бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Разработка и апробация методики психологического консультирования агрессивных детей бесплатно рефераты

Приложение № 3.

Упражнения «Страна понимания».

Развитие коммуникативных способностей детей, посредством которых они научатся понимать других ребят и делать оценку своего негативного (агрессивного) поведения.

Цель:

1. Обучение умению слушать и слышать других.

2. Осмысление своих поступков.

3. Развитие способности делиться своими переживаниями.

Методические приёмы:

1. Беседа, направленная на знакомство с различными средствами понимания.

2. Словесно подвижные релаксационные упражнения.

3. Рисование

Группа из 5 -6 человек, рассчитанная на 10 занятий по 50 минут.

1 занятие.

1 упражнение.

Снижение агрессивности по средством двигательной активности.

Психолог говорит: «давайте познакомимся», дети должны называть себя по имени.

Игра «Снежный ком».

Дети становятся в круг, ведущий берёт мячик и кидает одному из детей, он называет своё имя, затем следующему, который, помимо своего имени называет имя предшествующего и т.д.

2 упражнение.

«Давайте поздороваемся». Вначале говорится о разных формах приветствия реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной и т.д. и выдумать свои необычные способы приветствия и поздороваться ими.

3 упражнение.

«Те кто…».

Ведущий предлагает встать тем, кто…

любит бегать

радуется хорошей погоде

имеет младшую сестру и т.д.

После ответов у детей спрашивают, кто же из них имеет младшую сестру, а кто любит бегать и т.д.

2 занятие.

1 упражнение. Снижаем агрессию, привлекая внимание детей к другим ребятам, обучая пониманию положительного и отрицательного отношения друг к другу.

Дети приветствуют друг друга в кругу. А затем им предлагается игра «Запомни». Дети делятся по двое и встают спиной друг к другу. После этого по очереди описывают причёску, одежду, лицо партнёра. Описание сравнивается с оригиналом и определяется, на сколько ребёнок был точен.

2 упражнение.

«Что изменилось?!» Каждый ребёнок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе происходит 2-3 изменения в одежде, перестановке мебели и т.д. В задачу водящего входит правильно подметить эти изменения.

3 упражнение.

«Прощание». Обсуждаем разные формы прощания, а затем придумываем свои варианты и прощаемся.

3 занятие.

1 упражнение. Ребята учатся делать друг другу приятное, меняя свои установки о том, что агрессией и негативным поведением можно добиться внимания или расположения других.

Группа встаёт в круг и здоровается, а затем начинает игру «Цветик - Семицветик». Дети рисуют отдельные части цветка - лепестки и разукрашивают разными цветами. Затем кладут на стол, собрав воедино. А после даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам?» или «Если бы у тебя был цветик - семицветик какое бы ты желание загадал?»

«Лети, лети лепесток через запад на восток

через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

лишь коснёшься ты земли быть, по-моему, вели

Вели что бы…»

По окончанию можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех и нарисовать его всем вместе на листе ватмана.

После проведения первых трёх занятий и для тревожных детей и для детей с трудностями в общении, мы разделили их с целью повышения самооценки у одних и повышение коммуникативных способностей у других.

Снижение агрессивности путем повышения самооценки у тревожных детей.

Упражнения, снижающие уровень агрессивности детей, посредством повышения уровня коммуникативных способностей.

1 упражнение - «Кораблик».

Дети делают кораблик, встав так, чтобы один ребенок уместился в середине. Ведущий объясняет, что кораблик сначала плывет в солнечную хорошую погоду, но вот он попадает в шторм, а тот, кто в середине капитан корабля и он не боится шторма. На зло бури и молниям он должен крикнуть «Я сильный и смелый капитан, я не боюсь бури!»

4 а з а н я т и е.

1 упражнение - «Руки знакомятся, ссорятся, мерятся».

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга, на небольшом расстоянии (вытянутой руки). Ведущий говорит: «Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношение. Опустите руки.

Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями. После этого обсуждаются ощущения детей в ходе игры.

1 упражнение - «Волшебные заросли». Каждый участник пытается проникнуть в центр круга, образованными тесно прижатыми «волшебными водорослями» - всеми остальными участниками. «Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения. Водящий должен самыми добрыми словами и нежными движеньями уговорить «водорослей» пропустить его в центр круга. Затем, по окончании игры, обсуждается, когда и при каких условиях водоросли расступились, а при каких нет.

2 упражнение - «Рисуем».

Ведущий предлагает нарисовать доброе животное, которое могло бы защитить детей от всего плохого, и написать (рассказать в кругу), какими добрыми качествами оно наделено.

5 з а н я т и е

1 упражнение - «Кто позвал, узнай!»

Водящий отходит в дальний угол комнаты, отворачивается и закрывает глаза. Даётся инструкция: дети по очереди называют водящего по имени разными интонациями, а он должен отгадать, кто к нему обратился и как

( нежно, грубо, зло и т.д.) После упражнения обсуждаются чувства, возникшие при том или ином оклике.

2 упражнение - «Мы рисуем».

Ведущий предлагает нарисовать доброе животное и назвать его ласковым именем. После этого, все дети показывают своё животное и объясняют, что говорит о том, что животное доброе.

1 упражнение - «Волшебный ящик».

В центр круга ставится ящик (или то, что его напоминает), Дети должны по очереди подойти к нему и что-то из него вынуть, показав какое-нибудь упражнение или игру с вытащенным предметом. А окружающие должны догадаться, что он делает или что это за игра.

6 з а н я т и е

1 упражнение - «походка».

Детям предлагается пройтись так, как в их представлении ходит:

маленькая девочка в хорошем настроении;

старик;

уставший мужчина и т.д.

Так же, дети могут сами выбрать себе персонаж, а другие будут отгадывать, кого он изображает.

1 упражнение - «То, что я люблю делать».

Дети стоят в кругу, водящий средствами пантомимы показывает то, что он любит больше всего делать. Дети отгадывают, и так по кругу. Какие животные нравятся водящему, какие он любит подарки, его любимое время года и т.д.

7 з а н я т и е

1 упражнение - «Вежливые слова».

Игра проводится с мячом и в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо назвать только слова приветствия (здравствуйте, привет, добрый день и т.д.), благодарности (спасибо и т.д.), извинения, прощания и т.д.

2 упражнение - «Калаж».

Берётся некоторое количество журналов и газет. Детям предлагается вырезать разных людей и приклеить на лист ватмана, но так, что бы в одной группе были люди исключительно добрые, весёлые и улыбчивые, а в другой грустные, ссорящиеся, злые люди. Дети придумывают про каждую группу свою историю и стараются объяснить, чем же доброта отличается от зла и каким человеком легче быть добрым или злым.

8 з а н я т и е

1 упражнение - «Игрушка».

Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок из пары обладатель красивой, очень любимой игрушки, а другой очень хочет в неё поиграть. Важно что бы обладатель игрушки смог представить ту игрушку, которую он держит самой, самой любимой. В задачу другого входит упросить напарника дать поиграть игрушку. Как только хозяин игрушки отдаёт её просящему, игра прерывается, и у хозяина спрашивают, почему он отдал игрушку.

1 упражнение - «Мы играем в приключенья!»

Детям предлагается придумать сказку и выбрать похожих на них персонажей, а затем проиграть её перед другими (водящие - изображающие историю, 2-3 ребёнка). А остальные внимательно смотрят и пытаются проследить, на сколько у «актёров» получилось вжиться в образ героев сказки. Затем проходит беседа, насколько было сложно изобразить выбранный персонаж и передать содержание сказки.

9 з а н я т и е

2 упражнение - «Калаж».

Берётся некоторое количество журналов и газет. Детям предлагается вырезать разных людей и предметы, которые им понравились, приклеив их на общий лист ватмана. Затем предлагается рассказать, почему они выбрали именно эти картинки, чем они понравились и придумать историю, задействуя все изображения, но так, что бы следующий участник мог продолжить своей частью, в конце мы получаем общую сказку.

1 упражнение - «Итоги - каким бы я хотел быть и какой сейчас».

Детям предлагается нарисовать себя какой он есть сейчас и каким бы хотел стать. После показа рисунков в кругу с каждым участником обсуждается (а ребята помогают советами - как стать лучше) какие шаги нужно предпринять, что бы соответствовать своему образу, какие ему присущи черты, и как в себе их развить.

После этого каждый ребёнок рисует для себя поэтапную «дорожку - лестницу» к вершине своего совершенства, изображая себя на каждом этапе восхождения (какие качества он прибавляет себе с каждой ступенькой и какие поступки совершает, что бы быть лучше.)

10 з а н я т и е

1 упражнение - «Итоги - каким бы я хотел быть и какой сейчас».

Детям предлагается нарисовать себя какой он есть сейчас и каким бы хотел стать. После показа рисунков в кругу с каждым участником обсуждается (а ребята помогают советами - как стать лучше) какие шаги нужно предпринять, что бы соответствовать своему образу, какие ему присущи черты, и как в себе их развить.

После этого каждый ребёнок рисует для себя поэтапную «дорожку - лестницу» к вершине своего совершенства, изображая себя на каждом этапе восхождения (какие качества он прибавляет себе с каждой ступенькой и какие поступки совершает, что бы быть лучше.)

По окончанию курса, проводится отдельная консультация с родителями, на которой им даются рекомендации относительно конкретного ребёнка, а так же инструкция по поддержанию эффекта проведённых занятий, связанных с последним упражнением. Объясняются его цели и задачи, а так же предлагается поддерживать в ребёнке личностный контроль над своими поступками, акцентируя его внимание на построенной им лестнице.

Цель игры «Итоги»: заключается в самостоятельном контроле ребёнка самого себя (ощущения себя взрослым, повышение самооценки, внимательность по отношению к своим поступкам и действиям, самоанализ и самокритика негативного поведения и со своей стороны и со стороны взрослых).

Первые шаги родителей:

1. Повесить рисунок в комнате ребёнка.

2. Вместе с ребёнком, ежедневно акцентируя его внимание на поступках в повседневной жизни, добавлять или убирать качества которые помогают сделать шаг к вершине.

3. Для улучшения взаимопонимания в семье нарисовать такую же лестницу на консультации для родителей.

а) «Какой мой ребёнок сейчас, и каким бы я хотел (ла) его видеть».

б) «Что я делал (ла), что бы он был такой, какой есть сейчас и что нужно сделать, что бы он стал таким, каким мне бы хотелось».

в) «Какой я сейчас сам и что мне нужно, чтобы принимать своего ребёнка таким, какой он есть».

Для данной консультативной сессии выделяются 2 -3 встречи в течение недели, после всего курса, а так же 2 -3 в течение месяца по надобности клиента.

Приложение № 4.

Упражнение 1 - «Наши чувства».

Цель: посредством ознакомления детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением, а так же отреагированием негативного опыта, мы учим их справляться с агрессией.

Материалы: карточки с названием чувств: радость, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, гнев, стыд, восхищение, благодарность, удивление, злость, отвращение, облегчение, нетерпение, испуг, смущение, печаль.

Процедура: предложить ребёнку разделить карточки на две группы, в которой одни чувства будут положительными, а в другой, отрицательные. А потом постараться вместе придумать разные ситуации, в которых они будут проявляться. После этого, дать ребёнку задание нарисовать те чувства, которые ему больше всего нравятся, и рассказать почему.

Методика «Маленький секрет».

Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния помогает детям избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения.

Материалы: лист бумаги, цветные карандаши.

Процедура: «Сядь поудобней, сделай 2 -3 глубоких вдоха, закрой глаза. Сосредоточься и вспомни своё любимое место, где ты любишь быть, где тебе спокойно и хорошо, если такого нет, придумай его. Звуки, цвета, окружающие предметы в этом месте, какие они…. Поиграй там некоторое время. А теперь ещё раз глубоко вдохни, оглядись и запомни, открой глаза.

Попробуй нарисовать это место, что ты представил».

Затем вместе с ребёнком обсудить картинку, о чём он думал, на что это всё похоже и т.д.

Время процедуры: час, час двадцать.

Методика «Мои эмоции».

Цель: ролевое проигрывание жизненных ситуаций, вживание в роль. Возникающие чувства и переживания учат детей искать альтернативные варианты поведения, нежели агрессия.

Материалы: картон, детский конструктор, кукольный театр, либо обычные игрушки (мишки, солдатики, куклы, машинки и т.д.)

Процедура: Проводится на примере сказок, либо вместе с ребёнком придумываются различные истории, где ребёнок придумывает персонажей и наделяет их определёнными качествами и поведением. Затем истории проигрываются, их можно записывать на камеру, а потом вместе с ребёнком просматривать и выделять персонажей, на сколько их задуманный образ получилось передать, какие качества этот образ подчёркивали, каким героем ему больше нравилось бать и почему. Если отрицательным, то побеседовать о том, что же не хватает положительному герою, что бы быть лучшим и как ему этого достичь. Придумать сказку, где положительный персонаж постепенно наделяется теми качествами, что нравятся ребёнку в отрицательном герое и что из этого в итоге получается.

Постараться переместить героев к концу 3 - 4 занятию в реальную жизнь.

Методика «Театр из пластилина».

Цель: выход агрессии, спровоцированный на кукол из пластилина.

Материалы: коробка с пластилином, палочки, веточки, а так же маленькие игрушки и конструктор.

Процедура: первый этап может быть осуществлён по принципу методики «мои эмоции», но с добавлением агрессивной окраски. Например: игра крепость. Ребёнок строит один лагерь из пластилина, а другой из конструктора, одной из сторон объявляется война. Разыгрывается нападение, дальнейший ход придумывает ребёнок, будет ли кто - то победителем или он всё разрушит, консультант остаётся здесь зрителем и лишь поддерживает динамику процесса высвобождения агрессии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11