бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Судебная психология бесплатно рефераты

Так, совместная преступная деятельность подростков оказывает на соучастников значительно большее разлагающее влияние, чем преступление, совершенное в одиночку. Подросток, приобщаясь к атмосфере преступной группы, подвергается быстрой десоциализации.

Психологическая структура группы служит мощным катализатором индивидуального поведения, например, группировки рецидивистов, где все связи и взаимоотношения подчинены аморальным преступным целям. Нормативными считаются отношения, когда рядовой участник обязан выполнить любой преступный приказ главаря.

По мере развития личности меняются жизненные условия, происходит смена требований. Для подавляющего большинства людей эти новые социальные требования служат стимулом для дальнейшего совершенствования, достижения равновесия со средой на новом, более высоком уровне. В жизни часто бывает так, что это не всем под силу: наиболее часто отрицательная реакция на изменившиеся социальные условия наблюдается у подростков. Возникшее несоответствие требованиям школы, трудового коллектива подросток пытается компенсировать самоутверждением случайно организовавшихся в группу подростков, таких же, как он сам. Нормы поведения, бытующие в таких «уличных» группах подростков, значительно отличаются в худшую сторону от прививаемых норм поведения семьей и школой. Чаще всего именно члены этих группировок совершают такие преступления, как кража, грабеж, хулиганство.

Правовая социализация личности - это не только формирование потребности соблюдения норм права, убеждения в их справедливости и необходимости. Для того чтобы человек вел себя правомерно, он должен усвоить основные нормы поведения в данном обществе, а в дальнейшем правовые представления, знания и оценки могут быть сформулированы лишь на этой основе.

Законопослушное поведение - это поведение, приспособленное к условиям жизнедеятельности конкретной социальной общности. Для устойчивого законопослушного поведения необходима стереотипная готовность действовать в определенных обстоятельствах правомерным образом. Человеческое поведение формируется не правом, а социальными устоями данного общества. Если же среда не создает достаточных предпосылок для реализации тех или иных норм права, то они остаются малоэффективными.

Социальные нормы являются важнейшими средствами социального на индивида, они используются обществом и группами для формирования необходимых им типа поведения и свойств личности. Специфика такого действия социальных норм и должна быть выявлена в психологическом анализе содержания и структуры внутреннего мира личности и поведения человека в ситуациях, на которые распространяется действие тех или иных социальных норм.

Законопослушное или законоисполнительное поведение является, безусловно, результатом социализации, в процессе которой происходит усвоение субъектом моральных и правовых запретов, социальных стереотипов поведения, что в свою очередь определяется групповым и индивидуальным правосознанием, чувством социальной ответственности, социальной справедливости, правовой интуицией и др. Уважение к праву лежит в самой сути гражданского воспитания. Но уважение к закону - это такое отношение к правовым предписаниям, когда человек практически в своей деятельности и мотивации признает личностную ценность закона. При формировании личности в нормальных условиях социализации правовые запреты принимаются к сведению и становятся привычными рамками поведения; постепенно складывается социальный стереотип поведения личности. В основе этого стереотипа лежит индивидуальное правосознание, базирующееся на общественном правосознании. У человека формируется механизм социального саморегулирования, то есть привычная готовность действовать в данной обстановке определенным образом.

3. Правосознание и ответственность личности

Право - это не только совокупность социальных норм, но также совокупность практических отношений, складывающихся в соответствии с этими нормами и относящихся к группе идеологических общественных отношений.

Правовое регулирование базируется на соотношении прав и обязанностей личности и общества. Личность включается в систему правового регулирования в качестве активного субъекта, обладающего совокупностью побуждений, интересов и целей, которые во многом определяют характер и направленность ее поступков. Это не означает их независимость от воздействия со стороны правовой системы. В каждой конкретной ситуации сочетание внешних и внутренних факторов может быть различным, с преобладанием тех или иных. Правовая обусловленность поведения личности зависит в первую очередь от содержания и формы выражения правовых предписаний, от наличия санкций, а также от способности правоприменительных органов гарантировать реализацию этих предписаний при помощи организационных и принудительных мер. Полнота и степень реализации прав и свобод во многом зависят от самой личности, от ее социальных установок, ценностных ориентаций и других психологических свойств и качеств. Понимание законов социального развития, роли права в формировании человека, знание тех путей и средств, которыми право выполняет эту задачу, уже позволяет в общем виде понять основные социально-психологические причины, которые приводят личность к совершению преступления.

Правосознание - это весь правовой опыт поведения личности, группы, общества. В первую очередь к этому относится психологический механизм правопослушного поведения и зависимость между дефектами индивидуального правосознания и противоправным поведением. Правосознание - эта одна из форм общественного сознания, содержание и развитие его детерминированы материальными условиями существования общества. Оно отражает общественные отношения, которые регулируются или должны быть урегулированы нормами права. Новик Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. Минск, 1989. С. 9-10.

Правосознание является ориентировочной основой правозначимых действий. Оно, как правило, определяет поведение человека в сфере наиболее существенных социальных отношений. Основой правосознания является не только знание многочисленных правовых норм, сколько осознание и принятие тех социальных ценностей, которые находят свое отражение в праве.

Правосознание как одна из форм общественного сознания обладает следующими признаками:

1. оно отражает не только социальную действительность, но и активно на нее воздействует, является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах их общества;

2. всегда проявляется через вторую сигнальную систему; речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения;

3. оно не может существовать без своего конкретного носителя - конкретной человеческой личности, групп, коллективов; по признаку общности осознания своих правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, соответственно возникает категория группового правосознания, характерного для социальных общностей.

Правосознание подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное. Групповое и индивидуальное правосознания обусловлены общественным правосознанием. На элементарном уровне индивидуальное правосознание проявляется в согласовании конкретной правозначимой деятельности с эмпирически представляемыми нормами правомерного поведения. Высший уровень правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его классовой сущности, овладением правовой идеологией.

Правовые конфликты личности с обществом - правонарушения и преступления - должны рассматриваться в юридической психологии с учетом того, какие этапы развития правосознания нарушены в конкретном случае и какие меры социальной реадоптации правонарушителей могут вернуть их к нормам правосознания, реализуемым в нормальном правоповедении.

В процессе формирования индивидуального правосознания личности эти факторы преломляются через конкретные условия жизни и психологические особенности личности и реализуются в ее деятельности. Регулятивная сторона правосознания связана с интересами и волей как подавляющего большинства населения, так и отдельной личности.

Как общественное, так и индивидуальное правосознания обусловлены политическими, социально-экономическими и моральными факторами. Исторически моральное сознание предшествует правовому сознанию, да и сами правовые нормы подлежат моральной оценке. Сфера права уже, чем сфера морали. Правосознание регулирует поведение людей категориями правомерности; мораль - категориями добра и зла.

Связь правосознания с нравственными чертами личности обычно проявляется в единстве правовых и моральных оценок. Правосознание расширяет круг социальных знаний, содействует осмыслению сущности социально-экономического строя, определяющего в конечном итоге правовую надстройку.

Как отмечает В.Л. Васильев, отклонения от норм сознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности. Исследование лиц, совершивших преступление, в целом подтвердили изложенный выше вывод и позволили выявить следующие закономерности:

1.правосознание лица, совершившего преступление, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам;

2. преступник отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул;

3. преступник принимает как правильную и справедливую действующую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, однако считает приговор несправедливым (обычно излишне суровым) в отношении себя. Васильев В.Л. Юридическая психология. М.. 1991. С. 131.

При перевоспитании осужденных, следовательно, необходимо работать над восстановлением не правосознания вообще, а именно тех его аспектов, которые утрачены или отрицаются данной личностью.

Правосознание формируется в течение всей жизни индивида. Новорожденный ребенок правосознанием не обладает, однако оно формируется в личности по мере ее социализации. Развитие индивидуального правосознания тесно связано с правоспособностью и дееспособностью личности.

Интересы личности и общества весьма многообразны, однако далеко не все из них могут быть защищены правом нуждаются в этой защите; не все отношения между членами общества поддаются правовой регламентации, да это не всегда целесообразно и делать. Особенно юридических норм заключается в том, что они отражают наиболее существенные отношения между людьми. Значительное количество правил поведения представлено в моральных, нравственных и этических нормах, соблюдение которых контролируется общественным мнением.

Механизм законоисполнительного поведения в большинстве случаев тесно связан с явлением, которое может быть названо «правовой интуицией», на которую большинство граждан опирается при выборе решения и вариантов поведения. «Правовая интуиция» в этих случаях может рассматриваться как функция интеллектуально развитой личности, как один из аспектов положительного социального стереотипа поведения человека.

3.1 Психология ответственности.

Далее рассмотрим психологию ответственности. Ответственность можно классифицировать главным образом по видом ролевых обязанностей и социальных отношений, из которых они возникают, то есть на основе объекта ответственности. Различают моральную, юридическую, профессиональную, политическую и другие виды ответственности. Все эти виды ответственности в действительности взаимопроникают друг в друга. Особенно это касается моральной и правовой ответственности, которые в той или иной мере присутствуют в других ее формах.

Ответственность заключается не только в том, что человек боится наказания, но и в том, что человек и без наказания чувствует себя неловко, например, если по его вине уничтожена вещь. Такую ответственность, следует воспитывать с детства и нужно не наказывать или грозить наказанием за порчу вещей, а воспитывать так, чтобы ребенок сам видел вред, который он нанес небрежным обращением с вещью и пожалел о своей небрежности. Формирование ответственности личности тесно связано с воспитанием гражданственности и нравственности, ибо гражданственность - это, прежде всего ответственность, долг - та выступающая ступень в духовной жизни человека на которой он отдает себя служению идеалу. Муздыбаев К. психология ответственности. Л., 1983.

Процесс осознания личностью своей ответственности определяется многими факторами, субъективная ответственность личности подразумевает ее активную жизненную позицию и усиление удельного веса самоуправления в обществе. Быть ответственным - это, прежде всего, признавать и защищать ценности своего окружения, своего класса и содействовать реализации его целей.

Социальная ответственность отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия. Сущность социальной ответственности состоит в соотнесении поступков людей с тем, как они должны поступать в соответствующих обстоятельствах, то есть в социальной оценке их поведения.

Правовая ответственность - это определяемая законом мера обязательных требований, предъявляемых государством к членам общества, это принудительный способ воздействия на поведение, отклоняющееся от основных требований общества. Несоответствие поведения личности социальным требованиям и, в частности, правовым нормам, вызывает юридическую ответственность, наказание, то есть необходимость понесения определенного ущерба за общественно вредное действие. Специфика юридической ответственности состоит в том, что обязательные требования определены правовыми нормами, и исполнение этих требований обеспечивается принудительной силой государства.

Заключение

Социальная справедливость - понятие многоплановое. Главное - это представление о должном, соответствующем сущности общественного строя, - человечности целей и средств общественного развития.

Пред современным российским обществом стоит задача неуклонного разрушения систем принуждения. Главным воспитательным фундаментом в жизни человека должно стать каждодневное созидание. Решение практически любой проблемы зависит в первую очередь от того, каков творческий потенциал человека. С данной проблемой связан вопрос об отношении к талантливому человеку, одаренному в любой сфере человеческой деятельности. Талант - это, безусловно, большая ценность, принадлежащая не только конкретной личности. Чем больше возможностей будет предоставлено для реализации одаренности этой личности, тем больше пользы получит все общество. И наоборот, связывание творческой инициативы, подавление одаренности оборачивается для общества многократными просчетами. Деформация личности, как правило, приводит к различным социальным утратам, рождая алкоголизм, скепсис, цинизм, озлобленность и т.д.

Прогрессивное общество должно всячески поддерживать таланты своих членов, способствовать их проявлению и развитию. Это не только отвечает задачам и целям общества в принципе, но и способствует прогрессу страны на каждом конкретном историческом этапе. Обществу необходима сегодня культура отношений, апеллирующая к вечным ценностям человеческого бытия, к смыслу жизни, внутренней свободе, личному достоинству человека и т.д. Процесс социализации личности включает и воспитание активной социальной ответственности, осознание личностью своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что, в конечном счете, обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны.

Страницы: 1, 2