бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Темперамент бесплатно рефераты

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров -- активности и чувствительности -- включает уже четыре компо-нента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмо-циональность (чувствительность). Все эти компоненты темпера-мента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной систе-мы, а они в свою очередь понимаются как основные характери-стики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Темперамент -- это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врож-денными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению авто-ра, представляют собой, «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств че-ловека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельно-сти, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно но-вую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».

В соответствии с двумя основными видами человеческой де-ятельности -- предметной деятельностью и общением -- каж-дое из выделенных свойств темперамента должно рассматри-ваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темпе-рамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента яв-ляются не сами по себе свойства нервной системы или их соче-тание, а типичные особенности протекания психических про-цессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить активность, продук-тивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, па-мяти и мышления соответственно, тем, на-сколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на опреде-ленном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, на-сколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рас-сматривает, представляет, думает над решением задачи быст-рее, чем другой.

Продуктивность всех перечисленных познавательных процес-сов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полу-ченным в течение определенного отрезка времени. Продуктив-ность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не сле-дует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повы-шенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характери-зуют быстроту возникновения, прекращения или переключе-ния того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не опреде-ляют способности людей.

Применительно к предметной деятельности активность озна-чает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у актив-ного человека инстинктивно более широки, чем у менее актив-ного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свой-ство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а рассто-яние между ними более значительно, чем у менее активного ин-дивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается вы-полнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее быва-ет выполнять сильные и размашистые движения.

Темп работы в предметной деятельности определяется чис-лом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой -- в медленном темпе.

От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответст-вующим действиям не предъявляется.

В общении людей обсуждаемые свойства темперамента про-являются аналогичным образом, только в данном случае они ка-саются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мими-ка, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормо-зимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохот-ливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти по-следние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпу-скают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т.е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа -- малоактивных и обладающих невысоким темпом.

5.Физиологические основы темперамента.

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов-ного мозга, установил, что все черты темперамента зави-сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен-тов изменяются типологические различия силы, уравно-вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор-можения в коре головного мозга.

Сила нервных процессов - это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных кле-ток. Сила нервного процесса выражается в соответствую-щей реакции на сильные раздражители: сильные раздра-жения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы - сла-бые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быст-роте образования условных рефлексов и медленном их уга-сании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием услов-ных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов - это способность нерв-ной системы быстро в ответ на требования условий внеш-ней среды сменять процесс возбуждения процессом тор-можения и наоборот.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс-шей нервной деятельности.

Соотношение этих процессов представлено на схеме:

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе-ния И.П. Павлов выделил четыре типа нервной систе-мы, которые соответствуют четырем темпераментам:

1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.

2. Флегматик - сильный, уравновешенный, малопод-вижный (инертный).

3. Холерик - сильный, но неуравновешенный, со слабы-ми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

4. Меланхолик - слабые процессы возбуждения и тор-можения.

Все мы знаем, что люди отличаются друг от друга по темпераменту. Легко можно определить темперамент своих друзей и знакомых, однако свой темперамент определить значительно труднее. И это не случайно.

Далеко не все люди являются «чистыми» представите-лями основных темпераментов. В жизни существует много смешанных и промежуточных типов высшей нервной деятельности, а, следовательно, темпераментов. В большинстве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Нередко темперамент несколько меняется с возрастом.

6. Психологические характеристики темпераментов.

Сангвиник - человек быстрый, подвижный, отклика-ется эмоционально на все впечатления; однако его ра-дость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неус-тойчивы и легко сменяются противоположными чув-ствами. И.П. Павлов так характеризовал таких людей:

«Сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым».

Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда - инициатор в общении, немедленно от-кликается на желание общаться со стороны другого чело-века, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в боль-шой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает (например, Стива Об-лонский в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»).

флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. И.П. Павлов заме-чал: «Флегматик - спокойный, всегда ровный, настойчи-вый и упорный труженик жизни». Вспомним Пьера Безухова из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Но в опреде-ленных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие (например, Обломов в од-ноименном романе И. Гончарова). Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства прояв-ляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод всту-пить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку: Он любит находиться в уз-ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Холерик - человек быстрый, порывистый, остальны-ми, загорающимися чувствами, которые ярко отражают-ся в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений?, неуравновешен-ность, что объясняется преобладанием, в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над торможением. И.П. Павлов так определял этот тип темперамента: «Бо-евой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся» (яркий пример такого типа - старый князь Болконский в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»).

С увлечением, начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления про-должает, а иногда и бросает ее.

В общении люди холерического темперамента бывают трудны.

Меланхолик - эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере-живаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства (например, княжна Марья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»). И.П. Пав-лов отмечал, что меланхолик, «попадая в новые условия жизни, очень теряется». В привычной, спокойной обста-новке люди этого типа работают очень продуктивно, от-личаются глубиной, содержательностью своего эмоцио-нально-нравственного поведения и отношения к окружа-ющим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнуто-сти, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, не-привычной обстановке, часто смущаются.

7.Темперамент и общение.

Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими Людьми, а, следовательно, в зна-чительной степени определяет психологическую совмес-тимость или несовместимость людей.

В.С. Мерлин, крупный отечественный психолог, спе-циально изучающий динамические характеристики пси-хики человека, писал: «Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепитель-ных брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены... Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенно-сти течения психической жизни разных людей)». Здесь пред-ставлено, что обе реки - бурная и спокойная - текут по-рознь, независимо друг от друга. Но в обычной, повсед-невной жизни - в семье, на работе, во время занятий в институте, в компании друзей и т.д. происходит слияние самых различных «потоков» психической жизни разных лю-дей, порождающее всплеск эмоций, водопады и водово-роты в человеческих отношениях, поскольку каждый из «потоков» в общем, русле стремится сохранить свою само-ценность и самобытность. Отсюда ясно, насколько важно каждому из нас знать особенности своего темперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные сто-роны друг друга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.

В межличностных отношениях конфликты нередко воз-никают вследствие того, что люди не учитывают особенно-сти темперамента как своего, так и другого человека, та-кие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтра-лизованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.

8.Темперамент и характер.

Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. В одной из психологических книг описана очень выразительная жиз-ненная ситуация, раскрывающая специфические особен-ности поведения представителей разных темпераментов.

Четыре друга опоздали в театр.

Холерик вступил в спор с билетером, пытаясь проник-нуть в партер на свое место. Он уверяет, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, пытается оттеснить билетера и проскочить на свое место.

Сангвиник сразу понял, что в партере не пустят, но на верхние ярусы пройти проще, и побежал вверх по лест-нице.

Флегматик, видя, что в зал не пускают, подумал: «Первая картина спектакля всегда неинтересная. Схожу пока в буфет и подожду антракта».

Меланхолик: «Мне всегда не везет. В кои веки выбрался в театр, и то неудачно». И уехал домой.

Человек проявляет одни и те же динамические особен-ности в разных ситуациях, но темперамент влияет при этом лишь на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегма-тика - в глубокой сосредоточенности. Каждый темпера-мент имеет свои положительные и отрицательные сторо-ны. Примеры ценных свойств холерика: страстность, ак-тивность, энергия; сангвиника - подвижность, живость, отзывчивость; меланхолика - глубина и устойчивость чувств, высокая чувствительность; флегматика - спокой-ствие, отсутствие торопливости.

Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангви-ник отзывчив. Эти свойства надо вырабатывать в себе, и темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу.

Б.М. Теплов писал, что при любом темпераменте воз-никает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может провоцировать челове-ка к несдержанности, резкости, склонности к постоян-ным «взрывам». Сангвинический темперамент может при-вести человека к легкомыслию, склонности разбрасывать-ся, недостаточной глубине и устойчивости. При меланхо-лическом темпераменте у человека могут выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружать-ся в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным к про-исходящим вокруг него событиям.

Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.

9. Темперамент и личность.

Личность и темперамент связаны между собой таким обра-зом, что темперамент выступает в качестве общей основы мно-гих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответст-вующих личностных свойств.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впе-чатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревож-ность. Впечатлительность -- это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила ре-акции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного чело-века оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впе-чатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет ре-акцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него зна-чительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

Эмоциональность -- это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный че-ловек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связан-ные с эмоциями. Эмоциональный индивид -- это тот, кто поч-ти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во вла-сти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбужде-ния или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает об-думать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сна-чала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожный человек отличается от мало тревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему ка-жется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незна-комых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, офи-циальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вы-нуждены были, время от времени отступать от чисто динамиче-ских описаний и включать в них характерологические личност-ные качества. Те проявления темперамента, которые, в конечном счете, становятся свойствами личности, зависят от обучения и вос-питания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способ-ностей человека, особенно тех, в состав которых входят движе-ния с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую оче-редь это способности, включающие в свой состав сложные и точ-ные движения с непростой траекторией и неравномерным тем-пом. К ним также относятся способности, связанные с повышен-ной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, вынос-ливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

Список используемой литературы:

1. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М,1964.

2. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие.- Пятигорск, 1990.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.-М.: «Юрайт» 2002.-336с.

4. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал.-1989.-Т.10,-№ 1. - С. 12.

Страницы: 1, 2