бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Родительская любовь. бесплатно рефераты

В семье мораль подается «сверху», т.е. от родителей де-тям. Учитывая невзрослость поведения населения в целом, в масштабах государства в существенной степени мораль пода-ется от организующих структур. Вот это-то и может помочь в сегодняшней ситуации гораздо быстрее.

Давно известно, что появление эмоциональных рас-стройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в дет-стве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть од-ного из родителей или развод, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональ-ную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей -- родителей. Особенности взаимодействия ре-бенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмо-циональных связей и отношений привязанности оказыва-ют свое влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным этало-ном построения его отношений с другими людьми.

Нарушения в личностном развитии ребенка, появле-ние отклонений в его поведении во многом зависят от личности родителей. Именно родители, являясь первыми воспитателями ребенка, нередко допускают серьезные педагогические ошибки или своим личным примером задают искаженные нормы социального поведения, кото-рые дети заимствуют и используют не только в сфере внутрисемейных отношений, но и в условиях делового и межличностного общения. Психологическая культура родителей проявляется как в грамотных воспитательных решениях, так и в собственном поведении, которое само по себе тоже воспитывает.

Все -- хорошее и плохое -- закладывается в челове-ке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни происходит, во-первых, путем подражания взрослым, а, во-вторых, благодаря тому, что сами взрослые культивируют в ребен-ке. Поэтому не вызывает сомнения то, насколько велико влияние личности родителей, являющихся для ребенка источником необходимого жизненного опыта.

Испокон веку отцы и матери выполняли в семье раз-ные функции, соответственно отцовское воспитание от-личалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми. Именно непререкае-мый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания. Отец нес ответственность за сферу домашнего труда, которая тре-бовала большой физической силы, кроме того, на нем лежала обязанность финансово-экономического обеспе-чения семьи. Мужчина в семье отличался немногослов-ностью, сдержанностью, скупостью в проявлении чувств.

Мать являлась хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал «грацией души». Дети, находясь в отчем доме и под материнским кровом, в одинаковой степени вбирали в себя все то доброе и светлое, что старались им передать отец и мать. Своеобразный синтез материнско-го и отцовского воспитания был (и остается) важнейшим условием нормального развития детей в семье. Как не существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована полноценная личность ре-бенка без гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье.

Конфликт между социально-психологи-ческими ролями матери и отца в семье чутко улавливает-ся детьми, что не может не отразиться на особенностях формирования их личности. Родители зачастую даже не подозревают о том, что своим поведением они вносят разлад в детские души, мешают не только становлению их личности, но и правильной идентификации со своим полом.

Каждый ребенок с самого раннего возраста нуждает-ся в эмоциональном участии взрослого, в сопереживании своим проблемам и трудностям. Этого участия он ждет в первую очередь от своих родителей, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь. Однако природу роди-тельской любви взрослые понимают по-разному. Для од-них любовь -- это неусыпный контроль, для других -- по-стоянное выражение нежности, для третьих -- физический уход и материальное обеспечение, для четвертых -- предо-ставление неограниченной свободы. Поэтому многие ро-дители не могут понять, почему, несмотря на любовь у них нет контакта с детьми, и все их воспитательные усилия оборачиваются поражением, и очень редко задумываются о том, такой ли родительской любви ждет от них ребе-нок. У детей чрезмерная строгость и требовательность, особенно матери, чаще всего ассоциируется с равнодуши-ем и отверженностью, что может порождать у них чувство неполноценности и ожидание того, что кто-то их все-таки поймет и полюбит («комплекс феи»).

Наряду с характерологическими особенностями, при-сущими большинству современных российских родите-лей, многие отцы и матери из неблагополучных семей отличаются рядом неблагоприятных личностных черт, которые осложняют отношения в семье и негативно ска-зываются на процессе воспитания детей. Под воспитани-ем в данном случае подразумевается не только целена-правленное педагогическое воздействие родителей на своих детей, а прежде всего непосредственное обращение с ними, которое зачастую оказывается более действен-ным, чем система специальных образовательных и воспи-тательных мер. На это обстоятельство в свое время указы-вал еще А.С. Макаренко, который предостерегал родите-лей от необдуманных поступков, подчеркивая при этом, что «никакие рецепты не помогут, если в самой личнос-ти воспитателя есть недостатки»1.

На начальном этапе взросления ребенка особенно вели-ко значение в формировании его личности материнской любви и привязанности, которая, по словам Э. Фромма, не должна мешать ребенку взрослеть. «Мать должна иметь веру в жизнь, не должна быть тревожной, чтобы не заражать ре-бенка своей тревогой. Частью ее жизни должно быть жела-ние, чтобы ребенок стал независимым и, в конце концов, отделился от нее». К сожалению, многие матери, подсозна-тельно ощущая неестественность своего отношения к ре-бенку, не всегда способны конструктивно изменить свое обращение с ним. В одних случаях это может быть обуслов-лено личностными и семейными проблемами, которые не-вольно проецируются на отношения с детьми, в других -- патологическими чертами характера, связанными с психо-логическими особенностями их личности.

Следует согласиться с тем, что взаимоотноше-ния в семье и личность родителей, пример их поведения являются важными факторами формирования личности ребенка.

Как известно, социальному поведению дети обучают-ся путем моделирования ролей, то есть программируют себя по образу и подобию взрослых, главным образом, своих родителей. Это связано с рядом причин. Во-пер-вых, основы личностного становления человека заклады-ваются в раннем детстве, когда значимыми «другими» для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми позволяет усвоить первые образцы социального поведе-ния. Во-вторых, родители имеют уникальную возмож-ность влиять на развитие «я»-концепции ребенка, по-скольку тот зависит от них физически, эмоционально и социально. Для подрастающего человека в делах и словах его родителей отражается мир, лежащий вне семьи. Тре-бования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в которой эти требования исполняются, выбор слов в об-щении друг с другом и с детьми, организация в семье до-суга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом -- все это, в том или ином смысле, воспитывает ре-бенка, запечатлевается у него в памяти, приобретает для него особое значение именно потому, что услышал он это от тех людей, которых знает очень близко и которым дове-ряет. Особенно велико влияние матери, которую психоло-ги не случайно называют началом характера человека. Материнская депривация (лишение или ограничение воз-можности удовлетворения жизненно важных потребнос-тей ребенка) может привести к возникновению у ребенка ощущения заброшенности, представления о собственной неполноценности. Негативный пример личности отца прямым или косвенным образом ведет к формированию у ребенка не только патологических черт характера, но и стойких отклонений в поведении, которые с возрастом могут приобретать социально опасный характер.

Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоя-тельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей. Существует предубежде-ние, что взаимоотношения взрослых не интересуют ре-бенка. Между тем дети очень чувствительны к малейшим изменениям в настроении взрослых и способны замечать то, что родители пытаются от них скрыть.

Существует несколько форм семейного неблагополу-чия, негативно отражающегося на личности воспитыва-ющихся в таких условиях детей. Специалисты говорят о внешних (явных, открытых) и внутренних (скрытых) формах неблагополучного психологического климата в семье, который создается взрослыми (в первую очередь, родителями). Каждая из этих форм имеет свои особенно-сти в проявлении и влиянии на личность детей.

Игумен Евмений.

* Поскольку ребенок фундаментально зависит от родительской любви и расположения, зачастую, чтобы родители его любили, он вынужден соглашаться с их точкой зрения, с их предписаниями. На основе родительских предписаний он принимает неосознанные решения в отношении себя, своей жизни, окружающего мира, людей и взаимоотношений с ними. И эти решения могут носить патологический характер. Важно подчеркнуть, что опыт семейных взаимоотношений играет для ребенка важную роль не только в формировании его личности и жизненного сценария (т.е. набора типичных схем поведения и отношений с окружающими). Он также является важнейшим фундаментом, на котором ребенок формирует и строит свое восприятие Бога и общение с Ним.

* Вся вселенная для маленького ребенка -- это его семья. И законы мироздания он постигает на примере собственной семьи. Точнее говоря, опираясь на свой собственный опыт, он выводит эти законы и далее строит свою жизнь, исходя из них. При этом, конечно же, его восприятие мира может оказаться полным, богатым и разнообразным, либо слишком искаженным, односторонним и узким. Основой фундамента мировосприятия каждого человека становятся предписания, которые он получил в детстве от своих родителей. Эти же предписания зачастую формируют и отношения ребенка с Богом, потому что мы склонны неосознанно переносить на Бога черты, присущие нашим родителям. В результате, когда люди вдруг заговаривают о Боге, то порой создается впечатление, что говорят они не о Нем, а о своих земных родителях.

Рождение ребенка. Родился новый человек. До его рождения будущие родители вряд ли задумывались над тем, какой нелёгкий путь предстоит им пройти вместе, какие испытания выдержать. А испытания эти очень серьёзные. За первыми минутами умиления и восторга начинается кропотливая работа: бессонные ночи, ежедневные кормления, купания, стирка, глажка. Молодые люди, ещё не насладившиеся обществом друг друга, обнаруживают, что маленький человечек переключил всё их внимание на себя, заполнил собой всю их жизнь. Супругам приходится изменять весь строй уже сложившихся внутри семьи отношений, привычек, весь созданный ими уклад жизни. Помимо прежних ролей супругов. Они принимают на себя новые роли матери и отца. На несколько лет в семье складывается такая ситуация, когда новый член семьи фактически «диктует» своим родителям условия семейной жизни. Подобная перестройка не всегда проходит гладко. Более того, трудности этого периода иной раз приводят к таким конфликтам, которые могут на долгие годы исказить, искалечить весь строй душевных, психологических отношений между супругами.

Постоянно возникающие конфликты могут негативно сказаться не только на супружеских отношениях, но и на нравственном, психическом развитии ребёнка. Ведь психика малыша, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и себе самому формируются под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, доминирующий во взаимоотношениях супругов, имеет здесь немаловажное значение. Проходит совсем немного времени, и постоянно ссорящиеся молодые папы и мамы начинают удивляться, откуда у их малыша появились не очень приятные свойства и качества: драчливость, жадность, капризность, чрезмерная застенчивость, лживость, возникновение которых в свою очередь ведёт к серьёзному осложнению и без того натянутых отношений.

Как же избежать конфликтов, связанных с детьми? Путь только один: перестроить свои отношения так, чтобы на первое место вышли задачи, связанные с воспитанием ребёнка, уходом за ним. Тогда малыш станет настоящим центром супружеских отношений, а не помехой.

Психологи утверждают: воспитание детей - это поле битвы, на котором выясняются фактически не педагогические проблемы, а супружеские отношения, взаимные обиды. Хотя большинство людей убеждены в том, что их личные заботы ~ это одно, а трудности воспитания ~ совсем другое. Многие даже наивно полагают, что не будь их дети такими «сложными», то и супружеские отношения складывались бы у них значительно ровнее, легче.

Родительская любовь обогащает супружескую. Любовь к детям бескорыстна по своей сути, помогает взрослым избавиться от неизбежных на первых порах эгоистичных установок. Опыт родительской любви формирует такие качества, как терпимость, внимательность к людям, тактичность, деликатность, а потому совершенствуют сами супружеские отношения, делает ил тоньше, глубже. Можно сказать, что дети - своеобразная школа воспитания родителей. Ведь новые заботы и хлопоты заставляют действовать иначе, чем в начале супружеской жизни, появляются дополнительные права и обязанности, меняются взгляды и отношения. Каждый из супругов при рождении ребёнка обнаруживает в себе и в другом и новые положительные качества, и неожиданные способности, и конечно же, некоторые слабости, жизненную неопытность, которые теперь нужно преодолевать самому и помогать другому избавиться от них. Преодоление трудностей, связанных с воспитанием детей и собственным совершенствованием, поднимает супругов на качественно новый уровень их духовного развития, совершенствует их внутренний мир. В преодолении трудностей и своих слабостей люди становятся лучше, а это обогащает их.

Игумен Евмений

* Главная задача родителей -- создание дружной, счастливой семьи. В такой семье на первом месте должны быть отношения любви между супругами и только потом, в свете этой любви, -- любовь родителей к ребенку. Успех в достижении контакта, душевной близости с подростком во многом зависит от отношений между родителями. Поэтому супругам надо понимать, что только сердечность и доверительность их взаимоотношений могут стать основой для подлинной близости и теплых отношений со своим ребенком.

После рождения, процесса очень серьезного, который оставляет неизгладимый след в последующей жизни ребен-ка, начинается "школа жизни". Каждый день жизни ребен-ка до года равен, по своей насыщенности для ребенка, не-скольким годам жизни взрослого человека. Новые ощуще-ния, звуки, образы наполняют жизнь ребенка.

Мама, которую ребенок определяет по запаху, посте-пенно превращается в нежные касания во время пеленания. Шаг за шагом в жизнь ребенка входит цвет. Весь спектр, от красного до фиолетового, за два года изучает ребенок пос-ледовательно и неспешно. Поэтому только чистых, радужных цветов игрушки должны окружать малыша.

Многие проблемы дальнейшей жизни могут начаться с этого возраста. Сейчас уже появилось достаточно дово-дов против тугого пеленания. Психологические последствия такого состояния все больше находят современные психо-логи и психиатры.

Прежде всего, не надо относиться к ребенку, как будто это чистый лист, на который вы все пишете сами. Ваш ре-бенок не чистый лист. Вся память и кармические програм-мы прошлых жизней сделала его таким, как он есть. Вы можете только мудро корректировать эту программу, если у вас достаточно терпения и любви.

Чем меньше конкретных ожиданий по отношению к реализации своих детей испытывают родители, тем свобод-нее и быстрее развивается душа ребенка. Это, в свою оче-редь, помогает развитию всех необходимых для реализации положительной кармы задатков в ребенке.

Говоря о влиянии родителей, надо вспомнить самое главное: ребенок познает весь мир через своих родителей. Каждый ребенок рассчитывает получить от родителей не-обходимую ему защиту и уход. Вспомните себя маленьки-ми или хоть на один момент представьте себе следующее.

Вы - такой беспомощный маленький ребенок. Рядом с вами ваши родители - большие и сильные. На них скон-центрирован ваш детский мир. Именно через них вы узнае-те о большом мире. С их рук вы впервые смотрите на этот мир и верите им, когда они сообщают вам, как и к чему вы должны относиться. Постепенно их страхи становятся ва-шими. Вы не можете им не верить - ведь это родители.

Много лет спустя вы поймете, как несовершенен их взгляд на этот мир, но до этого вы будете жить по тем зако-нам, которые они дали вам. Как много приходиться терпеть от взрослых. Они, кажется, стараются быстрее сообщить о том, что мир враждебен. Ища защиту на их руках, многие дети получают совсем обратное.

Физический контакт с родителями, особенно в раннем возрасте, очень важен для ребенка. В тех случаях, когда внутриутробное состояние и роды прошли правильно и не принесли переживаний и проблем в жизнь ребенка, он сам: равнодушен к физическому контакту с родителями.

Страницы: 1, 2, 3, 4