бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Субъект и средства коммуникации: невербальные средства общения бесплатно рефераты

Субъект и средства коммуникации: невербальные средства общения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме «Субъект и средства коммуникации: невербальные средства общения»

по дисциплине «Психология»

Студента 4 курса, 8 семестра

специальности 060800

Семеновой Марии Анатольевны

Великие Луки

2005

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ

«СУБЪЕКТ» 4

ГЛАВА 2. СМЫСЛ, ЗАЛОЖЕНННЫЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ «СУБЬЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», «СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ»,

«СУБЪЕКТ ТРУДА» 7

2.1. Понятие «Субъект деятельности» 7

2.2. Понятие «Субъект общения» 11

2.3. Понятие «субъект труда» 12

ГЛАВА 3. СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ: НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ 15

3.1. Сущность невербальных средств общения 15

3.2. Обмен невербальной информацией 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

ВВЕДЕНИЕ

В современной психологии понятие «субъект» рассматривается, в основном, в двух значениях: как субъект деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать, и как субъект жизни, внутреннего (душевного) мира, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности. Внутренняя организация субъекта включает в себя такие психологические структуры, которые обеспечивают возможность человеку реализовать себя как подлинного творца, организатора и распорядителя собственной жизнедеятельности.

Рассмотрение человека как субъекта подвело меня к изучению основополагающих проблем психологии человека. Поэтому в своей курсовой работе я рассмотрел и такие темы, как «Средства коммуникации: невербальные средства общения» и «Условия, влияющие на продуктивность запоминания».

Человек не рождается, а становится субъектом в процессе деятельности и общения, становление и развитие субъектности не имеет четких возрастных границ, поскольку прямым образом зависят от социальных и психолого-педагогических условий индивидуального бытия человека.

В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания субъектов не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений. Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.

Память - это основа субъекта или личности. По представлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук и искусств. “Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком” (Ч.Айтматов.). И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям. Природа отпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, или из-за того, что просто не умеем пользоваться, или из-за того что, ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «СУБЪЕКТ»

СУБЪЕКТ (от лат. subjectum -- подлежащее) -- индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект, есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо. Это классическая формулировка значения «субъект».

Но в данном случае нас интересует, какую сторону психологии человека отражает категория «субъект», и что явно не входит в содержание этой категории, где располагается содержательная граница, тот водораздел «ЭТО/ИНОЕ», который поможет определиться в критериях субъектности. За понятием субъекта стоит реальная теоретическая и практическая проблема. Во-первых, приведенная выше характеристика субъекта разделяется далеко не всеми отечественными психологами, даже теми, кого можно отнести к школе Л.С. Выготского и представителям деятельностного подхода. «Казалось бы, более чем через 60 лет после открытия Л.С. Выготского, - пишет об этом Б. Д. Эльконин, - сам термин «субъект» должен употребляться в работах его последователей не с той долей непосредственности, какую можно наблюдать, т. е. хотя бы не как синоним термина «индивид». Однако же ничуть не бывало. Субъектность часто оказывается синонимом субъективности…. Натурализм живуч. И дело здесь не в небрежности или недомыслии исследователей, а скорее в том, что трудно принять идею неналичности субъекта или, вернее, идею его существования, пользуясь словами Мамардашвили, лишь в «сдвиге» поведения, им самим выстроенном. Трудно и в эксперименте и в размышлении помнить, что субъектность является «не фактом, а актом».

Во-вторых, категория предметной деятельности различным образом включается в понятийный аппарат психологии. Поэтому при решении вопроса об условиях явления субъекта приходится решать вопрос - «субъекта чего?».Ограничивая объем понятия «субъект», мы тем самым разрываем синонимическое тождество «субъект-индивид», о чем было заявлено, в утверждении отечественного психолога В. С. Лазарева («… Субъект деятельности есть индивид, но не всякий индивид есть субъект деятельности...»). Подобная точка зрения нередко сталкивается с возражениями, причем эти возражения еще более усиливаются при попытке развести понятия «индивид» и «личность» («Натурализм живуч» - Б.Д. Эльконин). Действительно, нет ничего приятного в том, чтобы лишать человека субъектного и личностного начала, даже если это совершается в области отвлеченных теоретических построений. Но в то же время, невозможно не заметить фактического существования «случайных индивидов» (термин К. Маркса), реализующих стереотипные формы поведения, в которых не удается усмотреть какие-либо элементы творчества. К. Маркс писал: «Различие между индивидом как личностью и случайным индивидом - не просто логическое различие, а исторический факт».

Субъект - это не индивид и не группа индивидов, а его или их определенное психологическое состояние. Явление субъекта не очевидно и предполагает определенные условия. Субъектность не есть, субъектность бывает.

Далеко не все формы активности человека могут быть определены как деятельность. Значительная часть активности человека адекватно определяется категорией поведения. В актах поведения человек выступает в качестве исполнителя, фигуранта, функционера, но не в качестве субъекта.

Условием субъектности выступает наличие у индивида мотива, причем мотива именно той деятельности, в которую он включен своей активностью.

Условием субъектности выступает сознание: человек в этом случае способен относиться к мотиву деятельности как отличному от себя предмету. Это отношение иронично и рефлексивно.

ГЛАВА 2. СМЫСЛ, ЗАЛОЖЕНННЫЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ «СУБЬЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», «СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ», «СУБЪЕКТ ТРУДА»

2.1. Понятие «Субъект деятельности»

В одной из традиций отечественной психологии - в деятельностном подходе категория субъекта соотносима с категорией деятельности. В теории деятельности А. Н. Леонтьева построена структурная модель деятельности, согласно которой деятельность соотносится с мотивом, действие - с целью, операция - с условиями. Согласно этой модели, субъект - это носитель мотива деятельности, а также носитель способа, т.е. возможностей реализации «технической стороны» деятельности. Введем пока следующее «рабочее» определение: субъект - это человек, выступающий как автор деятельности, имеющий мотив этой деятельности, обладающий замыслом и средствами реализации деятельности, заинтересованный в ее результатах и несущий за них ответственность.

В это определение входит несколько атрибуций, отсутствие какой-либо можно связать с проявлением неполной субъектности. Например, нежелание брать ответственность за содеянное существенно обедняет субъектность. Можно говорить о том, что в данном случае субъект явно «не дотягивает» до личностного поступка. «Личность обладает способностью действовать по собственному убеждению в сложных ситуациях, - писал В.В. Давыдов, - противостоять неблагоприятным обстоятельствам, не боясь вмешиваться в течение событий, проявляя твердую волю и характер и принимая на себя всю социальную ответственность за возможные последствия» (Давыдов 1996: 57). Яркое описание важных черт субъекта содержится у Г.В.Ф. Гегеля под названием подлинного характера: «Подлинный характер действует по своей инициативе… не допускает, чтобы другой думал и решал за него. А если он действовал сам, то он будет готов принять на себя вину за свое деяние и нести за него ответственность».

Проявлением субъектности может стать и парадоксальная на первый взгляд ситуация отказа от деятельности. В данном случае средства реализации деятельности становятся психологическими средствами воздержания от внешней предметной активности. Иногда для этого требуется не меньшая, а порой и большая произвольность и реальные волевые усилия.

Никто, конечно, не запретит нам понимать в «пределах домашнего обихода» под деятельным человеком предприимчивую личность, у которой «все кипит». - пишет об этом В. Н. Сагатовский, - Кант в этом смысле, не говоря уже о Диогене, был бесспорно недеятельным и пассивным». И далее:»… Если мы хотим употреблять этот термин в универсальном категориальном смысле, то деятельность, направленная внутрь и внешне проявляющаяся как воздержание от действий, может оказаться ничуть не менее напряженной, активной (в смысле внутренней спонтанности), культурно и личностно значимой» (там же).

Согласно исходным положениям теории деятельности А.Н. Леонтьева, конституирующей характеристикой деятельности выступает предметность. Но сама предметность может пониматься различно, и эти различия могут приводить к тому, что предметность (рассмотрение деятельности со стороны предмета) и субъектность (рассмотрение ее с позиций субъекта) начинают входить в противоречие и обособление (взаимоисключение). Д. Б. Эльконин указывал, что человеческое действие двулико - в нем есть операционально-техническая сторона и смысл человеческий. При этом предметную и смысловую стороны необходимо рассматривать лишь как стороны единого человеческого действия. Предметно-вещная доминанта при анализе деятельности лишает эту категорию собственно психологического содержания.

Категория предметности претерпевает иногда столь странные коллизии, что деятельность напрочь лишается субъекта. А значит и личностного начала, становясь, как это ни парадоксально, «безличной деятельностью»(!?). «… Одной важной чертой деятельности, на которую редко обращают внимание, является ее безличный характер. Деятельность безлична в том смысле, что она не зависит от того, кто именно ее совершает. Последовательность операций и используемые средства детерминируются целью и объективными условиями деятельности, а не особенностями субъекта. Кроме того, следует иметь в виду, что в структуру деятельности наряду с действиями субъекта включены и объективные естественные процессы. Зажигая свет в комнате, вы просто щелкаете выключателем и тем самым приводите в движение процесс, который завершается тем, что лампочка загорается. Поэтому деятельность, направленная на достижение некоторой цели, будет осуществляться одинаково всеми индивидами. Вот эту независимость деятельности от конкретного деятеля мы и называем ее безличностью. При такой трактовке деятельности и субъекта психологу здесь делать нечего и он должен уступить место технологу.

Видимо не все формы человеческой активности следует подводить под категорию деятельности. Так, например, рабочий, обслуживающий конвейер, участвует в общественно важном процессе - производстве автомобилей. Но замысел, т. е. проект автомобиля и способ его сборки, принадлежит не рабочему, регламентация рабочего времени, система операций, критерии допустимых отклонений (процент брака), а также тарифные ставки разработаны не им, и от продукта - автомобиля, который сходит с конвейера, он также отчужден. Остается ли человек в этих условиях субъектом и если остается, то субъектом чего именно? Деятельности ли? То что мы имеем здесь дело с «безличностью» процесса не вызывает сомнения. То, что процесс сборки сложнее нажатия на выключатель, т. е. в большей степени насыщен предметностью - тоже.

Человек - носитель различных форм активности, которые принято описывать в различных категориях. Наиболее близка к категории деятельности категория поведения. «Решая эту проблему, - указывает В.С. Лазарев, - мы должны будем переосмыслить понятие «субъект деятельности» и четко различить понятия деятельности и поведения». Основным пунктом различения В.С. Лазарев полагает наличие мотива - где мотив, там и субъект, где субъект, там и деятельность. «Значит, если человек совершает какие-то действия, соответствующие некоторой деятельности, но мотива именно этой деятельности у него нет, то нет и деятельности. Поэтому учащийся в традиционной системе обучения, выполняющий учебные действия не потому, что он хочет учиться, а потому, что его заставляют, не является субъектом учебной деятельности. Точно так же человек может трудиться только потому, что надо зарабатывать на жизнь, но, если откуда-то свалились бы деньги, он с удовольствием бросил бы работу. В обоих случаях по форме - деятельность, по содержанию нет. Это я называю поведением». Кстати, в школе оценки ставят именно за поведение (есть такая графа в дневнике), а не за деятельность, что совершенно правильно с точки зрения представляемой здесь позиции.

Поэтому любые формы поведения и функционирования, лишенные авторского, творческого момента не могут быть отнесены к деятельности, а участвующий в них индивид не может считаться субъектом. Это относится как к материально-практической, так и к интеллектуальной сфере, где также функционирует значительное количество штампов, только «штамповка» происходит не в вещно-предметном мире, а в мире идеальных образов. «… Если идеальный образ усвоен индивидом лишь формально, как жесткая схема и порядок операций, без понимания его происхождения и связи с реальной (не идеализованной) действительностью, индивид оказывается неспособным относиться к такому образу критически, т. е. как к особому, отличному от себя предмету. И тогда он как бы сливается с ним, не может поставить его перед собой как предмет, сопоставимый с действительностью, и изменить его в согласии с нею. В данном случае, собственно говоря, не индивид действует с идеальным образом, а, скорее, догматизированный образ действует в индивиде и посредством его. Здесь не идеальный образ оказывается деятельной функцией индивида, а, наоборот, индивид - функцией образа, господствующего над его сознанием и волей как извне заданная формальная схема, как отчужденный образ, как фетиш, как система непререкаемых правил, неизвестно откуда взятых…».

2.2. Понятие «Субъект общения»

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. Поэтому психологи условно выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Теперь рассмотрим отдельно каждую из сторон общения, определяя какие свойства личности помогают, а какие мешают взаимодействовать с другими людьми.

В психологии установлено, что развитие человека, его социализация,

превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер. Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители - Взрослые и Дети. Все без исключения исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических. Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо.

Страницы: 1, 2, 3