бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в свете современных требований - (курсовая) бесплатно рефераты

p>- определение содержания методов и приёмов работы с детьми, определение дидактических материалов и игр в зависимости от педагогических взглядов и идей;

- естественное математическое развитие ребёнка в детском саду и семье, по методу Е. И. Тихеевой. Создание развивающей среды, как условие полноценного математического развития;

разработка разнообразных методов Л. В. Глаголевой при обучении сравнению величин. разработка дидактических игр, игровых занимательных упражнений , как основной путь математического развития детей по методике Ф. Н. Блехер. III этап- научно-обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений, разработанная А. МЛеушиной (50-60 годы); - теоретическая и методическая Концепция формирования количественных представлений в дошкольном возрасте, определение объёма знаний и умений в области познания множеств и чисел с детьми 2-7 лет;

- занятия, как ведущая форма организации работы педагога с детьми; - повседневная жизнь детей- это источник формирования элементарных представлений;

- место и роль игр в формировании математических представлений и развитии личности ребёнка;

дидактический материал, как одно из средств формирования математических представлений.

    Концепция складывается из:
    1. Цель.
    2. Содержание.
    3. Методы и приёмы.
    4. Дидактические средства.
    5. Формы организации детей.

Занятия становятся ведущей формой детской деятельности. “Детство-этап подготовки к будущей жизни”. Если общество определяет своё отношение к детству исключительно как ко времени “подготовки”, то отрицается самоценность “проживания”эпохи детства ребёнком. Между тем, условие непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее с позиции будущего. Только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального

формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой "заделы" на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности. Организация и руководство разных видов деятельности должны находиться в центре внимания педагогов. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

В первые семь лет ребёнок проходит через три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определённым шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать мир. Эти периоды жизни ограничены друг от друга; каждый предшествующий создаёт условия для возникновения последующего, и они не могут быть искусственно“переставляемы” во времени. 1. Период младенчества (1 год жизни ребёнка).

    2. Раннее детство (от 1 до 3 лет).
    3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет).

В дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

    Познавательное развитие.

Мир не только устойчив в восприятии ребёнка, но и может выступать как релятивный (всё можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения. Формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребёнок начинает ставить себя на место другого человека, смотреть на происходящее с позиции других и понимать мотивы их действий, самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. Зарождается оценка и самооценка.

    Волевое развитие.

Ребёнок избавляется от присущей более раннему этапу “глобальной подражательности”взрослому, может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приёмы познавательной, собственно-волевой и эмоциональной саморегуляции.

    Эмоциональное развитие.

Эмоции ребёнка всё больше освобождаются от импульсивности, сиюминутности. Начинают закладываться чувства (ответственности, справедливости и т. д. ), формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со взрослыми.

К семи годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребёнку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даёт возможность преодолевать трудности при решении учебных задач; овладение элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п. ).

Среда, окружающая детей в детских садах, должна обеспечить безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: “не рядом, не над, а вместе”. Его цель - содействовать становлению ребёнка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

- обеспечить чувство психологической защищенности- доверие ребёнка к миру, радости существования (психологическое здоровье);

    - формирование начал личности;

развитие индивидуальности ребёнка: знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.

Способы общения - понимание, познание и принятие личности ребёнка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Практика общения сотрудничество. Позиция взрослого - исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития, как полноценного члена общества. Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовывать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: 1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

    2) принцип активности, самостоятельности, творчества;
    3) принцип стабильности- динамичности;
    4) принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

    7) принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Основная задача воспитателя- наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями , включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Современное состояние математического развития дошкольников предусматривается в разных программах. Одна из них - программа "Детство" заключается в следующем: 1. Цель- развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие).

    2. Содержание классическое:
    доматематические математические
    виды деятельности: виды деятельности:
    - сравнение - счёт
    - уравнивание - измерение
    - комплектование - вычисление
    плюс элементы логики и математики.
    3. Методы и приёмы:
    - практические (игровые);
    - экспериментирование;
    - моделирование;
    - воссоздание;
    - преобразование;
    - конструирование.
    4. Дидактические средства:
    Наглядный материал (книги, компьютер):
    - блоки Дьенеша,
    - палочки Кюизенера,
    - модели.
    5. Форма организации детской деятельности:
    - индивидуально-творческая деятельность,
    - творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей),

-учебно-игровая деятельность(познавательные игры, занятия), - игровой тренинг.

Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:

    1. Математические развлечения:

- игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т. д. ), - игры головоломки,

    - задачи-шутки,
    - кроссворды,
    - ребусы.
    2. Дидактические игры:
    - сенсорные,
    - моделирующего характера,
    - специально придуманные педагогами для обучения детей.

3. Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Никитин, Минскин“От игры к знаниям”. Таким образом, наука математического развития в свете современных требований изменилась, стала более ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний, охране его физического и психического здоровья. Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитания она сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством“внушений”, то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей.

Работать с детьми 4-5 лет - одно удовольствие. Они уже достаточно самостоятельны в быту и теперь проявляют самостоятельность в суждениях. Они очень любознательны. Взрослый становится интересен им как источник новой информации. Они лучше видят и чувствуют переживания и настроения и сверстников, и взрослых, могут приятно удивить вас своими проявлениями заботы и понимания вашего состояния. Позвольте детям иногда заботиться о вас, сочувствовать и помогать вам. Покажите им, что они уже достаточно большие и могут сделать для вас что-то по-настоящему важное, приятное и нужное.

В этом возрасте сознание детей выходит за пределы их “наличного бытия”, появляется временная перспектива (дифференцируется прошлое, будущее и настоящее) и пространственная перспектива- их интересует жизнь в Африке, в космосе, в океане.

План сознания детей продолжает быстро расширяться. Он включает уже достаточно глубокий временной план прошлого и будущего. Сформирована речь, ребёнок свободно пользуется ею как средством общения и познания. Вместе с тем по-прежнему велика роль образной формы подачи разнообразной информации. Возрастает потребность ребёнка в построении связной картины мира. Существуют два типа подобной связности: научная и морфологическая.

Теперь, когда речь в основном сформирована, она может выполнять не только коммуникативную, как в 3-4 года, но и мыслительную функцию, выражать мысль ребёнка и стать опорой новой формы его мышления- рассуждения. Познавательная деятельность приобретает новую форму: ребёнок активно впитывает информацию, может её продуктивно усваивать, запоминать и оперировать ею. Мышление становится наглядно-образным.

Если в 3-4 года ребёнок имел потребность в уважении взрослым проявлений его воли, теперь ему необходимо уважение к его самостоятельной, делающей первые шаги мысли. Он стремится высказать свои суждения, идеи, нуждается во внимании к ним со стороны взрослого, в одобрении его стремления понять что-то, в поддержке. В данном случае нет необходимости стремиться немедленно дать ребёнку“правильные”ответы на все возникающие у него вопросы- гораздо полезнее создать условия для разворачивания его собственных размышлений.

    Теперь от взрослых требуется:

- широко использовать иллюстрации к книгам, диафильмы, телепередачи познавательного направления и т. п. ;

- как можно больше рассказывать детям о жизни в разных местах и в разные времена;

- внимательно и заинтересованно выслушивать рассуждения детей, никогда их не критикуя;

    - ставить развивающие вопросы.

Носова Е. А. (30) говорит, что желательно, чтобы к концу 4 года дети могли: 1. Различать и называть цвета и их оттенки, характеризовать светлоту; 2. Различать геометрические формы: круг, треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Различать прямую и кривую линию.

3. Понимать превосходные формы прилагательных- выбирать из набора трёх предметов самый большой, самый длинный и т. п.

4. Понимать превосходные формы прилагательных - выбирать из набора трёх предметов самый большой, самый длинный и т. д.

5. Понимать слова, обозначающие взаимное расположение предметов: по картине отвечать на вопросы воспитателя, кто находится на(чём-либо), над, под, рядом, за, перед, между; что близко, а что далеко; что впереди, а что сзади; что внизу листа, что вверху, а что в середине.

    6. Упорядочивать предметы и картинки в ряды:

- по возрастанию размера предметов (сначала подобных, затем разных); - по убыванию размера предметов;

    - по порядку следования дел ребёнка в течении дня;
    - по порядку роста растения, животного, человека;

- продолжение ряда по образцу(например, последовательность выкладывания бусин: красная-зелёная-красная-зелёная-красная-.... );

- иллюстрации к сказке( "Репка", "Колобок") в порядке разворачивания действия. 7. Собирать пятиместные матрёшки и пирамидки из 7-8 колец.

    8. Собирать разрезные картинки из 4 частей.
    9. Считать наизусть до 10.

10. Определять количество предметов в пределах 5 без пересчёта: а) на какой карточке нарисовано 3.... ;

    б) дай мне 3.... ;
    в) сколько здесь?
    11 . Сравнивать по количеству:

поиск множеств с одинаковым количеством элементов, составленных: а) из одинаковых предметов,

    б) из разных предметов;
    - поиск большего множества;
    - поиск меньшего множества.

12. Сравнивать непрерывные количества (воды, песка); поиск одинаковых , больших, меньших.

13. 0тмеривать непрерывные количества произвольной меркой (“Дай мне 3 стаканчика риса”). 14. Понимать слова “сначала-потом”, “долго-скоро”, “быстро-медлено”, “сейчас”. 15. Классифицировать объекты по одному признаку.

    16. Различать цифры в пределах 10.

Так же Носова Е. А. определила общие методические подходы к организации работы. Вот типовая структура работы с каждым числом:

1. Рассказывание воспитателем сказки с продолжением о числовом королевстве и его новом представителе.

2. Выявление, где встречается число в предметном мире; в природе. Важно, чтобы в приводимых примерах это число было не случайным, а существенным признаком явления. Так, яблок может быть сколько угодно, но каждый цветочек соцветия сирени имеет 4 лепестка, хотя их огромное количество. На руке человека 5 пальцев, у всех собак 4 ноги и т. п.

    3. Рисование на тему числа.
    4. Лепка соответствующей цифры.

5. Знакомство с соответствующим классом геометрических фигур, рисование, лепка их; конструирование объёмных тел.

    6. Ритмические двигательные упражнения.

7. Преподнесение детям символических подарков сделанных воспитателем. При таком подходе каждое число первого десятка обретает для ребёнка как бы своё собственное лицо, характер, становится персонажем, который невидимо действует в окружающем его мире. Это повышает интерес детей к данной реальности. Ведь когда количественные изменения рассматривались традиционной методике в отрыве от изменений качественных, - сам материал становился не интересен для детей. Важно понимать, что речь идёт не о произвольном сочинительстве истории, а о рассказывании культурного мифа о числе. Миф не менее объективная реальность, чем стол или стул. Никто не может выдумать миф. Он не является плодом индивидуального воображения. И именно этим ценен. Несмотря на торжество научного знания, мифы дожили до нашего времени и продолжают существовать. Упор в методике работы с детьми данного возраста делается на образном начале, а также сделан шаг в направлении" реабилитации" в глазах педагогов ассоциативного мышления, которое, как известно, является одним из механизмов творческого процесса. Однако, увлеченные идеалами научности, строгости, логичности, мы нередко забываем, что мышлению для того, чтобы быть по-настоящему продуктивным, необходимы такие качества, как подвижность и гибкость, способность устанавливать неожиданные связи, находить неожиданные аналогии и таким путём двигаться по пути познания нового. Говоря о развитии творческого мышления, мы часто забываем о таком важном его факторе, как умение образовывать ассоциации. Эта способность (в разумных пределах) развивается у детей данного возраста в процессе занятий по программе "Радуга".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5