бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Рождение ребенка и уход за ним - (реферат) бесплатно рефераты

Рождение ребенка и уход за ним - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА
    Кафедра психологии
    РЕФЕРАТ
    Тема: "Рождение, уход за ребенком"
    Выполнила студентка
    художественно-графического факультета
    II курс, группа А-1
    Иванова Татьяна Альбертовна
    Руководитель Кошкин В. Н.
    Чебоксары 1998

Появление на свет –самый сложный период в жизни человека. Впечатления от путешествия по узким родовым путям навсегда остаются в подсознании человека, потому что во время родов он подвергается чрезвычайным испытаниям.

В утробе матери развивается при постоянной температуре, ему было обеспечено бесперебойное поступление питательных веществ и кислорода. Амниотическая жидкость и ткани материнского организма защищали его от механических травм. Легкие малыша находились в спавшем состоянии, желудочно-кишечный тракт практически не функционировал. Впервые открыв глаза в утробе матери (а такие фотографические снимки получены), ребенок не видел ничего. В последние четыре месяца перед рождением малыш тщетно "вглядывался" в этот текучий сумрак почти без света и звука.

Но вот пришла пора родов – пора перехода из одной среды в другую. Из водной – в воздушную. Ребенок ничего не слышит –ему мешает жидкость во внутреннем ухе. Его ослепляет свет. Нежнейшей кожей он ощущает новое, порой довольно неприятные прикосновения. Испытывает такой перепад температуры, как если бы взрослого человека раздели, облили водой и мокрым выгнали на стужу. В его легкие врывается воздух, причиняя сильную боль. Оглушенный, ослепленный младенец отчаянно кричит, инстинктивно сжимая грудную клетку. После первого крика ребенок начинает дышать. Акт первого вдоха необычайно важен: мозг не может существовать без кислорода. Пять минут–максимальный промежуток времени, в течение которого при обычной температуре окружающей среды дыхание должно установиться.

После рождения ребенок должен перестроить жизненно важные системы и включить такие механизмы, которые во время внутриутробного развития у него не функционировали. Адаптироваться к новым условиям непросто, даже при нормальном развитии ребенка в утробе матери и появлении его на свет без осложнений. К тому же нужно учесть, что перестройка и наладка систем организма начинается не в спокойных условиях, а во время его родового стресса.

После рождения у ребенка развивается ряд состояний, которые могут сильно беспокоить мать, если она не знает, что происходящие с ребенком изменения связаны с его приспосабливанием к новым условиям жизни. Эти состояния невозможно отнести к патологическим, но и нормой их назвать также нельзя. У ребенка может измениться масса тела, цвет и температура кожи, стул, могут быть и другие проявления. Характерно, что такие изменения возникают вскоре после рождения ребенка и сравнительно быстро исчезают. Поэтому их называют переходными, транзисторными, пограничными физиологическими состояниями. Приспособления к новым условиям существования и составляют суть новорожденности.

В большинстве родильных домов нашей страны здорового новорожденного впервые прикладывают к груди матери через 6–12 часов, а то и через двое суток после появления на свет. Считается, что матери необходимо отдохнуть и набраться сил, да и молока у нее пока нет, а ребенку, в свою очередь, нужно приспособиться к новым условиям существования. Полагают, что в это время он не испытывает чувство голода.

Однако такая практика наносит ребенку огромный, часто непоправимый вред. Поэтому во многих странах от нее давно отказались. Первые капли грудного молока обладают чудодейственными свойствами, они в полном смысле слова несут ребенку здоровье. Ведь сейчас 80-90% детей страдают диатезом, а подчас в тяжелой форме, когда все тельце ребенка представляет собой одну огромную болячку. И это не случайно. Ни одно животное не откладывает первое кормление своего детеныша "на потом" ради отдыха или по какой-то другой причине, кормят всегда сразу после рождения.

Это, по-видимому, один из законов выживания вида –закон, который мы нарушили. Прикладывание ребенка к материнской груди сразу после рождения резко снижает у него вероятность возникновения у него диатеза, также как и других аллергических заболеваний. Любая аллергия, как и диатез, свидетельствует о слабости иммунной системы, предрасположенности малыша к разнообразным патологиям. Отлучение ребенка от материнской груди в первые минуты и часы жизни обрекают его на болезнь.

Если мать постоянно настаивает, чтобы ребенок выпил больше молока, чем ему хочется, он будет постепенно терять аппетит. Он постарается избежать этого, засыпая с каждым разом все раньше и раньше, или будет протестовать и упорствовать в своем нежелании есть. Если так будет продолжаться, то его живое, радостное любопытство к жизни будет падать; он словно думает про себя: "жизнь–это борьба. Эти люди не дают мне покоя, я должен бороться, чтобы защитить себя! " Пусть еда останется для него наслаждением, и тогда он будет чувствовать, что вы его друг. Это очень важно для развития его уверенности в своих силах и жизнерадостности, основы которых закладываются на первом году жизни. Режим зависит от веса, его аппетита, расписания его сна и потребности в пище. Раньше детей обычно держали на очень строгом режиме питания. Новорожденного весом 3, 5 кг кормили строго в 6: 00, 10: 00, 14: 00, 16: 00, 22: 00, 2: 00. Ни раньше, ни позже, независимо от того, голоден он или нет. Доктора не имели еще ясного представления о причинах, вызывающих тяжелые желудочные заболевания, которые ежегодно поражали десятки тысяч новорожденных. Считалось, что эти заболевания вызывались не только бактериями, попадающими в молоко, но и нерегулярностью в количестве и времени приема пищи.

Врачи так страшились нерегулярности питания, что пришли, в конце концов, к его осушению с психологической точки зрения. Они уверяли матерей, что нерегулярность питания ведет к избалованности ребенка. Наиболее рьяные защитники режима советовали матерям подходить к ребенку только в точно установленные часы кормления, а в остальное время не обращать никакого внимания. Некоторые настаивали, чтобы детей не целовали и не ласкали, так как это якобы может их избаловать. Большинство детей приспосабливалось к строгому режиму, так как они могли выпить достаточное количество молока, чтобы не чувствовать голода в течение следующих четырех часов; так обычно и работает пищевой тракт новорожденного. Человек быстро привыкает ко всему в любом возрасте. Если нас кормить всегда в точно установленные часы, то именно в эти часы мы и будем чувствовать голод. Но всегда были дети, которым было очень трудно приспосабливаться к строгому режиму в первые месяцы, чьи желудки не могли удержать количество молока, достаточное для четырехчасового перерыва, или те, которые засыпали, не успев насытиться, или беспокойные дети, или такие, которых мучили газы. Они отчаянно кричали по нескольку часов в день. Но их матери не спешили накормить их или даже взять на руки вне расписания. Нынешним матерям повезло–врачи разрешили следовать им своим естественным стремлениям. Гибкий режим означает сведение количества кормлений до разумного в более или менее определенные часы и прекращение ночных кормлений, как только ребенок к этому готов. Что хорошо и удобно для родителей, то хорошо и удобно для их ребенка, и наоборот. Раз нет необходимости соблюдать строгий режим можно сначала подчиняться требованиями ребенка, а затем постепенно установить режим, удобный для родителей и для него.

Если мать предпочитает кормить своего ребенка без режима в течение многих месяцев, но никакого вреда для пищеварения ребенка не будет. Матери это также не принесет вреда, если она вообще не любит расписаний.

Сколько ребенок должен прибавлять в весе? Самый правильный ответ такой: ребенок сам знает, сколько ему прибавлять в весе. Если ему дают больше молока, чем нужно, он отказывается. Если ему дают меньше, то к следующему кормлению он просыпается раньше и сосет свой кулачок. Когда говорят о прибавке в весе, имеют в виду средние цифры, но каждый ребенок прибавляет в весе по-своему. Высчитывая средние цифры, врачи складывают самую большую прибавку в весе с самой маленькой, и делят. Одни дети прибавляют в весе больше другие–меньше, и это нормально. Однако медленная прибавка в весе может означать, что ребенок недоедает и болен. Если ребенок медленно прибавляет в весе, его регулярно надо показывать врачу, чтобы быть уверенной, что он здоров. В среднем дети рождаются с весом 3, 5 кг, а к пяти месяцам их вес достигает 7 кг, т. е. удваивается. Но практически дети рождающиеся с маленьким весом, вес набирают быстрее, как бы стремясь догнать своих более крупных собратьев, а крупный ребенок может и не удвоить свой вес к пяти месяцам. Средний ребенок прибавляет около 700 грамм в месяц, в первые три месяца 150–200 грамм в неделю. Разумеется, одни здоровые дети прибавляют в весе меньше, другие–больше. К шести месяцам средняя прибавка в весе снижается до 500 грамм в месяц (100–120 грамм в неделю). С девятого по двенадцатый месяц жизни средняя прибавка в весе еще больше снижается: до 300 грамм в месяц (60– 80 грамм в неделю). Пеленание. Если нет возможности одевать новорожденного в ползунки и кофточки, его пеленают, и делают это перед каждым кормлением или после него- как решит мать. Предварительно моют руки с мылом. Если у ребенка был стул, малыша подмывают. Лучше для этого использовать холодную воду сначала комнатной температуры, позже– прямо из-под крана. Это тренирует терморегуляторный механизм новорожденного. Пеленают ребенка следующим образом. На стол кладут байковое одеяло, на него клеенку, на нее сперва фланелевую, затем хлопчатобумажную пеленку, поверх них–подгузник, сложенный в несколько раз в виде прокладки. Сначала на малыша надевают хлопчатобумажную распашонку так чтобы полы ее запахивались у него на спине, и тщательно расправляют их. Затем фланелевую–полами вперед. Нижний конец ее оборачивается вокруг живота и выворачивается, закрывая пупок. Между ногами помещают подгузник, который подводится сзади под распашонки, а спереди укладывается ниже пупка. Малыша на пеленки кладут так, чтобы верхний их край был на уровне подмышек. Хлопчатобумажная пеленка закрепляется вокруг грудной клетки. Нижний конец этой пеленки проводится между ногами ребенка. Таким образом, чтобы они были отделены друг от друга–это предохраняет их от потертостей. Затем конец заворачивают на живот или вокруг ног. Фланелевую пеленку сначала заворачивают на живот, затем обертывают ей ножки или туловище. Туго пеленать ребенка нельзя, так ка это стесняет его движения, мешает потягивать ноги к животу и разводить их в стороны, что является естественной позой. Тугое пеленание также мешает развитию мышц, только в других случаях, когда ребенок очень беспокоен и не может заснуть, его можно поплотнее завернуть в пеленки и даже с руками. Но обычно дети сопротивляются такому пеленанию, и насильно заворачивать их не стоит.

На голого малыша обычно ничего не надевают. Опасения некоторых мам, что если ребенка оставить с непокрытой головой, у него заболят уши, необосновано. Уши могут заболеть и тогда, когда, на голову надета косынка или чепчик. Большей частью болезни ушей у грудных детей связаны со срыгиванием и затеканием воды в уши во время купания.

При купании если в комнате теплее, чем следует, малыша в одеяло не заворачивают, чтобы не перегревался. Если же в комнате холодно, то ребенка можно закрыть вторым байковым одеялом или шерстяным. Но во всех случаях купать его в холодной комнате нежелательно, так как при смене пеленок потного, перегретого ребенка легко простудить.

Прогулки. Гулять с малышом необходимо при любой погоде. Ребенок, который часто бывает на улице, правильно развивается, реже болеет, с аппетитом ест, легче усваивает пищу. Под действием солнечных лучей в организме малыша образуется витамин D, препятствующий развитию рахита.

Если ребенок родился летом, с ним можно гулять сразу после выписки из родильного дома. Если же зимой—то прогулки желательно начинать с 2 - 3-недельного возраста при температуре на улице не ниже -10°С. Только постепенно можно приучать новорожденного к прогулкам при более низких температурах. Первый раз на улице вам с малышом не стоит находиться дольше 10 минут, но постепенно вы будете гулять все дольше и дольше—до 1, 5 - 2 часов и лучше не один, а 2 - 3 раза в день. Осенью и зимой гулять больше 2 часов не рекомендуется. Личико малыша сначала только слегка приоткрывают, а затем ребенок гуляет уже и с открытым лицом. Из-за дождя прогулки не пропускайте. Коляску с ребенком можно поставить под навес крыльца, на веранду или лоджию. Летом малышу лучше весь день находиться на улице (кроме самых жарких часов). Во время прогулок младенца нужно периодически поить водой.

С недоношенными и ослабленными детьми на прогулки не выходят почти весь 1-й месяц их жизни. Только в возрасте 3 - 4 недель, если это время приходится на весну и лето, недоношенного малыша с массой тела не менее 3000 - 3500 г выносят гулять. Время для первой прогулки с ослабленным ребенком вам порекомендует врач.

Летом первая прогулка с недоношенным малышом может продолжаться не более 15-20 минут, зимой— 10 минут при условии, что температура воздуха не ниже -5°С и нет ветра. Постепенно прогулки становятся более продолжительными (до 45 минут). Гулять с малышом необходимо 2-3 раза в день. По мере того, как ребенок будет привыкать к холоду, с ним можно гулять и при более низких температурах. Если на улице сильный мороз, “прогулки” можно устраивать и дома при открытой форточке. Малыша при этом одевают так же, как и для прогулок на улице.

Зимой, весной и осенью ребенка одевают для прогулки так, чтобы он не перегревался и не переохлаждался. Примерную температуру тела ребенка можно определить по его носу: если он теплый, то все в порядке, малыш одет правильно. Но если нос горячий или холодный, не стоит ждать, когда ребенок забеспокоится покраснеет, вспотеет или, напротив, побледнеет и заплачет. Следует сразу вернуться домой и переодеть малыша.

Закаливание. Закаливание — это система процедур, под влиянием которых повышается сопротивляемость организма нееблагоприятным воздействиям внешней среды. Физиологическая основа закаливания заключается в том, что у человека постоянно и систематически вырабатываются условные рефлексы, обеспечивающие более совершенную терморегуляцию— поддержание постоянной температуры тела. Закаливание не только тренирует теплоадаптационные системы организма ребенка. Оно активизирует и деятельность иммунной системы. Благодаря этим двум факторам, закаливание позволяет избегать многих болезней, особенно у физиологически незрелых новорожденных, у которых иммунная система еще не развита в достаточной степени.

Таким образом, закаливание способствует нормальному физическому и психическому развитию ребенка. Закаливать маыша нужно с первых дней жизни - с этим согласны все. Однако, на то, как закаливать, и в частности в периоде новорожденности, существуют диаметрально противоположные точки зрения. Согласно одной из них, новорожденный ребенок слаб, требует бережного отношения, а потому проводить специальные закаливающие мероприятия можно спустя 1, 5- 2 месяца после его рождения, и то крайне осторожно. А до этого времени следует ограничиваться закаливающими эпизодами, которые возникают в процессе ухода за ребенком, и созданием для него здоровых условий жизни. Темпы адаптации. Прежде всего должен быть обеспечен приток свежего воздуха в комнату, где живет малыш. Для этого нужно почаще открывать форточку зимой и проветривать помещение. Летом окна лучше держать открытыми, чтобы в комнату проникали не только свежий воздух, но и солнечные лучи, под влиянием которых в организме ребенка вырабатывается антирахитический витамин D. Кроме того, солнечные лучи убивают болезнетворные микроорганизмы. Не меньшее значение имеет и умеренная температура воздуха—она не должна быть выше 22°С для доношенных малышей. Прогулки, воздушные ванны, которые младенец принимает при смене пеленок, переодевании, подготовке к купанию, подмывание и гигиенические ванны с заключительным обливанием относительно прохладной водой—все это те первые в жизни ребенка закаливающие процедуры, которые допускают в периоде новорожденности сторонники этой точки зрения.

Но достаточно ли такого закаливания для того, чтобы действительно повысить сопротивляемость организма ребенка неблагоприятным воздействиям? Так ли уж беззащитен перед ними новорожденный? Ведь возможности его адаптационных механизмов необычайно высоки. Иначе и не может быть. Без этого он погиб бы сразу после рождения, как рыбка, выброшенная из воды— 9 месяцев внутриутробной жизни ребенок провел в совершенно других условиях. Скорость адаптивных реакций у новорожденных также чрезвычайно высока. Перестройка функционирования их организма начинается практически мгновенно—с первого крика, первого вздоха. Именно поэтому ребенок без вреда для здоровья мог родиться в оленьей упряжке при 30 - 40°С мороза, при 50°С жары в финской или русской бане, он переносил купание ледяной купели и обтирание снегом. Это все прежние обычаи которыми сопровождалось появление человека на свет. В основе этих обычаев лежал народный опыт, в соответствии с которым кратковременное, но достаточно сильное воздействие на новорожденного низких температур оказывает на него благотворное влияние—оно как бы дает толчок защитным cилам организма, после чего ребенок хорошо развивается. Вот что писал известный в прошлом доктор В. Н. Жук: “Как слабое, так и крепкое дитя, окрещенное зимою в воде прямо из колодца (плюс 8 градусов Реомюра, плюс 10 градусов Цельсия), развивается очень быстро и почти тотчас принимает особый, приятный, бодрый, крепкий вид.... Быстрое погружение в холодную воду точно усиливает все процессы обмена. Кожа краснеет и приятна на вид: дитя выглядит полнее, румянее, округленнее, сосет крепче и с жадностью, скоро засыпает, после крещения не кричит, лежит спокойно и смотрит. Спустя 4-6 недель слабый ребенок неузнаваем". Нередко родители просили крестить ребенка в теплой воде. Результаты крещения были совершенно иными: "Сравнивались дети по истечении шести недель, когда их приносили для молитвы. Буквально все священники заявили о преимуществе холодной воды над теплою; только погружение должно быть полное и весьма быстрое".

Страницы: 1, 2, 3