бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Социально-психологические аспекты общения посредством Интернета - (диплом) бесплатно рефераты

p>ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ. ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР ОБЩЕНИЯ. § 1. Результаты исследования поведения в Интернете.

    Общая информация.

Опрос был начат 7 сентября 1999 года и завершен 7 октября 1999 года. Исследование анонсировалось в списках рассылки "Новости психологической сети Российского Интернета", "Psl-l" (список рассылки для профессиональных психологов). Кроме этого, на исследование была дана ссылка с сайта http: //icqfoto. ru. После того, как с icqfoto. ru была снята ссылка, и поток испытуемых из списков рассылки практически прекратился, опрос был анонсирован в конференциях сети Фидонет (таких, как computerlife. ru. virtual. life. ru, internetnews. ru), тематика которых соответствовала тематике проводимого опроса. Общее число участников опроса составило 562 человека (424 человека по результатам анонса в Интернете с icqfoto. ru и через списки рассылки и 138 человек по результатам анонса в Фидо). Основные результаты первого этапа обработки данных.

На первом этапе результаты, полученные в ходе опроса, обрабатывались по всем респондентам в целом. Выявлялся социально-демографический состав опрошенных, восприятие Интернета по сравнению с реальным социальным окружением; связь социально-демографических параметров и различных показателей общения в Интернете. Социально-демографический состав респондентов.

    Пол.

Около 25 % опрошенных - женщины, и около 75 % -мужчины (выборка несколько смещена результатами анонса в Фидо). По результатам анонса в Интернете женщин среди опрошенных - 27, 8 %, а мужчин - 72, 2 % (см диаграмму 3), что соответствует результатам, полученным относительно социально-демографического состав пользователей Интернета Gallup Media. Среди ответивших из Фидо мужчин больше, и с этим связан сдвиг выборки по полу. Возраст.

Половозрастной состав опрошенных нами пользователей оказался близким к результатам, полученным Gallup Media в опросе, проведенном весной прошлого года. Средний возраст пользователей- 24, 6 года, самым молодым участникам опроса было 13 лет, самым пожилым - 60. Результаты несколько сдвинуты по сравнению с результатами Gallup Media - в нашем исследовании приняло участие несколько больше молодых (до 20 лет) и несколько меньше пожилых (старше 45 лет) респондентов. Этот сдвиг выборки может быть связан с тем, что большая часть опрошенных пришла с сайта icqfoto. ru - сайта знакомств с относительно молодой аудиторией. Время, проводимое в Интернете в неделю.

Среднее время, которое наши респонденты проводят в Интернете в неделю - 28, 9 часов, минимальное время в неделю - 1 час, а максимальное - 100 часов Стаж использования Интернета.

Средний стаж использования Интернета - чуть больше 2-х лет (25, 2 месяца), при этом участники распределились от 0 до 120 месяцев. Сравнение того, как наши респонденты воспринимают Сеть и реальное социальное окружение, дало следующие результаты: А. В реальном общении участники с большей уверенностью могут получить эмоциональную поддержку (оказание помощи в трудные минуты - спасение от грусти и одиночества), чем в Интернете. Б. В реальном общении участники с большей уверенностью могут пообщаться или просто провести время. В. Интернет воспринимается как среда, в которой можно вести себя, в меньшей степени считаясь с мнением окружающих, чем в реальном общении. Итак, большинство опрошенных считает Интернет средой, более свободной, нежели реальная жизнь, и при этом в меньшей степени, чем реальная жизнь, предоставляющей эмоциональную поддержку и общение. Очевидно определенное "смещение акцентов" от диалога между людьми (общения и поддержки) в реальном общении к монологу, свободному от чужих мнений и оценок самовыражению в Интернете. Сеть - место, где можно показать себя, не думая о последствиях, но при этом она скорее безразлична по отношению к человеку. Реальность по сравнению с Сетью в большей степени заставляет считаться с окружающими, но при этом она более дружелюбна, человечна. Хотя лично я с этим не согласна, мне кажется, что и Реальность и Сеть одинаково безразличны к человеку. Несколько забегая вперед, следует уточнить, что восприятие Сети как источника эмоциональной поддержки зависит от опыта пользования сетью: чем больше у человека "стаж Интернета", тем в большей степени он воспринимает сеть как источник эмоциональной поддержки, помощи в трудную минуту. По мере увеличения времени, проведенного в сети, люди обзаводятся хорошими знакомыми и близкими друзьями, осваивая Сеть так же, как они осваивают традиционную Реальность. Взаимосвязь различных показателей поведения в Интернете с различного рода объективными переменными - социально-демографическим статусом и количественными показателями взаимодействия в Сети. Было установлено, что: А. Женщины по сравнению с мужчинами:

    - имеют меньший стаж использования Интернета

- имеют большую потребность в раскрепощенности (отвечают "да" на вопрос "я не люблю контролировать себя и заботиться о том, что обо мне подумают"). - Воспринимают Интернет как среду, в большей степени предоставляющую раскрепощенность и свободу (чаще отвечают "да" на вопрос "в Интернете я могу вести себя как хочу, не заботясь о том, что обо мне подумают "). Очевидно, женщины в Интернете более эмансипированы (или же желающая быть таковой), и более конкурентна, по сравнению со среднестатистической. Б. Чем старше респондент, тем более вероятно, что:

    - у него меньше ников (псевдонимов);
    - он общается в меньшем количестве сетевых сообществ;
    - он Интернет-зависимый;
    - он проявляет активность при общении в Сети;

- он не воспринимает сеть как источник эмоциональной поддержки; - он воспринимает реальное социальное окружение как позволяющее вести себя, не заботясь о мнении окружающих. Большее количество "ников" (псевдонимов) и сетевых сообществ у более младших респондентов может быть как отражением современной возрастной нормы общения в Интернете среди 16-25 летних, так и отражением свойственного подростковому и юношескому возрасту во все времена стремлению пробовать себя в разных ролях и разных группах. Про "старшее поколение" (понятие "старшее" здесь условно, это люди 30-40 лет) - можно сказать, что в данном случае Интернет-зависимость, скорее всего свойственна людям, которые не сумели вписаться в социальное окружение, и приобрести достаточное число социальных контактов. Отказ от Сети как от средства эмоциональной поддержки в случае Интернет-зависимости, скорее всего, связано с тем, что человек имеет стереотип примерно такого плана "Я не сумел получить эмоциональную поддержку в реальной жизни, следовательно, я не сумею получить ее и по Сети. " В более старшем возрасте общение в Интернете, в отличие от "нового поколения" - это скорее исключение из правил, некоторая маргинальность среди своей возрастной группы. То есть, если в более молодом возрасте общение в Интернете - это норма, то в более старшем возрасте скорее исключение из правил, отклонение от среднестатистических стандартов поведения 35-45 летних. То, что наши респонденты более старшего возраста - исключение из своей возрастной группы, подтверждается и тем, что респонденты более старшего возраста в большей степени склонны пренебрегать мнением о них реального социального окружения; и тем, что им в большей степени свойственна Интернет-зависимость. В. Чем больше у респондента стаж использования Интернета, тем более вероятно, что: - это мужчина

    - он проводит там больше времени в неделю
    - он познакомился по сети с большим количеством людей
    - он чаще проверяет почту

- он воспринимает Интернет как источник эмоциональной поддержки. Связь стажа и принадлежности к мужскому полу объясняется достаточно просто: чем больше у человека стаж пользования Интернетом, тем более вероятно, что он подключился к Интернету в числе первых - а значит, скорее всего, это выпускник технического вуза, профессионально связанный с компьютерами - а среди таких людей большинство мужчин. За долгое время пребывания в сети такой человек успевает обрасти кругом сетевых знакомств, и начинает относиться к сети как к средству эмоциональной поддержки. Будучи профессионально связанным с компьютерами, он продолжает проводить в сети достаточно много времени в неделю, попутно часто проверяя почту. Г. Чем больше времени человек проводит в Интернете, тем более вероятно, что: - у него больше ников, он познакомился по сети с большим количеством людей и чаще проверяет почту - он воспринимает Интернет как источник общения, когда скучно и не с кем поговорить - он воспринимает Интернет как источник эмоциональной поддержки в трудные минуты. (при этом не будучи Интернет-зависимым - Интернет-зависимость отрицательно связана с количеством времени, проводимого в сети. ) Относительно взаимосвязи времени, проводимого в Сети в неделю, общего стажа, количества ников и количества сетевых сообществ достаточно было сказано выше. Что же касается связи времени, проводимого в сети, и восприятия Сети как источника общения и эмоциональной поддержки, то, возможно, связь здесь следующая: чем больше времени человек проводит в Интернете, тем большее часть его социальных контактов приходится на сетевых знакомых. Д. Чем больше у человека ников, тем более вероятно, что:

- он проводит в Сети больше времени, познакомился по Интернету с большим количеством человек и общается в большем количестве сетевых сообществ; - он не Интернет-зависимый;

    - ему относительно мало лет ;

- он воспринимает реальное социальное окружение как источник меньшей эмоциональной поддержки, по сравнению с теми людьми, у которых мало ников или нет их вообще. Отрицательную связь числа ников (псевдонимов) и Интернет-зависимости можно объяснить через творческий потенциал личности - очевидно, что, чем выше творческий потенциал, чем более выражена склонность "умножать сущности без необходимости", тем больше у человека ников. С другой стороны, чем более выражен творческий потенциал, тем меньше вероятность оказаться Интернет-зависимым. Здесь можно провести аналогию с алкоголизмом. Есть люди, которые находят удовольствие в новом опыте, ценители-гурманы. Они собирают потрясающие воображение коллекции вин, и не пьют их, а дегустируют. А есть асоциальные личности, для которых важно процентное содержание в напитке алкоголя, для которых само опьянение является целью. В пользу этого объяснения свидетельствует и отрицательная связь между количеством ников и восприятием реального окружения как источника эмоциональной поддержки. Те, у кого много ников, для кого важен процесс игры с собственной личностью, скорее всего, выбирают такое окружение не по критерию эмоциональной поддержки, а по каким-то иным критериям. То есть, возможно, чем интереснее человеку "просто игра", тем менее важно для него, чтобы его утешали, спасали от одиночества и оказывали помощь в трудные минуты. Поэтому люди, общающиеся в сети под множеством имен, выбирают такое реальное окружение, которое не является для них источником эмоциональной поддержки - и оценивают его соответственно, как не дающее эмоциональной поддержки. Е. Чем в большем количестве сетевых сообществ (чатов, форумов, конференций и т. п. ) общается человек, тем более вероятно, что: - у него больше ников, больше знакомых по Сети и он чаще проверяет почту; - это мужчина;

- он в меньшей степени воспринимает реальное окружение как источник общения самого по себе и в большей степени воспринимает Интернет как источник такого общения. Чем в большем количестве сетевых сообществ общается человек, тем выше вероятность, что он будет воспринимать Интернет как место, где можно просто пообщаться в любое время, и тем менее вероятно, что он воспринимает так же реальную жизнь. То есть, у активного пользователя Интернет, принадлежащего ко множеству различных сетевых групп, "центр трёпа" постепенно смещается из реальной жизни в сеть. Что вполне естественно. Ж. Чем с большим количеством людей человек познакомился через Интернет, тем более вероятно, что: - у него больший стаж использования Интернета, он проводит там больше времени в неделю, у него больше ников, он общается в большем количестве сетевых сообществ и чаще проверяет почту; - Он скорее стремится вести себя с учетом мнения окружающих; - Он воспринимает Интернет как источник общения и эмоциональной поддержки, не будучи при этом Интернет-зависимым. Относительно связи количества сетевых знакомых и стремления ориентироваться на мнение окружающих можно сказать следующее: чем больше у человека сетевых знакомых, тем больше вероятность опредмечивания в реальной жизни контактов, полученных по сети. Соответственно, велика вероятность проецирования модели поведения в реальной жизни на поведение в сети. Иными словами - если человеку не все равно, что о нем подумают в реальной жизни, в связи с его поведением, то при потенциальном стремлении находить новых знакомых в Интернете, человек будет себя вести в сети так же, как и в реальной жизни. То есть, грань между виртуальным и реальным общением стирается, ограничения, накладываемые на самовыражение в реальной жизни, переносятся в Интернет. З. Чем чаще человек проверяет почту, тем более вероятно, что: - у него большой стаж использования Интернета, он проводит в Сети больше времени и общается в большем количестве сетевых сообществ; - он воспринимает Интернет как источник общения и эмоциональной поддержки. Последнее может быть связано с использованием Сети как средства приобретения социальных связей, как деловых, так и общечеловеческих, людьми, проводящими много времени в Интернете. В данном случае - электронная почта - это индикатор. Очевидно, что чем больше у человека знакомых - тем больше корреспонденции он получает, и тем больше вероятность, что социальные связи в Интернете продублированы в реальной жизни. Далее, мы выясняли, какие факторы лежат в основе формирования Интернет-зависимости. Обычно считается, что Интернет-зависимые - это люди, страдающие от одиночества в реальной жизни, те, кто стремится получить недостающие им эмоциональную поддержку и общение в Интернете. Чтобы проверить это предположение, в опросник были введены вопросы, отражающие то, насколько испытуемый может получить в Интернете и в реальном общении эмоциональную поддержку, возможность пообщаться тогда, когда ему скучно, и раскрепощенность, а также вопросы, отражающие потребность в поддержке, общении и раскрепощенности. Выяснилось, что Интернет-зависимость отрицательно коррелирует с тем, насколько человек оценивает Интернет как такую среду, что гарантирует общение и получение поддержки. Более того, Интернет-зависимость положительно коррелирует с тем, насколько высоко человек оценивает свое реальное окружение как источник поддержки и общения: Интернет-зависимые считают, что они могут получить поддержку и общение в реальной жизни, и при этом не могут получить их в Сети.

То есть, Интернет-зависимые воспринимают реальное окружение как предоставляющее поддержку и общение, а Интернет - как среду, не предоставляющую поддержку и общение. Таким образом, вопреки устоявшемуся мнению, Интернет-зависимые не решают в сети свои проблемы в общении и не пытаются спастись от одиночества.

    § 2. Виртуальное обучение: настоящее и будущее

Сейчас много говорят о перспективах дистанционного обучения. В какой мере, на ваш взгляд, обучающая программа или удаленный в пространстве преподаватель, общающийся с учениками через Сеть, может заменить живое присутствие учителя? И в какой степени не может? Дистанционное взаимодействие учителя и ученика безусловно подразумевает их "живое присутствие". Учитель, обращающийся к ученикам с помощью текста, графики и других компьютерных средств, неизбежно вкладывает в них свою сущность, свою душу, своё "я". Одно и то же слово, например, слово "жизнь", написанное человеком или сгенерированное машиной, имеют различную энергетику и отличаются по своему воздействию так же, как живописный оригинал картины отличается от её репродукции. Проблема живого присутствия учителя в образовании характерна не только для дистанционного, но и для традиционного обучения. Не секрет, что можно встретить учителей, которые весьма отчуждённо выполняют свои функции, присутствуя на уроках формально, а не "вживую". Дистанционное обучение, кстати, давно используется в традиционном учебном процессе. Например, ученики читают книги, изучают законы или слушают музыку, а авторы этих произведений могут быть значительно удалены от них во времени и пространстве. Как вы оцениваете влияние новых информационных технологий (компьютерные учебные программы и игры, мультимедийные CD-ROMы, Интернет) на формирование психологии и мировоззрения школьников? Компьютерные игры привлекают детей прежде всего своей интерактивностью, то есть возможностью совершения определённых действий, требующих быстроты, ловкости, смекалки. Успех компьютерных игр у подростков достигаются благодаря интенсивной деятельности, которую предполагают эти игры. К сожалению, интерактивных учебных программ сегодня почти нет. Чаще всего на отечественных CD-ROMах встречаются "обучалки", отличающиеся от привычных бумажных учебников лишь некоторыми мультимедийными средствами, но не возможностью ученика самореализовывать себя. Дистантные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией школьников, позволяют им быть более искренними. Возможность поработать над своей мыслью помогает ученикам устранить погрешности устного общения. Открытость дистантных форм деятельности безусловно расширяет мировоззрение учеников до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов - одно из первых чувств, возникающих практически у каждого школьника, который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети Internet. Отдельная проблема - мировоззрение человека в виртуальном мире. В чём будут состоять особенности взглядов на мир выпускника виртуальной школы? Какими личностными чертами будет обладать этот человек? Виртуальный и реальный мир - в чём сходство и отличие их целей и ценностей? Виртуальное образование - что это такое? Ответы на эти вопросы могут дать лишь комплексные научно-практические исследования в будущем. Для регулирования доступа детей к определённым частям Сети существуют специальные программы, практикуемые в семьях на западе: Cyber Patrol (www. cyberpatrol. com), Net Shepherd's DaxHound (www. netshepherd. com), SafeSurf (www. safesurf. com), Cybersitter (www. solidoak. com). Встроенная функция "родительского контроля" есть в Internet Explorer 3. 0 (вкладка Security). Учебный Интернет в России на первом этапе будет создаваться скорее всего хаотично, по инициативе наиболее "продвинутых" школ, вузов и педагогов. Упорядочивание его содержания произойдёт после того, как будет наработан первичный материал. Тогда к этой работе подключатся административные, научно-исследовательские и массовые образовательные структуры. Дистанционное образование в ближайшие 2-3 года будет носить характер дополнительного, и лишь затем, начнёт представлять собой полноценную форму образования, эквивалентную очной форме обучения. Детский Интернет вряд ли выделится в отдельную структуру. Скорее всего он будет интегрирован в систему общего дистанционного образования и услуг. Возможные области Учебного Интернета могут быть следующие: а) коммуникация учеников, учителей, школ с целью самоопределения и завязывания знакомств; б) дистантные образовательные проекты (базы данных, условия участия в них и др. ); в) дистантные курсы - дополнительные, базовые, подготовка в вузы; г) система тестирования, дистантные формы выпускных и впускных экзаменов; д) виртуальные классы и школы с комплексным дистантным образованием; е) система учительской подготовки - дистантные семинары, банки педагогических находок, базы данных по различным методикам, дистантная аттестация учителей; ж) дистантное студенческое обучение,

    з) родительские страницы и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5