бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Слово и человек в жизни - (реферат) бесплатно рефераты

Слово и человек в жизни - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Борисовский B. В.
    СЛОВО И ЧЕЛОВЕК В ЖИЗНИ
    Светлой памяти Георгия Васильевича
    Чефранова посвящается.
    В начале было Слово…

Уже в глубокой древности человек пытался определить и понять причины, вызывающие то или иное явление. В наше время многим кажется, что можно понять и объяснить любое явление не только в технике, но и в жизни. Задача исключить всякие сомнения в такой возможности была, до недавнего времени, чуть ли не главной в нашем воспитании и образовании. Видимо поэтому у нас выработалась стойкая аллергия к разговорам на мировоззренческие темы, будь то религия, философия или идеология. Разговоры на эти темы в любой кампании считаются признаком дурного тона, а всякое публичное выступление объясняют материальной или какой то другой выгодой. Поэтому студенты технических специальностей изучение т. н. общественных наук и особенно обязательную сдачу экзаменов считают совершенно не нужной тратой времени–данью идеологизации нашей системы образования. Так думал и автор этих строк, пока не обнаружил (в 1970 г. ) мировоззренческую несостоятельность исторического материализма в его исходном положении о первичности труда по отношению к сознанию. Тогда для него стала очевидной безответственность тех, кто занимается своими проблемами, не принимая во внимание плодящиеся идеологические концепции. Ответственными за беды многих поколений следует считать не только тех, кто распространял порочные идеологии и паразитировал на них, но и тех, например, кто еще при жизни авторов исторического материализма и позже мог, но публично не доказал несостоятельность истоков этой идеологии и, следовательно, ее основных выводов. Ведь создатели истмата утверждали, что ими создана наука, объясняющая прошлое, настоящее и предсказывающая будущее. А уже в то время были известны принципы, составляющие основы научного подхода к любой проблеме. Именно научный подход, строгость рассуждений и выводов стали базой промышленной революции с начала прошлого века.

Теперь представьте себе, по какому пути пошло бы развитие истории, если бы несостоятельность истмата в его основах и выводах была бы широко известна сразу после его создания. Но историю не изменить.

Сейчас мы являемся свидетелями экономического краха коммунистической системы и даже далекому от тонкостей философии очевидна несостоятельность истмата, как идеологии. Эту несостоятельность все более убедительно демонстрировала неэффективность экономических систем, создаваемых по рецептам создателей истмата (отсутствие конкуренции и плановое хозяйство). Однако в чем эта несостоятельность, во времена СССР не ставили вопрос, боясь за крепость устоев власти. Не ставят такой вопрос коммунисты и сейчас, хотя бы для того, чтобы понять причины произошедшего в нашей стране.

В чем же состоит несостоятельность истмата, как приложения диалектического материализма к человеку, обществу и истории? Создатели истмата обосновывали его научность открытием прибавочной стоимости и материалистическим пониманием истории. Однако из этих положений, ни кем, кроме приверженцев религии, не оспариваемых, вовсе не следуют главные выводы истмата, приведенные в “Манифесте коммунистической партии”, о делении общества на классы, классовой борьбе и исторической победе пролетарской революции.

Мировоззренческая база под эти выводы с основным положением о решающей роли труда в формировании человека и разделении общества на классы по характеру отношений к средствам производства - была подведена Ф. Энгельсом на двадцать лет позже обнародования ”Манифеста коммунистической партии” в работах: “Роль труда в превращении обезьяны в человека”, “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, “Развитие социализма от утопии к науке”. Что конкретно послужило причиной–необходимость обосновать уже готовый вывод об исторической роли пролетариата или недостаточность информационных основ естествознания–неизвестно, но основные для рассуждений о человеке и обществе понятия остались либо неопределенными, либо были определены через другие, столь же неопределенные понятия. Неудивительно, поэтому, что результаты практического воплощения идей истмата в нашей стране и других странах далеко не привлекали большинство населения развитых стран. Несмотря на это, до последнего времени, когда слабость идеологических позиций коммунистической системы стала очевидной всем, источники ее искали где угодно, только не в несостоятельности истмата. Ну а сейчас уже не до того, чтобы разбираться. Не оправдавший себя инструмент удержания власти без шума выброшен за ненадобностью.

Идеологическая пустота, возникшая в связи с этим в нашей стране, с явного одобрения властей активно заполняется разжиганием в человеке животных инстинктов, пропагандой религиозности и мистики. Не созидательную деятельность, не радость познания, а мордобой, секс и обогащение любой ценой навязывают радетели “демократии” молодежи в качестве главного в жизни. Миссионеры различных сект и конфессий наводняют Россию. Огромные средства расходуются на их содержание. Видимо мировоззрение и идеология, владеющая умами наших людей, являются одной из наиболее перспективных областей для вложения капитала. В связи с этим возникает вопрос - есть ли рациональное зерно в истмате и необходимость формировать у людей научное мировоззрение, на роль которого он претендовал, или спокойно наблюдать, как будет расцветать в душах людей чертополох религиозности, мистики и нигилизма? Безусловно, рациональным в истмате следует считать попытку материалистического подхода к факту возникновения жизни на Земле, процессу формирования человека и общества. Оно– рациональное - состоит в самой постановке задачи –создать науку о жизни, человеке и обществе без веры в Создателя. К сожалению, материалистический подход к этой проблеме изначально был подчинен борьбе за власть. Он призван был обосновать деление общества на классы и неизбежность классовой борьбы. Видимо это и стало причиной того, что истмат не был признан, как наука, в среде ученых, а основные положения его и выводы детально не анализировались.

Почему же в настоящее время необходимо подтверждение и укрепление основ материалистического мировоззрения? Нужен ли вообще научный, без веры, подход к жизни, человеку и обществу? Ведь наиболее благополучные и развитые в экономическом плане страны прекрасно, как нам кажется, обходятся без господства материалистического мировоззрения, мирятся с активной деятельностью различных религиозных конфессий и сект. Конечно, нужно. Материальное благополучие и технический прогресс не спасают значительную часть населения этих стран от духовной нищеты и бесцельности существования. Преступность, наркомания и алкоголизм на этой почве распространены в развитых странах ничуть не меньше, чем в слаборазвитых. С другой стороны объединяющую и направляющую силу мировоззрения, как-то объясняющего жизнь, регламентирующую поведение человека и дающую общую цель, наглядно демонстрирует историческая роль основных мировых религий. Какой же силой могло бы стать научное мировоззрение, способное дать отдельному человеку и всему обществу знание вместо веры, общую цель жизни и средства ее достижения. Основой такого мировоззрения могут стать ответы на старые вопросы–что такое жизнь и какое место в ней занимают человек и общество, какую роль играют речь, труд и собственность.

К сожалению, от этих вопросов отмахиваются большинство тех, кто работает в науке и двигает технический прогресс. И это несмотря на то, что в условиях мировоззренческой разобщенности общества и человечества достижения науки все более угрожают обернуться непоправимой катастрофой. Такая позиция кажется просто непонятной, если учесть, что информационная сторона биологической жизни и общества для всех очевидна и широко используется, а критерии, определяющие строгость рассуждений, известны всем почти со школьной скамьи. Как известно, выводы той или иной абстрактной теории, могут радикально изменяться при изменении смысла определений основных ее понятий. С другой стороны мировоззренческая разобщенность на религиозной или идеологической почве на протяжении столетий остается источником непримиримой вражды людей и народов, оставаясь и в наше время главной угрозой безопасности человечества. Основная задача нового мировоззрения в том, чтобы устранить эту разобщенность–на доказательном уровне, без противоречий и неопределенностей показать несостоятельность бытующих взглядов на человека и жизнь. Для этого при рассмотрении исходных его понятий необходим не просто материалистический подход к жизни и человеку, но главное - это обеспечить полноту и однозначность определений, если возможно, на ограничительном и отличительном уровнях, как при патентной экспертизе. Затем в процессе анализа событий истории и текущих событий принятые понятия могут быть уточнены и проверены действующие в жизни и обществе закономерности. На таком фундаменте рационального мировоззрения уже можно пытаться давать объективную оценку общественных явлений, выводить практические рекомендации.

Но каким образом несостоятельность истмата в вопросе о первичности труда по отношению к сознанию связана с ответами на основные мировоззренческие вопросы, с определениями основных понятий. Здесь следует конкретизировать понятие “сознание”. Этим понятием обозначают совокупность–неразрывное единство психики и мышления человека. Под психикой понимают чувственные реакции человека и, видимо, животных, отражающие отношение к окружающей среде–страх, радость, уныние, любопытство, а так же интенсивность их выражения. Мышление и речь свойственны только человеку и представляют собой процесс описания и моделирования предметов и явлений с помощью слов– понятий. Основу материалистического понимания истории, по мнению авторов истмата, составляют положения о том, что человека создал труд, а затем историю человечества формировал процесс развития производства и обмена товаров. Но чем отличается труд от неосознанной деятельности? ”Труд начинается с изготовления орудий труда”–говорит Ф. Энгельс в труде “ Роль труда в превращении обезьяны в человека”. Очевидно и c применения этих орудий. Однако есть виды деятельности без применения каких либо орудий, которые выполняют и животные и человек... Это, например, сбор и складирование семян и плодов, веток и т. п. Для животных это не называют трудом, а для человека–да. Тоже и с применением орудий труда, например камня для разбивания скорлупы орехов или раковин моллюсков при добывании пищи. Понятно, что не всякую деятельность человека можно рассматривать, как труд. Видимо, труд - это разумная деятельность человека, с использованием опыта, распоряжений и инструкций, полученных в описательной форме на базе понятий и мыслей, из которых состоит речь. Подтверждением этому служит то, что даже с орудиями, но без опыта и знаний, не всякий труд возможен. Следовательно, сама постановка вопроса о первичности труда или сознания неправомочна. То и другое возникло и развивалось одновременно и неразрывно. Но главным в этом явилось зарождение и развитие новой формы жизни, как процесса накопления информации об окружающем мире–знаковой модели на базе понятий, в которой с помощью небольшого набора символов-звуков описывается все многообразие предметов и явлений. Об этой, принципиально важной, отличительной от других биологических видов особенности человека создатели истмата почти не упоминают. Но и последователи их молчат об этом до настоящего времени.

Каковы особенности модели-описания мира на базе слов-понятий, как эти особенности материализуются в руках и делах человека и общества, какое место в развитии жизни они занимают? Найти ответы на эти вопросы и на этой базе дать однозначные (конечно не окончательные) ответы на основные мировоззренческие вопросы– это, наверно, самая главная сейчас задача.

Известно, что человек появился на земле много позже возникновения живых организмов и растений. Сам факт самопроизвольного зарождения жизни на Земле наукой не доказан. Однако общее направление этого явления, установленное еще Ч. Дарвином, не вызывает сомнений–от простого к - сложному. Следовательно жизнь на Земле явление закономерное, так как процессы, обусловленные случайными факторами не имеют направления. Расшифровкой этой закономерности является известное определение жизни, как свойства материи, выражающегося в виде процесса накопления (концентрации) информации (сведений) о материальном мире в самоорганизующейся зеркальной модели, построенной на основе белковых и углеводородных соединений - процесса развития биологических видов. В этом процессе растения представляют собой модель–отражение, в основном, почвенно-климатических условий окружающей среды. Источником энергии, необходимой для биологических процессов растений является излучение солнца. Поэтому характер взаимодействия их с окружающей средой пассивный. Информационный обмен осуществляется через изменение скорости биохимических реакций. Информационная модель отдельного экземпляра и для всех растений сосредоточена только в наследственном–генетическом коде. Каждый экземпляр является проверкой соответствия этой модели (реализации информационной модели) окружающим условиям, подтверждением ее или изменением через механизм мутаций в последующих поколениях. В отличии от растений живые организмы в качестве источника энергии для биологических процессов и “строительного” материала для формирования самого организма используют энергию и материалы, накопленные растениями и другими организмами. Интенсивность информационного обмена и физического взаимодействия с окружающей средой у них значительно выше, чем у растений. Главным двигателем этого взаимодействия является процесс поиска и использования источников биологической энергии и материала. Этот процесс предполагает постоянную проверку окружающего пространства и объектов на предмет использования в качестве источника биологической энергии–пищи. При этом между организмом (конкретной реализацией генетического кода) и окружающей средой идет непрерывный информационный обмен с помощью различных физических полей. Для поддержания такого обмена у организмов в дополнений к генетической модели возникли и постоянно совершенствуются две информационные модели текущего времени. Одна из них отражает окружающую среду и ее свойства, а вторая описывает сам организм и его состояние. Результатом сопоставления этих моделей является та или иная реакция организма– преобразование результатов сопоставления информационных моделей –в изменение состояния организма. При этом структура долговременной (генетической) модели вида практически не затрагивается, а скорость информационного обмена с окружающей средой многократно выше, чем у растений. Для связи моделей текущего времени с окружающей средой и частями самого организма развиваются органы, чувствительные к различным воздействиям–сенсоры. Окружающая среда и сам организм воспринимаются этими моделями, как результат работы сенсоров– сигналов на их выходах.

Несмотря на значительное различие информационных моделей растений и организмов общим для них является то, что долговременная модель конкретного вида сосредоточена, в основном, в генетическом коде. С человеком, как показано выше, связано развитие новой, небиологической формы жизни, как процесса накопления информации об окружающем мире. Она представляет собой знаковую описательную модель окружающей среды в форме понятий и речи. Долговременная модель человека, как биологического вида– генетическая модель –практически не изменилась за последние пятьдесят тысяч лет. Вся же история цивилизации с тех пор, когда человек выделился из среды животных и до фантастических достижений настоящего времени, едва превышает два десятка тысяч лет. И, конечно, ни у кого не вызывает сомнения то, что все эти достижения своим возникновением обязаны знаковой модели на основе понятий и речи. Достижения цивилизации являются как раз физической реализацией этой модели. Подобно тому, как в генетическом коде предусмотрены все особенности конкретного биологического экземпляра, в модели на базе понятий предусматриваются особенности конкретного мероприятия, сооружения, машины или изделия, порядок выполнения, изготовления, необходимые материалы.

Элементы знаковых моделей, описывающих ту или иную ситуацию, используются многими организмами. Это определенные звуки, жесты, характерное поведение. Однако только у человека описательная модель на основе понятий стала одновременно и долговременной моделью вида и текущей знаковой моделью, применяемой как для описания окружающего мира, так и для оперативной передачи этой модели практически от любого человека ко всем другим и наоборот. Генетическая модель, а также текущие модель самого организма и образная модель окружающего мира свойственны человеку, как и другим организмам. Способность моделировать (описывать) окружающий мир с помощью понятий - мыслить является основным отличием человека от животного, общества от стада. Поэтому и труд, который принят в истмате в качестве отличительной особенности человека, от неосознанной деятельности отличается не столько применением орудий труда, сколько тем, какое количество знаний и опыта в форме понятий в нем используется.

В организме человека, как и у других организмов модель самого организма и образная модель окружающей среды формируются генетической программой и только уточняются с помощью сенсоров (органов чувств). Генетическим кодом, видимо, предусмотрена и возможность формирования знаковой модели в форме понятий. Однако эта модель у конкретного организма формируется в процессе обучения. Таким образом человек разумный формируется не биологически, а в процессе обучения. В этом процессе человек получает элементы знаковой описательной модели–понятия, сформированные, как итог жизни предыдущих поколений. Общество (в том числе и родители) превращает неразумное животное в человека разумного, обучая его сначала говорить, затем читать писать и т. д. Затем только некоторые в процессе своей жизни расширяют небиологическую модель–добавляют к ней новые знания в виде новых понятий или описания новых предметов или явлений. Именно эти некоторые остаются в памяти потомков–долговременной описательной модели. Можно сказать они создали все достижения человечества. Значительно большее число людей как бы не существовало для потомков.

Страницы: 1, 2