержку и понимание со стороны многих психологов в1960-е годы. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества и самореализации оказался оптимистической альтернативой тому, что они рассматривали как механистические и дегуманизированные модели поведения человека. Хотя с тех пор популярность гуманистического направления несколько снизилась, его влияние на основные тенденции развития психологии и теории личности все еще очевидно. В большой степени подверглись влиянию идей Маслоу такие области, как консультирование, социальная работа, образование, медицина, управление в бизнесе и маркетинг.
СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Б-любовь - бытийная любовь, в которой человек ценит другого за то, что он есть, без какого- либо желания изменить или использовать его.
Д-любовь - дефицитарная любовь или эгоистический тип любви, когда человек больше хочет получить, чем отдать любви другому.
Дефицитарные мотивы - Д-мотивы. Направлены на удовлетворение биологических потребности и потребностей в безопасности, снимают состояние напряжения и фрустрации.
Иерархия потребностей - расположение потребностей человека от низших к высшим в смысле их предпочтения или необходимости.
Компетентность во времени - главная шкала «Опросника личностной ориентации», которая оценивает тенденцию человека жить в настоящем, а не концентрироваться на прошлом или будущем.
Комплекс Ионы - страх и сомнение в своей способности достичь самоактуализации.
Метапатология - термин, используемый Маслоу для обозначения психических расстройств, развивающихся в результате фрустрации метапотребностей.
Мотивы роста - включают потребности высшего уровня (метапотребности), связаны с врожденным побуждением актуализировать свой потенциал.
Пиковое переживание - состояние сильного возбуждения или, наоборот, умиротворения, при этом возникает ощущение гармонии с миром, утрачивается чувство времени и места, люди теряют ощущение своего «Я» или выходят за его пределы.
Самоактуализация - процесс, постулированный Маслоу, включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно.
Утопия - неологизм Т. Мора, допускающий двойную интерпретацию первого из греческих корней: u, т.е. нет, либо eu, т.е. благо. В сочетании со вторым слогом topos - вместо он, таким образом обозначает либо «Нигдея», либо «Блаженная страна».
Эупсихея - гуманистическая утопия Маслоу, общество, характеризующееся свободным выбором, социальной гармонией и психическим здоровьем.

ГЛАВА 7.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Феноменологическое направление теории личности основывается на том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Предполагается, что именно внутренняя система отсчета человека (субъективная способность постигать действительность) играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Утверждается, что материальная или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени.

Другой важный тезис феноменологического направления заключается в том, что человек способен сам определять свою судьбу. Феноменологи полагают, что люди свободны в решении, какой должна быть их жизнь в контексте врожденных способностей и ограничений. Самоопределение является существенной частью природы человека. Следовательно, люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют.

Последний тезис, характеризующий феноменологический подход к личности, заключается в том, что люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. В частности, предполагается, что люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости. Концепция роста, сконцентрированная на процессе реализации внутренних возможностей и личностного потенциала человека, четко отражает позитивный и оптимистический взгляд на человечество. Общепризнанно, что концепция и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее прямо выражены в работах Карла Роджерса.

Теория Роджерса уделяет пристальное внимание концепции самости и переживаниям, связанным с самостью, а также потому, что в ней подчеркивается важность тенденций, способствующих росту, присущих всем людям.

КАРЛ РОДЖЕРС. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) родился в предместье Чикаго, штат Иллинойс, в 1902 году. Провел детские годы в сельской местности, в религиозной семье. В школе Роджерс хорошо учился и очень интересовался науками. «Я считал себя Недолгое время он преподавал В Американском интернациональном университете в Сан-Диего, но оставил его из-за несогласия с президентом относительно прав студентов.одиночкой, не таким как другие; у меня было мало надежды найти себе место в мире людей. Я был социально неполноценен, способен лишь на самые поверхностные контакты.» После школы намеревался стать фермером.
В 1919 г. поступил в Висконсинский университет, в качестве предмета изучения выбрал научное земледелие; начиная со второго курса, увлекся религиозной деятельностью и готовился стать пастырем. В 1922 г. в числе десяти американских студентов был избран для поездки на конференцию Всемирной студенческой христианской федерации в Пекине. Жизнь на Востоке коренным образом изменила взгляды Роджерса, что заставило его даже усомниться в христианской вере.
Он возвратился в Висконсин и получил степень бакалавра по истории в 1924 г. Прошел только один (заочный) курс по психологии. После окончания университета и женитьбы переехал в Нью-Йорк. Учился в либеральной Объединенной теологической семинарии, в конце второго года учебы, окончательно разочаровавшись в религиозной деятельности, сменил семинарию на Учительский колледж Колумбийского университета, чтобы получить образование в области клинической и педагогической психологии. Получил степень магистра в 1928 г. и степень доктора по клинической психологии в 1931 г. С 1931 г. занял должность психолога в Отделении исследования детей Общества по предотвращению жестокости к детям в Рочестере, Нью-Йорк.
В течение следующего десятилетия занимался с деликвентными и неблагополучными детьми. Организовал и возглавил Рочестерский центр направляющей помощи. В 1940 г. вернулся в Колумбийский университет, чтобы начать новую карьеру; получил в этот период широкое признание в сфере клинической психологии. В 1945 г. перешел в Чикагский университет, на должность профессора психологии и директора университетского консультативного центра. Наиболее плодотворный период его деятельности в 1945-1957 годах.
В 1957 году Роджерс вернулся в Висконсинский университет, где вел работу в отделениях психологии и психиатрии. В 1963 году Роджерс оставил должность профессора и стал сотрудником Западного института бихевиоральных наук в Ла-Джолле, штат Калифорния - благотворительной организации, занимающейся гуманистически ориентированными исследованиями по межличностным отношениям. В 1968 году перешел в центр изучения человека - свободного объединения представителей терапевтических профессий. В последние двенадцать лет деятельности Роджерса в Калифорнии, где он мог свободно экспериментировать, реализуя свои идеи без помех со стороны социальных институтов и академических кругов, развернулась его работа с группами.
Позже Роджерс занялся изучением современных тенденций в области брака. Недолгое время он преподавал в Американском интернациональном университете в Сан-Диего, но оставил его из-за несогласия с президентом относительно прав студентов и до самой своей кончины в 1987(скончался от сердечного приступа во время операции по поводу перелома бедра) году полностью был занят в Центре изучения личности. Он писал, читал лекции, работал в своем саду. У него хватало времени поговорить с молодыми коллегами и побыть с женой, детьми и внуками. По итогам деятельности Карла Роджерса можно сказать, что со времен Фрейда никто не имел большего влияния на практику психологического консультирования и психотерапии, чем Роджерс.
Основные работы: «Клиническое лечение проблемного ребенка»(1939), «Консультирование и психотерапия»(1942), «Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория»(1951), «Психотерапия и изменение личности» в соавторстве с Р.Даймондом(R.Dymond)(1954), «Становление личности: взгляд психотерапевта»(1961), «От человека к человеку: проблема человеческого бытия» в соавторстве с Б.Стивенсом(R.Stevens)(1967), «Свобода учиться: чем может стать образование»(1969), «Карл Роджерс о группах встреч»(1970), «Партнерство: брак и его альтернативы»(1972), «Карл Роджерс о человеческих возможностях»(1977), «Способ бытия»(1980), «Свобода учиться: 80-е годы»(1983).
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Теоретические обобщения Роджерса возникли, прежде всего, из его собственного клинического опыта. Он полагал, что сохранял объективность, избегая отождествлений с какой- либо частной школой или традицией. «Я никогда на самом деле не принадлежал ни к какой профессиональной группе. Я учился в близком общении с психологами, психоаналитиками, социальными работниками, учителями, религиозными деятелями, но никогда не считал себя в общем смысле принадлежащим к какой либо из этих групп. Позже Роджерс обнаружил параллели своей работе в восточных учениях, особенно в дзен буддизме и у Лао Цзы. И хотя безусловно Роджерс испытывал влияние последних, сам он является без сомнения порождением американской национальной почвы.
В результате клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна и реалистична. Человек - это активное существо, ориентированное на определенные цели и способное вести себя к ним, а не создание, раздираемое силами, находящимися вне его контроля.
Резко расходясь с фрейдовской традицией, Роджерс постулировал естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей.
Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение человека вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность». Таким образом, важнейший мотив жизни человека - это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом, постулированным Роджерсом. В поведении человека, как считал Роджерс, ничего нельзя объяснить, постулируя специфические мотивы, такие как голод, половое влечение, безопасность. Так, например, голод традиционная психология рассматривала как отдельное влечение или мотив, вещь в себе. В системе взглядов Роджерса голод является только одним из специфических выражений господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, а именно - он необходим, чтобы «сохранить» человека, если вы в это не верите, прекратите есть. Меньше чем через неделю вы в это поверите или умрете. Если рассматривать половое влечение как мотив - оно служит для «интенсифицирования» человека. Или потребность достижения - желание отличиться, выполнить трудную задачу. С точки зрения Роджерса, данную потребность можно трактовать как одно из выражений тенденции актуализации. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала.
Роджерс полагал, что при отсутствии значительных внешних ограничений или антагонистических воздействий тенденция актуализации естественно выразится посредством разнообразных форм поведения. Тенденция актуализации представляет собой «один центральный источник энергии в организме человека». Во-первых, она берет начало в физиологических процессах организма (то есть это биологический факт, а не психологическая тенденция). На организменном уровне тенденция актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. А мотивационная сила, с которой тенденция актуализации действует на психические процессы, относящиеся к самости, имеет еще большее значение. Тенденция актуализации является основным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности.
Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя). Она также подразумевает повышение напряжения. Вместо того чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, и в котором его личностей потенциал приводится к реализации. Эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни - она присуща не только человеку, но и всему живому. Это - сущность жизни.
Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с точки зрения того, насколько он служит тенденции актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс. Это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие личности и развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения от таких позитивных переживаний. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Организмический оценочный процесс позволяет людям оценивать переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции актуализации или препятствуют ей.
Тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и участвуя в ней.
Самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным.
Фундаментальной предпосылкой теоретических представлений Роджерса является предположение, что в своем самоопределении люди опираются на собственный опыт. В основной теоретической работе «Теория терапии, личности и межличностных отношений», Роджерс определяет ряд понятий, на которых основывает теорию личности, методы терапии, представления об изменениях личности и межличностных отношениях.
Поле опыта. Каждый человек имеет уникальное поле опыта или «феноменальное поле», которое содержит «все, происходящее в любой данный момент внутри оболочки организма и потенциально может осознано».Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек может быть, не сознает. Но мог бы осознавать, если бы сосредоточился на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой объективной реальности.
Самость. В поле опыта находится самость. Не будучи ни устойчивой, ни неизменной, она кажется такой, если рассматривать ее в каждый данный момент. Самость- это организованный связанный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации.

Самость - это не «стоп - кадр», останавливающий процесс, а сам лежащий за всеми такими стоп-кадрами подвижный процесс. Другие теоретики используют термин «самость» для обозначения того аспекта личной самотождественности , которой неизменен, устойчив, даже вечен, Роджерс же - применительно к самому процессу распознавания. Этот акцент на изменении и текучести лежит в основе его теоретических представлений и веры способность человека к росту, изменению и развитию. Самость или представление человека о себе основывается на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15