бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Становление детской журналистики и её влияние на психологию ребёнка - (курсовая) бесплатно рефераты

p>Стремление придать публикации событийный характер приводит “Газетку” к тому, что и в “журнальных”разделах постепенно намечаются перемены. Научные очерки берут за основу данные последних открытий, рассказы о выдающихся ученых приурочены к знаменательным датам в их биографии. В сообщениях о явлениях природы указывается“адрес”—место события, дата, впечатления очевидцев и т. д. Все это нашло отражение в программном заявлении издания: “Газетка для детей и юношества”задается целью пробудить в читателях интерес к знанию и интерес к окружающей жизни. Научно-популярные статьи“Газетки”составляются по разным отраслям наук и касаются общих вопросов, но не отвлеченно, а в связи с конкретным явлением окружающей действительности”. В 1913 году издателем “Газетки”, а несколько позже и ее редактором становится Александра Самуиловна Панафидина. Ее неукротимая энергия, стремление придать своему делу широкий размах, хорошее знание особенностей юного читателя, понимание происходящих в обществе перемен самым благотворным образом отразились на всем издании. Увеличивается его размер, качественнее становится бумага, улучшается верстка, а значит, и внешний вид газеты. При всем этом уменьшается плата за 1 номер и доходит до необычайной дешевизны—7 копеек, привлекая новых подписчиков из бедных сословий. Часть тиража поступает в розничную продажу.

Вообще заметным событием в детской периодике становятся сообщения о жизни детей. Хроникальные подборки рассказывают об учебе в школе, о положении сирот в приютах, о появлении сначала в Англии, а потом и в России скаутов. “Газета”объявляет сбор средств в помощь голодающим детям; проводя различные литературные конкурсы, формирует вокруг себя авторский актив. В одном 1914 году в редакцию, пришло на конкурс 215, сочинений. Многие из них были опубликованы. Завершающим шагом “Газетки”на пути формирования нового вида периодического издания явилось обращение ее к“руководящей”или, как теперь говорят, передовой статье. В этом новом жанре долгое время выступал писатель А. В. Круглов, именуя свои работы“Письмами к “маленькому народу”. Публицистическое насыщение “писем”соответствовало задушевности беседы автора с юными читателями, создавая большой, эмоциональный эффект. В то же время руководящая статья; служила“ключом”ко всему номеру, разрабатывала наиболее важные темы, объединяла весь газетный материал. К сожалению, с началом первой мировой войны шовинистический угар, которому поддалась вся детская журналистика, сильно сказался на выступлениях А. В. Круглова. И“Газетка”, верная, своему демократическому характеру, отказалась от участия писателя. На этом посту его сменил В. М. Боголюбов, наиболее опытный сотрудник издания. “Газетка для детей и юношества” дожила до октября 1915 года, когда “чрезвычайные обстоятельства и затруднения, вызванные войною, недостаток бумаги на рынке и поднятие цен на нее, вздорожание всех других материалов и типографских работ вынудили”издателя-редактора С. Панафидину прекратить выпуск газеты. В последнем ее номере писалось: “Как еженедельное издание, журнал приближался к типу газеты и имел соответствующие отделы хроники и руководящих статей. Пятилетнее существование“Газетки”доказало, что этот новый тип издания в России вполне отвечает насущной потребности”.

Таким образом, все развитие детской журналистики, зависимое от эпохи, от дальнейшего развития русского общества, от обострения борьбы классов, подготавливало появление нового типа периодического издания. Процесс его формирования занял много времени, но шаг за шагом газета представала в новом качестве, завоевывая себе популярность у юных читателей. “Чтение газет детьми даже младшего возраста стало обычным явлением, к которому все привыкли, —отмечал А. Колмогоров. —Даже руководители лучших журналов для детского чтения и те называют чтение газет детьми явлением" нормальным и даже отсылают к ним детей”7. В своей ориентации газета пошла по пути освоения новой формы. Но нельзя забывать, что за формой стояло более существенное—иное содержание, пришедшее в детскую журналистику. Ни Министерство народного просвещения, ни царская цензура, ни духовенство уже не могли удержать периодику в сфере узко педагогических идей. Окружающая жизнь все настойчивее заявляла о себе, и скрыть ее проблемы от детей было не" возможно. Детская журналистика от абстрактных рассуждений о добре и зле переходила к актуальным выступлениям на злобу дня. А это, в свою очередь, подсказывало публицистический, а не констатирующий способ отражения действительности. То есть затрагивались основополагающие принципы творчества, что свидетельствовало о новой расстановке сил в детской журналистике и о новом читателе, который появился в России. 2. НАЧАЛО НОВОЙ ЭПОХИ В ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ. ЖУРНАЛЫ “ЕЖ” И “ЧИЖ”. В 20—30-е годы в нашей стране была создана разветвленная сеть детских газет и журналов, перед которыми стояла задача, не имевшая аналогов в практике мирового общежития, —формировать мировоззрение человека нового советского типа, эффективно влиять на развитие личности будущих строителей общества социальной справедливости. В 1922 г. создается пионерская организация. С этого времени начинается эпоха детских пионерских журналов, иные не предусматривались. Создатели журналов смотрели на ребенка, прежде всего как на будущего строителя коммунизма, стремились с детства привить верность идеям правящей партийно-коммунистической верхушки.

В 1922 г. в Москве и 1923г. в Петербурге вышли два однотипных журнала “Юные товарищи” и “Барабан”, посвященные организаторским вопросам пионерского движения. Это были первые советские общественно-политические журналы для детей. Просуществовали они около года, основная тематика– организационные вопросы пионерского движения. Многочисленные периодические издания того времени — “Юный Спартак”, “Ленинские искры”, “Пионер”, “Барабан”, “Новый Робинзон”, “Дружные ребята” и многие другие —выполняли грандиозный заказ времени с пылом, который бывает сродни лишь эпохам великих революционных преобразований.

Тем не менее, выдержать конкуренцию с ленинградскими журналами “Еж” (1928— 1935) и “Чиж” (1930—1941) не в состоянии было ни одно детское периодическое издание тех лет. Более того, писатель Николай Чуковский утверждал даже, что“никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов” [4 Чуковский Н. Литературные воспоминания. — М. , 1989. —С. 256. ] Авторский состав будущих “Чижей” и “Ежей”формировался вокруг детского отдела государственного издательства (ГИЗ) в Ленинграде. Он был создан в 1924 г. по инициативеК. И. Чуковского. Официальным его заведующим значился С. Н. Гусин — человек “начисто лишенный юмора и литературных дарований” [5 там же, с. 255], а неофициальным “властителем”(главным консультантом) стал С. Я. Маршак, благодаря которому к концу 20-х годов здесь было сосредоточено уникальное по своему составу созвездие писателей и художников. В первые годы своего существования отдел меньше всего был похож на государственное учреждение, а скорее напоминал литературную студию, где вырабатывались, утверждались и претворялись в жизнь принципы новой литературы для детей; Летописцы эпохи неизменно вспоминают радостную атмосферу творчества, царившую в“Академии Маршака”. Любой посетитель пятого этажа Дома книги на Невском проспекте, где она размещалась, мог стать свидетелем, а чаще всего участником неожиданно комичной сцены, веселого розыгрыша, а иногда даже целого представления. В“Академии”неумолкаемо звучали импровизированные шутки, пародии, эпиграммы, рождались гениальные и дерзновенные замыслы. “Весь этот пятый этаж ежедневно и в течение всех служебных часов сотрясался от хохота. Некоторые посетители детского отдела до того ослабевали от смеха, что, покончив свои дела, выходили на лестничную клетку, держась руками за стены, как пьяные” [6 там же, с. 255], —вспоминал сотрудник редакции Н. Чуковский. Как ни странно, подобная атмосфера не только не препятствовала делу, которому служили соратники Маршака, а наоборот, повышала трудовые показатели всех сотрудников веселого цеха. День ото дня, упражняя свою фантазию, воображение и остроумие, писатели и художники поддерживали в себе высочайший творческий тонус, приобретали уникальные профессиональные качества, необходимые создателям веселой детской книги. К этому времени относится также и идея создания нового “Ежемесячного журнала” (сокращенно — “Еж”). Журнал был рассчитан на аудиторию среднего школьного возраста — пионеров. К сотрудничеству в “Еже” Маршак привлек писателей, составивших авторскую группу журнала “Воробей” (в последний год издания — “Новый Робинзон”), выходившего с 1923—1925 гг. в Петрограде. На страницах “Воробья” и “Нового Робинзона”впервые увидели свет многие произведения Б. Житкова, В. Бианки, М. Ильина, Е. Шварца, Н. Олейникова, Е. Верейской. Наиболее смелым и удачным из многочисленных“селекционных”опытов Маршака, результатом которых почти всегда было открытие новых даровитых авторов, стал опыт приглашения в детский отдел (а затем— в журналы) лидеров молодой, но уже опальной литературной группы “ОБЭРИУ” —Д. Хармса, А. Введенского, Н. Заболоцкого. Патриарх детской литературы безошибочно уловил в“заумной” поэзии “обэриутов”, продолжавших в своем творчестве традиции В. Хлебникова и А. Туфанова, качества, способные обогатить литературу для детей: искренность чувств, свежесть ритмов, склонность к причудливому словотворчеству, нестандартное мышление. Вскоре“обэриуты” действительно стали ведущей силой в детской литературе. Участие поэтов-обэриутов в “Чиже” и “Еже”, конечно, бросало тень на сами журналы, вызывало подозрительное отношение к ним по части идеологии. Они просматривались буквально на просвет. Кампания против них началасьв“год великого перелома” –совпадение, вряд ли нуждающееся в комментариях, - когда появились разгромные статьи, осуждавшие игровую поэзию и сказки (печально знаменитая“борьба с чуковщиной”). Осуждены были издательства, которые “выпускают нелепые, чудовищные вещи, вроде “Во-первых”Д. Хармса, которые ни по формальным признакам, ни, тем более, по своему содержанию, ни в какой мере не приемлемы”.

Вполне понятно, что после ареста обэриутов все без исключения их детские книги попали в запретительные списки Главлита и были уничтожены (если не считать несколько экземпляров, сохранившихся в библиотечных училищах– спецхранах крупнейших библиотек). Из-за огромной занятости в детском отделе Маршак не смог взять на себя руководство новым журналом, а ограничился лишь функциями консультанта-наблюдателя. Главными редакторами и создателями“Ежа”стали молодые талантливые литераторы Н. Олейников и Е. Шварц, творческие судьбы которых пересеклись еще в начале 20-х годов в редакции журнала“Забой” (г. Бахмут Донецкой губ. ) и которых связывала большая личная дружба. Николай Макарович Олейников (1898—1937) — коммунист, участник гражданской войны —в 1905 г. приехал, в Петербург с юга России с намерением поступать в Академию художеств. За его плечами уже имелся солидный опыт работы журналистом и редактором, проявил он себя и как талантливый организатор: был одним из главных учредителей первой писательской организации Донбасса “Забой”. С 1926—1928 гг. он плодотворно работал в столичных журналах, занимался организацией радиовещания для детей, издал две детские книги— “Кто хитрее” и “Боевые дни” (обе — в 1927 г. ). Не меньшим опытом к этому времени обладал и его соратник — Евгений Львович Шварц (1896—1958). До прихода в редакцию детского отдела, он несколько лет работал профессиональным актером в Ростове-на-Дону, сотрудничал в газете“Всероссийская кочегарка” (г. Артемовск), занимал пост ответственного секретаря в журнале “Ленинград”. Активно печататься Шварц начал с 1925 г. — издал несколько книг для детей, наибольшую известность, из которых получили “Война Петрушки и Степки Растрепки” и “Рассказ старой балалайки” (обе —в 1925 г. ). Благодаря совместным усилиям этих двух талантливых людей: Н. Олейникова (неутомимого изобретателя, юмориста, “заводилы”) и Е. Шварца (блестящего рассказчика, фантазера и импровизатора) в редакции журнала воцарилась творческая и радужная обстановка, близкая по духу веселой“Академии Маршака”. Первый номер журнала “Еж”(орган Центрального бюро юных пионеров) пришел к читателям в феврале 1928 г. С самого начала своей деятельности редакция выработала привычку говорить со своими читателями как с равными—непринужденно и весело, без скучных нравоучений и сюсюканья. Создатели журнала предпочитали о серьезном говорить весело, о сложном—доступно, ценили в человеке активную жизненную позицию и 1 всеми имеющимися средствами воспитывали таковую у своих читателей. Не забывали они и о возрасте тех, кому адресовался их журнал, поэтому подписчики“Ежа”никогда не знали что такое однообразие, монотонность и скука. Открываясь, как правило, веселыми стихами или интересным рассказом, хитроумный“Ежик” до самой последней страницы умел удержать внимание своих “ежат”. В числе самых активных и деятельных сотрудников журнала с момента его основания был Даниил Иванович Хармс. В 1928 г. он печатался почти в каждом номере “Ежа”, опубликовав на его страницах наиболее известные свои произведения: стихи “Иван Иваныч Самовар” (№ 1), “Иван Топорышкин” (№ 2), сказку про великанов “Во-первых и во-вторых” (№ 11), рассказ “О том, как старушка чернила покупала” (№ 12) и др. R 1928— 1929 гг. герой стихотворения Хармса “Иван Топорышкин”стал постоянным персонажем журнала. От имени Топорышкина, которого художник Б. Антоновский изображал внешне похожим на автора-создателя, в журнале печатались всевозможные хитроумные изобретения: куртка с музыкальными пуговицами, не сдуваемая ветром шляпа и т. п. Много изобретательности и юмора проявил Хармс и в периоды подписных кампаний“Ежа”, сочиняя для них уморительные рекламы и объявления. Остроумные, задорные произведения Хармса вызывали у читателей“Ежа”бодрое, оптимистическое видение мира, активизировали его мышление, развивали находчивость и воображение. Творчество Хармса, органически связанное с народной комикой, заставляло читателя по-новому воспринимать звучание родного языка, приоткрывало перед ним богатства его ритмов и красок. Своим самобытным творчеством Хармс внес неоценимый вклад в веселые жанры отечественной детской литературы, продолжил и умножил традиции К. Чуковского и С. Маршака. С 1928 г. журнал начинает публикацию серии остросюжетных и веселых репортажей о приключениях Макара Свирепого— “единственного писателя, который сочиняет свои произведения, сидя верхом на лошади”. [7 Еж, — 1928. — № 10. — С. 36. ] Образ этого отважного всадника и любознательного путешественника —плод фантазии Н. Олейникова. Он стал любимым героем детворы довоенного времени.

Неожиданным и приятным открытием для первых читателей журнала стали также стихи А. Введенского, Н. Заболоцкого и совсем еще юного поэта Ю. Владимирова. В конце 20-х —начале 30-х годов творческая группа журнала подверглась жесточайшей и несправедливой критике. Авторы многочисленных статей (как правило, низкого теоретического уровня) считали своим долгом оградить пролетарского ребенка от“классово чуждых влияний” в детской литературе, объявили войну “перевертышам” и “чепушинкам”. Под обстрел критики попали сказки К. Чуковского и С. Маршака, детская поэзия “обэриутов”, все то, что было связано с веселыми жанрами в творчестве для детей. [8 Путилова Е. О. Очерки по истории критики советской детской литературы. 1917—1941. — М. , 1982, — С. 44—65). ] Практически эти журналы всегда находились под подозрением. “Аполитичные”, “безыдейные” названия журналов вызывали раздражение. Уже первые выпуски журнала “ЕЖ”подверглись организованной критике. Само за себя говорит, например, название одной из статей, появившихся после первого номер: “Как “ЕЖ” обучает детей хулиганству Е. Двинского (“Комсомольская правда”, 1928. 24 апреля). В начале 30-х гг. журналы привлекли настороженное внимание самого Главлита, постоянно бомбившего ленинградскую цензуру циркулярами и напоминаниями такого рода: “Обращаем внимание на журнал “ЕЖ”: недостаточно тщательное редактирование, натуралистические сценки и т. д. Политконтролю необходимо добиться через редакцию очищения журнала от указанных дефектов, особенно недопустимых в детской литературе”. [9 ЦГАЛИ СПб. Ф. 281. Оп. 1 Д. 43. Л. 197] Цезоры внимательно следили за так называемым “нежелательны контекстом”. Обнаружен он был. в частности, в 12-м номере “Чижа” за 1935. : “этом номере журнала, - доносит цензор, - редакция помещает стихотворение, посвященное т. Кирову, и его портрет. Политической нетактичностью редакции является совмещение материала с иллюстрацией на обложке– веселой манифестацией героев “Чижа” за 1935 г”. В результате обложка журнала заменена: на ней размещены “нейтральные”в политическом отношении рисунки (сценка зимних детских игр, фигурки животных и т. п. ), поскольку на первой странице действительно помещен траурный портрет Кирова и стихотворение, посвященное“прощанию” с ним, принадлежащее перу “Игоря Соколова, 9 лет”. В 1931—1932 гг. детские газеты и журналы публиковали в основном материалы, связанные с развитием промышленности и сельского хозяйства нашей страны, а также материалы, посвященные различным политическим событиям в мире. Публицистические и документальные жанры настолько разрослись и укоренились в детской периодике, что практически вытеснили другие, более близкие ребенку жанры. Причем, качество подобного рода публикаций оставляло желать лучшего—написанные сухим, скучным языком, они представляли собой чаще всего нагромождение множества малодоступных пониманию ребенка событий и фактов. Номера“Ежа”за эти годы от первой до последней страницы также были отданы под самые злободневные темы, выдвинутые временем. Однако их публицистика по своему качеству существенно отличалась от продукции других изданий. Ярко и убедительно со страниц“Ежа” звучали и “Война с Днепром”С. Маршака, и очерки М. Ильина о первой пятилетке, и пламенные корреспонденции Б. Житкова, и нестандартные публицистические работы Н. Олейникова, Л. Савельева, Е. Шварца, С. Безбородова, В. Кетлинской, С. Бочкова. Их авторы, как и все, говорили со своими читателями о сложнейших вопросах современности и о задачах, стоящих перед юными пионерами, но делали это не педантично и декларативно, без трескотни и ложного пафоса, а увлеченно и страстно [10 Исакова Н. Н. Журнал “Еж” — зачинатель детской публицистики. Литература и общество. — Петрозаводск, 1972. —С. 112—130]. Интереснейшими сюжетными и композиционными находками, юмором, искренностью чувств наполнено публицистическое творчество Н. Олейникова. С его именем связано возникновение в советской литературе нового жанра— художественной публицистики для детей. Таковыми были очерки Олейникова “Сколько тебе лет? ” (Еж. — 1928. — № 2), “Праздник” (Еж. — 1928. — № 3), “Учитель географии” (Еж. — 1928. — № 10). Впервые отказавшись от традиционного освещения юбилейных — “календарных” —дат, писатель создал на заданные темы полнокровные, сюжетно и композиционно законченные литературные произведения. Кроме того, Олейников стал первооткрывателем еще одного нового явления в детской литературе—жанра политического фельетона. Начало этому жанру положили его очерки, посвященные политическим событиям за рубежом: “Прохор Тыля” (Еж. — 1928. — №4), “Отто Браун” (Еж. — 1928. — № 5) и др. Подлинно новаторским явилось также и творчество М. Ильина. Классикой стали очерки Ильина о первой пятилетке: “Тысяча и одна задача”, “Цифры-картинки” (Еж. — 1929. — № 10), “По огненным следам” (Еж. — 1930. — № 1), “Новый помощник” (Еж. — 1930. — № 8), “Перестройка пустыни” (Еж. — 1934. — № 5), “Живая карта” (Еж. --1934. —№ 11) и др. Сначала это были всего лишь подписи к картинкам о недавно принятом пятилетнем плане. Постепенно, шаг за шагом продвигая читателя вперед, писатель конкретизировал эти понятия, на понятных ребенку примерах раскрывал суть сложных явлений. О чем бы ни шла речь в очерках М. Ильина, маленький читатель всегда чувствовал себя не сторонним наблюдателем, а активным участником описываемых событий—сопереживал им, размышлял над возникшими проблемами, вместе с автором пытался найти единственно верные пути их устранения; кроме того, он всегда получал много попутных сведений, полезных и занимательных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5