Работа социального работника с детьми с противоправным поведением
употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;
совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
освобожденные от уголовной ответственности вслед-ствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем при-менения принудительных мер воспитательного воздействия;
не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психичес-ком развитии, не связанного с психическим расстройством;
обвиняемые или подозреваемые в совершении пре-ступлений, в отношении которых избраны меры пресече-ния, не связанные с заключением под стражу;
условно-досрочно освобожденные от отбывания на-казания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
получившие отсрочку отбывания наказания или от-срочку исполнения приговора;
освобожденные из учреждений уголовно-исполни-тельной системы, вернувшиеся из специальных учебно- воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и/или после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и/или нуждаются в социальной по-мощи и/или реабилитации;
осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
При этом профилактика безнадзорности и правонару-шений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, на-правленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, право-нарушениям и антиобщественным действиям несовершен-нолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуаль-ной профилактической работой с ними и их семьями, на-ходящимися в социально опасном положении.
Важнейшим, до сих пор неадекватно оцененным ново-введением, является представленная в законе индивиду-альная профилактическая работа, заявленная как ведущий инструмент и государственная технология работы с деть-ми группы риска.
Индивидуальная профилактическая работа - деятель-ность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и/или предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Введение института индивидуальной профилактичес-кой работы - явление весьма актуальное и своевременное. Превентивные меры однозначно защищают приоритет индивидуального подхода в решении проблем детей как компонент общегосударственной технологии.
Впервые в российской практике взаимодействия с деть-ми группы риска предусмотрена и определена мера ответ-ственности лиц за нераспространение конфиденциальной информации о ребенке. Законом декларируется невмеша-тельство в жизнь семьи, уточнены условия вмешательства государства в процесс воспитания ребенка.
Впервые за многие годы профилактической работы при-оритеты наказания и ответственного воздействия на ре-бенка, несовершеннолетнего, совершившего противо-правные действия, уступили место социально-педагоги-ческой работе по выявлению и предупреждению причин и действий со стороны несовершеннолетнего, которые могли бы квалифицироваться как противоправные, анти-общественные.
Законодателем предусмотрены условия развертывания индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего. Только решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может явиться пол-ноправным основанием для организации индивидуальной профилактической работы в отношении любого ребенка или семьи, оказавшихся в трудной или социально опасной ситуации.
Таким образом, введение института индивидуальной про-филактической работы решает как минимум две задачи:
организация адресной работы с детьми, которые дей-ствительно должны быть подвержены целенаправленному воздействию со стороны органов власти и правоохранительных органов в случае совершения ими неправомерных деяний,
защита несовершеннолетних и их семей от нерегламентированного, необоснованного и неквалифицированного вмешательства в жизнь под различными предлогами.
Все вышеприведенные размышления дают однознач-ный ответ на вопрос об объекте общегосударственной тех-нологии работы с детьми группы риска.
Выделенные особенности и противоречия характеризу-ют особенности выбора объекта общегосударственного под-хода в профилактической работе с детьми группы риска. Анализ позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваются государ-ством и обществом целостно.
В то же время получен определенный опыт реализации социального законодательства, практика показала, что ве-домственная разобщенность в решении этих проблем иг-рает крайне негативную роль.
В современной психолого-педагогической и социальной литературе все настойчивее звучит мысль о необходимос-ти оформления целостной социальной политики в отноше-нии несовершеннолетних группы риска в рамках ювенальной юстиции и государственной политики детства.
Перед специалистом в сфере профилактики и социаль-ной работы с детьми возникла задача профессионального освоения не только инструментальных средств и способов работы с несовершеннолетними, но и основ государствен-ного подхода в решении проблем несовершеннолетних, по-иск таких форм работы, которые обеспечивали бы успеш-ность социального развития ребенка.
Определенная противоречивость общегосударственно-го подхода в выборе объекта профилактики и социальной работы может быть преодолена путем согласования пози-ций и организации взаимодействия всех специалистов, занимающихся социальным воспитанием ребенка.
Это аксиома социального взаимодействия.
Коль скоро социальное законодательство по целям совпада-ете ведущей категорией социальной педагогики - социальным воспитанием, необходимо проанализировать, насколько пере-чень субъектов социального воспитания совпадает с перечнем субъектов системы профилактики безнадзорности и правона-рушений, представленным в законодательстве.
В соответствии с текстом Закона «Об основах системы профилактики...» к субъектам системы отнесены:
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодатель-ством Российской Федерации и законодательством субъек-тов Российской Федерации;
органы управления социальной защитой населения;
органы управления образованием;
органы опеки и попечительства;
органы по делам молодежи;
органы управления здравоохранением;
органы службы занятости;
органы внутренних дел.
В тексте закона предусмотрительно разведены функции и полномочия органов управления и учреждений, служб на-званных выше профильных государственных и местных органов власти. Таким образом, с одной стороны, с точки зрения государственного управления в число субъектов си-стемы включены все управленческие органы, реализующие те или иные функции по работе с детьми и несовершенно-летними. С другой стороны, в составе субъектов не просмат-риваются семья и организации, представляющие ее инте-ресы в обществе, кроме органов опеки и попечительства, не указана возможность участия в системе профилактики общественных объединений и организаций граждан, реа-лизующих целевые программы работы с детьми, в том чис-ле с детьми, имеющими трудности в поведении и развитии.
Впервые за многие годы в российском законодательстве появились нормы и процедуры, согласовываемые с ведущи-ми законами педагогической деятельности, предусматри-вающие функции и задачи социально-педагогической реа-билитации несовершеннолетних в качестве приоритета профилактической работы.
В то же время законодательство ярко отражает картину динамики общественных и научных взглядов на проблемы детского неблагополучия и правонарушений в российском обществе:
с одной стороны, сам по себе государственный подход претендует на целостность разрешения проблем детей и защиты их прав;
с другой стороны, законодатель так и не определил, в какой сфере социальной практики должна профессиональ-но осуществляться комплексная работа с детьми, нуждаю-щимися в помощи и поддержке со стороны государства. Какое из направлений государственной социальной поли-тики может реализовать декларированные в законах прио-ритеты защиты прав несовершеннолетних?
Вновь, как это неоднократно было в российской истории, идеи социальной работы захватывают умы и сердца людей, готовых заниматься ею добросовестно и профессионально.
В то же время официального признания социальной ра-боты в качестве самостоятельного направления и инстру-мента социальной политики государства до настоящего времени не произошло. Органы и учреждения, специалис-ты, призванные законодателем осуществлять ежедневную социальную работу с детьми, выполняют свои обязаннос-ти в пределах профилактической работы, объективно за-щищают права несовершеннолетних, но ограничены в ре-шении этих задач масштабом и объемом профилактики.
В то же время только в рамках профессионально органи-зованной социальной работы можно максимально эффек-тивно провести адресную диагностику проблем клиента -ребенка - и предложить необходимый в каждом конкрет-ном случае способ взаимодействия и выхода из трудной жизненной ситуации.
По целям система профилактики и государственный подход в разрешении проблем детей ориентированы на достижение этого результата. Но списки субъектов сис-темы (читай: список носителей профессиональных инст-рументов решения детских проблем) и носителей техно-логии открытой социальной работы с ребенком крайне невелики.
При этом управленцам хорошо известно, что именно но-сители профессиональных технологий определяют содер-жание идеологии, воспроизводимой в результате их дея-тельности. В спроектированном государственном подходе существует определенная, заложенная самим законодате-лем, опасность. Система может воспроизводить в качестве результата не столько статистику позитивных изменений в жизни детей, оказавшихся в трудных или социально опас-ных ситуациях, сколько набор и перечень действий, мер, проводимых субъектами системы профилактики примени-тельно не к конкретному ребенку, а по отношению к детям вообще.
При этом законодатель по сути противопоставил выст-роенную систему профилактики и Комиссию по делам не-совершеннолетних в этой системе. Комиссия, с одной сто-роны, призвана защищать права несовершеннолетних, а с другой - выполнять специфическую профессиональную функцию - социальную работу. Таким образом, по замыслу создателей государственной технологии профилактики, именно Комиссия по делам несовершеннолетних обязана выполнить роль координатора, «конкретизатора», органи-затора и контролера эффективного сопровождения ребенка.
Глава 2. Технология социальной работы с несовершеннолетними с противоправным поведением
2.1. Методы работы социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением
Наилучшими методами решения этой проблемы остаются до сих пор методы, раз-работанные и успешно испытанные А. С. Макаренко в его педагогической деятельности. В последние десятилетия в нашей стране широко развернулись психолого-педагоги-ческие исследования по этой проблеме. Наибольшую изве-стность получили труды Д. И. Фельдштейна. Он указыва-ет четыре группы несовершеннолетних правонарушителей.
Представители первой группы характеризуются на-личием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгои-стичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя прису-щее им упорство в достижении поставленной цели, стрем-ление к первенству, частично осознанное чувство их со-циальной неполноценности.
Ко второй группе относятся подростки с деформиро-ванными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Коррекционная работа заключает-ся в изменении обстановки и привычных форм поведе-ния, высказывании доверия к ним, одобрении их дости-жений, вырабатывании умения не только подчиняться, но и командовать.
У подростков третьей группы наличествуют как дефор-мированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эго-изм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступ-ки. Полезной для них в воспитательном отношении яв-ляется ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоут-вердиться.
К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными това-рищами подростков. Представители этой группы -- слу-чайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчи-вы перед дурным влиянием. У подростков этой группы важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу развития личности, подвести их к включе-нию в полезную трудовую деятельность. Им необходима постоянная работа в коллективе, систематический конт-роль и оценка их деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании.
Рассмотрим способы социально - педагогической коррекции агрес-сивного поведения подростков. В длительном процессе их перевоспитания требуется обратить особое внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих чувств у подобных правонарушителей. В целях исправления не следует: закреплять отрицательную оценку за подобными молодыми людьми, препятствовать их участию в обычных молодежных объединениях, слишком настой-чиво и бесцеремонно вовлекать в общие дела коллекти-ва учащихся. Наоборот, при перевоспитании правонару-шителей требуется выдержка, умение терпеливо и на-стойчиво объяснить неправильность их взглядов и пове-дения, переубеждать и открывать для молодежи достой-ные и увлекательные жизненные перспективы.
Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в стычках между отдельными группа-ми. Спор между проживающими по соседству подрост-ковыми группами обычно идет из-за территориальных «сфер влияния»: клубов, кинотеатров, танцплощадок и т. п. Соперников туда стремятся не допускать. Для пре-дотвращения подобных действий рекомендуется органи-зация совместных массо-вых мероприятий, объединяющих подростков из сосед-них дворов. При этом важно помнить, что в подготовке этого мероприятия должны принять самое активное уча-стие лидеры этих дворовых групп подростков.
С несовершеннолетними, присваивающими чужие вещи, необходимо провести большую разъяснительную работу, показав негуманность их действий по отноше-нию к пострадавшему и сформировав правильное содер-жание понятия «честность» как важной личной и граж-данственной черты. Но дело этим не ограничивается. Следует предпринять все возможные меры по ликвида-ции педагогической запущенности такого школьника.
Стремление подростка испытать себя в рискованном деле (набег на соседский сад, сельскохозяйственные угодья и т. п.) не позволяет ему глубоко и серьезно задуматься над непра-вильной формой его осуществления. Поэтому необходима разъяснительная работа воспитателей по вскрытию проти-воправности таких действий. Требуется также, чтобы под-росток понимал не только свои интересы, но и встал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удов-летворить указанные выше потребности.
2.2.Анализ деятельности учреждения
Работу социального педагога с несовершеннолетними - правонарушителями проанализируем на примере Майкопской воспитательной колонии.
Сегодня к жизни в Майкопской воспита-тельной колонии приспосабливаются 33 под-ростка из Северной Осетии, Карачаево-Черкесиии, Адыгеи, Ставропольского края. Директор общеобразовательной школы МВК УФСИН России по РА Ирина Алексеевна Краевая, заместитель начальника МВК Б.А.Абрамян.
Здесь находятся такие как Сергей, который убегал из дома, воровал, ню-хал клеи, в 9 лет прибился к бомжам и устро-ился вместе с ними жить на кладбище. Отыс-кал себе перину, соорудил шалаш.
Другой пример «теплых отношений» отцов и детей -- жалостливое письмо матери. В семье помимо старшего, который досиживает в МВК срок за вооруженный разбой, подрас-тают еще двое -- четырех и двух лет. Мать найти работу не может, семья в прямом смыс-ле слова голодает. И просит убитая горем ро-дительница единственного кормильца за ре-шеткой: как освободишься, придумай что-ни-будь, но деньги достань. Где он будет доста-вать, и так понятно.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|