бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Сравнительный анализ сказок, сочиненных студентами музыкального и психологического факультетов бесплатно рефераты

Логика построения сюжета, словарный запас не зависят от принадлежности испытуемого к той или иной группе, данные показатели индивидуальны.

Следует начать с названий несуществующих животных. Во всех рисунках они различны, но следует отметить некоторое сходство в преобладании видов названий у психологов, как группы, так и у музыкантов. Уменьшительно-ласкательные названия у психологов встречаются в 6-ти случаях: Лесик-Калесик, Лапуська, Малышка, Клепа, Кошарик, Пумпусик; т.е. больше чем в 1/2 рассказов, при этом представляют собой подлинно ласкательные названия, без иронического оттенка, что можно интерпретировать как доброжелательное отношение к окружающим, определенную степень открытости, непосредственности и доверчивости. В то время как у музыкантов, они встречаются лишь в 2-х рассказах (1/5 рассказов): Капик, Пузочесик, причем первое в большей степени свидетельствует о рациональности (Капик - производное от капли, само животное изображено в форме капли); а второе об иронически-снисходительном отношении к окружающим. У музыкантов же в большей части рассказов (60%) встречаются названия, которые в большей мере можно отнести к рациональным с оттенком научности: Этлания, Облакиня, Бентон, Склинфы, Серенадун (производное от «серенада»), Капик, - что можно трактовать как конкретную установку при ориентировке и адаптации, а также направленности на демонстрацию собственного разума и эрудиции. Это, возможно, является защитной реакцией студентов на устоявшееся в обществе мнение о людях творческих профессий, как подвластных эмоциям, импульсам.

По сравнению с музыкантами, у психологов снижена продуктивность рассказов. Мы приводим таблицу количества слов. Первый столбец количество слов в рассказах музыкантов, а второй - психологов.

Количество слов в рассказах

Музыканты

Психологи

168

145

309

154

180

78

251

169

220

58

322

121

15

174

148

60

181

116

244

329

Только в одном случае рассказ музыканта составляет 15 слов, но по его содержанию можно сделать вывод, что сработала защитная реакция на обследование. Если его не брать в расчет, то средняя длина рассказа у музыкантов составляет 224(203) слова, в то время как у психологов - 140 (учитывая и один самый длинный рассказ в 329 слов). Это можно интерпретировать с двух разных позиций: 1) можно говорить о снижении творческих возможностей у психологов, 2) можно предположить, что это явилось следствием того, что эти студенты догадались об истинной цели исследования. Но следует отметить невысокое качество рассказов и их малую информативность у психологов, которые сочетаются с низкой продуктивностью.

Содержательный анализ сказок.

У студентов музыкального факультета в 3-х работах: «Серенадун», «Облакиня» и «Этлания» мы выявили наличие атрибутов, связанных с будущей профессиональной деятельностью испытуемых. Так, сказка о Серенадуне включает в себя музыкальные «гастроли», само животное нарисовано с гитарой, в рисунке «Облакиня» весь лист «усеян» нотами, в рисунке «Этлания» в голове животного также ноты. Возможно, это говорит о положительной мотивации к учебе в ВУЗе и будущей профессии, уверенности в правильности сделанного выбора.

У студентов факультета психологии такие яркие, явные атрибуты отсутствуют. Но профессиональной атрибутики как таковой нет и в реальной жизни. Зато отмечается употребление тем гуманистического характера. К таким случаям следует отнести сказки о Счастьеносе, Лапуське, Лесике-Калесике, Марушке. В основе сюжета положена тема помощи другим, полезности. Так, в сказке о Счатьеносе повествуется об удивительном животном, которое приносит людям счастье. Когда оно было украдено «марсианами», «земляне стали ругаться между собой, опять у них все пошло плохо». То есть оно спасало людей от раздоров, ссор, возможно, войн. Но затем животное было «освобождено из рук врага», и вновь «земляне зажили очень хорошо». В другой сказке говорится о «доброй-предоброй» о Лапуське, которая «уж очень любила детей». Она была другом всех маленьких ребят. Лесик-Калесик также «был очень добрым и дружелюбным». Жители леса «приходили к нему за советом или просто поговорить по душам». Очень метафорично выражение: «Лесик-Калесик всегда выручал и показывал заблудившемуся дорогу домой». Что можно рассматривать как проецирование на животного представлений о своем предназначении как психолога. Марушка - животное, которое «кто увидит, то счастье получит». В своих характеристиках животные очень похожи, как, наверное, похожи и представления испытуемых о роли психолога и его основных функциях (советник, друг, помощник, носитель счастья, его даритель). Но дальнейшее развитие событий в сказках сугубо индивидуально. Таким образом, в ситуации данного эксперимента в 40% случаев испытуемым-психологам свойственно проявлять в написании сказок черты, ожидаемые от человека данной профессии в обществе.

Следует отметить и еще одну особенность, в 3-х сказках психологов встречаются справочные суждения (человеческие имена второстепенных персонажей, указание дат): «32 января 9999г», «через 1 час», «через 3 суток» (сказка о Счастьеносе), «мальчик Гена» (сказка о Лапуське), «подружка по имени Катя», «исполнялось 6 лет» (сказка об Улыбке). В ТАТ такие показатели свидетельствуют о личностных изменениях испытуемого или о болезненном процессе (по Раппапорту). Естественно в таком случае должен учитываться и ряд других признаков. У музыкантов справочные суждения такого характера не встречаются.

Тема - то, о чем сюжет, на чем строится интрига действия; толкуется как значимая сфера жизни испытуемого. Например, очевидно различную заинтересованность отражают такие темы как путешествия, семейные сцены, поиск друзей, таинственные превращения, исполнение желаний и т.д.

К значимым сферам музыкантов следует отнести:

· поиск спутника жизни, любовь (2 сказки о Мрипуприке и о Серенадуне);

· жилищная проблема (1 сказка о Бентоне);

· поиск себя, проблема идентификации (1 сказка о Гузяке);

· поиск своего места в социуме, проблема социальной справедливости (1 сказка о Сигме);

· проблема перепадов настроения (1 сказка о Капике);

· проблема скрытности и замкнутости (рисунок Облакиня, сказка про осла);

· проблема страха и боязни (Пузочесик). а также проблемы привлекательности, гордости, целей и средств достижения.

К значимым сферам психологов относятся:

· одиночество, поиск друзей (5 сказок о Лесике-Калесике, Лапуське, Клепе, Улыбке, Кошарике);

· поиск спутника жизни, любовь (в чистом виде в 2 сказках - о Малышке и Пумпусике);

· социальное взаимодействие, помощь людям, дарение счастья (2 сказки о Счастьеносе, Марушке, эта же тема проходит и в сказках о Лесике-Калесике, Лапуське);

· проблема достижения желаемого, но невозможного (1 сказка о Жаркрале).

Нас заинтересовал вопрос, почему у студентов психологического факультета часто встречается проблема поиска друзей (в 50% случаев). Мы пришли к выводу, что в основе данного различия лежат возрастные особенности. Как оказалось, возраст студентов 2-го курса факультета музыкального образования составляет 20-21 год (так как большинство из них до поступления в ВУЗ окончили музыкальное училище); в то время как возраст психологов - 18 лет.

Позиции героя и самостоятельность в решении проблем. Следует сразу отметить, что в сказках описывается не реальный стиль поведения испытуемого, он лишь моделирует ситуацию и предполагает, как бы поступил в данном случае. То есть мы имеем дело с продуктами воображения, а не с проявлениями действительного поведения. Рассматривая сказки музыкантов и психологов, следует отметить, что различий в процентном соотношении активных и пассивных позиций персонажей нет. И в той, и в другой группах ярко выраженная активная позиция присутствует в 50% рассказов, пассивная позиция - 20%, неоднозначная (когда активность проявляется одинаково и со стороны главного героя и со стороны второстепенных персонажей, среды) - 30%.

Исход сказки у психологов положительный во всех 10 сказках; у музыкантов - в 8-ми сказках и отрицательный в 2-х (о Серенадуне, об осле). Следует отметить, что 2 рассказа музыкантов завершаются своеобразной моралью: «Отсюда - не в красоте счастье, а в понимании души человеческой» (Мрипуприк), «не надо быть наивным, филин. Мудрый Бентон». Так же интересен тот факт, что в одной сказке психолога и в одной сказке музыканта в конце задается риторический вопрос, своеобразное обращение к читателю, предполагающее обратную связь:

- Вспомните и Вы, может, у Вас также был такой хороший друг, про которого никто из взрослых не знал? Не получается? Это все потому, что только в детстве ты его знаешь, а когда вырастаешь, то забываешь… (Лапуська);

- А вы видели Радугу? Иногда их бывает две, а то и три - то-то веселая игра идет в небесах (Склинфы).

Что касается творческих возможностей студентов, то у психологов они снижены. Это выражается в том, что животные принимают форму «готового», существующего животного: Пумпусик - обыкновенный кот, «не оснащенный никакими дополнительными деталями»; если само животное Кошарик можно отнести к несуществующему, то этого явно не скажешь о его названии, Улыбка представляет собой человека с крыльями, Клепа похож на персонажа из мультика (Чебурашку), Малыш напоминает кролика или зайца. Все это говорит о том, что 50% испытуемых склонны брать за основу готовое, использовать шаблон, не прилагая усилий к придумыванию чего-то особенного. У музыкантов в 1-м случае при рисовании животного наблюдается снижение творческих возможностей: Капик (похож на каплю).

Что касается самих рассказов, то наличие творческих возможностей определяется по аналогии с ТАТ: сила замысла, живость, жизненность восприятия, наличие в рассказах зрительных, слуховых, тактильных ощущений. У психологов зрительные ощущения присутствуют в 4-х сказках (40%), частота встречаемости редко превышает один раз: «ярко-ярко», «белые-белые», «солнечные-солнечные» (о Счатьеносе), «в темном-темном лесу, на темном-темном дереве» (о Марушке), «глядя на голубое небо, на его глубину и красоту» (о Жаркрале), «цвета спелой ржи» (о Клепе). Слуховые ощущения (за исключением выражений «сказал», «ответил») и тактильные ощущения не встречаются. Сила замысла и живость восприятия наблюдается в 6-ти рассказах: Счатьенос, Лесик-калесик, Лапуська, Улыбка, Пумпусик, Жаркраль.

У музыкантов же сказки в 60% случаев наполнены зрительными, слуховыми, тактильными ощущениями, богаты сравнительными оборотами, метафорами: «его уши улавливали любые звуки» (Бентон); «ночная, распустившаяся роза, нежная, как водяная лилия, благоухающая, как ландыш»; «услышав прекрасный голос» (о Серенадуне); «юные листочки трепал весенний ветерок»; «слышится какой-то тихий серебряный звон и надежда» (о Капике); «улыбнувшись первым лучам солнца»; «тысяча разноцветных огней вспыхнуло в эту секунду, переливаясь в лучах солнца»; «обязательно цветное, например, оранжевое или изумрудно-желтое» (об Этлании); «в самой темной части леса»; «слышит за огромным деревом около малины жалобный стон»; «ранил ее в лапу» (Пузочесик); «в Мире полном красок, цветов»; «каждая капля заискрилась, засверкала словно драгоценность» (Склинфы). Сила замысла и живость восприятия встречается в 9-ти рассказах. К этим рассказам не относится только рассказ об осле, так как он представляет собой защитную реакцию испытуемого на обследование (15 слов).

Заключение.

Нами было проведено исследование на факультетах психологии и музыкального образования, в котором участвовали студенты 2-го курса. Они, как уже упоминалось, рисовали несуществующее животное и сочиняли сказку о нем. В ходе проведения исследования были получены следующие результаты:

a) общие черты в написании сказок студентами:

- 70% испытуемых идентифицировали себя с героем противоположного пола (в исследовании принимали участие девушки);

- логика построения сюжета, словарный запас индивидуальны;

- ярко выраженная активная позиция присутствует в 50% рассказов, пассивная позиция - 20%, неоднозначная (когда активность проявляется одинаково и со стороны главного героя и со стороны второстепенных персонажей, среды) - 30%;

- в одной сказке психолога и в одной сказке музыканта в конце задается риторический вопрос, своеобразное обращение к читателю, предполагающее обратную связь;

б) различия в сочинении сказок студентами:

- в 60% случаев у психологов название животного уменьшительно-ласкательное, у музыкантов лишь в 20%; в 60% случаев у музыкантов встречается рациональное название животного с оттенком научности;

- низкая продуктивность рассказов психологов, средняя длина рассказа 140 слов, в то время как у музыкантов - 203 слова;

- наличие у музыкантов атрибутов связанных с их профессиональной деятельностью в 30% случаев; наличие в 40% рассказов психологов гуманистических тем, связанных с оказанием помощи, при этом герой выступает как советник, друг, помощник, носитель счастья, его даритель, т.е. проявление в написании сказок черт, ожидаемых от человека данной профессии в обществе;

- в 30% сказок психологов встречаются справочные суждения (время, имена людей);

- в 20% случаев у музыкантов в конце сказки присутствует мораль;

- темы сказок индивидуальны, но в 50% сказок психологов встречается проблема поиска друга, что может быть обусловлено возрастом испытуемых (психологам на момент проведения исследования - 18 лет, а большинству музыкантов - 20-21 год);

- положительный исход сказки у психологов в 100% случаев, у музыкантов - 80%;

- творческие возможности, выявленные при рисовании животного и придумывании ему названия: 50% психологов склонны брать за основу «готовое», использовать шаблон, и 10% музыкантов;

- творческие возможности, выявленные при написании сказок: у психологов зрительные ощущения присутствуют в 40% сказок, слуховые и тактильные отсутствуют, сила замысла, образность в 60% случаев; в то время как у музыкантов присутствуют все виды ощущений в 60% случаев и сила замысла, живость восприятия в 90%.

Мы не можем утверждать, что данные различия обусловлены обучением на конкретном факультете. Мы лишь можем констатировать, что они имеют место. Вопрос же о первичности: обуславливают ли индивидуальные способности (черты личности, стиль поведения) выбор конкретного вида будущей деятельности или учебная ситуация обуславливает проявление данных особенностей, - остается нерешенным. Но можно быть уверенными в том, что проективная сказка позволяет изучать особенности юношеского возраста и проблемы, возникающие на данном возрастном этапе.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: в сочинении сказок студентами музыкального и психологического факультетов имеют место существенные различия (продуктивность, профессиональная атрибутика, творческие возможности, некоторые особенности в сюжете: справочные суждения, мораль, исход). Но следует отметить, что существует ряд особенностей, которые сугубо индивидуальны и соответственно никак не зависят от принадлежности испытуемого к той или иной группе. Поэтому они проявляются и у психологов и у музыкантов в примерно одинаковом процентном соотношении (позиция персонажа, психосексуальная идентификация и также некоторые особенности в построении сюжета, например, риторический вопрос). Естественно, полученные данные требуют дальнейшей проверки и подтверждений, что возможно при воспроизводящем исследовании. Кроме того, мы предполагаем расширить выборку, для проверки и уточнения процентных соотношений. В дальнейшей работе мы намерены провести данное исследование на факультетах иностранных языков, журналистики и художественного образования.

Приложение.

Сказки, сочиненные студентами-психологами.

Счатьенос.

Однажды, на облаках произошло чудо. 32 января 9999г. люди увидели, что небо над их головами стало светить ярко-ярко. «Что случилось? Что такое?» - твердили все.

Как-то раз прибыли марсиане на Землю, их было трое. Они были очень несчастными, им все не нравилось у себя на планете. И тут они узнают, что земляне становятся с каждым часом счастливей и счастливей. И тут они узнают, что в их атмосфере было обнаружено животное, которое приносит всем счастье. Люди назвали его счатьенос.

Страницы: 1, 2, 3, 4