бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Социальные службы, опыт практической деятельности бесплатно рефераты

p>- гуманность: это, прежде всего терпимое отношение к клиенту, и не важно, что он собой представляет–бродяга, пенсионер, который не дает сказать слово, человек, который обвиняет за все всех и так далее. Всех их нужно выслушать и проявить необходимое внимание и поддержку.

- приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: создание реабилитационного пространства ставит во главу угла интересы ребенка. Задача состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, социальное пространство всегда встает на сторону интересов несовершеннолетнего. Несоответствующее его поведение общественным нормам прежде всего вызвано проблемами внутри нашего общества, и должно восприниматься не как преступность, а как социальная болезнь, не всегда понятная самому ребенку, но всегда ощутимая им и окружающим миром в том или ином виде.

- конфиденциальность: этот принцип связан с тем, что в процессе деятельности специалистам по социальной работе становятся доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему и его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведенья о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальное прошлое или настоящее. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться кроме, случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям.

- профилактическая направленность: предполагает предпринимать шаги по предотвращению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже существующих проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем в последствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий. Скажем, сохранение семейных и школьных связей детей, оказавшихся в состоянии дизадаптации, скажется благоприятнее и прагматичнее, чем в последствии бороться с детским бродяжничеством, преступностью и т. п. - соблюдение прав человека и гражданина: все права на территории Российской Федерации закреплены Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 17-641 [1 Конституция Российской Федерации. М. , 1993. С. 6-17. ]. Особые права на социальное обслуживание в социальных службах закреплены ст. 7 Федерального Закона“Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”. - преемственность всех форм социального обслуживания: этот принцип подразумевает, что все службы социального обслуживания населения должны работать в какой-то системе под одним руководством с очень хорошо отлаженной системой взаимоподдержки и взаимоинформирования для быстрой и успешной работы с обратившимся клиентом.

приоритетность предоставления услуг лицам преклонного возраста: в Законе Республики Коми “О социальном обслуживании населения в Республики Коми”к несовершеннолетним пользующимся правом приоритетности предоставления социальных услуг, добавляется приоритетность предоставления социальных услуг лицам преклонного возраста. Это связано с существующей демографической ситуацией– старением нации. В Республике Коми даже действует закон “О социальном обслуживании лиц преклонного возраста. равных возможностей: этот принцип указывает на законность обеспечения всех граждан Республики Коми и Российской Федерации и право предоставления им социальных услуг на территории Республики Коми.

ответственности органов государственной власти, социальных служб и их должностных лиц за несоблюдение государственных стандартов и республиканских нормативов социального обслуживания: принцип введен, совершено справедливо т. к. некоторые чиновники не соблюдают нормы прописанные в законах и подзаконных актах.

Рассмотрев, принципы функционирования социальных служб можно придти к выводу, что надо отработать механизмы контроля, регулирующие соблюдение этих принципов работниками социальных служб.

Вышеизложенные принципы указывают на то, как должны работать социальные службы. Автор работы предлагает также рассмотреть принципы организации социальных служб.

    К ним относятся:

принцип численности: он указывает на то, что часть учреждений социального обслуживания создаются из расчета численности населения или численности определенной категории лиц, расположенной на определенной территории. принцип необходимости: к этому принципу, например, относятся создание специального дома для одиноких престарелых, так как необходимость в преодолении одиночества среди престарелых граждан была, есть и будет всегда. принцип возможности: по этому принципу можно судить о финансовом положении региона, так как имеется примерный перечень учреждений, который должны быть на той или иной территории, а если у региона позволяют средства, то он в праве расширить его до любых рамок. Ни один закон не регламентирует, до какого количества можно расширить их численность.

Все принципы должны работать и способствовать развитию социальных служб на всей территории Российской Федерации.

Итак, деятельность социальных служб основывается на принципах: адресность; доступность; добровольность; гуманость; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; преемственность всех форм социального обслуживания; приоритетность предоставления услуг лицам преклонного возраста; равных возможностей; ответственности органов государственной власти, социальных служб и их должностных лиц за несоблюдение государственных стандартов и республиканских нормативов социального обслуживания. А так же на принципы организации: принцип численности; принцип необходимости; принцип возможности.

    §3. Цели, задачи, функции работы социальных служб

Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статистике раскрывается путем выявления и уяснения целей, задач и функций работы социальных служб.

    Рассмотрим в начале цель деятельности социальной службы.

Разные авторы выделяют разные цели, но это связанно не с тем, что они понимают по-разному значения этих служб, а потому что рассматривают различные ее структуры. Например, некоторые авторы выделяют целью социальной службы“защиту и охрану прав детства”1 [1 Работа с детьми группы риска: методическое пособие для социальной службы “Работа на улице”. М. : Российский благотворительный фонд “Нет алкоголизму и наркомании”, 1999. С 7. ]. Естественно, эти авторы рассматривают детские учреждения, которые защищают и охраняют права ребенка.

Другие авторы выделяют цель деятельности учреждений социальной работы, как выполнение буфера между клиентом и службами, которые могут им оказать помощь. Обобщая всё, научная литература говорит, что целью социальной работы является содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем. Для решения этих проблем ученные выделяют два подхода: первый– социальная работа –профессиональная деятельность, возникающая в виде добровольной филантропической и благотворительной помощи.

Есть и другой подход: социальная работа рассматривается как профессиональная деятельность, целью которой является материализация, опредмечивание интересов и потребностей человека, достижение социально и личностно значимых результатов, закрепление и изучение личности, групп людей в обществе. Эти цели определены Федеральным Законом, закрепляющим систему социального обслуживания учреждений, социального обслуживания населения различных типов.

Но “сейчас делается попытка приспособить механизмы и принципы функционирования социальных отраслей под реальные возможности бюджета в условиях его высокого дефицита, что означает подмену целей (интересов человека) средствами для его решения”1 [1 Баринова М. , Валентина Матвеенко: Наша главная задача –выполнить обязательства, которые мы взяли на себя. //Человек и труд. 1999. № 2. С. 9. ]

    .
    Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:

мониторинг территории и района с целью сбора информации о потребности населения;

    защита и охрана прав обратившихся;

обеспечение непрерывности и единого подхода к проведению профилактических и реабилитационных мероприятий для полного и всестороннего восстановления клиента.

Информирование населения о различных органах, которые могут помочь выбраться из трудной жизненной ситуации.

Исследователи проблем социального обслуживания выделяют следующие функции социального обслуживания:

Профилактическая функция: необходимо проводить массовую профилактическую работу. Примерами могут служить акции: а именно“Без наркотиков” – проводимая недавно Министерством Республики Коми по социальным вопросом; “Мы не курим и не пьем” – артистами Российской эстрады; “Безопасный секс – твой выбор”- пропаганда Министерства Здравоохранения Российской Федерации на каналах российского телевидения.

Социально-реабилитационная функция: она содержит в себе –социальную медико-психологическую реабилитацию лиц с отклонившимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей оставшихся без попечения родителей или лиц их замещающих; медико-социальную реабилитацию и реабилитацию лиц с ограниченными возможностями, семей их содержащих.

Адаптационная функция: бывает двух видов –активная, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения и пассивную, когда он не стремится к воздействию на нее. Охранно-защитная функция: включает в себя –организацию пенсионного обеспечения; разработки мероприятий по материально-бытовому обслуживанию нетрудоспособных и иных нуждающихся в защите граждан; создание адресной, дифференцированной системы поддержки на государственной основе; организация и внедрение новых форм и видов натуральной, гуманитарной, технической, экстренной помощи. Другими словами, совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека.

Функция социального патронажа: за выполнение этой функции несут ответственность главным образом территориальные центры, которые подразделяют свой патронаж как территориально, так и профессионально. Но здесь нельзя забывать и про линию социальных педагогов школ, которые должны в той или иной форме выполнять эту функцию.

Рассмотрев в общем виде правовые основы, общие принципы, цели, задачи, функции социальной работы, а именно социальных служб можно придти к выводу, что существует острая необходимость в дальнейшем развитии отросли как в глубь, то есть профессионально, так и в ширь, то есть предоставление более широкого спектра услуг.

Председатель комитета по вопросам социальной политики Совета Федерации Российской Федерации В. Торлопов в своем докладе отметил, что необходимость разработки новой концепции рыночной модели социальной политики в условиях затянувшегося системного кризиса1 [1 Мухейдинова Н. Реформы социальной сферы //Экономист. М. ,1998. №5. С. 63. ]. За десять лет существования новой экономической системы Россия смогла сделать столь много, добиться таких заслуг, поднять на средний уровень все социальные службы. Это Россия с ее не далеким прошлым, где эта система даже и не подозревалась как таковая, но существовала до 1917 года. Изменились цели, задачи, функции, но намного ли–нет. Да, конечно, изменились потребности населения, изменились и условия. Например, если при Петре I была попытка вырвать из рук церкви социальную сферу и возложить ее на светские структуры, то в настоящее время социальные службы зависят полностью от государства, в свою очередь государство создает благоприятные условия для того, чтобы этой деятельностью занимались нынешние светские круги. Теперь государство не навязывает эту деятельность, а предлагает как приоритетное направление для продолжения нашей нации.

Теперь Российское направление –это социальная политика, которую и пытаются осуществить в настоящее время. Ее попытки достойны, даже заграничные коллеги приезжающие помочь, подсказать и посмотреть в действительности нашу социальную систему, указывают на то, что наши достижения в этой сфере значительны.

Цели, задачи, функции работы социальных служб разнообразны, так как наша система в действительности еще находятся на стадии бурного развития. Таким образом из всего вышеизложенного следует, что в начале 90-х годов социальные службы с их нормативно закрепленными организационными аспектами социального обслуживания населения имели не стабильный характер, так как не было единого подхода в работе социальных служб, нормативной базе, в отсутствии стандартов социального обслуживания населения. С 1995 года с принятием закона“Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации была четко определенна и в дальнейшем доведена до нужного уровня нормативная база, где прописываются необходимые принципы работы социальных служб. Но все же цели, задачи, функции находятся в постоянном движении, как молекулы воды, превращаясь из одного состояния в другое, но, не меняя своей формулы.

Глава II. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – основные направления работы

    §1. СРЦдН как особый тип
    специализированного учреждения

О бедах современного детства в России сказано и написано немало. Все государственные доклады “О положении детей в России”последних лет отмечают резкое ухудшение условий для физического, психического, нравственного развития детей, рост числа несовершеннолетних, изувеченных социальным окружением, ставших жертвами разного рода насилия, втянутых в криминальные группировки.

В 90-е годы в стране осуществляются меры, направленные на улучшение положения детей. Принят ряд федеральных законов, введена президентская программа“Дети России”, в субъектах Российской Федерации разрабатываются законодательные акты и программы, направленные на защиту прав детей. Утверждение Национального плана действий в интересах детей до 2000 г. положило начало формированию государственной политики, ориентированной на поддержку детства. В системе социальной защиты населения, создается сеть учреждений для различных категорий детей, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации.

Статистики, характеризующей количество и состав современных беспризорников, официально не существует, но, как свидетельствуют данные МВД России и Минсоцзащиты России, в поле зрения государственных органов ежегодно попадает до 200 тысяч таких детей и подростков1 [1 Первые итоги. М. , 1997. С. 18. ] .

В нарушении международных правовых норм детей и подростков, не совершившие правонарушений, нередко социальное обслуживание содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая отправления в детские учреждения интернатного типа.

С этим и связано, что в государственной системе защиты прав несовершеннолетних, с целью предотвращения противоправных проявлений среди детей и подростков, особое место принадлежит сети новых социально-профилактических служб. К таким относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних являются компонентом общей государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений.

Именно эта позиция была закреплена в Указе Президента Российской Федерации “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав”от 6 сентября 1993 года №1338. В соответствии с этим указом в стране создаются принципиально новые специализированные учреждения для детей и подростков и среди них муниципальное учреждение“Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкар”. Центры социальной реабилитации несовершеннолетних в России начали открываться 1993 г. , на два года позже, чем приюты (на 1 января 1994г. действовало 7 центров, соответственно в 1995 г. – 61, 1996 г. – 116, 1997 г. – 159, в 1998 г. – около 20001 [1Социальная защита / Минисерство Республики Коми по социальным вопросам. Сыктывкар. 1998. С. 7. ]). Однако их численность и география размещения не соответствует остроте и масштабам проблемы, количеству детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В дальнейшем мы видим увеличение числа таких учреждений, что обусловлено прежде всего сегодняшней ситуацией, непосредственно влияющих на судьбы детей. Наиболее интенсивно развивается сеть этих учреждений в Красноярском, Краснодарском краях, Иркутской, Московской, Нижегородской, Саратовской, Челябинской и Костромской областях.

Органы местного самоуправления формируют на местах муниципальную систему социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Частью этой системы становятся специализированные учреждения органов социальной защиты: социально-реабилитационные центры являются наиболее перспективными в общей системе социальных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и воздействовать на среду, в которой он находится, в том числе, и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связей с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг, который получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях.

Наличие социально-реабилитационных учреждений на большинстве территорий позволяет оперативно поместить ребенка в нормальные условия содержания, психологически подготовить его к жизни в замещающей семье или интернатном учреждении, избавляет специалиста по охране прав детства от утомительной процедуры сбора необходимых справок: социально-реабилитационные учреждения имеют достаточный штат специалистов по социальной работе, что делает этот процесс менее мучительным и для ребенка.

Страницы: 1, 2, 3