бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Социализация личности подростков с девиантным поведением посредством социально-культурной деятельности бесплатно рефераты

Итоги следующего вопроса говорят нам о том, что в решении проблем подростков семья играет не первое место. Опять же в первую очередь подросток делится со своими проблемами с друзьями - 52%, 26% - с родителями, 22% - не делится ни с кем.

Последний вопрос говорит нам о том, какие жизненные ценности ценят подростки, дал нам следующий результат:

44% - счастье в семье,

26% - любовь,

27% - материальная обеспеченность,

26% - здоровье,

21% - образование.

Таким образом, этим исследованием мы еще раз подтвердили, что причины возникновения такого поведения идут от семьи, от окружения и, конечно же, никакой организации досуга. Именно от того, как проходит процесс социализации, зависит дальнейшее формирование личности. Отклоняющееся поведение является следствием нарушения социализации.

Несмотря на то, что поведение подростков имеет асоциальную направленность, их жизненные ценности основываются, прежде всего, на счастье в семье, любви и уважении. Это говорит о том, что еще не поздно изменить таких подростков, поставить их на правильный жизненный путь.

И поэтому наша задача - создать все условия для коррекции их социализации, вводя подростков в организованную социально-педагогическую среду, одной из которых является коллектив.

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем социально-педагогическую программу социализации подростков отклоняющегося поведения в условиях организованной клубной среды. Предполагается, что данная программа будет реализована в рамках воспитательной деятельности клуба, который будет создан при центре социальной помощи семье и детям поселка Загорск. В качестве целевой установки можно рассматривать восстановление социального статуса в процессе творческого и физического развития детей.

Клуб привлечет в свои стены подростков от 12 до 17 лет общеобразовательной средней сменной школы №2 поселка Загорск при абсолютном учете всех трудных. Поэтому должны установиться конкретные взаимосвязи клуба с инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних и другими специальными учреждениями.

Важным условием успеха деятельности клуба является то, чтобы он был сформирован в соответствии с определенными социально-педагогическими условиями:

систематичность и целенаправленность любого воспитания и обучения, недопустимость их разрыва;

добровольность посещения, в отличие от учреждений закрытого типа;

возможность выбора занятий по интересам;

дружеское единство коллектива на основе уважения общественного мнения.

Цель данной программы - коррекция процесса социализации подростков отклоняющегося поведения через их духовное, гражданское, физическое, творческое, социальное развитие.

Задачи:

вовлечение подростков в различные формы досуговой деятельности;

создание условий для их самовыражения, саморазвития;

создание условий для организации совместного досуга детей и родителей;

совместная работа клуба со школами, инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних, а также центром социальной помощи поселка Загорск, так как только совместными усилиями можно добиться положительных результатов в воспитании трудных подростков.

Деятельность клуба будет вестись по следующим направлениям:

спортивно-оздоровительная;

профессиональная ориентация;

художественное творчество;

техническое творчество;

краеведческая.

Отнесение этих направлений к тому или иному виду воспитания является условным, так как нельзя четко разграничить грани применения тех или иных форм деятельности. В данном случае мы использовали принцип доминирования.

Одной из основных сторон деятельности клуба является трудовое воспитание, цель которого заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации:

создание кружка технического творчества (радиотехника), что в свою очередь даст возможность заработать деньги своим трудом через оказание услуг по ремонту технических приборов;

посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях - демонстрация диапазона профессионального выбора;

конкурс юного дизайнера на лучшее оформление помещения;

организация интересных встреч с представителями различных профессий.

Гражданское воспитание. Его цель - формирование гражданского самосознания:

Целью создания краеведческого кружка «Мой поселок» является формирование интереса к прошлому своего края, развитие исследовательских навыков. В рамках деятельности кружка предполагается:

устные журналы, встречи с ветеранами Войны, воинами-афганцами;

проведение краеведческих экскурсий «Достопримечательности родного города».

Организуя социально-культурную деятельность по физическому воспитанию, планируется:

организовать школу самозащиты, рукопашный бой, дзюдо, самбо, карате;

открытие школы службы спасения, обучение навыкам по оказанию первой медицинской помощи, а также обучение правилам поведения во время стихийных бедствий;

проведение дня здоровья (ежемесячно).

Цель данного воспитания - физическое развитие, закалки организма, научение владеть своим телом, координировать свои движения, а также осознание необходимости в здоровом образе жизни.

Нравственное воспитание. В процессе деятельности данного направления происходит формирование нравственных качеств личности:

участие в движение «Социальная инициатива» - помощь престарелым, слабым, обездоленным людям;

организация театрализованных представлений, праздников, мероприятий для детей-инвалидов, неблагополучных, неполных, многодетных семей (в данной работе подразумевается совестное сотрудничество с Центром социальной помощи семье и детям пос. Загорск);

воскресный дискуссионный клуб «Новый взгляд молодых».

Эстетическое развитие подростков будет происходить:

I. Через участие подростков в эстетической секции «Грация» для девушек от 11 до 15 лет, так как именно в этот период у девочек происходит максимальное, как физическое, так и духовное формирование. Цель - формирование женских качеств через физическое и духовное общение. Основные задачи секции «Грация»:

духовное совершенствование в подростковом возрасте девочек;

рост творческой активности;

физическое оздоровление.

Работа секции включает в себя следующие направления:

группа шейпинга;

психологические тренинги;

цикл бесед «Уроки Афродиты» - теоретический курс с привлечением специалистов по эстетическим вопросам (парикмахер, косметолог, модельер и т.д.);

обучение танцам и специальной пластике;

II. Посещение театров, музеев, выставок.

III. Организация шоу-конкурсов «Детская мода глазами ребят», «Изменчивая мода», «А, ну-ка, девочки!», «Вперед, мушкетеры!».

Творческое воспитание происходит в созданных при клубе:

кукольном театре, где ребята не только готовят театрализованные представления, но и обучаются технологии шитья кукол

кружок «Игра на гитаре».

Проводя работу в клубе по этим направлениям, нужно помнить, что лишь тесное единство всех сторон в воспитательном процессе может обеспечить успех всей деятельности клуба.

Исполнители программы:

профессиональные педагоги;

профессиональные режиссеры;

специалисты по эстетическим вопросам;

комиссия по делам несовершеннолетних.

Финансирование:

Министерство культуры Республики Бурятия, Городское управление образования, спонсорская поддержка, Администрация Железнодорожного района.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1

Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения, Л.: Университетское, 1989 г.

2

Беличева С.А. Основы превентивной психологии // Социальное здоровье России,1994 г.

3

Бирженюк Г.М. основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ, С-Пб., 1992 г.

4

Богомолова Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков. М., 1988 г.

5

Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования, 1988

6

Воловик А. Введение в интерес. М.,1983

7

Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков// Психологическая наука и образование №1, 1997

8

Дети и насилие/ материал Всероссийской научно-практической конференции. М.-С-Пб., 2-8 октября 1994

9

Ерошенков И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.: Просвещение, 1986

10

Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 1998

11

Киселева Г.Г. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995

13

Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. Орел, ОГИИК, 1997

14

Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989

15

Краковский А.П. О подростках. М.: Просвещение, 1970

16

Краткий психологический словарь/ сост. Карпенко Л.А.; под ред. А.В. Петровского. М., 1985

17

Крестьянов В.П. Методика работы клуба с детьми и подростками. М., 1980

18

Крутецкий В.А. Психология подростка, 1965

19

Лелюх В.Ф. Проблемы девиантности и социально-правовой адаптации молодежи. Улан-Удэ, 1999

20

Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988

21

Масалев Б.Г. Досуг: методология и методика. М., 1995

22

Мастеров Б.М. Психология саморазвития. Рига, 1996

23

Махов Ф.С. Когда подростку интересно. Ленинград, 1986

24

Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995

25

Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. М., 1996

26

Павленок Г.Д. Основы социальной работы. М., 1998

27

Потанин Г.М. психолого-коррекционная работа с подростками. С-Пб., 1995

28

Прихожан А.И. Проблемы подросткового кризиса // Психологическая наука и образование - №1, 1997

29

Проблемы эстетического развития личности школьника под ред. А.И.Бурова. М., 1987

30

Психологический словарь, 2-е изд. Под ред. Зимченко В.П. М., 1996

31

Рябушев В.Н. Теория социально-культурной деятельности, Улан-Удэ, 1999

32

Санхядова А.К. Вестник социального работника. Бурятское отделение межрегиональной ассоциации работников, Вып. 1, 1998

33

Социальная работа: проблемы и пути развития // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 1997

34

Социально-психологические особенности формирования любительских объединений (методические рекомендации) М., 1986

35

Стрельцов Ю.А. Педагогические основы работы с клубным коллективом. М., 1979

36

Сукало А.А. Педагогические возможности культурно-просветительной деятельности в социализации личности несовершеннолетних правонарушителей. Л., 1987

37

Теория и методика социальной работы, Часть II, М., 1994

38

Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. С-Пб., 1996

39

Флейк-Хобсон К. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992

40

Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. М., 1982

41

Харчева В. Основы социологии. М., 1997

42

Цилуйко М.В. Некоторые технологии преодоления стереотипизации у подростков с отклоняющимся поведением // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы -№1, 1998

43

Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков М., 1967

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА

Убедительно просим Вас принять участие в небольшом исследовании, результаты которого будут использованы в научных интересах. Ваше участие имеет для нас большое значение, но оно будет полезно только в том случае, если вы отнесетесь к делу серьезно, искренне и личностно. Цель данного исследование - выявить спектр интересов, потребностей, жизненных ценностей подростков. Вопросник состоит из 9 вопросов, к каждому из которых предлагается выбрать один (2-3) вариантов ответа, которые Вы считаете наиболее подходящими для себя. В случае, если в анкете нет того ответа на вопрос, который Вы считаете правильным, Вы сможете написать свой собственный вариант ответа в пункте «другое».

Заранее благодарим Вас за участие!

Сначала сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.

Ваш пол:

Возраст:

Чем предпочитаете заниматься в свободное время

а) читать книги;

б) смотреть телевизор;

в) встречаться с друзьями (подругами)

г) посещать досуговые учреждения;

д) посещать дискотеки, ночные клубы;

е) другое

Какие фильмы предпочитаете смотреть?

а) боевики;

б) триллеры;

в) детективы;

г) фильмы с элементами эротики;

д) комедии;

е) мелодрамы;

Что такое, на твой взгляд, здоровый образ жизни?

а) не курить;

б) не употреблять спиртные напитки;

в) заниматься спортом;

г) жить полноценной духовной жизнью;

д) другое.

Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

(подчеркните то, что относится к вам)

Да

Нет

курю

употребляю спиртные напитки

не занимаюсь спортом

употребляю наркотики

Если ты уже пробовал спиртные напитки, то при каких обстоятельствах это произошло?

а) в компании друзей;

б) в дни семейных торжеств;

г) от нечего делать;

д) из любопытства;

е) случайно;

ж) другое.

Если ты уже пробовал курить, то что тебя подтолкнуло к этому?

а) влияние друзей;

б) пример родителей;

в) любопытство;

г) мода;

д) желание почувствовать себя взрослей;

е) другое.

Если у тебя возникла какая-либо серьезная проблема, то с кем ты ее обсуждаешь?

а) с друзьями;

б) с родителями;

в) не обсуждаю вообще;

г) другое.

В какой семье ты воспитываешься?

а) в полной;

б) в неполной (воспитывает одна мать или отец).

Какие жизненные ценности являются для тебя наиболее важными?

а) счастье в семье;

б) материальная обеспеченность;

в) здоровье;

г) любовь;

д) карьера;

е) нравственность;

ж) образование;

з) другое.

Благодарим за ответы!!!

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5