бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах РФ - (реферат) бесплатно рефераты

Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах РФ - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах РФ

    Общие положения

1. Настоящее Руководство определяет содержание и организацию психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации*, а также ее научно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение и подготовку кадров.

2. Психологическая работа - это система согласованных, целенаправленных мероприятий в интересах жизнедеятельности войск (сил), по поддержанию психологической устойчивости личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил. Она является составной частью морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). 3. Психологическая работа организуется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и настоящим Руководством. 4. Задачи психологической работы:

изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и прогнозирование их развития;

формирование здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;

организация мероприятий психологической работы по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, боевых и учебно-боевых задач, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб;

     
    _______________________________

* Далее в тексте настоящего Руководства содержание и организация психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации, если не оговорено особо, будет именоваться - психологическая работа, Вооруженные Силы Российской Федерации Вооруженными Силами, а Министерство обороны Российской Федерации Министерством обороны.

психологический анализ служебно-боевой деятельности, учебного процесса, воспитательной работы и выработка мер по повышению их эффективности; изучение вновь прибывающего пополнения и выработка рекомендаций по рациональному распределению военнослужащих;

организация психологической помощи и психологического просвещения военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил. 5. Эффективность психологической работы достигается единством действий и согласованностью мероприятий, проводимых командирами (начальниками), штабами, органами воспитательной работы, медицинской службой.

6. Командир (начальник)- отвечает за руководство и организацию психологической работы. Ставит задачи подчиненным должностным лицам, органам военного управления по организации и проведению психологической работы, поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава, сплочению воинских коллективов, укреплению воинской дисциплины и правопорядка. Осуществляет контроль за качеством их выполнения. Направляет психологическую работу в интересах решения поставленных задач.

    Он обязан:

формировать и поддерживать у подчиненных высокий уровень морально-психологического состояния, моральную и психологическую готовность к защите Отечества, а также качества, необходимые для выполнения воинского долга;

при организации боевой учебы использовать разработанные формы и методы психологической подготовки;

обеспечивать участие психолога в подготовке личного состава к несению боевого дежурства (боевой службы), гарнизонной, караульной и внутренней служб; в работе с кадрами опираться на результаты профессионального психологического отбора военнослужащих, учитывать их психологические качества, знания и индивидуальные способности;

сохранять конфиденциальность полученной психологической информации; принимать меры по укреплению и сохранению психического здоровья военнослужащих. Командир (начальник) имеет право:

знакомиться с основными выводами по результатам психологических исследований, проводимых психологом;

запрашивать необходимую психологическую информацию из других органов воспитательной работы.

7. Штабысовместно с органами воспитательной работы обеспечивают единство планирования и согласованность проведения мероприятий психологической работы. На основе анализа морально-психологического состояния личного состава вносят предложения по его укреплению и участвуют в их реализации.

8. Органы воспитательной работыотвечают за планирование, методическое обеспечение, организацию, проведение и качество психологической работы с военнослужащими, членами их семей и гражданским персоналом Вооруженных Сил.

9. Медицинская служба во взаимодействии с командирами (началь-никами) и должностными лицами органов воспитательной работы участвует в планировании и проведении психогигиенических и психопрофилактических мероприятий, с целью сохранения психического здоровья личного состава, а также принимает активное участие в выявлении военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью.

10. Права военнослужащих при проведении мероприятий психологической работы. Военнослужащий имеет право на:

получение доступной квалифицированной психологической помощи; сохранение в тайне мотивов обращения и результатов психологического обследования;

получение объективной информации по результатам исследования; отказ от психологического обследования и участия в психологических экспериментах.

    Организация и содержание психологической работы

11. Общее организационно-методическое руководство психологической работой в Вооруженных Силах осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее Главное управление воспитательной работы). Главное управление воспитательной работы осуществляет взаимодействие по вопросам психологической работы с военными и гражданскими учебными и научно-исследовательскими учреждениями (центрами), анализирует и обобщает опыт психологической работы, участвует в подготовке, переподготовке и расстановке кадров психологов, вырабатывает предложения по развитию материально-технической базы психологической работы. По указанию заместителя Министра обороны Российской Федерации готовит для органов военного управления предложения и рекомендации по поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава войск (сил), укреплению воинской дисциплины, по специальным, относящимся к его ведению вопросам .

    12. В виде Вооруженных Сил Российской Федерации:

разрабатывают основные направления и задачи психологической работы с учетом специфики вида Вооруженных Сил Российской Федерации;

планируют и организуют мероприятия психологической работы по обеспечению выполняемых задач, боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения войск (сил);

разрабатывают мероприятия по поддержанию психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач по предназначению; организуют научно-исследовательское и методическое обеспечение психологической работы;

анализируют состояние психологической работы, обобщают и распространяют передовой опыт;

готовят для органов военного управления предложения и рекомендации по поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава войск (сил), укреплению дисциплины и организованности; осуществляют подбор, подготовку, переподготовку и расстановку кадров психологов;

принимают меры по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому назначению, готовят предложения по дальнейшему развитию материально-технической базы психологической работы в войсках (силах).

    13. В военном округе, флоте:

планируют и непосредственно организуют мероприятия психо-логической работы по обеспечению задач боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения войск (сил);

планируют и организуют мероприятия по противодействию негативному психологическому воздействию на войска (силы);

анализируют состояние психологической работы в частях (на кораблях), в соединениях, обобщают и распространяют передовой опыт;

разрабатывают предложения и рекомендации по поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава войск (сил), укреплению дисциплины и внутреннего порядка;

осуществляют взаимодействие с военными и гражданскими учебными и научно-исследовательскими учреждениями (центрами), дислоцирующимися на территории военного округа, флота в интересах психологической работы; обеспечивают войсковых психологов методическими материалами; осуществляют подбор и расстановку кадров психологов в войсках округа (флота), военных комиссариатах;

принимают меры по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому назначению, готовят предложения по дальнейшему развитию материально-техни-ческой базы психологической работы в войсках (силах).

    14. В армии (флотилии), корпусе (эскадре):

планируют и организуют психологическую работу в соединениях и частях (на кораблях), проводят ее в частях непосредственного подчинения; организуют мероприятия психологической работы по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, боевого дежурства и боевой службы; проводят мероприятия по противодействию негативному психологическому воздействию на личный состав соединений и частей (кораблей); организуют изучение и оценку морально-психологического состояния личного состава, участвуют в выработке мер по его улучшению, сплочению воинских коллективов, укреплению воинской дисциплины и организованности; анализируют состояние психологической работы в соединениях и частях (на кораблях), обобщают и распространяют передовой опыт психологической работы; обеспечивают психологов соединений и частей (кораблей) методическими материалами;

изучают состояние материально-технической базы психологической работы в соединениях и частях (на кораблях), принимают меры по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому назначению.

    15. В соединении:

проводят мероприятия по разработке и выполнению плана боевой подготовки по вопросам психологической подготовки личного состава;

организуют изучение и оценку морально-психологического состояния личного состава, вырабатывают меры по его улучшению, сплочению воинских коллективов, укреплению организованности и воинской дисциплины;

проводят мероприятия по противодействию негативному психологическому воздействию на личный состав частей и подразделений;

обеспечивают участие психологов в мероприятиях профессионального психологического отбора военнослужащих и их рациональном распределении; проводят мероприятия по повышению профессионального уровня психологов частей, обеспечивают их методическими материалами;

организуют систему информирования о психологической работе в частях и подразделениях, анализируют и обобщают полученную информацию, доводят ее в виде рекомендаций и предложений до командования, начальников родов войск и служб соединения, распространяют передовой опыт психологической работы; оказывают психологическую помощь военнослужащим, членам семей, гражданскому персоналу управления соединения;

проводят психологическую работу в частях и подразделениях непосредственного подчинения, где отсутствует штатный психолог;

изучают состояние материально-технической базы психологической работы в соединениях и частях (на кораблях), принимают меры по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому назначению.

16. В полку (на корабле 1 ранга)психологическую работу проводит психолог в соответствии с должностными обязанностями и этическими нормами профессиональной деятельности (Приложение № 1 к настоящему Руководству).

Он подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе; по специальным вопросам - информирует психолога вышестоящего органа воспитательной работы.

17. Психологи несут персональную ответственность за качество, обоснованность и достоверность психологических заключений и рекомендаций.

18. Органы и должностные лица воспитательной работы, обязанности которых не определены настоящим Руководством, выполняют задачи и обязанности, предусмотренные для соответствующих органов воспитательной работы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, военных округов (флотов), армий (флотилий), корпусов (эскадр), дивизий, к которым они приравнены. 19. Психологическая работа в полку (на корабле 1 ранга) организуется и проводится по направлениям:

изучение индивидуально-психологических особенностей личного состава; изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах; психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины, суицидальных происшествий (Приложение № 16 к настоящему Руководству);

психологическая работа по обеспечению боевого дежурства (службы), гарнизонной и караульной служб;

    психологическая подготовка личного состава;

профессиональный психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих;

    психологическое просвещение личного состава;

психологическая помощь военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу.

20. Изучение индивидуально-психологических качеств личного состава проводится всеми должностными лицами полка (корабля 1 ранга). а) При этом решаются следующие задачи:

определение уровня психологической готовности военнослужащих к учебно-боевой деятельности;

выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости (Приложение № 2 к настоящему Руководству);

индивидуализация воспитательного процесса и повышение эффективности служебно-боевой деятельности (Приложение № 3 к настоящему Руководству); комплектование воинских подразделений, подбор военнослужащих на должности младших командиров в соответствии с их индивидуально-психо-логическими качествами.

Изучение военнослужащих проводится в составе групп (подразделений) и индивидуально (Приложение № 4 к настоящему Руководству).

При изучении личного состава используются разнообразные методы психологических исследований: анализ документов, биографический метод, анкетирование, индивидуальная беседа, психологическое тестирование, наблюдение, опрос и др. (Приложение № 5 к настоящему Руководству).

Психолог полка перед прибытием в часть вновь прибывающего пополнения по указанию командира полка (корабля 1 ранга) проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по методике изучения личного состава. Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих включает первичное, углубленное и последующее изучение.

б) Первичное изучение вновь прибывающего пополнения проводится на пунктах приема должностными лицами, психологом части и направлено на общее знакомство с военнослужащим, оценку его психического здоровья, выявление свойств и качеств личности, определяющих процесс адаптации к условиям военной службы, нервно-психическую устойчивость. в) По итогам первичного изучения военнослужащих составляютсясписки лиц, подлежащих углубленному психологическому изучению, а также лиц, нуждающихся в консультации медицинских специалистов.

г) Углубленное изучениепроводится психологом части. Изучению подлежат: военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости, выявленные на этапе первичного изучения; направленные командирами (начальниками), офицерами органов воспитательной работы лица, испытывающие трудности в адаптации к условиям части, отстающие в боевой подготовке, имеющие нарушения воинской дисциплины; а также военнослужащие, самостоятельно обратившиеся за психологической помощью. Лица, нуждающиеся в углубленном психологическом обследовании, изучаются с помощью личностных опросников "НПН-А" (Приложение № 13 к настоящему Руководству), “Адаптивность” (Приложение № 14 к настоящему Руководству), а также других психологических методик, конкретный набор которых определяется уровнем профессиональной подготовленности психолога.

Углубленное изучение направлено на целостное изучение личности военнослужащего и выявление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причиной кризисных состояний на личностном и групповом уровнях, а также выработку предложений по их коррекции, индивидуализации воспитательной работы, обучения.

Заключение о наличии у военнослужащего нервно-психической неустойчивости подтверждается медицинским специалистом.

Сведения о военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью психолог части заносит в “Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости” и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаимодействуя при этом с медицинской службой части (Приложение № 6 к настоящему Руководству).

д) Последующее изучениеличного состава осуществляется в процессе повседневной жизнедеятельности командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе, психологом и направлено на изучение отдельных качеств личности военнослужащих в интересах решения стоящих задач. В некоторых случаях последующее изучение личного состава может носить характер углубленного изучения. Психолог части по итогам изучения индивидуально-психологических особенностей личного состава заполняет социально-психологическую карту личности на военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью (Приложение № 17 к настоящему Руководству), (при необходимости и на другие категории), разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса (Приложение № 3 к настоящему Руководству).

Страницы: 1, 2