бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Сравнительное иследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классах различного профиля бесплатно рефераты

Не создавать условия для закрепления патохарактерологических качеств;

При формировании детских коллективов учитывать совместимость акцентуаций.

Необходимо целенаправленно информировать родителей и педагогов по вопросам воспитания, чтобы по возможности исключить гиперопеку и безнадзорность. Для классного руководителя - ввести коррекцию во взаимоотношения с школьниками.

Учитывая, что исследование проводилось в массовой школе, то полученный негативный результат можно объяснить не вполне благоприятной социальной средой г. Зеленодольска (низкий уровень средней заработной платы по городу в целом, безработица, криминальная среда). При неблагоприятном стечении обстоятельств ряд акцентуаций переходит в соответствующие психопатии. Эта проблема состоит в том, что может повлечь за собой рост числа психических заболеваний в обществе, а также девиаций. Формирование комплексной психотравмирующей среды может привести к обострению акцентуаций и формированию патологии характера (неврозы, реактивные депрессии). Или же может привести к делинквентному поведению, то есть к правовым нарушениям. Например, к бродяжничеству, токсикомании, транзиторным сексуальным девиациям (ранняя половая жизнь, гомосексуализм, промискуитет). Особенно обостряет акцентуации продолжительное действие какого-либо травмирующего фактора (болезнь и т.д.), социальное неблагополучие в критическом возрасте. Условно можно определить, что для демонстративной личности это детство, для тревожной - первые классы школы, для застревающей - 11-13 лет, для экзальтированной - 11-13 до 16-17 лет.

Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, акцентуированные черты нужно корректировать в детстве. Большинство акцентуаций характера наиболее ярко проявляются к подростковому возрасту, поэтому необходимо организовывать тренинги по регуляции психоэмоционального состояния. На основе полученных результатов исследования определились некоторые области коррекционной работы.

В основном было обращено внимание на осуществление коррекции гипертимного, экзальтированного, педантичного и циклотимного типов акцентуаций.

Коррекция должна происходить еще в 7 классе, когда акцентуированные черты характера только начинали формироваться. Данная коррекция происходила следующим образом:

Гипертимность: Коррекция эмоционально-волевой сферы и критики к себе. Необходим контроль со стороны старших, развитие волевых качеств (например, занятия спортом-борьбой и т.д.). Нужно проводить тренинг личностных качеств.

Педантичность: Коррекция застревания на неудачах, формирование позитивного отношения к себе и положительной самооценки.

Циклотимность: Надо компенсировать склонность к перепадам настроения. Необходимо проводить тренинг оптимистического настроения, арттеропию.

Экзальтированность: Компенсировать неадекватно-эмоциональное восприятие окружающих. Необходима коррекционная арттерапия в разных формах, сказка-терапия, тренинг общения и занятия искусством.

Заключение

В работе были проанализированы научные труды известных педагогов и психологов, посвященные проблеме изучения индивидуальных и социально - психологических особенностей личности. Была рассмотрена взаимосвязь некоторых социально - психологических особенностей личности старшеклассников с выбором профиля обучения. Сравнение индивидуально-психологических особенностей школьников милицейского и физико-математического класса выявило не значительные индивидуально-психологические различия по таким показателям как спонтанность и агрессия, возбудимость, креативность, синергия, самопринятие и ценностные ориентации. Выдвинутая в исследовании гипотеза: подтвердилась.

Было выявлено, что спонтанность, агрессия более выражены старшеклассников милицейского класса, а возбудимость, креативность, синергия, самопринятие более выражены у старшеклассников физико-математического класса. Результаты проведенного исследования дают основание для утверждения, что:

1.Индивидуально-психологические особенности влияют на выбор будущей профессии;

2. Обучение в профильном классе приводит к изменению некоторых индивидуально-психологических качеств учащихся. В частности у учеников милицейского класса. Средний уровень спонтанности и агрессивности через шесть месяцев снизился и стал на уровне нормы, что может свидетельствовать о влиянии специфики деятельности на индивидуально-психологические особенности. Это свидетельствует о сложной взаимосвязи между предпочтением личностью определенного вида деятельности и влияния деятельности на личность.

Проведенное исследование нельзя назвать окончательным. Можно наметить следующие возможности для развития этой темы:

Более глубокое изучение взаимосвязи между влиянием деятельности на личностные особенности и выбора профессии;

Проведение коррекционной работы в соответствии с полученными результатами;

Отслеживание произошедших изменений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. - Изд. 6-е., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2001.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.2т. - М.:Педагогика, 1980. - 290с.,287с.

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Изд-во КГУ,1996. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 1993.

Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2000.

Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.

Ассаджиоли Р. Психосинтез. - М.: ЭКСМОПРЕСС, 2002.

Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 2000.

Бассиюни К. Воспитание народоубийц.(Власть или зрелость.О принуждении к послушанию и стремлении к автономии) / Перевод с нем. А.Д.Пономарева - СПб.: Академический проект,1999.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.

Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М.,2000.

Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988, -190 с.

Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности./ Под. Ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: МПА, 1995.

Большаков В.Ю. Психотренинг.Социодинамика.Игры.Упражнения. - СПб., 1994.

Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

Бэрон Р., Ричардсрн Д. Агрессия. - СПб., 2000.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984.

Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. - Минск,

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М., 1999.

Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. - Москва-Рига, 2000.

Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

Гуревич К.М. Принцип коррекционности в методиках психологической диагностики // научнометодические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. - М., 1988.

Дако П. Новое искусство жить./ Пер. с франц. - М.: Институт практической психологии, 1995.

Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М.: РАГС, 1999.

Егидес А.П. Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности. - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.

Егидес А.П. Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.

Егидес А.П., Сугробова Н.Ш. Как научиться разбираться в людях. - Алма-Ата: Казахстан: АО «Караван», 1991.

Елисеев О.П. Конструктивноя типология и психодиагностика личности. - Псков: Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994.

Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - 2-е изд., испр. и перераб. - СПб.: Питер, 2003.

Зинченко А.П. Аффект и интеллект в образовании. - М., 1995.

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ. - Самара: Изд-во «АВС», 1997.

Клиническая психология. / Сост. и общая ред. Н.В.Тарабриной. - СПб.: Питер,2000.

Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: Медицина, 1995.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвящение, 1997.

Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков : Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск: Беларусь, 1988.

Кречмер Э. Строение тела и характер / Пер. с нем. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.

Лазурский А.Ф. Самовоспитание школьников. - М.: Педагогика, 1976, - 160 с.

Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. В.Лещинской. - М.: Изд-во Эксмо, 2002.

Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - 2-е изд., доп. и перераб. - Л.: Медецина, 1983.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.

Маслоу А. Мотивация и личность. Спб.,2001.

Маслоу А. Самоактуализация.// Психология личности. - М.: 1982. - 108-117 с.

Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, 2001.

Миславский Ю.М. Наркомания и неврозы. // Патохарактерологические исслдования у подростков. / под. Ред. Личко А.Е., Иванова И.П. - М.: МГУ, 1993.

Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. - М., 1995, - 360 с.

Общая психология / Состав. Е.И. Рогов. - М.: Владос, 1995.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Просвещение,.

Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетенстности). М.: Академический Проект, 2002.

Простомолов В.Ф. Гигиена и тайны души. - Простомолов В.Ф., 1992.

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1996.

Психологические тесты / Под. Ред. А.А.Карелина. В 2 т. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002.

Роббер М.-А., Тильман Ф. Психология в школе / Хрестоматия по социальной психологии (сост. Т.В.Кусатова). - М.: Междунар. педагогич. академия,1993.

Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М. Злоткин. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. И вступ. Ст. Л.П.Петровской. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1993.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. - М., 1995.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 1960.

Сержантов В.Ф. Характер как деструктивное поведение. - СПб.: Ривьера, 1993.

Словарь-справочник по психологической диагностике / Сост. Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - Киев: Наукова думка, 1989.

Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 1, 2, 2. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

Современный словарь по психологии / Авт.-сост. В.В.Юрчук. - Мн.: Элайда, 2000.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов н / Д.: «Феникс», 1999.

Сугробова Н.Ш. Как разбираться в людях. - Алма-Ата, 1991.

Фельдштейн Д.И.Проблемы возрастной и педагогической психологии (избранные психологические труды). - М.:МПА, 1995.

Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика - М.,1998.

Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992.

Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995.

Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. - СПб.: Речь, 2003.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек - манипулятор. - Минск, - 1992.

Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии/Пер. с англ. В.Абабкова, В.Гаврилова. - СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 624 с.

Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) / Педагогика и логика. - М.: «Касталь», 1992.

Энциклопедия психологических тестов. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Юнг К. Проблемы души нашего времени. - М., 1994, 17 с.

Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного поведения//Вопросы психологии, 1995 №2 - 34-37с.

Приложение

Приложение 1

Опросник Шмишека

Содержит 88 пунктов и 10 шкал, классификация на основе типологии К.Леонгарда.

К. Леонгард выделял десять разновидностей акцентуаций характера, которые соответствуют десяти шкалам:

11. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью. Экстравертированность.

12. Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями, целеустремленность в тесной связи с высоким энергетизмом и агрессивностью.

13. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека. Интровертированность.

14. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий, свойственно любовь к порядку, консерватизм.

15. Тревожно-боязливый тип. Основная черта - склонность к страхам, повышенная робость, пугливость, высокий уровень тревожности.

16. Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз.

17. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения, свойственны - эгоистичность, конфликтность.

18. Застревающий тип. Склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Слишком устремленные, «упертые в одно». В эмоциональном отношении ригидны.

19. Дистимический тип. Является противоположным гипертимическому, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, очень низкой энергичностью, обидчивостью; острый критический взгляд.

20. Аффективно-экзальтированный тип. Людям этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, медлительность, внимательность к людям, несамостоятельность.

Характерологический опросник Шмишека помог выявить акцентуации характера у подростков.

Результаты по тесту Шмишека в милицейском классе октябрь 2005

Г

З

Э

Пед

Т

Ц

Дем

В

Дис

Э

1

15

10

15

8

21

15

20

3

9

12

2

18

6

18

12

18

24

22

12

12

18

3

18

8

21

6

6

12

18

12

12

12

4

18

12

6

12

3

12

18

9

6

12

5

9

6

6

8

3

12

14

9

12

24

6

15

18

18

8

15

18

16

6

12

12

7

3

12

20

6

12

9

6

3

15

18

8

15

10

21

18

15

12

14

9

6

18

9

15

16

18

10

18

12

18

12

9

12

10

12

9

10

9

12

14

6

9

6

18

11

12

18

21

16

15

18

14

14

18

18

12

12

14

9

8

12

9

12

12

12

12

13

21

16

18

10

3

6

8

9

10

24

14

18

9

10

6

9

14

12

15

24

12

15

21

16

12

6

9

18

18

9

18

12

16

6

6

12

6

3

6

6

12

6

9

17

18

14

12

8

6

3

3

14

3

18

18

18

16

9

4

6

15

14

12

15

24

19

6

6

12

6

3

6

6

12

9

12

20

18

20

9

6

3

9

6

6

9

6

21

18

8

12

4

12

9

8

8

9

6

22

9

16

18

6

12

15

8

15

6

12

23

21

16

12

10

12

12

18

18

12

12

24

21

18

12

6

6

12

18

9

9

12

25

15

12

21

10

15

21

8

21

9

18

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15