Развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в свете современных требований - (курсовая)
p>23. Каменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. -М. : Учпедиз. 1939г. стр. 10-51.24. Логинова В. И. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". -Л. : 1990г. стр. 24-37. 25. Леушина А. М. "Обучение счёту в детском саду". -М. : Учпедиз. 1961г. стр. 17-20. 26. Монтессори М. "Дом ребёнка". Изд. 4-е. -М. : Изд. "Задруга" 1920г. стр. 182-183. 27. Морозова М. , Тихеева Е. " Счёт в жизни маленьких детей". Изд. 2-е. -М. -Л. : Госиздат 1927г. стр. 6-13, 66. 28. Менчинская Н. А. "Психология обучения арифметике". АПН РСФСР 1955г. -М. стр. 164-182. 29. Метлина Л. С. "Математика в детском саду". - М. : Просвещение 1984г. стр. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168. 30. Носова Е. А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". -Л. : 1990г. стр. 47-62. 31. Носова Е. А. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". -Л. : 1990г. стр. 24-37. 32. Непомнящая Н. Н. "Психологический анализ обучения детей 3-7 лет ( на материале математики)". -М. : Педагогика 1983г. стр. 7-15. 33. Обухова Л. Ф. "Этапы развития детского мышления "- М. : МГУ, 1972г. стр. 41-74.
34. Плаксе Ж. Избранные психологические труды. - М. 1969г.
35. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения. Т-1. ,-М. : Педагогика 1981г. стр. 167-168. 36. Проскура Е. В. "Развитие познавательных способностей дошкольника ". Под ред. Венгер Л. А. -Киев : 1985г. стр. 39-42. 37. Рихтерман Т. Д. "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1982г. 38. Смоленцева А. А. "Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием ". - М. : Просвещение 1987г. стр. 9-19. 39. Тарунтаева Т. В. "Развитие элементарных математических представлений дошкольников", -М. 6 Просвещение 1980г. стр. 37-40. 40. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т-2. -М. : Учпедиз, 1954г. стр. 651 -652. 41. Фребель Ф. "Воспитание человека ". -М. Изд. К. И. Тихомирова 1964г. стр. 57-60. 42. Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М. : Просвещение 1981г. стр. 28-32, 97-99. 43. Shencer A. Rathus. Inderstanding Child Development N. Y. 1988. P. 83-86 44. Schmidt H. D. Allgemeeine Entwicklung spychlolgie. 1977 p. 45-49
Приложение 1 Этапы формирующего эксперимента
1 Этап - были предложены следующие игры на развитие математических представлений: “Переполох” цель - формирование умения различать контрастные и смежные части суток. “Что изменилось? ” цель- развитие понимания схематичного изображения позы человека. “День рождения куклы” цель - умение различать цвета и формы. “Запомни картинки”цель - развитие внимания и памяти, различение геометрических фигур по характерным признакам. “Повторяйте друг за другом” цель - развитие понимания схематичного изображения позы человека. “Чем похожи, чем различаются”, “Будем считать” цель - учить ребёнка количественному и порядковому счёту. “Найди каких игрушек поровну”, “Подбери пару” цель - учить ребёнка количественному и порядковому счёту. “Зверюшки на дорожках” цель - умение выделять два свойства фигуры (форма и размер; размер и цвет). “Мастерская форм”цель - развитие представлений о геометрических фигурах, выделение их по характерным признакам. “Нарисуй картинку палочками” цель - развитие мышления, порядковый и количественный счёт. “Учимся сравнивать” цель- умение сравнивать предметы по длине и ширине. “Раскрась предметы разных геометрических форм” цель - развитие представлений о геометрических фигурах. “Что дальше? ” цель - развитие количественного и порядкового счёта. “Игры с блоками Дьенеша”цель - развитие количественного и порядкового счёта, величина, длина, ширина, высота, цвет. Умение сравнивать два свойства одновременно: форма- размер, размер- цвет, форма- цвет. “Когда это бывает? ” цель - развитие представлений о времени и частях суток. “Цветные дома” цель - выделение одновременно двух свойств фигур: форма и цвет. “Цветное лото” цель - выделение размера и цвета.
2 Этап - следующие игры :
“Что изменилось? ”, “Кто здесь прячется? ”цель - ориентировка в групповой комнате, умение двигаться в заданном направлении. “Что досталось тебе? ” цель - манипулирование с жидкостями и сыпучими материалами. “Внимание - угадай-ка” цель - манипулирование с жидкостями. “Определи различия на глаз” цель - развитие памяти, умение обобщать все геометрические фигуры. “Учимся находить видимые различия” цель - ориентировка на плане в группе и на участке по плану. “На что похоже? ” цель - развитие внимания, обобщение геометрических форм по размеру. “Половина к половинке”, “Точечки” цель - количественный и порядковый счёт. “Волшебная мозаика” цель - обобщение геометрических фигур по цвету. Игры с блоками Дьенеша - с усложнением. “Гномы с мешочками”цель - развитие умения выделять пространственные отношения (вверх- вниз, направо- налево, сбоку- сверху, сзади-спереди). “Учимся сравнивать” цель - умение сравнивать предметы по длине , ширине, высоте. “Кто ушёл и где он спрятался? ” цель - умение двигаться в заданном направлении по устной команде. “Передай пакет” цель - количественный и порядковый счёт. “Куда залетела пчела? ” цель - умение сравнивать (одинаково, больше, на один больше, на один меньше). Лото “Цвет и форма” цель - развитие представлений о цвете и форме, обогащение мышления. “Логическое лото” цель - счёт и геометрические фигуры.
3 Этап - следующие игры:
“Внимание” цель - умение ориентироваться по плану детского сада. “Что изменилось? ” цель - ориентировка с усложнением. “Чем похожи, чем различаются? ”цель - умение выделять одновременно два свойства фигуры (форма- цвет, размер-цвет, форма-размер). “Продолжи ряд. Точечки” цель - количественный и порядковый счёт. “Исправь ошибку” цель - умение сравнивать предметы по толщине, высоте и массе. Лото “Сосчитай”, “Назови соседей” цель - развитие порядкового счёта. “Кто знает, пусть дальше считает! ” цель - счёта обратном направлении. “Чудесный мешочек” цель - развитие ощущения и восприятия. “Разрезные картинки”, “Сложи узор” цель - геометрические фигуры и развитие мышления. “Копирование и зарисовка геометрических фигур” цель - геометрические фигуры и счёт. “Когда это было? ”цель - развитие умения различать контрастные части суток, определение их последовательность вчера- сегодня-завтра). “Быстро – медленно” цель - геометрические фигуры, счёт, цвет, форма, размер. “Кубики для всех”цель - ориентировка на листе бумаги, умение выполнять определённый орнамент по образцу (схеме).
Приложение 2
График темпа прироста показателей по формированию элементарных математических представлений у детей контрольной и экспериментальной групп. Таблица 3
Разделы программы Экспериментальная Группа Контрольная Группа Количество и счет 28, 2% 4% Величина 27, 2% 12% Геометрические Фигуры 26, 9% 9% Ориентировка В пространстве 30, 3% 10% Условные обозначения - экспериментальная группа - контрольная группа Приложение 3
Результаты исследований математических представлений у детей 4-5 лет по всем параметрам до эксперимента.
Таблица 4 Экспериментальная группа Ф. И. Количество и счет Величина Геометрич. фигуры Ориентир. в пространстве Общая сумма баллов Контрольная группа Ф. И. Количество и счет Величина Геометрич. фигуры Ориентир. в пространств Общая сумма баллов. Карпова 3. 2 2. 2 4. 2 3. 2 12. 8 Новикова 3. 2 2. 2 2. 2 2. 2 9. 8 Караченцева 5. 2 3. 2 5. 2 2. 2 15. 8 Шмагун 3. 2 3. 2 4. 2 4. 2 14. 8 Чумак 3. 2 2. 2 3. 2 3. 2 11. 8 Ляхова 2. 2 2. 2 3. 2 4. 2 11. 8 Сухорук 2. 2 3. 2 2. 2 3. 2 10. 8 Жуков 5. 2 2. 2 3. 2 3. 2 13. 8 Сычева 4. 2 4. 2 5. 2 3. 2 16. 8 Мелевская 3. 2 3. 2 3. 2 2. 2 11. 8 Могульян 2. 2 4. 2 4. 2 2. 2 12. 8 Матюнин 3. 2 3. 2 2. 2 2. 2 10. 8 Акиншин 3. 2 2. 2 2. 2 5. 2 12. 8 Пономарен ко 3. 2 2. 2 4. 2 3. 2 12. 8 Игнатов 4. 2 3. 2 3. 2 3. 2 13. 8 Климкин 2. 2 2. 2 4. 2 2. 2 10. 8 Мулинова 5. 2 2. 2 2. 2 3. 2 12. 8 Маркова 4. 2 3. 2 3. 2 2. 2 12. 8 Степанов 3. 2 4. 2 4. 2 2. 2 13. 8 Парфенов 5. 2 2. 2 3. 2 2. 2 12. 8 График результатов исследований: Контрольная группа Экспериментальная группа Приложение 4
Результаты исследований математических представлений у детей 4-5 лет по всем параметрам после эксперимента.
Таблица 5 Экспериментальная группа Ф. И. Количество и счет Величина Геометрич. фигуры Ориентир. в пространстве Общая сумма баллов Контрольная группа Ф. И. Количество и счет Величина Геометрич. фигуры Ориентир. в пространств Общая сумма баллов. Карпова 6 5. 2 6. 7 6 23. 9 Новикова 4. 2 4. 2 4. 2 3. 2 15. 8 Караченце ва 6. 7 6 7. 5 5. 2 25. 4 Шмагун 3. 2 4. 2 5. 2 4. 2 16. 8 Чумак 6 6 6 6 24 Ляхова 4. 2 4. 2 5. 2 4. 2 17. 8 Сухорук 5. 2 5. 2 5. 2 6. 7 22. 3 Жуков 4. 2 4. 2 4. 2 4. 2 16. 8 Сычева 6. 7 6. 7 6. 7 6. 7 26. 8 Мелевская 3. 2 3. 2 4. 2 5. 2 15. 8 Могульян 6. 7 6. 7 5. 2 5. 2 23. 8 Матюнин 3. 2 4. 2 3. 2 4. 2 14. 8 Акиншин 6. 7 5. 2 6. 7 6 24. 6 Пономаренко 3. 2 5. 2 4. 2 4. 2 16. 8 Игнатов 7. 5 6 6. 7 6 26. 2 Климкин 4. 2 4. 2 5. 2 3. 2 16. 8 Мулинова 6. 7 5. 2 5. 2 6 23. 1 Маркова 4. 2 5. 2 4. 2 3. 2 16. 8 Степанов 6 6 6. 7 6 24. 7 Парфенов 5. 2 4. 2 4. 2 4. 2 17. 8 График результатов исследований: - Контрольная группа - Экспериментальная группа
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|