бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Рождение ребенка и уход за ним - (реферат) бесплатно рефераты

p>Если внимательно наблюдать за малышом в это время, можно заметить, как ребенок начал улыбаться, чтобы вызвать ответную реакцию. Самая первая улыбка возникает не потому, что ребенок увидел улыбку на вашем лице, и не потому, что вы улыбнувшись, заговорили с ним. Нет, ребенок впервые улыбнется на звук вашего голоса. Когда же он обнаружит ваше лицо и увидит, что вы говорите, он начнет улыбаться не только на звук, но и видя вас. И еще две-три недели ваша улыбка сама по себе, без звука голоса, не будет вызывать ответной улыбки.

На втором месяце жизни ребенок начинает реагировать на большее число разных звуков, чем до сих пор. Если что-то упало, он вздрогнет, спокойная ритмичная музыка будет успокаивать его по-прежнему, однако теперь ребенок реагирует и на более нейтральные, неярко выраженные звуки. Его реакция на конкретный звук зависит обычно от настроения и от общего состояния. Включите пылесос или фен, когда ребенок будет в плаксивом настроении, раздражен, готов раскричаться; звук будет для него последней каплей: он безутешно заплачет. Но включите тот же пылесос или фен, когда у ребенка хорошее настроение, и тот же звук вызовет у него улыбку, он весело начнет сучить руками и ногами. Лишь голос действует на него всегда умиротворяюще в любых обстоятельствах и при любом настроении. Первые преднамеренные звуки. Поскольку у ребенка существует ярко выраженный интерес к голосам людей, не удивительно, что его собственные осмысленные звуки, как правило, возникают при общении с другими людьми: когда взрослые держат его на руках или играют с ним. Кое-какие звуки, имеющие отношения к плачу, ребенок издает уже после рождения, однако довольное “гуканье” после кормления или попискивание перед тем, как заплакать, не являются преднамеренно издаваемыми звуками— они лишь характеризуют состояние организма. Примерно к полутора месяцам ребенок начинает реагировать, если вы улыбнетесь ему и заговорите с ним: он улыбнется, начнет сучить руками и ногами, будет в довольном настроении. К двухмесячному возрасту он добавит к улыбке некоторые звуки “от себя” и время от времени будет издавать мелодичный “щебет”. Недели через две-три ребенок отделяет улыбку от “разговора”. Теперь он улыбается вам в ответ на вашу улыбку. Когда же вы заговариваете с ним, он “отвечает” вам. Те младенцы, с которыми родители много разговаривают, “словоохотливы”. Те, за кем ухаживают молча, на кого вообще обращают мало внимания, гораздо меньше любят “поговорить”. Конечно, младенцы “разговаривают” не только тогда, когда вы обращаетесь к ним. Они нередко издают звуки, пока лежат одни в кроватке или в коляске. Однако чем больше слов слышит и воспринимает младенец при общении со взрослыми (причем слов, обращенных непосредственно к нему), тем больше он 6удет “практиковаться”, когда предоставлен сам себе.

Звуки, издаваемые в таком раннем детстве, отнюдь нельзя назвать речью в том смысле, что ребенок хочет выразить нечто определенное, однако они постольку выполняют функции "речи", поскольку ребенок намерен вступить в контакт с окружающими. Он использует свой голос как способ взаимодействия с родителями. Допустим, вы что-то сказали ребенку, он "ответил" вам, но потом замолчал, словно ожидая вашей реакции. Если вы “отвечаете” ему, он ждет, пока вы не кончите говорить, и снова издает некоторые звуки. Его стремление "поговорить" проявляется только как реакция на ваш голос. При наличии других звуков ничего подобного не происходит. Малыши, любящие “поговорить” (неважно—с другими людьми или с самим собой), как правило, ведут себя в одиночестве более спокойно, чем менее “разговорчивые”. Вот еще одна причина, отчего дети, которым взрослые уделяют много внимания, более расслаблены и довольны своим существованием, не столь требовательны по сравнению с младенцами, чьи родители из боязни избаловать их мало общаются с ними.

Лепет. От четырех месяцев до полугода ребенок обычно издает настоящий поток звуков, который называется лепетом. Ребенок достиг возраста, когда все в его жизни стимулирует дальнейшее развитие. Он со вкусом и удовольствием сучит ногами и руками, играет руками, замахивается на подвешенные или лежащие около него предметы, приходит в полный восторг, когда ему удается достать до них; он радуется всему и взахлеб комментирует все. Он будет по-прежнему “отвечать” вам, если вы заговорите с ним, но теперь он редко лежит молча, когда предоставлен сам себе.

С трех до четырех месяцев ребенок больше всего издает открытые звуки. Он тянет “а-а-а” и “о-о-о”. Часто говорят, что ребенок “гулит”, и это очень точное определение: действительно похоже на “гуление” голубей.

К гласным раньше остальных добавляются согласные "п", "б" и "м". Благодаря этому “гуление” превращается в сочетания, которые очень похожи на слова. Чаще всего замечают слог “ма-а-а”. Обычно матери думают, что ребенок пытается позвать их. А некоторые папы начинают волноваться, почему это ребенок не говорит “па-а-а”. На самом деле эти звуки не имеют никакого отношения к попыткам назвать или обозначить родителей. Ребенок говорит “ма-а-а”, поскольку звук “м” он осваивает, как правило, раньше, чем “п”.

Взрослея, ребенок обязательно издает звуки все большей и большей фонетической сложности. Наблюдая за реакцией ребенка на внешние слуховые раздражители, можно достаточно рано определить, утрачен у него слух или нет. Если он никогда не поворачивает голову, чтобы посмотреть, откуда раздается ваш голос, если он не вздрагивает, когда вы роняете кастрюлю, нужно обязательно обратиться к врачу— как бы много ни “разговаривал” ребенок. Слух и слушание. В четыре-пять месяцев ребенок, с которым много разговаривают, обучается все более и более сложным звуковым сочетаниям. Когда вы говорите с ним, младенец внимательно вглядывается в ваше лицо. Как только в потоке слов возникает пауза, ребенок “ответит” вам. Оставшись один, он будет учиться издавать различные звуки. Многие родители считают, что ребенок учится говорить, подражая взрослым. Поэтому взрослые упрощают то, что говорят малышам, выделяют отдельные слова—так, по их мнению, ребенок быстрее научится говорить, подражая им. Однако младенцы учатся говорить, отнюдь не подражая, и потому попытки заставить их повторять слова вслед за вами неэффективны и бессмысленны. Ведь разговаривая с ребенком, вы дадите ему больше, чем модель для подражания: ваше общение—хороший для него стимул произнести все звуки, которые он уже умеет воспроизводить, и еще выговорить какие-то новые сочетания.

И хотя ребенок не пытается подражать вам, он изучает ваш голос. На этом этапе жизни он учится различать голоса на слух.

Помогите ребенку “разговаривать”. Ребенок “говорлив” в этом возрасте ровно настолько, насколько вы его в этом поощряете. В дальнейшем его умение хорошо говорить будет определять степень его готовности учиться самым разным вещам. Поэтому важная задача родителей— поддержать такой "разговор", который будет стимулировать развитие ребенка. Говорите ребенку, что вы делаете, когда ухаживаете за ним. Раздевая его, называйте одежду, которую вы с него сняли, части тела. Когда купаете его, говорите, что вы намыливаете его или какой предмет хотите взять. Когда кормите ребенка, расскажите ему, из чего приготовлено блюдо, что он получит еще. Говорите нормально, не упрощая. На этом этапе развития ребенку нужна ваша плавная, интересно звучащая речь. Если вы специально начнете говорить медленно и упрощенно, если вы будете стараться говорить понятно для малыша, речь ваша станет неестественной. Ребенок с одинаковой радостью отреагирует как на вашу сентенцию о развитии событий в мире, так и на хорошо продуманное простое предложение про собачку. Если вам нравится “детская” манера говорить— что ж, пользуйтесь ею. Если она вам претит — не прибегайте к ней. Показывайте ребенку книжки-картинки, называйте предметы, нарисованные там, и объясняйте ему так, как вы объясняли бы это трехлетнему ребенку, что эти предметы делают. Ребенку понравятся рисунки и разговор о них, хотя он не поймет того, что вы объясняете.

В процессе игры обязательно разговаривайте с ребенком. Это очень важно, особенно если вы ощущаете неловкость, когда приходится разговаривать с малышом при других. Иногда малышу не хватает общения с вами, поскольку вы предпочитаете говаривать со старшим ребенком— он понятливее, гораздо лучше реагирует на ваши слова. Важнее всего - прислушиваться к ребенку и попытаться ответить ему, причем ответить вразумительно, словами, и притом всякий раз, когда ребенок начинает лепетать, “обращаясь” к вам. Помните, что ребенку сейчас нужны не замечания по ходу дела, не монолог, сколько бы хорошо вы его ни построили, - ему нужно разговаривать с вами. Допустим, вы не умеете сами завязывать разговор, вам трудно найти тему, - во всяком случае, заставьте себя отвечать ребенку, когда он сам делает попытки "заговорить" с вами.

Особенности психики. Настанет день, когда вы вдруг почувствуете, что ребенок перестал быть для вас существом непредсказуемым, источником сплошных волнений, перевернувшим вашу привычную жизнь. Вы воспринимаете его теперь как человека, имеющего собственные вкусы, пристрастия, характерные особенности.

Как только это произойдет, значит, ваш ребенок окончательно приспособился к существованию вне материнского организма, и он уже не новорожденный, а грудной. Никто, кроме самих родителей, не в состоянии определить, когда происходит это событие. Если роды легкие, если сразу после них у вас с ребенком установился контакт и нет существенных расхождений между требованиями ребенка и вашими ожиданиями, то все способствует тому, чтобы ребенок перешел в стадию грудного довольно быстро. Однако послеродовая депрессия, трудности с кормлением и все неожиданности, проистекающие от того, что с ребенком надо общаться иначе, чем вы это себе представляли, растягивают период новорожденности. Но ваш ребенок обязательно повзрослеет и станет грудным— не через две недели так через два месяца. Справляться с “грудничком” куда легче, чем с новорожденным. Даже если вам достался не ребенок, а сущий чертенок, вы уже знаете, на что именно этот чертенок способен, можете заранее сказать, какой подход нужен к нему. Главное вы способны отличить, когда он доволен жизнью, а когда несчастлив. Ребенок вполне ясно дает понять, что больше всего ему нужны люди, которые бы постоянно о нем заботились, т. е. вы, родители. Возможно, вы еще не успели по-настоящему полюбить его, однако и его привязанность к вам зиждется пока на чистой необходимости. Ребенок выживет, если привяжется к вам, поэтому он делает все от него зависящее, чтобы вы заботились о нем. По прошествии первых недель все больше и больше сгановится заметно, сколь сильно растет интерес ребенка к людям. Младенца прямо-таки завораживает ваше лицо: всякий раз, когда оно оказывается достаточно близко от его глаз, он принимается изучать его. Малыш прислушивается и к звуку вашего голоса, причем руки и ноги его вздрагивают, как только он услышит знакомый голос. Уже скоро ребенок начнет поворачивать голову, чтобы посмотреть, кто именно заговорил. Если вы возьмете его на руки, он тут же перестанет плакать. Поносите ребенка на руках, бережно прижимая к себе, —и он будет донельзя доволен. Он явно нуждается в вас, и вы ему нравитесь. Теперь-то у вас должно появиться ощущение уверенности в своих способностях и возможностях.

И пусть эти реакции грудного ребенка еще недостаточны, чтобы вы всем сердцем привязались к нему, —у него имеется про запас потрясающий козырь: через один или два месяца после рождения он впервые улыбнется вам.

Когда ребенок улыбается, выглядит это как проявление любви к вам, однако он не способен еще любить хотя бы потому, что пока не способен отличать одного человека от другого. Его первые улыбки—всего лишь попытка быть приятным для взрослых, желание привлечь к себе внимание. Чем больше ребенок улыбается, “гулит” и взмахивает ручками при появлении взрослых, тем больше внимания будут оказывать ему взрослые, тем активнее он отвечает на него. Ребенок будет стараться еще крепче привязывать их к себе, отпуская невероятные улыбки, от которых у кого угодно дрогнет сердце. Но пока эти восхитительные улыбки предназначены не вам лично. Правда, примерно к трем месяцам ребенок станет узнавать вас. И самые очаровательные улыбки будут вызваны вашим появлением.

В нормальной семейной обстановке большинство младенцев выбирают предметом первой в своей жизни любви собственную маму, которая заботится о малыше со всем жаром души, ласкает его, гладит, улыбается ему, играет с ним. Все это имеет огромное значение для младенца и укрепляет взаимную любовь. Всякому ребенку обязательно нужен кто-то, к кому он испытывал бы особую привязанность. Ведь это—первое чувство, благодаря которому ребенок получит представление об окружающих людях, о мире. Пережив подобную “младенческую любовь”, ребенок впоследствии будет способен по-настоящему полно пережить все оттенки “взрослых” чувств, а в один из дней и сам сможет подарить своим детям такую же самозабвенную любовь, какую он сейчас требует от вас. Если же он не ощущает в достаточной мере любви, тепла, то будет развиваться не так быстро, как позволяют его внутренние резервы, а в дальнейшем, возможно, не сможет глубоко и сильно полюбить и сам. Однако если ребенок испытывает сильную привязанность к одному человеку, это никак не означает, что он не в силах полюбить других. И в этом он ничуть не отличается от вас. И чем больше у ребенка возможностей ощутить вашу любовь, тем больше он способен проявить нежность по отношению к другим. Ведь любовь обязательно порождает любовь.

Мало кто из отцов может похвастать тем, что младенец им первым выказал знаки своего особого расположения, ведь повседневные мужские обязанности обычно не позволяют отцу быть всегда рядом с ребенком. Однако если отец проявляет внимание к ребенку, а также поддерживает эмоциональную связь между матерью и младенцем, тор вскоре он испытает к нему не меньшее по силе чувство, чем мать. Примерно к четырем-пяти месяцам сам факт, что отец бывает дома не часто, заставляет ребенка устанавливать контакт с ним. Всякий раз, когда отец остается дома, ребенок начинает обращать на него особое внимание: для него привлекательно все, что имеет отношение к отцу, —его лицо, голос, его манера играть с ним. Как только ребенок почувствует удовольствие от общения с отцом, последний может начать устанавливать с ним отношения, которые будут касаться только их двоих. Но нет необходимости соперничать с матерью в борьбе за любовь ребенка. Надо строить свои собственные отношения, которыми ребенок с возрастом наверняка будет очень дорожить. Многие женщины наслаждаются этим периодом материнства: младенец доставляет им радость, дает почувствовать себя любимой, единственной, незаменимой. Мать нужна ему все время, пока он бодрствует, однако малыш требует не только ухода, но и нуждается в эмоциональном и интеллектуальном общении с ней. Однако не всем женщинам приятен этот период. Некоторые из них не получают никакого удовольствия от того, что ребенок нуждается в них, радуется их обществу, —они чувствуют себя связанными по рукам и ногам, полностью зависящими от произвола маленького тирана. Такие мамы ждут не дождутся той минуты, когда ребенок заснет и ему не надо будет уделять внимания: ни физического, ни душевного. У них совершенно не хватает сил на то, чтобы понять, каковы ощущения ребенка, что ему сейчас нужно. Накормить голодного младенца или подмыть его, когда он испачкает пеленки, кажется им куда более легким делом, чем поиграть с ним, пообщаться, составить ему компанию, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Вспомните, какую важную роль вы играете в его жизни, - и это, может быть, облегчит ваше состояние. Ведь одна мысль о том, что от вас зависит счастье ребенка, его отношение к жизни, его развитие, придаст вам силы и поднимет настроение.

Помогите ребенку, и в выигрыше будет вся семья: ребенок будет жизнестоек, “упруг”, у него чаще будет хорошее настроение, и общение с ним станет приятным. Если же вы откажетесь помочь ребенку, попытаетесь ограничить время общения с ним, проиграют все—и вы сами прежде всего: ребенок станет трудноуправляемым, капризным, и никому не доставит удовольствия его компания. Поэтому попытайтесь без внутреннего возмущения выполнить все его пожелания, проникнитесь его состоянием, обращайтесь с ним так, как он того хочет, и вы почувствуете, что делаете это не только ради него, но и ради себя. Нравится вам это или нет, но вы теперь одна семья.

    Используемая литература:
    1. Б. Спок. "Ребенок и уход за ним".
    2. Ю. А. Белопольский. "Для вас, молодые мамы".
    3. Журналы: "Работница", 84, № 12
    "Факультет здоровья", 87, №№ 11, 12.
    4. "Энциклопедия пап и мам".

Страницы: 1, 2, 3