бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Российская ментальность в сказках современной молодежи бесплатно рефераты

В тоже время в ряде сказок провозглашается открытость и всеотзывчивость, как черта российского менталитета. Лейтмотивом проходит тема помощи, взаимопомощи и поддержки. Так, Пузочесик вначале помогает стонущей медведице и лечит ее рану, а затем медведица спасает Пузочесика из лап злого Кукарямбы. Маленькому «Неизвестному» из сказки про Гузяку, сочувствующая муха помогает найти себя и дает мудрый совет: «Не печалься. Раз уж ты не знаешь, кто ты, и никто не знает, то придумай сам себе имя». И тем самым помогает Гузяке. В свою очередь все эти поступки в духе христианского учения, что является отражением стремления к православной религии, являющимся важной частью российского менталитета, т.к. именно православие пропагандировало у верующих духовные ценности, формировало у них терпимость к земным тяготам, открытость в общении с людьми, скромность в поведении, всепрощение и самоценность отношений с людьми. Терпение и смирение еще две важные характеристики российского менталитета. Они хорошо прослеживаются в сказке о Жар-Крале.

Общинные, коллективные формы жизнедеятельности свойственны для русских народных сказок. В сказках же современной молодежи данный феномен встречается значительно реже. Лишь в сказке «Про Гузяку» рассказывается о многочисленных контактах и широком общении этого животного с другими зверями. В большинстве же случаев в современных сказках круг общения суживается и ограничивается взаимодействием в диаде В сказке о Кошарике: «он жил один и ему было очень скучно, пока он не встретил своего друга, с которым началась у Кошарика веселая жизнь. Они вместе стали ходить и добывать себе пищу, вместе купались в реке и играли. Так вот и стали они вместе жить и поживать». В другой сказке одинокая Малышка «однажды она встретила очень красивого чертика и вышла за него замуж». У Клепы не было друзей, и он однажды встретил Пипу: «они очень подружились и никогда не расставались. А поскольку у каждого из них теперь был друг, то они теперь только смеются и никогда не грустят». У Улыбке также была только одна подруга Катя. По-видимому, это обусловлено сменой после 1991г. коллективистских ценностей на индивидуалистские.

Такие характерные черты как нестяжание власти и богатства, по-видимому, стали стираться из российского менталитета, изменившись на противоположную. Это прослеживается в сказках, где речь идет об обладании властью или богатством. Так главной целью жизни Сигмы было занять место рядом с королем, «стать его правой рукой», а затем «править страной». То есть отнюдь не отрицается желание править и управлять миром. Хотя по сюжету сказки «Сигма был очень справедливым и добрым» правителем. Так пещера, как материальная ценность становится, предметом интереса для Бентона (сказка «Бентон - покоритель пещер»), ради нее он идет на хитрость и обман, оправдывая все желанием завладеть мудростью и несостоятельностью Филина и его жены постичь эту мудрость. Сказка про осла немногословна, но ее центральная идея также связана с обретением богатства, только итог ее плачевный: «Жил-был осел. Пошел он однажды в лес. Нашел там мешок золота. И сдох от счастья».

В русских народных сказках речь идет о получении нового опыта для решения новых проблем. В современных сказках говорится уже о целенаправленном саморазвитии и получении образования. По-видимому, это обусловлено советской идеологией, которая формировала у русских межнациональную терпимость и высокую престижность образования. В сказке о Жар-Крале повествуется о маленьком динозаврике, который очень хотел научиться летать. И на недоумение чайки: «Но как же ты полетишь, если у тебя нет крыльев, и ты просто не приспособлен к полету. Ты рожден, чтобы ходить по Земле». Динозаврик промолвил: «Наверное, ты права, но моя мечта настолько сильна, что я готов потратить на учебу всю жизнь». В итоге благодаря терпению и настойчивости он стал летать. В сказке о Покимоньке, который был «самым маленьким и самым толстым», утверждается необходимость образования. Так, Покимонька «начал читать книги, писать, считать». В итоге он «вырос, стал грамотным, умным и вполне развитым».

Понятие счастья перестает быть метафоричным и «материализуется в конкретные образы». В одной сказке Марушка была носителем счастья, «кто ее увидел, то счастье получал». Но от этого Марушка слабела с каждым днем и ей приходилось прятаться от людей. «Но все-таки кому-то выпадает удача увидеть ее». В другой сказке повествуется о Счастьеносе - животном, приносящем счастье людям. Оно похищается марсианами, в результате на Земле царят ссоры и раздоры. Но земляне догадались о похищении и вернули свой талисман на Землю. В сказке о Склинфах, эти животные дарят людям радость: «они высыпали на Земной небосвод и заискрились, засверкали под Солнцем, а люди подняли глаза к небу и улыбнулись - некоторые маленькие люди (они называются дети) даже запрыгали от радости. Оказывается, Солнце преломило свои длинные лучи о сверкающих Склинфов, и на небе появилась Радуга». Наверное, в настоящий момент проблема счастья является наиболее актуальной для современной молодежи.

Результаты, полученные в нашей работе, можно представить в виде таблицы, где 1 - наличие данной ментальной характеристики, 0 - ее отсутствие, голубым цветом выделено редкая встречаемость данной черты.

хар-ки мент-сти

смысл

жизни

верность

отеч.завет

любо-

мудрие

помощь

коллективизм

диадн. взаимод.

нестяжан.

власти и богат.

получен.

нов. опыт опыта

престижн.

образован

рус.нар. сказки

1

1

1

1

1

0

1

1

0

сказки совр.молод

1

1

1

1

1

1

0

1

1

Заключение.

В результате проведенного анализа сказок современной молодежи можно выделить следующие особенности российского менталитета:

1) характеристики российской ментальности полностью совпадающие с характеристиками русской ментальности:

· верность отеческим заветам;

· любомудрие;

· оказание помощи в духе христианского учения;

· получение опыта.

2) характеристики российской ментальности отчасти соответствующие русскому менталитету:

· проблема поиска смысла жизни заменена на проблему поиска себя (самоидентификация);

· коллективизм, как стремление к многочисленным контактам и богатому общению заменяется взаимодействием в диаде;

· получение нового опыта, как характерная черта русской ментальности, трансформируется в престижность образования (в буквальном смысле).

3) характеристики российской ментальности, противоречащие русскому менталитету:

· желание обладать властью и материальными ценностями.

Таким образом, наше исследование позволило выявить отличительные особенности российского менталитета и установить, что ментальность - развивающаяся система, влияние на которую может оказывать ряд факторов (исторические, политические, экономические, социальные, природно-географические). Наша гипотеза подтвердилась, это свидетельствует о возможности использовать сказку не только как продукт творчества отдельного индивида, но и как носитель (отражение) современной российской ментальности, а соответственно адекватный метод ее исследования. В дальнейшем мы предполагаем расширить выборку, прежде всего по возрастному критерию.

Приложение.

Лесик-калесик.

Жил-был Лесик-калесик. Он был очень добрым и дружелюбным. Поэтому его все и любили. Каждый, увидев его впервые, пугался (думали, что он злой), к тому же никто даже не знал, кто он, даже он не знал. Все считали его лесным чудом и приходили к нему за советами или просто поговорить по душам. Он всегда всех выслушивал и давал мудрые советы. Если приходилось кому-то заблудиться, то Лесик-Калесик всегда выручал и показывал заблудившемуся дорогу домой. Но однажды Лесик решил уйти из леса (ему было скучно, ведь он был так одинок) к своим друзьям в другой лес. Тогда-то все и поняли, как им не хватает Лесика - люди начали теряться в лесу, им было не с кем поговорить по душам, и они решили пойти искать его. Искали Лесика-Калесика очень долго, а когда нашли, то он был несказанно рад их увидеть. Тогда он понял, что его ценят и любят, вернулся в свой лес. И начали все жить-поживать и добра наживать.

Сказка про жизнь Покимоньки.

Жил-был в далекой, заброшенной богом стране маленький Покимонька. Среди своих братьев он был самым маленьким как по возрасту, так и по росту, но был он среди на них самым толстым. Братья его редко брали с собой играть, т.к. он был неуклюжим. Покимонька обижался по началу на них, но потом привык к этому, и стал заниматься с собой. Он начал читать книги, писать, считать, что у него не получалось, он подходил к родителям, чтобы они помогли ему. Покимонька вырос, стал грамотным, умным и вполне развитым.

Марушка.

Было это давным-давно. В темном-темном лесу, на темном-темном дереве жила-была Марушка. Жила и горя не знала. И вот однажды решила она мир повидать и выбралась из леса родного и к людям попала. А те, кто ее увидел, то счастье получал. И стали люди за Марушкой гоняться, счастья отведать. А, отдавая свое счастье, стала Марушка слабеть с каждым днем. И чтобы выжить приходиться ей до сих пор прятаться от людей. Но если случится чудо, то кто-то может ее увидеть.

Счатьенос.

Однажды, на облаках произошло чудо. 32 января 9999г. люди увидели, что небо над их головами стало светить ярко-ярко. «Что случилось? Что такое?» - твердили все.

Как-то раз прибыли марсиане на Землю, их было трое. Они были очень несчастными, им все не нравилось у себя на планете. И тут они узнают, что земляне становятся с каждым часом счастливей и счастливей. И тут они узнают, что в их атмосфере было обнаружено животное, которое приносит всем счастье. Люди назвали его счатьенос.

И марсиане украли это чудное животное и унесли на свою планету. Буквально через 1 час земляне стали ругаться между собой, опять у них все пошло плохо. Но люди - самые догадливые существа во вселенной, они поняли, что марсиане украли их счастьеноса. И пошли войной на марсиан. Через 3 суток счатьенос был освобожден из рук врага. Счастьеноса поселили на облака самые белые-белые, самые солнечные-солнечные. И земляне зажили очень хорошо.

Малышка.

Жила-была Малышка в лесу, она была милым, пушистым, но очень вредным ребенком. Питалась морковкой, яблоками. У нее было много друзей, с которыми она играла на полянке, но из-за своей вредности часто с ними ругалась. Малышка часто любила оставаться наедине с самой собой, гулять по лесу, собирать цветы. Однажды она встретила очень красивого чертика и вышла за него замуж.

Сказка про Кошарика.

Жил-был Кошарик, жил он в лесу. Питался тем, что найдет, в этом ему помогал его нос. Жил он один и ему было очень скучно, пока он не встретил своего друга, с которым началась у Кошарика веселая жизнь. Они вместе стали ходить и добывать себе пищу, вместе купались в реке и играли. Так вот и стали они вместе жить и поживать.

Чипушилка.

Жил-был чипушилка, он был очень маленький и очень худой; его папа старший чипушилка никак не мог заставить есть его манную кашу, и маленький чипушилка очень сильно худел и стал тонкий, тонкий, и пошел как-то чипушилка один без папы гулять по лесу, и вдруг подул ветер и чипушилка спрятался под ель, а ветер все усиливался и усиливался, что шишки с ели попадали и прямо несколько попадали на чипушилку, а так как он был совсем слабенький они из него сделали коврик, и вот лежит на земле чипушилка и плачет, подняться не может, а мимо шла слепая, глухая, очень старенькая бабушка, смотрит - коврик, маленький, тепленький и думает возьму его домой, положу около порога и пусть лежит, а то, что ему в лесу валяться. И вот принесла его бабушка к себе домой. И вот один день проходит, другой… а чипушилка все лежит и плачет. Бабушка была очень старенькая, без зубов, поэтому часто ела манную кашу. И вот однажды она поставила вариться манную кашу и заснула, забыв о ней, и вот каша начала убегать: сначала на плиту, затем на стол, табуретку, на пол и так добежала до коврика и тут маленький чипушилка начал есть и есть кашу и стал расти, набирать сил, встал и бегом побежал домой.

С тех пор маленький чипушилка начал расти и полюбил манную кашу и ел все-все, что готовила мама, и папа говорил, что это полезно.

Клепа.

Жил-был Клепа. И не было у него друзей, поэтому он всегда ходил очень грустный, печальный. Но в один прекрасный день он сидел на берегу прекрасного озера и любовался этой красотой, как вдруг увидел, что из кустарника неподалеку вышел какой-то человечек. Человечек этот был небольшого роста, весь покрыт густой шерстью цвета спелой ржи, но у него были очень грустные глаза. Казалось, что он вот-вот заплачет. Звали его Пипа.

Увидев друг друга, Пипа и Клепа сначала растерялись, испугались друг друга. Но затем они подошли ближе, разглядели каждый своего «противника» и поняли, что бояться не стоит. С тех пор они очень подружились и никогда не расставались. А поскольку у каждого из них теперь был друг, то они теперь только смеются и никогда не грустят.

Улыбка.

Улыбка живет в стране, где всегда лето. Ее домик стоит на полянке, рядом с которой протекает небольшая речка. Улыбка дружит со всеми животными и птицами, которые обитают в ближайшем лесу. В один прекрасный день Улыбка вышла погулять и наткнулась на тропинке на маленькую брошку в виде цветка. Улыбка любила все красивое, а брошка была очень красива. Немного подумав, Улыбка взяла брошку и приколола себе на грудь.

У Улыбки была подружка по имени Катя. Катя жила в небольшой деревеньке вместе со своими родителями. У нее не было ни братика, ни сестрички, но Улыбка заменила ей их. Скоро у Кати должен был быть день рождения. Ей исполнялось 6 лет. Она, конечно же, пригласила на него свою любимую подружку - улыбку.

Улыбка, приняв приглашение, стала думать о подарке. В прошлом году она дарила Кате букетик полевых цветов, что растут у нее на полянке. А что подарить в этом году она не знала. И тут ей в голову пришла замечательная идея: подарить Кате найденную брошку. Катя была очень довольна подарком. Она сочла этот подарок лучшим за свои шесть лет.

Жаркраль.

Это сказка про одного динозавра, который всю жизнь хотел летать. Глядя на голубое небо, на его глубину и красоту, на Солнышко, на птиц, которые парили в воздухе так легко и быстро, он мечтал о том, что настанет когда-нибудь момент, и он воспарит в воздухе, проникнется в тайны облаков, солнца, неба. Он любил смотреть на небо, любил мечтать о полете, который никогда не должен был осуществиться.

В один из солнечных дней, когда динозаврик учился мастерству полета, взмахивая неуклюжими лапками, к нему подлетела чайка:

- Что ты делаешь? - спросила она.

- Учусь летать, - скромно ответил динозаврик.

Чайка заинтересовалась:

- Но как же ты полетишь, если у тебя нет крыльев, и ты просто не приспособлен к полету. Ты рожден, чтобы ходить по Земле.

- Наверное, ты права, - промолвил динозаврик. - Но моя мечта настолько сильна, что я готов потратить на учебу всю жизнь.

И тут динозаврик, кстати, его звали Краль, проделал телодвижение, подпрыгивая вверх, замахал лапами и вдруг, он не опускался на Землю, он замер в воздухе и оставался там в неподвижном состоянии. Краль понял, что это шанс, который, возможно, никогда не представится в его жизни. И он еще сильнее замахал лапами, и тут из его боков начали образовываться крылья. Это было чудо. Краль не знал техники полета, но как-то сразу включился в этот новый образ, образ птицы-динозавра, и, взмахнув побольше крыльями, воспарил в небо.

Он был счастлив. Это было неимоверное чувство, чувство свободы, свободы полета. Чайка, видевшая все это, была мудрой, она было вожаком стаи - старейшина. Такого в жизни она не видела, но она не удивилась. Она проводила Краля взглядом в небо и улетела к своим ученикам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5