бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Российская ментальность в сказках современной молодежи бесплатно рефераты

Российская ментальность в сказках современной молодежи

3

Министерство Общего и Профессионального Образования

Самарский Государственный Педагогический Университет

Курсовая работа

на тему:

«Российская ментальность в сказках современной молодежи»

Выполнила: студентка 4 курса

специализации

возрастной психологии

Клюева Ю.А.

Проверила: ст.преподаватель

Саломатина Т.В.

Самара - 2004.

Содержание.

Введение.

Глава 1. История развития понятий менталитет и ментальность.

Глава 2. Условия, сформировавшие национально-психологические особенности русского народа.

Глава 3. Философские смыслы и русская ментальность в русской волшебной сказке (по Курашову В.И.).

3.1 Смысл жизни.

3.2 Философская созерцательность и метафизичность поступков.

3.3 Неприятие схем жизни. Сила слова и духа по отношению к физическому.

3.4 Влияние предсказания будущего на будущее. Метафизическое ожидание лучшего.

3.5 Счастье - в нестяжании богатства и власти.

3.6 Путь к счастью через терпенье. Счастье не в достатке, а в духовной свободе.

3.7 Эстетические черты русской ментальности.

3.8 Общинность русского характера

Глава 4. Исследовательская часть.

Заключение.

Приложение.

Список литературы.

Введение.

Понятие ментальности и менталитета в современной отечественной науке появились и стали исследоваться относительно недавно. Проблема ментальности в последнее время неоднократно обсуждалась и анализировалась специалистами разного профиля. В начале 1993 г. в редакции журнала «Вопросы философии» прошло заседание «круглого стола» на тему «Российская ментальность», где обсуждались вопросы о природе и изменениях российской менталитета, его влиянии на культуру и, в частности, философию, его проявлениях в социальных и политических движениях, его характерных чертах и ведущих ценностных ориентациях. Эта проблема рассматривалась на научных конференциях в Луцке (1994), Смоленске (1993, 1996) - «Социально-психологические проблемы ментальности», Самаре (1994, 1997) - «Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем» и вновь будет обсуждаться в Самаре (2004).

Методологически четко и ясно «ментальность и менталитет» не разведены и не определены, что во многом связано с имплицитностью мироощущений, шаблонов и стереотипов мышления, осознанными и неосознанными психологическими установками, верованиями, ценностными ориентациями, стабильными общечеловеческими культурными архетипами и символами коллективного бессознательного, инвариантными структурами национального характера и другими явлениями, определяемыми этими понятиями. В психологии в настоящее время ментальность понимается как совокупность готовности, осознанных и неосознанных психологических установок и предрасположенностей индивида или различных социальных групп действовать, мыслить, чувствовать, воспринимать и постигать мир определенным образом.

В строго научном смысле в многонациональном, многоконфессиональном и полиэтическом государстве, каким была и остается Россия, не может быть общенационального российского менталитета. Однако тысячелетнее совместное проживание и бытие многих народов России сформировали у них как общие, так и особенные специфические черты их душевной и духовной жизни; общие социокультурные и отличные, этнонациональные ментальные структуры, функции, поля и механизмы, которые играют амбивалентную роль в истории России и жизни ее различных народов.

Проблема ментальности и менталитета является сложной, многоплановой. Будучи недостаточно разработанной, прежде всего в методологическом и теоретическом аспектах, она требует комплексного исследования и совместных скоординированных усилий специалистов различных гуманитарных наук. Трудности изучения и анализа этой проблемы связаны, во-первых, со сложностью самого объекта исследования и неразработанностью адекватных методов его изучения. Во-вторых, развитие ментальности обусловлено традициями, культурой, социальными структурами, институтами и факторами и всей средой обитания людей. И изменение даже некоторых существенных из этих условий и факторов неизбежно приводит к изменению ментальности человека или различных социальных групп (4, 91).

Наша работа представляет собой новый подход в решении этих двух проблем. В качестве метода изучения российской ментальности мы используем сказку, как носитель «русского духа»: русской идеи, русского самосознания, русской идентичности, природы русских, сущности русских»(6, 120) . В связи с тем, что мы будем понимать под ментальностью изменяющуюся и развивающуюся систему, мы поставили задачу отследить, какие качественные изменения произошли в ментальности русского человека на протяжении последних трех тысяч лет. Для этого мы решили провести сравнительный анализ русских народных сказок (по Курашову В.И.) и сказок, сочиненных современной молодежью, на предмет характерных черт российского менталитета.

Глава 1. История развития понятий менталитет и ментальность.

Термин «менталитет» в настоящее время достаточно популярен, хотя используется довольно давно (Впервые встречается в трудах американского писателя Ральфа Эмерсона в 1882г.).

Отдельные аспекты понятия «менталитет» получили отражение в трудах Декарта, Канта.

Значительный вклад в разработку понятия «менталитет» внес швейцарский психолог Карл Густав Юнг. Юнг обосновал понятие архетипа, которое по своему содержанию близко к понятию «менталитет».

Французские философы Морис Блондель и Жак Гоффе считали, что менталитет - «совокупность образов и представлений, которой руководствуются в своем поведении члены той или иной социальной группы и в которой выражено их понимание мира в целом и собственного места в нем».

Ряд отечественных ученых рассматривают менталитет как глубинную субстанцию сознания и подсознания, которая проявляется в постановке и решении «ментальных» вопросов, таких как добро и зло, жизнь и смерть, личность и общество.

Менталитет (от лат. mentalis - умственный, духовный) - это специфическое духовное образование. А.Я. Гуревич писал, что «ментальность - это наличие у людей определенного умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя».

Ментальность - это феномен бытия и внутренний регулятор человеческой деятельности, опосредованной обычаями, традициями, коллективным бессознательным этноса, нормами, культурой Супер-Эго. Ментальность, как индивидуальное прочтение жизненного опыта личности, является огромным полем познания духовного мира личности. (1, 160).

Ментальность выступает в 3-х основных модальностях: 1) в виде внутреннего достояния человека, гибких, изменчивых и стабильных, инвариантных элементов структур его психики; 2) в виде субъект-субъектных и субъект-объектных процессов и отношений и деятельности по обмену ментальностями; 3) в виде результатов этих отношений и деятельности - ментальной среды, в которой реально живут и действуют личность и различные общности людей.

Ментальность и менталитет неразрывно взаимосвязаны между собой, оказывают постоянное взаимодействие друг на друга по принципу обратной связи, постоянно модифицируются, развиваются, сохраняя, однако в себе инвариантные, архетипные, антропогенные и вариативные, изменчивые, психические и социокультурные элементы. Они неразделимы и неотрывны как причина и следствие, процесс и результат. Ментальность подобна психике, сознанию и мышлению, она функциональна, актуально-жизненно-процессуальна; менталитет же как продукт, результат действия ментальности подобен идеальному, духовной культуре освобожденным от своих материальных носителей (книги, различные произведения искусства и т.п.). Менталитет связывается с ментальностью через реальных, конкретных, живых индивидов благодаря деятельности их психики и сознания, их познанию и творчеству, через которые идеи, взгляды, положения, гипотезы и теории, генерируемые мозгом отдельных индивидов, входят через групповые и коллективные ментальности и менталитеты народов, наций, партий, социумов в духовную жизнь общества и культуру. Ментальность и менталитет нельзя отделять лишь как типичный и, тем более, типовой способ мышления, определяемый той или иной эпохой. Они не сводятся лишь к способу мышления индивида, социальных групп или социума (ментальность) или к результатам воздействия культурной среды (менталитет).

Исходным наиболее древним духовным образованием является ментальность, затем появляются на ее основе и постепенно дифференцируются различные виды менталитета, в основном, в жестких, закрепленных веками гомеостатических и приспособительных структурах, становящихся затем инвариантными и порождающими в свою очередь новые гибкие вариативные элементы и структуры ментальности и менталитеты, постоянно взаимодействующие и обогащающие друг друга.

Морфологический анализ ментальностей показывает, что они имеют две эксплицитные формы: 1) присутствующие даже в научных и философских концепциях и теориях рафинированные формы мифологического мышления, возникающего на обломках старой мифологии, оперирующие другой атрибутикой, но сохраняющие в неприкосновенности сам строй старого мышления; 2) более диффузное, традиционно направленное и ориентированное, эмоционально нагруженное мировосприятие и мироотношение. Это неотрефлектированная, но целостная картина мира, опирающаяся на прошлую картину мира и постоянно развивающаяся и дополняющаяся на уровне обыденного сознания. Она соответствует народному, массовому менталитету и лежит в основе деятельности и поведения различных социальных групп и общностей людей. Она задает людям определенные схемы, шаблоны, стереотипы и автоматизмы и символы бессознательного и сознания в их деятельности и познании. Эта форма ментальности развивается и продуцируется из ситуаций обыденной жизни, из способности субъектно-объектных отношений к постоянной инверсии.

Эти формы относятся к архетипам и символам коллективного бессознательного, социальной памяти человечества, они инвариантны, социокультурны по своей природе и вместе с массовым и обыденным сознанием образует элементарную, но целостную картину мира, мировоззренческие структуры и конструкты, те ментальные поля, сферы, среду или окружение, в которые постоянно погружены личность, социальные группы, народы, нации, этносы и общество в целом (4, 95).

Глава 2. Условия, сформировавшие национально-психологические особенности русского народа.

Национально-психологические особенности русского народа формировались в течение многих веков. К условиям, в которых происходило становление русского национального характера, можно отнести природно-географическую среду, виды производственной деятельности, распространенные в России, идеологию и исторические события, оставившие след в психологическом облике русских.

В средней, северо-западной и северо-восточной европейской части России, где в древности проживали русские, климатические условия характеризовались коротким теплым летом и достаточно продолжительной зимой. Эти условия вынуждали напряженно трудиться в летние месяцы и вести размерянный и порой расслабленный трудовой образ жизни в зимнее время. Влияние природно-географического фактора обусловило появление в национальном темпераменте таких особенностей, как уравновешенность, терпеливость, сдержанность, интровертированность, чувствительность, умеренность в выражении эмоций и чувств. Наличие широких просторов способствовало не очень уважительному отношению к природным ресурсам.

Основным видом производственной деятельности, в котором было занято население в древней Руси, являлось сельское хозяйство. Такой труд формировал физическую выносливость, умение сконцентрировать свои усилия на определенный период и интенсивно работать в этот промежуток времени. Занятия сельским хозяйством обусловило у крестьян роль следующих ценностей: «земля», «скот» и «хозяйство». Строительным материалом в большинстве случаев было дерево.

Чтобы в течение длительной зимы обеспечить семью молочными продуктами, корову и теленка старались держать в тепле. В силу этого в морозы домашнюю живность переводили в избы. Так как дома отапливались «по-черному», то все это в совокупности обусловливало в доме определенный беспорядок.

Развитие кустарных ремесел и промыслов, а также промышленности в конце XIX и начале XX в. не особенно казались на формировании национального характера русских.

Большое влияние на национально-психологические особенности русского народа оказало православие. Введение христианства на Руси приобщило народ к культурным ценностям западной цивилизации. В отличие от католицизма и протестантизма, православие формировало установки не на мирские дела, а на подготовку к вечной загробной жизни. Чтобы жизнь на земле была праведной, православие пропагандировало у верующих духовные ценности, формировало у них терпимость к земным тяготам, открытость в общении с людьми, скромность в поведении, всепрощение и самоценность отношений с людьми.

Влияние идеологии на психологию русского народа особенно четко просматривается в XX в. До 1917г. ценностные ориентации русских формировались на основе общинных ценностей, в силу чего революционная идеология нашла благодатную почву в русском менталитете. В течение 70 лет сознательно культивируемые коллективистские ценности после 1991 г. резко сменились на индивидуалистские. Это обусловило у определенной части населения повышенную психическую напряженность, нервные срывы и чувство неприятия проводимых реформ Отношение к труду в советское время усреднялось и обесценивалось массовым использованием моральных и психологических стимулов. Идеология рынка потребовала более жесткой ответственности и творческого отношения к работе, повысилась престижность таких профессий, как финансист, менеджер, юрист и пр. В сфере религии атеизм заменен на традиционные и новые конфессии.

Идея «единая общность советских людей» не позволяла развивать самосознание русского народа. Идеология и политика, проводимые в течение 70 лет административно-бюрократическим аппаратом из Москвы, отождествлялись с русскими людьми, порождала к ним у других национальных групп России и бывших республик негативное отношение. Советская идеология формировала у русских межнациональную терпимость, высокую престижность образования.

Исторические значимые события в России также сказались на национально-психологических особенностях русского народа.

Татаро-монгольское нашествие на Русь, с одной стороны обогатило русский язык, привнесло в быт некоторые традиции и обычаи, способствовало развитию торговых навыков, а, с другой стороны, затормозило экономическое и культурное развитие страны формировало у населения приниженность и покорность.

Победа на Куликовском поле, освобождение от татаро-монгольского угнетения, деятельность московского князя Ивана Калиты по собиранию русских земель, централизации княжеств и укрепление государственной власти - все это способствовало зарождению национального самосознания, национального чувства русского народа.

Реформы Петра I приобщили дворянство к западной культуре. Были заимствованы новые виды производственной деятельности, реформирована армия, заложены основы государственного строительства, образования и науки. Но большое количество приглашенных из европейских стран специалистов породило определенный пиетет по отношению к ним, иногда переходящий в комплекс неполноценности русских. Указы о крестьянах закрепили крепостное право.

Война 1812 г. объединила русский народ, пробудила в нем национальную гордость, национальное чувство и национальное самосознание. Офицеры, побывавшие в Европе и увидевшие происходившие там политические, экономические, социальные и культурные перемены, выступили в 1825 г. за реформы, но их восстание было подавлено. В нашей истории это были первые массовые репрессии.

Отмена крепостного права позволила основной массе населения России постепенно освобождаться от «рабской психологии» и «психологии холопства» и в дальнейшем приобретать чувство собственного достоинства.

Активное развитие капитализма в России в конце XIX и начале XX вв. способствовало у определенной части русского народа проявлению активности в различных сферах трудовой деятельности, формировало экономическое мышление и обусловило появление первых демократических институтов в жизни нашего общества.

В годы советской власти происходило становление экономического, научного, культурного потенциала в стране, появилась техническая и гуманитарная интеллигенция, резко поднялся интеллектуальный уровень развития всего населения, в том числе и русского народа. С другой стороны, массовые репрессии, осуществляемые в основном экономическая политика, жесткая регламентация во многих сферах жизнедеятельности несколько приостановили поступательное развитие народа (примерно так же, как и после подавления восстания декабристов в 1825 году).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5