Развитие памяти дошкольников
Развитие памяти дошкольников
ОМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Курсовая работа
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Выполнила: Кунгурцева С.П. 3-й курс
Проверила: Новосельцева Т.Ф.
Омск
2004
ii
Оглавление
- Словарь 3
- Введение 4
- Анализ проблемы развития произвольной памяти 5
- 1. Память и её определения 5
- 1.1. Основные характеристики памяти 5
- 1.2. Классификация памяти 7
- 1.3. Основные процессы памяти 9
- 2. Развитие памяти дошкольника 10
- 2.1. Концепции развития памяти 10
- 2.2. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте 11
- 2.3. Развитие непроизвольной памяти 12
- 3. Этапы овладение произвольными формами памяти 14
- 3.1. Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания 14
- 3.2. Формирование произвольной памяти 16
- 4. Становление произвольной памяти 18
- 4.1. Развитие опосредованного и произвольного запоминания 18
- 4.2. Обучение запоминанию в дошкольном детстве 19
- 4.3. Обучение запоминанию с использованием мнемических средств 20
- 5. Краткие выводы по теоретической части 22
- Исследование развития памяти дошкольников 23
- Постановка проблемы и гипотеза исследования 23
- Цели и задачи исследования 23
- Методика проведения исследования развития памяти 24
- Описание методического материала 24
- Описание процедуры исследования 24
- Особенности организации исследования 25
- Результаты исследования 25
- Обработка первичных экспериментальных данных 25
- Обработка результатов исследования развития образной памяти 26
- Выводы и заключения 28
- Анализ результатов 28
- Заключение 28
- 6. Приложение 29
- Литература 30
- Список дополнительной литературы 30
- Интернет-ресурсы 34
- Предметный указатель 32
30
Словарь
Двигательная или кинетическая память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений.
Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.
Мнемические - это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Мнемоника - это искусство запоминания.
Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними.
Память - это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.
Продуктивность запоминания характеризуется длительностью, быстротой, точностью, объёмом запоминания и воспроизведения
Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.
Эмоциональная память - память на переживания.
Введение
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности
Теория развития памяти породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития памяти дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения. Отметим дополнительный аспект исследования. С его помощью можно определить индивидуальные особенности развития памяти детей.
Память была определена как объект исследования, а память детей дошкольного возраста - предмет исследования. В ходе данной работы были сформулированы задачи исследования по определению уровня развития образной памяти; изучения зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминаемого материала и раскрытию индивидуальных особенностей произвольной памяти у детей дошкольников.
Анализ проблемы развития произвольной памяти
1. Память и её определения
1. Определение памяти и её основные черты
2. Непроизвольная и произвольная память
3. Двигательная, эмоциональная, образная и логическая память
Память трудно свести к одному понятию. Память это
4. психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации. Немов Р.С., Кн. 1, с. 150
5. способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Макселон Юзеф, с. 124
6. совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека; память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Немов Р.С., Кн. 1, с. 184
7. сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека.
8. психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.
1.1. Основные характеристики памяти
Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание являются основными функциями памяти. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памя-ти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека это: длитель-ность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения. Гамезо М.В., Домашенко И.А., с. 161
9. Объём памяти способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти 7 элементов (единиц) информации.
10. Быстрота запоминания отличается у разных людей, её можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
11. Точность запоминания точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.
12. Длительность запоминания способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт.
13. Готовность к воспроизведению способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.
Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково.
Разница может быть количественной, например:
14. в скорости запоминания;
15. в прочности сохранения;
16. в легкости воспроизведения, в точности и объеме запоминания. Гамезо М.В., Домашенко И.А., с. 160
Например, некоторые люди отлично запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, т.к. у них слабо развита кратковременная память, но долго хранят в памяти накопленную информацию.
Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. Может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются редко. В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У разных людей более активны разные анализаторы, у большинства людей ведущей является зрительная память. Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют фотографическая память. Немов Р.С., Кн. 1, с. 194
Память зависит и от таких индивидуальных особенностей, как:
17. интересы и склонности личности: то, чем человек больше интересуется, запоминается без труда;
18. от отношения личности к той или иной деятельности: жизненно важно или можно пренебречь;
19. от эмоционального настроя в конкретном случае;
20. от физического состояния;
21. от волевого усилия и многих других факторов. Гамезо М.В., Домашенко И.А., с. 159
1.2. Классификация памяти
Деление памяти на виды зависит от особенностей деятельности. Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
22. по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;
23. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности - на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
24. по продолжению закрепления и сохранения материала, в связи с его ролью в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную;
25. по сути предмета и способа запоминания. Макселон Юзеф, с. 125
По характеру участия воли (целевой деятельности):
26. непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий;
27. произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
По характеру психической деятельности. В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: Моторная, эмоциональная, сенсорная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.
Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.
Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Ясперс Карл, с. 218-219 Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано в младенчестве: около 6 месяцев. Макселон Юзеф, с. 126
Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Крылов А.А., Маничева С.А., с. 89
- Зрительная память - связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
- Слуховая память ? это хорошее запоминание и воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.
- Осязательная, обонятельная и вкусовая память сконцентрированы на удовлетворение биологических потребностей организма.
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память специфически человеческая в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие других видов памяти. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Гамезо М.В., Домашенко И.А., с. 159
Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание. Макселон Юзеф, с. 126
По продолжительности сохранения информации память подразделяют:
1. Мгновенная или иконическая память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти от 0,1 до 0,5 секунд.
Кратковременная память. Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 секунд. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия.
Оперативная память - это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная память - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время.
1.3. Основные процессы памяти
Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание - происходит при восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи (следы памяти). Запоминание может быть как произвольным, так и непроизвольным, т.е. протекать независимо от воли человека Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование; и быть смысловым, т.е. логическим.
Сохранение - это процесс, когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того, как исчезают возбудители, которые их вызвали.
Воспроизведение, наряду с запоминанием, составляет основу мнемиче-ской деятельности этап вспоминания лежит в основе познавательных процессов. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание и репродукция или реминисценция. Ясперс Карл, с. 218-219
Забывание - процесс противоположный сохранению.
Процессы нашей памяти взаимосвязаны со всеми психическими процессами, и особенно - что имеет исключительно важное значение - с процессами мышления. Человеческая память - сознательный, осмысленный процесс. Это ее характерная стержневая черта. Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны.
Это некоторые наиболее общие, но вовсе не исчерпывающие характеристики памяти у человека.
2. Развитие памяти дошкольника
1. Концепции развития памяти
2. Непроизвольное запоминание - единственная форма работы памяти младших дошкольников
3. Развитие механической памяти у детей среднего дошкольного возраста.
2.1. Концепции развития памяти
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.
Одни психологи утверждают, что есть два различных, несводимых друг к другу вида памяти, т. е. две памяти. Одна память аналогична другим процессам, происходящим в теле, и может рассматриваться как функция мозга. У ребенка параллельно развивается и другой вид памяти, представляющий собой деятельность духовную. Другие психологи утверждают, что память не развивается, а оказывается максимальной в самом начале детского развития. Третьи раскрывали, что развитие памяти достигает кульминационной точки в возрасте около 10 лет, а затем начинается скатывание вниз. Все эти три точки зрения показывают, насколько упрощенно ставится данный вопрос в указанных школах. Данные исследования не разрешили проблемы развития памяти окончательно. Выготский Л.С. , с. 126
Страницы: 1, 2, 3, 4
|