бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Сравнительная психология и зоопсихология - (реферат) бесплатно рефераты

p>В эту группу входят хрящевые и костные рыбы, амфибии, рептилии и все остальные животные

Хрящевые рыбы: акулы могут ориентироваться по отдельным свойствам объекта: чувствуют запах крови на расстоянии нескольких километров. Существует два вида акул—катраны и кошачьи акулы, сходные по строению, но различные по обучаемости (пропущено).

Рептилии более подвижны, чем амфибии. Появляется кора полушарий —мозг освобождается от непосредственной связи с рецепторами, сигналы переключаются через происходит обобщение информации, поступающей в мозг от разны органов чувств—более полное взаимодействие со средой. Взаимодействие со средой: в пищевом поведении наблюдаются более cложные формы заботы о потомстве. Поведение врожденное, но с опытом модифицируется. Пластичность поведения. В основном изучались черепахи. Они различают форму, вертикальные и горизонтальные полосы (70-80 проб), но задачи на выявление абстрактного признака "неодинаковое" (3 изображение: 2 одинаковых, 1—отличное) решать не способны. Выучивание одного признака, нет способности к переносу. Опыт не может быть использован для решения других задач того же типа. Лабиринт: черепахи выучиваются проходить 4-6-тупиковый лабиринт, т. к. в природе они сталкиваются с подобными ситуациями (норы). Экстраполяция: преодоление преграды+способность предвидеть направление перемещения корма. Не все—около половины черепах, и сухопутные лучше. Эта группа, по сравнению с амфибиями, более прогрессивная (НС и образ жизни), поэтому способность к научению развита лучше, хотя есть недостатки.

У птиц взаимосвязь со средой более сложная и разнообразная, птицынамного подвижнее, активны круглый год (теплокровность), взаимосвязи в сфере питания определяются темии объектами питания, которые вид использует. У некоторых видов объекты питания—крупные животные, процесс поимки которых оченб сложен. Некоторые птицы научились использовать примитивные орудия для разделывания пищи (кактусы, палочки, камни). Взаимосвязи в сфере заботы о потомстве тоже сложнее. Выбор места для гнезда, охрана территории, выкармливание и обучение птенцов—в этих сферах вррожденные и приобретеные элементы поведения тесносвязаны. Впервые птицы могут обогащать свой опыт через наблюдение. Птенцы стервятников, как только начинают хoдить, исслеуют камни. Если подложить яйцо страуса, птенцы начинают бросать в него камни, с каждым разом точнее и сильнее. Это индивидуальное. Дополнение к врожденному поведению: интерес к камням есть и у детенышей, которые развивались без сверстников. Имитационное научение: групповые птицы наблюдают за поведением друг друга, и если одна особь научилась делать что-то новое и полезное, остальные получают опыт через подражание. Пластичность поведения очень высока, ассоциативные связи часто вырабатываются с 1-2 сочетаний, т. к. птицы отличаются большой наблюдательностью, замечают изменения в ситуации и связывают эти изменения с собственными действиями. Помнят выученное гораздо дольше: куры, утки и гуси помнят сигнал о пище около 3 месяцев, врановые помнят выученное от 5 месяцев до 2 лет. Птица различаются по уровню психического развития. Лучше—врановые, попугаи и дневные хищники. Все они питаются разнообразным кормом, и сложные взаимосвязи влияют на. Наиболее примитивные птицы— курицы, наиболее развиты —врановые (с 1го сочетания). Именно у пиц впервые появляется игра, как у молодняка, так и взрослых особей. У молодняка игра тесно связана с особенностями образа жизни. Хищники в игре имитируют охоту, воронята активно играют с предметами, врановые—локомоторная игра, в зависимости от условий обитания. Особенно разнообразна такая игра в условиях города, где птицы могут использовать предметы: катание, отнимание. Локомоторно-манипуляционная игра: ворона кидает по водосточной трубе камень и внизу пытается его поймать. Развито исследовательское поведение (его трудно иногда отличить от манипуляционной игры, т. к. часто одно перерастает в другое). В экспериментальных ситуациях птицы легко обучаются различным инструментальным действиям, эти навыки образуются очень быстро (до 10 сочетаний). Например, голуби учатся дергать за рычаг, чтобы получить пищу. Кроме того, есть способность к различению количество предметов. Способность к ситуационному звукоподражанию (особенно развита у скворцов Майна и попугаев). Птицы способны связывать звуки с обстановкой и в дальнейшем издавать эти звуки в подобной ситуации.

Возможности органов чувств у млекопитающих: исключительная острота органов чувств, способность к различению минимальных концентраций химических веществ, способность к тончайшей зрительной дифференцировки. Обоняние: собаки используются для распознания (обнаружения) преступников по запаху, но способны и к более тонкой дифференцировке: они могут по запаху человеческого волоса (до 5 см), концентрированного на абсорбенте, отличить преступника, могут различить однояйцевых близнецов, могут распознать наличие болезни (шизофрения) у человек, различают индивидуальный запах холоднокровных животных. Зрительные анализаторы: Цариф и умный Ганс—лошади, демонстрировавшие способность разговаривать и решать сложные математические задачи. Выяснилось, что лошади могут научится наблюдать за малейшими непроизвольными движениями человека (руки, ноги, голова), его мимикой, и связывать эти движения с решениями задач, которые ставит животному человек. Взаимосвязи со средой очень разнообразны.

    7. ОТЛИЧИЯ МЛЕКОВ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ.

Взаимоотношения между особями. Для взаимосвязей в сфере общения, группового поведения характерно выделение функциональных групп—не врожденное, а основанное на опыте, склонностях к определенному виду деятельности, особенностях НС. Животное может легко переключаться на выполнение других функций. Кроме того, разнообразны типы иерархических отношений: соподчинение может быть линейным, ветвящимся или круговым. Наиболее высокие по рангу особи обычно более агрессивны, но далеко не всегда это особи, наиболее развитые психически. Чаще всего наиболее высокий уровень психики свойственен субдоминантным особям. Кроме иерархических существуют другие типы взаимоотношений. Например, в табуне есть вожак (обычно это молодой жеребец, его функции—охрана и патрулирование территории) и лидер (старая опытная кобыла, принимающая решения в табуне). Животные понимают характер отношений между другими особями. Детеныш очень рано узнает, к какому рангу относится его мать, наблюдая за ее поведением в разных ситуациях, и учится ее поведению. Часто детеныши высокоранговых матерей становятся также высокоранговыми особями. Имитационное научение. Одно из важнейших отличий млекопитающих от других видов животных—продолжительное детство, что характеризует сложность взаимосвязей млеков с миром. Длительное присутствие матери рядом с малышом обеспечивает его безопасность, дает возможность беспрепятственно играть. Долгое детство включает имитационное научение, характерное для всех животных, ведущих семейно-групповой образ жизни. Имитационное научение (научение на основе наблюдения за чужим опытом) позволяет освоить использование в деятельности предметов среды. Примером может служить орудийная деятельность у антропоидов: обезьяны используют па-лочки, камни и т. д. для добывания пищи и даже способны примитивно обрабатывать их. Такая орудийная деятельность отличается от видотипичной орудийной деятельности, врожденно присущей всем представителям данного вида.

Способность к научению. У млекопитающих ассоциативные связи вырабатываются с 1-2 сочетаний. Для многих видов характерна способность отслеживать ситуацию благодаря использованию пространственных связей; у животных с более высоким уровнем развития психики—учет более сложных связей между объектами, это увеличивает пластичное поведение и дает возможность решать более сложные задачи.

    8. ОНТОГЕНЕЗ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ.

Онтогенез включает период развития организма с момента дробления оплодотворенной яйцеклетки и до смерти.

До сих пор не выяснены закономерности онтогенеза, присущие всем животным. Во-первых, у всех животных очень различается продолжительность жизни. Во-вторых, некоторым животным свойственны метаморфозы, другим нет. Среди высших позвоночных есть зрелорождающиеся и незрелорождающиеся.

У беспозвоночных в онтогенезе преобладает процесс созревания поведения, и отдельные поведенческие акты у них появляются, и лишь незначительную роль играет облигатное поведение (достройка к условиям жизни вида). Факультативное поведение играет значительно меньшую роль.

Повлиять на протекание онтогенеза у беспозвоночных практически невозможно. 9. ОНТОГЕНЕЗ ПОЗВОНОЧНЫХ.

Периодизация (продолжительность всех периодов у разных видов разная): 1. Эмбриональный (пренатальный) — с момента дробления оплодотворенной клетки и до рождения 2. Постимбриональный (постнатальный) — с рождения

я ранний постнатальный (особенно продолжителен у незрелорождающихся животных). Его окончание— прозревание.

я ювенильный (игровой) заканчивается с началом полового созревания я половое созревание

    я зрелость
    я старческий период

В эволюции наблюдается увеличение длительности онтогенеза. В этом усматривается условие, позволяющее животным достичь высокого уровня психического развития. Это дает возможности для изучения окружающего мира. Животное учится отражать мир предметов и других животных с помощью своих сенсорных возможностей. Продолжительный период о позволяет животным осваивать опыт своего вида как путем облигатного научения (практика), так и путем факультативного поведения, подражая взрослым животным (наблюдение). Благодаря продолжительному онтогенезу оказывается возможным путем факультативного имитационного поведения овладеть теми способами взаимодействия со средой, которые свойственны данной популяции, стае, семье, а некоторые из этих традиций очень сложны. Кроме того, появляется возможность познавать окружающий мир через игру, которая появляется только у высших животных.

Пренатальный период. Первые исследования, посвященые анализу двигательной активности у зародышей проводил в 20х-30х годах Цинянг Куо, наблюдая за курятами через прорезь в яйце. Движения делаются все более энергичнее и т. д. Было выяснено, что зародыши способны обучаться, привыкая к постоянно действующему раздражителю. "Комплекс оживления". У зародыша можно выработать ассоциативные связи, причем именно у незрелорождающихся животных— крысят. 10. ПРОЦЕДУРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ.

Депривация с изоляцией: происходит обеднение среды, и все изменения происходят за счет обитания животного в обедненной среде. Изменения разные; чем короче онтогенез, тем результаты изменений менее выражены. Поведение в функциональной сфере незначительное (только нарушение половой функции у самцов и гнездостроительство у самок—у крыс). У остальных животных (например, псовые) результаты проживания в обедненной среде: более низкий уровень двигательной активности, неадекватная реакция на многие раздражители, ослаблены тормозные процессы. Наиболее серьезные изменения—у приматов: проблемы с манипуляцией предметами, наиболее страдает половая сфера. Их поведение почти не поддается коррекции.

Обогащение среды: обогащение предметной среды (животное выращивается в просторных вольерах с обновляющимися игрушками, приспособлениями для развития локомоции), хендинг (ежедневно несколько раз животное держат на руках и потом сажают обратно в клетку) и джентлинг (животное берут на руки и гладят в раннем постнатальном и ювенильном периоде). Последствия всех этих процедур во многом сходны: ускоряется рост и развитие (на физиологическом уровне), такие животные меньше подвержены эмоциям (активно исследуют обстановку, не испытывая страха, и процесс освоения новых ситуаций протекает очень быстро), легче адаптируются к стрессовым ситуациям, лучше обучаются (в 2, 5 раза быстрее). Такое развивающее влияние обогащенной среды замечали и на детях. Особенно важны для нормального психического развития ребенка тактильные контакты: в раннем детстве ребенка нужно брать на руки не менее 4-х раз, в подростковом возрасте важно прикасаться.

    11. ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И НАУЧЕНИЕ.

Инстинктивное поведение включает наследственную закрепленность (унаследованный характер), адаптивность (приспособленность к конкретным условиям жизни вида), видотипичность, стереотипность и независимость от индивидуального опыта. Инстинктивное движение —врожденная координация. Инстинктивное поведение (инстинктивный поведенческий акт) включает и элементы научения.

Схема Крэга —"клин": движение, основанное на научении (большой конус) и инстинктивное движение (малый конус). Особенно большая вариативность поведения животного наблюдается на поисковой фазе, на завершающей фазе вариативность меньше, но сохраняется в ее начале благодаря моторике.

    12. КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ НАУЧЕНИЯ
    Торп выделяет научение неассоциативное и ассоциативное.

К неассоцативному относят привыкание, характерное для всех животных, от одноклеточных до человека. При ассоциативном научении образуется ассоциативная связь между двумя психическими явлениями.

Выделяют классическое обусловливание (выработка условного рефлекса, по Павлову), инструментальное, или оперантное, научение, латентное научение (научение путем проб и ошибок), инсайт и импринтинг. При оперантном научении образуется ассоциативная связь между действием и результатом, при этом животное активно, совершает действия по своей воле; его изучал Скиннер. Латентное, или скрытое, научение исследовал и пытался объяснять Толмен, наблюдая за крысами в лабиринте. В основе этого вида научения лежит исследовательская мотивация. В ходе исследовательского поведения строится то, что Толмен назвал когнитивной картой. У животного формируется психический образ компонентов среды и собственных действий в среде. После этого животное может переходить к нормальной повседневной жизни. Кроме этих ситуаций, латентное научение происходит у детенышей зверей и детей в процессе игры. Инсайт —высшая форма научение, основывается на опыте, полученном раньше при других сходных обстоятельствах. Присущ только птицам и млекам, обладающим интеллектом. Оказавшись в проблемной ситуации, животное остается неподвижным и только оценивает обстановку, не совершая никаких действий, после чего начинает действовать с учетом реально существующих связей между компонентами среды. Другие классификации:

ф подразделение на облигатное, или видовое (прилаживание инстинктивного поведения к условиям жизни) и факультативное научение

    ф самостоятельное и имитационное и т. д.

Савельев, "Введение в зоопсихологию": книжка плохая, сравнение НС животных (как уровень НС определяет уровень психического развития) заслуживает внимания. 13. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ

    ВЫСШИХ ПОЗВОНОЧНЫХ

Коммуникация определяется по-разному различными специалистами. Хайнд выделял два ее аспекта: намеренность (направленность) и адаптированность. Разные представители разных поведенческих школ понимают разные коммуникативные сигналы. Социобиологи изучают все способы влияния, которыми один партнер определяет поведение другого. Эволюционисты (этологи) ис-следуют только адаптивные аспекты поведения, сформировавшиеся в процессе эволюции для передачи сообщений, правила взаимодействия с окружающим миром. Сравнительные психологи (изучающие когнитивные процессы) интересуются направленностью сигнала, механизмами усиления и однозначности сигналов, коммуникации вообще. Первая, классическая, теория коммуникации животных была предложена это-логами; К. Лоренц, Н. Тинберген, К. Фриш получили за исследование коммуникации Нобелевскую премию. Этологи, говоря о поведении животных в приро-де, утверждали, что каждый вид поведения создается взаимодействием со средой; поведение развивается в эволюции и передается генетически

Поведение — любое внешнее проявление жизнедеятельности организма. Поведенческий поток —очень сложная, многопараметрическая система. Для анализа поведения, нужно выделить его единицу. Каждая школа по-разному отнеслась к этой проблеме. Этологи выделили фиксированный акт действия (ФАП), стереотипный элемент. Он всегда легко распознается и проявляется в строго определенных ситуациях, в основном—при взаимодействии с партнером. Демонстрация ФАП проявляется на определенный преувеличенный раздражитель— релизор (специфический сигнальный стимул). Движения отличаются особыми признаками:

    1. Движение всегда преувеличено, демонстративно, ригидно.

2. Движение строго стереотипно, фиксировано количество элементов. 3. Все движения обязательно повторяются, они ритмичны и выстраиваются в цепочку действий— демонстрацию.

Ритуализация —процесс превращения в эволюции любого повседневного движения в демонстрацию ФАП. Любое повседневное движение может ритуализироваться. Признаки ритуализации: движение стереотипно, преувеличена форма и повторения. По теории середины 20 века, кибернетика+зоология, коммуникация —обмен дискретными сигналами. Кибернетики предложили количественные оценки коммуникации. В теории информации (Шеннон) бит—информация, которая заложена в сообщении о случайном событии, имеющем два исхода: "да" и "нет". Этологи составили этограмму—таблицу поведения животного с точ-ки зрения "да-нет". Итак, весь коммуникационный процесс был разбит на дискретные элементы (ФАП) и по частоте встречаемости подсчитывалась вероятность появления этого элемента. Этологическая концепция долгое время являлась самой популярной, но в 70х годах возник кризис. В настоящее время самой распространенной стала эпигенетическая теория коммуникации: поведение—результат взаимодействия врожденных и приобретенных компонентов. Наиболее типичный для этого направления объект наблюдения—пение птиц. Их песни сложно построены, в них много связей с языком человека, выделяют метафоры. Например, н коммуникации песня зяблика состоит из нот—последовательностей элементов, которые заканчиваются финальным "росчерком". Цепь нот включает силлаблы, образованные сериями нот.

    Статья Иванова И. И.

Страницы: 1, 2