бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Самовоспитание как фактор развития творческих способностей подростка-старшеклассника бесплатно рефераты

С начальных классов активно осуществляется работа по формированию творческой личности. У ребят обращают внимание на красоту и художественные особенности произведений искусства, побуждают высказывать свое мнение о том, какое произведение лучше, какая музыка по их мнению лучше и т.д. так у детей появляется потребность в приобщении к искусству.

Развитие потребностно - мотивационной сферы в области формирования творческой личности учащихся на более высоком уровне продолжается в средних и старших классах. В этих классах значительно расширяется диапазон ознакомления учащихся с различными видами и жанрами искусства, обогащается опыт сравнения и оценочных мнений об их художественно-эстетических достоинствах, что, естественно, укрепляет их потребности и мотивы в приобщении к эстетически-духовному богатству общества. Старшеклассники начинают и осознавать, и эмоционально переживать положение, что художественно-эстетическое развитие является существенной стороной культуры человека, и стремятся активно работать над собой в этом направлении.

Что для подростка искусство? Прежде всего, искусство - исключительное средство самовыражения: оно способствует таким образом самоутверждению и пробуждению индивидуального мышления. Оно также согласуется с доминирующей ролью воображения. К тому же эстетическое созерцание - один из видов бескорыстно деятельности, которая любима молодыми людьми. Она порождает в них огромную радость, так как опирается на одно из основных их качеств: восхищение, которое позволяет индивиду подняться «над собой» и открывает ему некий абсолют.

Подростки ценят красоту не только тела, произведений искусства или природы, но находят ее и в тех областях, которым взрослые в ней отказывают, например в знаниях или движениях. Бесспорно, что красивый жест или стройность доказательства никогда не оставляют молодого человека равнодушным. Молодежь не представляет себе ни морали, ни истины вне эстетики.

Примат художественных ценностей, как представляется, соответствует определенному моменту онтогенеза. Следы его можно заметить даже у самых прозаичных натур. В случае же его гипертрофированности, он порождает менталитет эстета или сноба. Однако если реальные способности подкрепляют осознание прекрасного и стимулируют новый взрыв творческого начала, которое бурлило уже у ребенка, расцветают юношеские произведения, которые, не достигая полноты шедевра, позволяют художнику открыть основные темы своего вдохновения через идеализированное отображения его «я».

2.3. Развитие творческих задатков старшеклассников

Человек по своей природе является существом творческим. С раннего возраста дети пробуют свои силы в пении, рисовании, рассказывании. Задача школы - не только поддерживать эти склонности, но и содействовать их развитию. С этой целью учителя дают учащимся задания делать иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки окрестностей села или города, пробовать свои силы в поэзии и прозе. Подобные задания рассчитаны главным образом на их общее художественно-эстетическое развитие. Для тех школьников, у которых обнаруживается творческие способности, эти задания служат средством развития художественных умений, накопления и совершенствования эстетического опыта. Здесь иногда важен толчок. Как отмечалось в одной статье, «стоит пробудить в ребенке художника - и его уже не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку».

Композитор Кобалевский Д.Б. выдвигал идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому восприятию и освоению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с особенностями отражения в них реальных явлений жизни, нравственных и социальных отношений в общества. Художник Неменский Б.М. разработал программу по овладению изобразительным искусством в школе. Вместо традиционного обучения изображению отдельных предметов или их частей она предусматривает творческое отражение учащимися окружающей жизни, происходящих явлений и событий. Это создает предпосылки не только для осмысления органической связи искусства с жизнью, но и для развития творческих способностей учащихся. [3, 96-97]

Развитие художественно-эстетических способностей и творческих задатков учащихся в области искусства не сожжет быть ограничено только рамками учебных занятий. Важную роль здесь играют организация педагогического руководства самовоспитания учащихся.

Глава III. Педагогическая работа направленная на организацию самовоспитания старшеклассников и реализацию их творческого потенциала.

3.1. Этапы процесса самовоспитания

В основе самовоспитания лежит разработанный физиологом П.К. Анохиным принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, тех улучшений и усовершенствований, которые он стремится внести свое личностное саморазвитие. Когда такая «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий.

Указанные положения позволяют более конкретно представить сущность и основные этапы процесса самовоспитания.

Первый его этап состоит в следующем. Когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно прежде всего поставить перед собой четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно наметить примерные сроки. Прав А.И. Кочетов, утверждая: «Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо решил, что он будет делать (цель) и каким он хочет стать (идеал, образ самого себя в будущем)». Чтобы эта цель прочно закрепилась в сознании, ее полезно несколько дней проговаривать вслух, совершая определенное самовнушение и мобилизуя волю на ее достижение.

Второй этап заключается в детальной разработке программы самовоспитания. Начинать, конечно, лучше с более простых целей и программ, например: изжить употребление вульгаризмов и бранных слов или преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника, всегда стремится выполнять обещания и держать свое слово и т.д. По мере приобретения опыта самовоспитания его программы естественно, должны усложняться и становится более долговременными.

Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени».

Разрабатываемые личностью программы или правила самовоспитания выполняют, по терминологии физиолога П.К. Анохина, роль «акцептора действия» т.е. механизма сличения и контроля за их выполнением, и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее и конкретнее определяется программа самовоспитания, тем белее действенным будет ее влияние на процесс самовоспитания.

Не менее существенным является и третий Этап самовоспитания - разработка методов его осуществления. В системе этих методов обычно используются следующие: а) самоубеждение; б) самообязательства; в) самопринуждение; г) самоприказ; д) самокритика; е) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия); ж) самонаказание.

Однако самый важный этап самовоспитания - практическая реализация его целей и намеченной программы работы над собой. Процесс этот приобретает форму регулярного и продолжительного аутотренинга, т.е. осуществления тех действий и волевых усилий, результатом которых в конечном итоге и является развитие и формирование соответствующих личностных свойств и качеств. Аутотренинг необходимо сопровождать самоконтролем и коррекцией деятельности по достижению намеченных целей, что в свою очередь побуждает к активному саморазвитию, стимулирует личность к настойчивым волевым проявлением.

Общие подходы к самовоспитанию раскрыл С.Я. Долецкий: «Я считаю, что в основе процесса самовоспитания лежит необходимость самооценки. Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее». [8, 235]

3.2. Педагогическое руководство самовоспитанием учащегося

Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании творческих способностей учащихся, учителям, классным руководителям необходимо активно заниматься его организацией и осуществлять тактичное руководство этим процессом. Эта работа должна включать в себя три основных направления:

· Формирование общественного мнения учащихся о необходимости и большом значении самовоспитания;

· Оказание помощи учащимся в осмыслении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

· Практическая помощь учащимся в разработке целей и программ самовоспитания, а также реализации этих программ.

Коснемся примерного содержания и методических основ этой работы.

Формирование общественного мнения по вопросам самовоспитания обусловливает необходимость проведения с учащимися содержательной и разнообразной разъяснительной работы. Тематика ее включает в себя следующие вопросы: «Что такое самовоспитание?», «Как работали великие люди над собственным совершенствованием?», «Методы самовоспитания» и др. Работа эта проходит более успешно, когда в ней учавствуют учителя, классные руководители, врачи, психологи, ученые, известные люди, совершившие ратные и трудовые подвиги.

Большое значение имеет оказание помощи учащимися в осмыслении основных этапов процесса самовоспитания и тех методов, с помощью которых оно осуществляется. Необходимо детально разъяснить учащимся, в чем состоит метод самоубеждения, чем характеризуется метод самовнушения, в чем выражаются методы самопринуждения и самоприказа, а также эмпатии, самоканазания и т.д.

Особенно действенную роль в организации и руководстве самовоспитанием играет оказание учащимся практической помощи в разработке целей работы над собой, конкретизации ее содержания и методов. Здесь, конечно, также нужны соответствующие формы разъяснительных бесед, индивидуальных советов и рекомендаций, которые необходимо использовать в этих случаях. Но, как говорится, помощь все же должна быть предметной.

В некоторых школах, например, используют такую форму работы, как «задание самому себе». Суть ее состоит в следующем. Каждый учащийся продумывает то конкретное задание по самовоспитанию, которое он определяет на предстоящий месяц, записывает его на отдельном листке и кладет в конверт. Эти конверты сдаются классному руководителю и в определенное время вскрываются. Учащиеся отчитываются и обсуждают, а какой мере они выполнили поставленную задачу, намечают конкретные цели по дальнейшему самовоспитанию.

Иногда учащиеся стесняются и не желают широкой огласки вопросов, связанных с целями, которые они ставят перед собой в процессе самовоспитания. Это обусловливает необходимость проведения с ними соответствующей индивидуальной работы.

В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как важное средство личностного саморазвития учащихся, только тогда, когда в школе проводится активная работа по его организации и осуществляется умелое педагогическое руководство этим сложнейшим процессом. [8, 237]

3.3. Психологический тренинг с подростками «Творческая личность»

Психологический тренинг является одним и мощных средств используемых для содействия процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Тренинг - это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:

· Овладение социально-психологическими знаниями;

· Развитие способности познания себя и других людей;

· Повышение представлений о собственной значимости, ценности, формирование положительной Я - концепции Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006. с. 34

.

Задача группы социально-психологического тренинга с детьми - помочь подростку выразить себя, а для этого сначала нужно научится воспринимать и понимать себя.

Одним из основных путей осуществляющих самовосприятие личности является восприятие себя через результаты собственной деятельности, т.е. человек сам оценивает то, что он сделал. Это механизм самооценки который может помогать либо мешать развитию творческой личности. В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.

Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний также один из путей самовосприятия личности. Человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. Одно и принципиальных отличий тренинга от других форм работы заключается в возможности проникновения в свое Я, получении опыта понимания своего внутреннего мира.

Тренинговая группа облегчает подростку процессы раскрытия, самоисследования самопознания; эти процессы не могут быть полными без участия других людей; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя и повысить уверенность в себе. [1, 35-36]

Таким образом групповой тренинг для подростка может явиться сильным толчком обеспечив более успешное развитие творческих способностей личности путем самовоспитания.

Конечно, проводить групповой тренинг не будучи специалистом очень тяжело, да и не нужно, но как это делается и для чего знать обязательно. В некоторых ситуациях, когда педагог видит в подростке творческую личность, и способности, но не видит со стороны ученика стремления творчески развиваться, то он может порекомендовать старшекласснику посетить тренинг направленный на именно на самовоспитание и развитие творческой личности. Хотя идеальным вариантом было бы самому педагогу освоить технологию проведения группового тренинга, благо предложений в этой области предостаточно.

Заключение

И, наконец, подводя итоги проделанной работе по теме самовоспитание как фактор развития творческих способностей личности подростка, старшеклассника, хочется отметить тот, я думаю, неоспоримый факт, что задатки творческой личности есть у каждого человека. Нужно эти задатки обнаружить и исходя из них формировать свою неповторимую творческую личность. Пожалуй, не стоит вкладывать в понятие «творческая способность личности» только художественно - эстетическую направленность. Творчество присутствует в любой работе, во всяком учении, стоит лишь немножко включить воображение. Буквально недавно беседуя с дворником расчищающим снег я спросил есть ли в его работе элемент «творческости», и он ответил: «Конечно, есть. У меня есть куча свободного времени для того, чтобы сочинять стихи, придумывать модели ручных снегоочистительных машин, и все это, заметь, на свежем воздухе. А еще, встань повыше, посмотри, как расчищены дорожки на детской площадке…. ». Я посмотрел, оказалось он расчищал их в форме звезды, «лучи» которой вели от центра к подъездам домов на строго определенном расстоянии друг от друга.

Итак, самовоспитание - педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попытался выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.

Во-первых это осознание своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания..

Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой хочу добиться успеха.

В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судишь о себе, верные ли цели я ставлю и нужные ли приемы выбираю.

В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда хочешь и умеешь работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

Таким образом, если убедить себя в необходимости самовоспитания, то процесс формирования творческой личности будет протекать более эффективно.

Таким образом, самовоспитание является неотъемлемой частью развития творческих способностей личности. Самовоспитание помогает подростку справиться с собственной ленью, побороть дурные привычки, относиться к себе и свому творчеству критично, что в большей степени обуславливает уровень профессионализма в той или иной творческой деятельности, т.е критично относясь к своей деятельности человек видит где ему стоит «поднажать», а где и «попустить», или выбрать другой путь для своей творческой деятельности.

Список используемой литературы

1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006.

2. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. - СПб.: Питер, 2006.

3. Дебесс М. Подросток. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004.

4. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… Мн.: Высш. шк., 1986.

5. Малахова И.А. Развитие личности. Ч. 2. Художественно-творческая деятельность. Мн.: «Беларуская навука», 2003.

6. Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика \ уч. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «высшее образование».) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

8. Харламов И.Ф. Педагогика: краткий курс: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - 3-е изд. - Мн.: Высш. шк., 2005.

Array

Страницы: 1, 2, 3