бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Социальная работа с женщинами и детьми - (реферат) бесплатно рефераты

p>Таким образом, демографические и социально-экономические факторы, имеющие региональную специфику неоднозначно воздействуют на процессы, влияющие на женскую безработицу что в конечном итоге делает необходимым усиление регионального аспекта при разработке программ занятости.

Насилие над женщинами. К сожалению, формы насилия в отношении женщин стали весьма разнообразными - сексуальные преследования на рабочем месте и в семье, принуждение к проституции, изнасилование, убийство на сексуальной почве, торговля “живым товаром”. Так, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 1993 г зарегистрировано 331, 8 тыс. преступлений, потерпевшими в которых стали женщины. При этом в 43 тыс. случаев преступники руководствовались корыстными, а в 18, 4 тыс. случаев хулиганскими побуждениями. Около 20 тыс. преступлений совершены вследствие ревности, ссор, иных бытовых причин. В результате издевательств и истязаний со стороны собственных мужей в 1993 г погибли 14, 5 тыс. женщин, а год спустя число жертв таких преступлений увеличилось почти на тысячу. Более 56 тыс. женщин получили телесные повреждения. Но насилие в семье - это не только и не столько избиения в пьяном бреду, с похмелья, но и оскорбления, психологическое подавление, унижение, изоляция, экономическая зависимость.

В 1993 г было зарегистрировано 14, 4 тыс. изнасилований, более 12% изнасилований совершено в отношении несовершеннолетних. Хотя действующее законодательство причисляет изнасилование к тяжким преступлениям и предусматривает в качестве наказания значительные сроки лишения свободы, раскрываемость подобных преступлений невысока. Кроме того, до судов доходит примерно 68 % от числа зарегистрированных случаев. Причины различны, в том числе и отказ потерпевших от показаний из-за страха перед преступником.

Проблемой остаются серийные убийства по сексуальным мотивам. Нередко убийцы действуют на протяжении длительного времени и число жертв исчисляется десятками.

В последние годы все чаще девушки и молодые женщины становятся объектами похищений и перепродажи в притоны разврата (ин- тим-клубы, стриптиз-шоу и тому подобные заведения). Распространение криминального бизнеса, сутенерства, проституции способствует увеличению таких преступных действий, как вовлечение в эту деятельность несовершеннолетних.

Все эти широко распространенные случаи насилия еще раз подтверждают, что женщина занимает подчиненное место и чаще всего является жертвой в обществе, что, естественно, сказывается на ее физическом и психическом состоянии. Сложно говорить о каких- либо кардинальных мерах, способных оградить женщин от сексуального насилия. Для этого должна измениться клучшему социально-экономическая обстановка в стране, стать более эффективной законодательная защита, а также должен быть усилен контроль за соблюдением законов. Однако хорошую службу могут сослужить кризисные центры, куда женщины, подвергшиеся насилию, могут обратиться за помощью, психологической поддержкой, медицинской или юридической консультацией. Такие центры уже открылись в Воркуте, Ижевске, Курске, Москве, Перми, Самаре, Санкт-Петербурге и других городах.

1. 2. Государственная политика по улучшению положения женщин

Активный рост доли женщин в составе рабочей силы, характерный для всех развитых стран, сопровождается разработкой нормативных актов, устанавливающих соответствующие международные стандарты условий труда и охраны здоровья женщин. В России правовые нормы, связанные с регулированием положения женщин, совмещающих профессиональные и семейные обязанности, содержатся в Кодексе законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ) и касаются как охраны здоровья женщин-матерей, так и предоставления им определенных преимуществ, связанных с воспитанием детей.

К нормам, обеспечивающим соответствие сферы применения труда женщин физическим и физиологическим особенностям их организма, охраняющим здоровье как будущих, так и настоящих матерей, относятся: запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, на подземных работах; установление предельных норм переноски и передвижения тяжестей (ст. 160); ограничение труда женщин на работах в ночное время (ст. 161); установление облегченных условий труда беременным женщинам (запрещение ночных, сверхурочных работ, направление в командировки, перевод на более легкую работу - ст. 161-164). На создание женщинам-матерям условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей, направлены следующие меры: запрещение ночных, сверхурочных работ, работ в выходные дни и направление в командировки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (ст. 162); подобного рода работы ограничиваются в отношении женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14лет (детей-инвалидов до 16лет) и могут допускаться только с согласия самих женщин (ст. 163), по желанию женщины, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, она может работать на условиях неполного рабочего времени или дома с сохранением права на получение пособия в период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (ст. 167), установлены перерывы для кормления ребенка, предоставляемые матери, 'имеющей детей в возрасте до полутора лет; эти перерывы включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку (ст. 169), на предприятиях, в организациях с широким применением женского труда организуются детские ясли и сады, комнаты для кормления грудных детей (ст 172); по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до 14лет, администрация обязана установить им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю; оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки; подобный режим труда не влечет каких-либо ограничений в отношении стажа работы и продолжительности отпуска (ст. 49). Женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, а одинокой матери - ребенка в возрасте до 14 лет, предоставляются особые гарантии при приеме на работу и увольнении: запрещается отказывать им в приеме на работу и снижать заработную плату по мотивам, связанным с наличием детей. Закон Российской Федерации от 19. 04. 91 г “О занятости населения в Российской Федерации” предоставляет дополнительные гарантии занятости многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий, организации обучения по специальным программам и другими мерами (ст. 13).

Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите, утвержденное постановлением Минтруда о занятости населения Российской Федерации от 11. 05. 92 т. № 216, предусматривает квоты для приема на работу категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов (п. 12).

4 марта 1993 г Президент Российской Федерации подписал Указ “О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин”, направленный на обеспечение одинаковых условий для фактического равноправия женщин и мужчин в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны, свободного выбора самореализации женщин во всех областях деятельности. В соответствии с указом осуществление целостной государственной политики по улучшению положения женщин признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.

Успешной ее реализации могут способствовать, во-первых, меры по созданию иной системы образования, ориентированной на повышение конкурентоспособности женской рабочей силы, привлечение женщин в образовательные учреждения с целью совершенствования базовой подготовки, повышения квалификации, освоения новых профессий. Во-вторых, система экономического стимулирования, поощрения предприятий всех форм собственности, сохраняющих и создающих рабочие места для женщин, в том числе реализация возможности работать неполный рабочий день. В-третьих, создание специальных консультационно-правовых служб, центров социально-психологической адаптации, специальных банков данных о рабочих местах для женщин в службах занятости. В-четвертых, поддержка женского предпринимательства социальными, экономическими мерами. В-пятых, организация и развитие социальных услуг, позволяющих женщинам совмещать родительские обязанности с трудовой и общественной деятельностью, в том числе посредством расширения сети учреждений по уходу за детьми.

В целях осуществления общегосударственной политики в отношении женщин, укрепления семьи, обеспечения выживания, защиты и развития детей образована общественная Комиссия по вопросам женщин, семьи и детей при Президенте Российской Федерации. Органам исполнительной власти было рекомендовано разработать и утвердить региональные программы по улучшению положения женщин. Большую координационную работу по формированию и реализации программ улучшения положения семьи, женщин и детей выполняет департамент проблем семьи, женщин и детей бывшего Министерства социальной защиты населения России, ныне Министерства труда и социального развития. Министерство имеет разветвленную структуру органов управления, в большинстве из которых уже образованы подразделения по работе с семьей и детьми. Развивается сеть учреждений по оказанию социальных услуг семьям, женщинам, детям; имеются свой бюджет, предусматривающий финансирование семейных, женских и детских программ, отраслевую систему подготовки кадров, научного обеспечения, внебюджетные фонды. Департамент инициирует предложения по совершенствованию действующего законодательства об охране прав семьи и обеспечению социально-правовой защищенности женщин и детей, обеспечивает взаимодействие в работе государственных и неправительственных организаций, занимающихся проблемами семьи, женщин и детей. Осуществляется организационно-методическая помощь региональным органам управления по созданию учреждений социальной службы, разрабатываются типовые нормативные документы. Чрезвычайно важен комплекс задач, решаемых департаментом в области анализа, прогнозирования, информации и научных исследований социально-экономических проблем семьи, женщин и детей. Учитывая, что проблемы улучшения положения женщин должны решаться по межведомственным каналам. Правительство Российской Федерации рассматривает вопрос о создании соответствующих структурных подразделений в Министерстве экономики, Федеральной службе занятости для взаимодействия с уже имеющимися подразделениями в Минздраве, Мин образовании и Министерстве труда и социального развития.

1. 3. Социально-правовые проблемы жестокого обращения с детьми

Сфера наших профессиональных интересов - уголовная политика, и изучение проблем семьи мы ведем через призму преступности и правонарушений. Это кривое зеркало, но оно надежно.

В правовом или в социально-правовом понимании жестокость - это всякое систематическое причинение другому лицу физических, нравственных страданий, унижение его чести и достоинства и тому подобное. Проблемы жестокости внутри семьи, в том числе и по отношению к детям - проблемы международного характера. Мы систематически следимза ситуацией за рубежом, она сопоставима с нашей.

Несколько цифровых характеристик. Сейчас в семьях, откуда выходят правонарушители, жестокость имеет место в 40-45% случаев, то есть практически в каждой второй - третьей такой семье. К сожалению, в контрольной группе, то есть в семьях обычных граждан, жестокость в отношении друг к друг у в отношении детей имеет место не менее, чем в 20% случаев, фактически в каждой пятой семье. Таковы количественные масштабы проблемы.

Каковы причины? Прежде всего это многовековые традиции патриархального воспитания. В таком замечательном памятнике нашей культуры, как “Домострой”, вы увидите рекомендацию: “сечь чадо, пока оно лежит поперек лавки, потому что когда оно будет лежать вдоль лавки, уже будет поздно”.

Вторая причина - это опять же многовековой, а не только культивируемый в течении последних 70 лет культ жестокости в отношении низших социальных слоев, в отношении друг друга.

Этот культ непрерывно н расширенно воспроизводился н воспроизводится сейчас. Наше изучение общественного мнения показывает, что гуманизации современного общества пока не происходит. Наоборот, имеются тревожные тенденции роста взаимной жестокости, а потому наш прогноз в этой сфере скорее пессимистический. Пик ожесточения наши прогнозисты относят на 1992 год.

Третья причина - это низкий уровень общей -и правовой культуры общества. Здесь было сообщение о конвенции о правах ребенка и о наших обязательствах, вытекающих из этого документа, тем более, что он ратифицирован Верховным Советом СССР. По-видимому, он обязательно должен быть ратифицирован и в суверенных республиках. Так вот, в нашем общественном мнении пока, вопреки конвенции, ребенок и другой объект жестокого обращения рассматривается именно как объект воздействия, а не как субъект взаимодействия.

Это один из наиболее неприятных показателей низкой культуры общения и демагогической культуры. Признанием того что ребенок имеет свою честь и свое достоинство, тоже пока свойственно незначительному меньшинству семей, воспитывающих детей. Наконец, еще две социальные причины. Одна из них - это бессилие в определении и достижении позитивных воспитательных целей. В определенной степени это бессилие производно от многократного умножения в среде нашего населения лиц со сниженными умственными способностями. 20 лет назад их у нас в школьном контингенте было 0, 3%, сейчас их уже в этом же контингенте 4%. Родители не могут добиться успехов этих детей в обычном коллективе и в ряде случаев, по подстрекательству школы, которая вкладывает ремень в родительские руки, избивают детей, пытаясь заставить их делать то, на что дебилы неспособны. Ежегодно детей со сниженным умственным развитием у нас прибавляется на 100-120 тысяч человек. Я имею в виду территорию всей страны, включая отделившиеся республики.

Наконец, последняя причина - это стрессовое состояние родителей, несмотря на свое терпение доведенных до отчаяния тем, что происходит в магазинах, в транспорте, на производстве, тем каскадом черных новостей, которые на нихобрушиваются из средств массовой информации. Совокупность всех этих факторов, к сожалению, делает неизбежным достаточно пессимистический в прямом смысле этого слова вывод о развитии ситуации, связанной с жестокостью в семье, в том числе и в отношении детей. Мотивация этой жестокости имеет четыре основных блока. Во-первых, это воспитательный блок, стремление изменить поведение детей, чего бы это ни стоило. Сейчас такая мотивация просматривается максимум в половине случаев жестокого обращения. На первый план в настоящее время выходит месть. Ребенку родители мстят за то, что он родился, что о нем приходится заботиться, что он приносит только огорчения, что он чего-то требует и просит. Далее, речь идет о разрядке на более слабых членах семьи от стрессового состояния, вызванного внешней ситуацией. И наконец, последний, самый неприятный блок мотивации жестокости, он выявляется в значительной части, в уже более чем 10% случаев. Речь, идет о жестокости как самоцели. Избиение происходит ради избиения, человек получает удовольствие от самого факта издевательства над ближними. Усиление доли такого мотива с точки зрения криминально-политической - это самое тревожное явление. Кстати, оно идет параллельно с ростом жестокости по мотивации самоцели и впреступлениях несовершеннолетних. Если десять лет тому назад мы говорили о том, что подавляющая часть преступлений несовершеннолетних - это озорство, то в настоящее время мотивация значительной части этих преступлений сближается со взрослыми, все отчетливее проявляется агрессия и жестокость как самоцель.

Проблема жестокости - это не только проблема семьи. Значительную долю ответственности за создавшееся положение дел несут учебные заведения, которые, с одной стороны, демонстрируют образцы жестокости, издевательства над учащимися в буквальном смысле этого слова, а с другой - рядуголовных дел хотя бы по Санкт-Петербургу, которые прошли начиная с 1985 года, наглядно иллюстрируют проблему жестокости к детям в школах и домах-интернатах. Анализ этих дел позволил установить вероятность использования работниками школ жестоких мер и методов обратно пропорционально их педагогической культуре: 80% фактов жестокости в школе приходится на учителей без высшего педагогичен кого образования. Интенсивность этих проявлений по отношению к детям среди этой категории в четыре раза выше.

Школа скрывает жестокость. Последствием жестокого обращения с детьми в половине случаев является стойкое изменение характера, включая развитие лживости, трусливости и ряда других черт, которые потом мешают социальной адаптации растущих.

Выделим еще один факт. В каждом четвертом случае прямая социальная дезадаптация детей и подростков происходит в результате бегства из дома. По примерным оценкам различных ведомств, ежегодно у нас бегают 130-160 тысяч детей. Наконец, в 10% случаев в результате жестокого обращения наносится стойкий ущерб физическому и психическому здоровью детей. Школа знает в двух случаях из пяти о таком развитии ситуации, но скрывает, не сообщая об этом органам социальной защиты детей. Достаточно сказать, что школа знает о семьях, в которых жестоко обращаются с детьми, в 8-10 раз больше, чем инспекция по делам несовершеннолетних. Знают, но не сообщают. Инспекция по делам несовершеннолетних взяла на учет 124 тысячи таких семей, а практически речь должна идти о 8-10% всех семей, воспитывающих детей. Выдвину еще несколько тезисов. Прошу обратить внимание на соседствующее с жестоким обращением с детьми такое явление, как детоубийство. У нас в год в среднем производится 300-400 убийств новорожденных детей по стране. С правовой точки зрения, такое явление может квалифицироваться в Законе как убийство при отягчающих обстоятельствах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5