бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы - (диплом) бесплатно рефераты

p>В проведенном исследовании принимали участие студенты I курса факультета английского языка и психологии Пятигорского государственного лингвистического университета. Выборка составила около 92% студентов. Особенностью выборки явилось то, что ее составили преимущественно лица женского пола (89%), что в целом отражает специфику ВУЗа. Исследование проводилось в начале учебного года (октябрь 1999 года).

Целью нашего исследования было выявление психологических особенностей и анализ учебной мотивации студентов. Почему наше внимание привлекли именно учебная мотивация студентов? В первую очередь наш интерес определяется тем, что развитие учебной мотивации является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, учебная мотивация выступает в качестве личностно-образующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Учебная мотивация относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которой можно судить об уровне сформированности личности.

Изучение влияния учебной мотивации личности индивида на различные сферы ее деятельности подтверждает положение о том, что общие и специфические условия деятельности, преломляясь в сознании, по-разному проявляются в реальном поведении. Причина существенных отклонений в поведении одного лица от другого в субъективном восприятии данных условий.

Таким образом, первым этапом нашего исследования было знакомство и наблюдение. Знакомство проходило в виде беседы в непринужденной обстановке, без присутствия преподавателей. Студенты реагировали адекватно, с желание рассказывали об их проблемах в учебе и отношениях с преподавателями и сокурсниками. В результате наблюдение мною были выделены существенные особенности каждой группы. Было выделено, кто является лидером, какой тип взаимоотношений у студентов данной группы, как влияет лидерство на учебную деятельность. В ходе беседы нам удалось выявить, что необходимо для успешного обучения, с точки зрения студента. Какое место занимает преподаватель в жизни студента. Для максимально возможного сбора информации нами была использована анкета.

В связи с тем, что учебная мотивация, бесспорно, имеет огромное значение в формировании и развитии личности индивида, в регуляции его поведения и деятельности, в процессе анализа полученных данных мы выявили, что наиболее характерными особенностями для студентов I курса является направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание, суть которого–установка по отношению к себе. Для этого возраста характерно появление жизненных планов, проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла. Также характерными особенностями является обостренные способности к вчувствованию в состояние других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Знаменательно, что некоторая часть студентов I курса начинают тяготеть к лидерству (стремятся научиться оказывать влияние на других).

У 23% студентов наблюдается потребность в доминировании, т. е. принятия себя другими или группой других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решение. Что очень помогает преподавателям правильно организовать процесс обучения в группе. У большей части студентов (77%) наблюдается потребность в аффиляции, т. е. стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятия группой, сверстниками. Они склонны к сотрудничеству, кооперации, гибки и компромиссны при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, сознательно следуют условностям, правилам и принципам“хорошего тона”в отношениях с преподавателями и сокурсниками. Они общительны, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях. Выявлено, что существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в общении и доминировании. Обобщая полученные результаты нужно отметить, что у 87% студентов доминируют широкие социальные мотивы. У 61% студентов преобладает мотивация благополучия и мотивация содержанием.

Следующим этапом нашей работы было сбор информации (тестирование), используя выбранные нами методики.

По результатам исследования методики “Опросник терминальных ценностей”, можно сказать, для большинства студентов, получивших высокий балл по показателю “высокое материальное положение” (67%), материальное благосостояние оказывается для студентов основанием для развития чувства собственной значимости и положительного отношения к себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и низкой социальной защищенностью студентов, это часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки.

У 82% студентов выражена высокая потребность в достижениях, это объясняется стремлением к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности, а точнее в учебной деятельности. Они, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов.

Большое количество студентов (79%) имеет высокую потребность в сохранении собственной индивидуальности, что свидетельствует об их стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций.

Вопреки нашим ожиданиям, было установлено, что немногие студенты ставят удовлетворение своих духовных потребностей выше материальных (13%). Наиболее значимыми сферами жизнедеятельности для всех студентов являются сфера обучения и образования и сфера увлечений. Профессиональная же сфера для большинства студентов еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями. Что касается интереса к общественной жизни, то студенты стремятся найти свое место в коллективе сверстников, занять определенное место в группе, расширить круг своих знакомств. Это можно объяснить тем, что на данном этапе жизни, у студентов первого курса едет процесс адаптации, у многих меняются взгляды и убеждения, появляются новые знакомые, друзья.

По результатам исследования методики “Смысложизненных ориентаций”можно сказать о том, что для большинства студентов (84%) характерно наличие в жизни целей в будущем, это выражается в том, чтобы хорошо окончить университет, найти место в обществе и притворить свою мечту (цель) в“жизнь”. Что придает жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Наряду с этим, для 20% студентов (опрошенных) будущие планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Это связано по-нашему мнению с тем, что студенты еще находятся в стадии самоопределения. Сколь бы ни были они интеллектуально готовы к осмыслению всего сущего, многого они не знают– еще нет опыта реальной практической и духовной жизни в обществе. Высокие баллы по шкале “локус контроля-Я”(более 70% студентов) соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Наиболее характерной чертой является способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению традиционных ролей, норм, правил поведения в обществе. В этот период жизни он решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

Помимо этого, 20% студентов считают, что сам процесс жизни на данном этапе, является не интересным и не столь эмоционально насыщенным. Это признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем: при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее. Это можно объяснить, тем, что они находятся на новом этапе жизни, на новой ступени, они еще не осознают это в полной мере, из-за отсутствия опыта, который придет к 4-5 курсу. Они находятся в некой прострации, полностью не осознают свой нынешний статус студента.

Сопоставив все полученные результаты, мы можем отметить, что развитие учебной мотивации студента связана с сформированностью личностных особенностей студента.

На основе анализа полученных результатов мы выделили следующие две группы студентов первого курса: с высоким и низким уровнем учебной мотивации.

1 группа студентов – с высоким уровнем учебной мотивации (около 84%). Это проявляется в следующих характеристиках: направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание. Они, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели. Высокая потребность в сохранении собственной индивидуальности, стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций. Появление жизненных планов, обостренная способность к вчувствованию в состояние других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Стремлением к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности, а точнее в учебной деятельности. Способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению традиционных ролей, норм, правил поведения в обществе. В этот период жизни он решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

    2 группа студентов – с низким уровнем.

Хочется отметь, что таких студентов немного (12%), но они есть. Для этой группы профессиональная сфера еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями. Будущие планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Это связано по-нашему мнению с тем, что студенты еще находятся в стадии самоопределения. Сколь бы ни были они интеллектуально готовы к осмыслению всего сущего, многого они не знают– еще нет опыта реальной практической и духовной жизни в обществе. Глава III. Рекомендации по работе психологической службы ВУЗа в целях формирования устойчивой положительной мотивации к обучению у студента

Главная задача психологической службы в ВУЗе - помочь студентам как можно быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и учебы в ВУЗе; разумно преодолеть возникшие психоэмоциональные, интеллектуальные и физические перегрузки.

Мотивационная сфера личности является одним из важнейших факторов, определяющих внутреннее состояние и внешнее поведение человека.

Психологическая служба сопровождает учебный процесс и поэтому сталкивается, прежде всего, с проблемами клиентов, непосредственно связанными с текущей ситуацией их личностного развития и деятельности.

Анализ содержания и качества текущих проблем, с которыми студенты обращаются в психологическую службу, позволяет не только корректировать направление других видов психологического сопровождения учебного процесса, но и изучать некоторые феномены личностного развития студента.

В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что для студенческого возраста характерно стремление к достижению высокого положения в обществе, выбор профессии на основе принятия и одобрения этой профессии окружающими. Мотивация учебной деятельности у студентов выражена довольно сильна. Очень важными являются все аспекты человеческих взаимоотношений. Многие их поступки определяются потребностью в общении, стремлении поддерживать хорошие отношения с окружающими. В деятельности для многих студентов важен не сам процесс, а непосредственно результат.

Также выявлено, что у студентов первого курса отмечается преобладание мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Одной из основных целей и стремлений студентов первого курса является установление прочных отношений с окружающими в системе отношений, включающей в себя отношения с преподавателями, однокурсниками, друзьями, отношения в семье. В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны и интенсивное формирование специальных способностей с другой.

Для студенческого возраста характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы. Усиливается установка на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность. В период студенчества отмечается общая направленность студентов на свое будущее, и все настоящее выступает для них в сете этой новой направленности их личности. У них формируется собственное нравственное мировоззрение, моральное“Я”, которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений, не зависимых от внешних условий и давлений окружающих.

Эффективность учебного процесса в ВУЗе в целом, прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией у студентов.

В студенческом возрасте важнейшим условием развития личности является общение. Общение на данном этапе развития личности является ведущим видом деятельности наряду с учебной деятельностью. В общении происходят основные новообразования. Прогресс в области образования в настоящий момент наиболее актуален и имеет реальную ценность для развития человека и улучшения качества жизни. Он также может внести значительный вклад в улучшение охраны здоровья подрастающего поколения, а также в гармонизацию социальной среды и в обеспечение устойчивого развития. В связи с этим встает вопрос о механизмах решения поставленных задач и способах реализации их в практике образовательных учреждений страны. Необходимость всестороннего развития многопрофильной помощи в сфере образования особенно остро стала осознаваться в связи с переходом системы образования в стране к новой гуманистической парадигме. Признание личности во всех проявлениях является важнейшим приоритетом образования как практически единственного в настоящий момент института социализации личности. Психологическая служба является одним из элементов системы образовательных учреждений России. Основной целью деятельности психологической службы образования является всемерное создание условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальности ребенка (Н. С.  Сидоров, 1995). Она направлена на практическое психологическое обеспечение процессов развития и воспитания учащихся.

Служба практической психологии доказала свою эффективность в решении таких проблем, как проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности учащегося, оказание психологической помощи при работе с семьей ребенка, обеспечение психологической поддержки при выборе профессиональной карьеры, в том числе и в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии ребенка, профилактике и коррекции возможных ситуаций. Практический психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.

    Необходимые условия

Гальперина П. Я. доказала, что характер мотивации зависит от типа учения. Чтобы разобраться, что же это такое— “тип учения”, надо обратиться к теории. Нет возможности подробно останавливаться на этом вопросе, поэтому выделим главное: от того, как и какой материал преподносится учителем, какая роль отводится ученику— пассивно впитывающей губки или активно работающего вместе с педагогом, — будет зависеть и тип учения, и характер мотивации. Наиболее продуктивным по всем параметрам является обучение, в котором соблюдаются следующие условия.

Во-первых, ученику сообщаются базовые (инвариантные) знания. В результате ученик оказывается в состоянии самостоятельно решить конкретную учебную задачу. Например, при обучении азам математики вводятся понятия меры и единицы, на которые ученик будет опираться при любом измерении. Единица всегда условна: ложка, стакан, банка риса, а результат измерения будет зависеть от того, что взято в качестве единицы. На вопрос“Сколько? ” ученик спросит: “Сколько чего — ложек или стаканов? ”При таком обучении ученик не испытывают трудности при переходе от единиц к десяткам, сотням и т. д. Они понимают, чтоодин десяток и одна сотня — вещи разные, что сотня — самостоятельная единица, но состоит из 10 десятков и 100 единиц. Во-вторых, ученика знакомят с обобщенными способами работы с базовыми знаниями. В-третьих, усвоение знаний происходит в процессе их практического применения. Решая учебные задачи, ученик одновременно усваивает знания и приобретает умения. Такое обучение идет без специального заучивания, а запоминание материала является естественным следствием обучения.

Если все условия соблюдаются, то обучение приобретает творческий характер. Ученик, обладающий базовыми предметными знаниями, чувствует, что он в состоянии справиться с конкретными учебными заданиями. Как правило, успех окрыляет ученика, и у него возникает потребность в получении новых знаний.  

    Стимулы для учебы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7